СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика организации и проведения родительских собраний

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Введение

  1. Функции и виды родительского собрания
  2. Подготовительная работа к проведению родительского собрания
  3. Рекомендации учителю для успешного проведения родительского собрания
  4. Примерная тематика родительских собраний
  5. Нетрадиционные формы работы с родителями
    1. Индивидуальные консультации
    2. Тематические консультации
    3. Беседа
    4. Родительские чтения
    5. Родительские вечера
    6. Родительские тренинги
    7. Родительский ринг

Заключение

Список литературы

Просмотр содержимого документа
«Методика организации и проведения родительских собраний»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН


КОСТАНАЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ


Факультет дистанционного обучения

Кафедра информатики и КТ


Подгаец Светлана Викторовна

5В011100 – Информатика

№ зачетной книжки – 8209-14


РЕФЕРАТ

Дисциплина «Теория и методика воспитательной работы»

Тема «Методика организации и проведения родительских собраний»





ФИО преподавателя: Сеитова Р.С.


Содержание

Введение

  1. Функции и виды родительского собрания

  2. Подготовительная работа к проведению родительского собрания

  3. Рекомендации учителю для успешного проведения родительского собрания

  4. Примерная тематика родительских собраний

  5. Нетрадиционные формы работы с родителями

    1. Индивидуальные консультации

    2. Тематические консультации

    3. Беседа

    4. Родительские чтения

    5. Родительские вечера

    6. Родительские тренинги

    7. Родительский ринг

Заключение

Список литературы



ВВЕДЕНИЕ

«Плох тот воспитатель детей,

 который не помнит своего детства»

Эбнер-Эшенбах


Главными воспитателями своих детей являются родители. Подрастающее поколение будет таким, какой будет семья. Но, как писал А.С. Макаренко, “семьи бывают хорошие и семьи бывают плохие. Поручиться за то, что семья воспитывает как следует нам нельзя, говорить, что семья может воспитывать как хочет, мы не можем. Мы должны организовать семейное воспитание”.

Семья как социальный институт воспитания занимает одно из важнейших мест в процессе формирования и развития личности. Под руководством родителей ребенок приобретает свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действительности, умения и навыки жизни в обществе. Цели и задачи, решаемые педагогами в процессе совместной деятельности с родителями, определяют особенности организации, содержание форм и методов ее проведения.

В сложных современных условиях семье требуется систематическая и квалифицированная помощь со стороны школы. Процесс взаимодействия семьи и школы направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

Воспитание ученика в школе и воспитание в семье – это единый неразрывный процесс. Велика роль учителя в организации этой работы. Очень важно с первого года обучения и воспитания детей в школе сделать родителей соучастниками педагогического процесса. Главными задачами педагогов в этом направлении являются способствование единению, сплочению семьи, установлению взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, а также всестороннее систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребёнка. Учитель должен общаться с родителями, хочет он этого или нет.

И сегодня, современным родителям необходима помощь, ибо отсутствие знаний по психологии и педагогике ведут к ошибкам, непониманию, а значит, - к безрезультативности воспитания. Поэтому основные усилия педагогического коллектива должны быть направлены на повышение уровня педагогической культуры родителей.

  1. ФУНКЦИИ И ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ


Одной из эффективных форм работы учителя с родителями, взаимодействия родительского коллектива между собой является родительское собрание. Не зря учителя считают подготовку и проведение родительского собрания не менее сложными, чем проведение уроков или классных часов, внеклассных мероприятий. Ведь здесь встречаются педагоги и родители - две стороны-участники образовательного процесса, для того чтобы обсудить основные проблемы детей – третьей и самой главной стороны. Поэтому классный руководитель должен ответственно отнестись ко всем этапам организации и проведения родительского собрания.

