Актуальность темы исследования обусловлена:
– социальным заказом общества на компетентную личность, способную к самообучению, получению определённой информации из различных источников и свободной ориентации в быстро меняющемся информационном потоке;
– низкими показателями результатов международных исследований в области чтения, трудностями, с которыми сталкиваются школьники при работе с текстами, заданиями тестового характера, предлагаемыми на ГИА и ЕГЭ по русскому языку;
- недостаточно эффективно выстроенной системе методов и приёмов работы, используемой учителями именно при подготовке к изложениям в предэкзаменационный период деятельности на уроках русского языка в 9 классах;
Проблеме понимания посвящено много работ, однако понимание часто изучается попутно с рассмотрением других процессов: восприятия, памяти, мышления [2, 3]. А.А. Леонтьев характеризует понимание как
«сложную психическую деятельность субъекта», которая протекает при участии памяти, мышления и т.д., поэтому «рассматривать понимание, не затронув вопроса взаимосвязи понимания и других психологических процессов (восприятия, мышления), не представляется возможным». [4, 97], [5,29]. Существует точка зрения, согласно которой необходимо рассматривать понимание учащимися информации как отдельное педагогическое явление.