Методика обучения бегу и ходьбе
Преподаватель физического воспитания обязан научить занимающихся правильно и экономно ходить. В первую очередь он должен обращать их внимание на правильную постановку стоп и осанку занимающихся[].
При постановке на землю стопа слегка разворачивается наружу. Ноги нельзя ни чрезмерно расслаблять, чтобы они не «волочились» по земле, ни все время напрягать. При обычной ходьбе нога вначале ставится на пятку, а затем перекатом ставится на носок.
Колебания туловища (вертикальные и боковые) необходимо сводить до минимума. Движения руками при ходьбе должны быть свободными и размашистыми как в локтевых, так и в плечевых суставах.
При беге стопа ставится на землю более прямолинейно, чем при ходьбе, т. е. носки не поворачиваются наружу. Туловище наклонено вперед, руки, согнутые в локтевых суставах примерно под углом 90°, совершают свободные маховые движения в плечевых суставах, нога ставится на носок.
Одна из задач преподавателя заключается в том, чтобы научить занимающихся различной длине шага. Для этой цели целесообразно использовать разметки на полу или площадке. Переход от одного вида ходьбы или бега к другому, как правило, производится в движении.
Упражнения можно усложнять движением рук, чередованием нескольких различных упражнений, ускорением или замедлением их темпа и т. д.
Физиологическая нагрузка регулируется изменением темпа, дозировки, вида ходьбы или бега, дополнительными препятствиями, грузом.
При проведении упражнений в ходьбе необходимо обращать особое внимание на осанку, особенно при занятиях с детскими группами.
Дышать следует равномерно, акцентируя внимание на выдохе.
Методика обучения упражнениям в равновесии
При обучении упражнениям в равновесии необходимо следить за тем, чтобы занимающиеся смотрели не вниз, а вперед, сохраняя опору в поле зрения. Плечи должны быть развернуты, спина закреплена, живот подтянут.
Упражнения на повышенной опоре надо предварительно разучивать на полу.
Упражнения в равновесии усложняются путем изменения:
1) площади опоры, выполнения упражнений на носках, на пятках, на одной ноге и т. д.;
2) положения головы или туловища, выполнения упражнений с поворотами, наклонами вперед, в сторону, назад;
3) положения рук, ставя их за голову, поднимая вверх, вперед и т. д.;
4) способов передвижения;
5) направления движения;
6) высоты снаряда;
7) скорости выполнения упражнений, учитывая, что поворот в быстром темпе, бег сложнее, чем поворот в медленном темпе, ходьба и т. д.;
8) угла наклона снаряда.
Трудность упражнения изменяется в зависимости от того, на чем они выполняются — на полу, гимнастической скамейке, бревне и буме (на плоской, закругленной стороне), на качающемся бревне. Помимо того, упражнения в равновесии усложняются преодолением препятствий; переноской груза; выполнением их с закрытыми глазами.
Методика обучения лазаннию
При проведении упражнений в лазанье не следует переходить от легких упражнений к трудным. Целесообразно вначале усложнять более легкие упражнения. Это достигается путем: лазанья с каким-либо предметом (палкой, булавой, набивным мячом и др.); дополнительных движений руками, ногами или туловищем (например, лазанье по наклонной лестнице согнувшись или по вертикальной в приседе; лазанье при помощи рук и одной ноги или наоборот); увеличения скорости лазанья или расстояния; изменения хвата за снаряд (хват сверху, разный хват).
Учитывая большую нагрузку при лазанье в простом висе, а также затрудненное дыхание, необходимо переходить к этим упражнениям очень осторожно, особенно на занятиях с детьми. Детским группам целесообразно предлагать возможно больше разнообразных упражнений в лазанье в смешанном висе и упоре, так как при их проведении значительно легче регулировать физическую нагрузку, кроме того, они очень эмоциональны.
Упражнения в лазанье рекомендуется проводить в форме игр и соревнований. Это значительно повышает интерес к ним. Как правило, упражнения в лазанье проводятся в основной части урока.
Страховка здесь необходима, так же как и при выполнении упражнений на других гимнастических снарядах. Упражнения в лазанье желательно чаще проводить на естественной местности.
Методика обучения упражнениям в метании и ловле
При проведении упражнений в метании и ловле важно следить за тем, чтобы нагрузка равномерно распределялась на обе стороны тела. Следовательно, метание и ловлю следует выполнять как правой, так и левой руками. Упражнения в метании и ловле требуют четкой организации. При неправильном и тесном размещении занимающихся возможны травмы.
Наиболее трудным движением является ловля. Следовательно, прежде всего необходимо овладеть техникой этого движения.
Упражнения в метании и ловле усложняются путем:
1) изменения объема и веса бросаемых предметов;
2) увеличения количества одновременно бросаемых предметов;
3) увеличения расстояния, с которого бросаются предметы;
4) сочетания метаний и ловли с движением руками, ногами, туловищем (например, с хлопками в ладоши, приседаниями, поворотами, прыжками, с переползанием, бегом и др.);
5) изменения исходных положений (например, сидя, лежа, стоя на колене и т. д.);
6) метания и ловли одной рукой.
Методика обучения упражнениям в поднимании и переноске грузов
Упражнения в поднимании и переноске предметов можно предлагать даже ученикам первого класса начальной школы, но очень постепенно увеличивая нагрузку.
Дозировать упражнения можно путем увеличения или уменьшения веса груза, изменения темпа движения, расстояния переноски, введения или исключения препятствий.
По мере приобретения навыков в поднимании и переноске можно постепенно увеличивать скорость переноски грузов, включать в урок различные эстафеты, давать специальные задания. В качестве подводящих или подготовительных используются упражнения с набивным мячом. В младших классах грузом служит набивной мяч. С ним выполняются поднимание и переноска, передачи в круге, в шеренге, в колонне в различных исходных положениях. Переносить груз сбоку надо поочередно, то под одной, то под другой рукой (так же и на плече), а переноску на спине следует чередовать с переноской перед собой. Переноска предметов на голове — ценное упражнение, способствующее формированию правильной осанки. Переноска предметов сбоку, на плече, может служить одним из основных упражнений для исправления недостатков в осанке, что чрезвычайно важно учитывать в занятиях с детьми.
Обучение ОРУ ведется в соответствии с дидактическими принципами сознательности и активности, доступности, наглядности, системности в зависимости от контингента занимающихся и решаемых задач, используются разнообразные организационные формы и приемы способы проведения упражнений.
Простейшие упражнения, с которых следует начинать обучение, строятся на изолированных движениях и их сочетаниях. В дальнейшем, по мере совершенствования двигательной функции, упражнения усложняют путем подключения различных совмещенных движений.
Контроль за качеством выполнения упражнений — важнейшее условие адекватности их воздействия, так как неточное выполнение движений по направлению, амплитуде, скорости, степени мышечных напряжений приводит к искажению смысла упражнений. Поэтому преподаватель постоянно должен фиксировать внимание занимающихся на неточностях и добиваться качественного исполнения упражнений. Отличным методом само коррекции движений является работа перед зеркалом. Приучаясь выполнять движения точно, занимающиеся вырабатывают мышечные ощущения, позволяющие им управлять своим телом в точном соответствии с задачами
Рассмотрим общие методические рекомендации по составлению разминочных комплексов общеразвивающих упражнений на уроках:
1. Упражнения, включенные в комплекс, должны быть направлены на решение задач урока.
2. Содержание упражнений должно соответствовать уровню подготовленности, полу и возрасту занимающихся.
3. Упражнения необходимо подбирать так, чтобы они оказывали всестороннее воздействие на занимающихся обеспечивали развитие основных физических качеств. Упражнения должны способствовать формированию правильной осанки и овладению умением управлять своими движениями.
4. Упражнения должны следовать одно за другим в соответствии принципом постепенного нарастания нагрузки. Целесообразно начинать с наиболее легких и простых, связанных движениями отдельных частей тела, затем рекомендуется включая комплексные упражнения, дающие нагрузку большим группам мышц.
5.Необходимо чередовать упражнения так, чтобы в работу включались последовательно разные части тела. Поочередная работа различных частей тела повышает эффективность мышечных усилий и создает оптимальные условия для отдыха работавших мышц.
6. Упражнения силового характера должны предшествовать упражнениям на растягивание. После напряженной работы целесообразно выполнять упражнения на расслабление.
К конкретной последовательности упражнений в комплексе существуют разные подходы:
1. Проработка мышечно-связочного аппарата сверху bhиз (руки, плечевой пояс, шея, туловище, тазовый пояс, ноги).
2. Аналогичная проработка, но снизу вверх.
3. Переход от движений в мелких суставах к движениям в более крупных (кисти — стопы, локти — колени, плечи – таз, позвоночник).
4. Работа по типу серий «руки — ноги — туловище» (3—серий), каждый раз изменяя направленность воздействия.
5. Строгое следование «типовой схеме» с конкретным перечнем направленности воздействия упражнений.
Такое разнообразие подходов свидетельствует, с одной стороны, об очень широких возможностях ОРУ, а с другой — о недостаточной изученности воздействия комплексов различных видов построения на решек конкретных педагогических задач.
Следует признать целесообразность 1-го, 2-го и особенно 3-го подходов в случаях, когда в рамках решения гигиенических задач проводится называемая суставная гимнастика, целью которой является тщательная проработка всех суставов. А при проведении разминки в уроках, когда требуется решение сразу многих педагогических за короткое время, следует придерживаться 4-го и 5-го вариантов, выполнению комплексов ОРУ приступают после предварительной o6щей функциональной разминки с включением разновидностей ходьбы и бега.
Нагрузка, получаемая от выполнения ОРУ, зависит, прежде всего, от содержания самих упражнений. Однако кроме этого преподаватель имеет возможность изменять нагрузку и при одинаковом упражнении, регулируя следующие показатели.
Количество повторений каждого упражнения, темп выполнения, амплитуду движений, характер движений (плавно — резко, напряженно — расслабленно), продолжительность интервалов отдыха между упражнениями, исходные положения.
Дозировать упражнения надо исходя из общих правил учета степени подготовленности занимающихся, их возраста, пола, а также решаемых задач.