Родительское собрание должно выполнять следующие функции:

  • ознакомление родителей с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса в школе (характеристика используемых учебных программ, методов обучения, рассказ о проводимых внеурочных мероприятиях, факультативах, кружках и т.п.);

  • психолого-педагогическое просвещение пап и мам, которое может выражаться в информировании родителей об особенностях конкретного возраста, условиях успешного взаимодействия с детьми и т.д.;

  • вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность (внеурочные мероприятия - конкурсы, экскурсии, походы и т.п.);

  • совместное решение организационных вопросов (питания, дежурства, дисциплины и других проблем).

Выбор вида и формы родительского собрания зависит от его тематики и поставленных целей.

Среди видов можно выделить: организационные (посвященные, например, предстоящей дальней экскурсии детей или подготовке к многодневному походу), собрания по плану психолого-педагогического просвещения (например, лекция с привлечением психолога об условиях успешного общения с подростками), тематические, собрания-диспуты по актуальным проблемам учебно-воспитательного процесса, итоговые (четвертные) и т.д. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами и может обсуждаться на родительском комитете.

Родительские собрания так же можно разделить на общешкольные, собрания по параллелям и классные. Общешкольные родительские собрания проводятся обычно реже, чем классные, раз - два в год, и то в случае необходимости. Пап и мам знакомят с новыми уставными документами школы, нормативными актами в сфере образования, с основными направлениями, задачами и итогами работы учебного заведения. Собрание родителей определенной параллели может проводиться в случае необходимости обсуждения важнейшей проблемы, вопроса, который касается только учащихся данных классов (например, собрание родителей выпускных классов, пап и мам первоклассников). Классные родительские собрания организуются несколько раз в год обычно в конце четверти, триместра, полугодия. На них обсуждаются важнейшие задачи учебно-воспитательной работы в данном классе, проводится планирование воспитательной работы, определяются способы и методы эффективного сотрудничества семьи и школы, подводятся итоги выполненной работы.



  1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА К проведениЮ родительского собрания


Подготовка и проведение родительского собрания включает следующие этапы:

I этап. Организация родительского собрания.

На этом этапе в первую очередь нужно определить повестку дня собрания и пригласить на него всех участников. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: пригласить родителей, подготовить материалы, освещающие учебную и внеклассную жизнь детей, которые могут быть в виде альбомов, компьютерных презентаций, видеороликов. Не лишним будет заранее оформить благодарственные письма родителям, чьи дети принимали активное участие в жизни класса, школы, участвовали в конкурсах и олимпиадах. Можно оформить индивидуальные приглашения родителям учащихся для участия в родительском собрании. Это могут быть приглашения в типографском варианте, оформленные руками самих учащихся или с помощью родительского комитета. Главное, что родители получают приглашения заранее, а не в день собрания. В нем нужно полностью указать имя и отчество родителей, день и час проведения собрания, его тему, программу, а также номер телефона классного руководителя или другой контактный номер, по которому можно поставить его в известность, если родители по какой-то причине не могут прийти на собрание. Кроме того, перед родительским собранием классному руководителю следует побеседовать с учителями-предметниками, для того чтобы персонально обсудить учебные достижения и особенности поведения учащихся на уроках. Эту информацию нужно будет проанализировать, обобщить основные тенденции в классе, а затем представить родителям.

Вместе с тем понятно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной деятельности их ребенка, именно поэтому к родительскому собранию можно подготовить листы успеваемости по каждому учащемуся отдельно и вручить их родителям для ознакомления с текущей успеваемостью ребенка. Маркером можно выделить те оценки, которые нужно исправить, обратить особое внимание на тот или иной учебный предмет, вызывающий затруднения у конкретного учащегося. И каким бы трудоемким не был процесс составления таких листов, он себя оправдывает, так как дневник не всегда дает целостное представление об учебе ребенка

Обязательно нужно обратить внимание на оформление класса, его чистоту, так как настроение родителей меняется не в лучшую сторону, если их встречает хмурый педагог в неопрятном кабинете.

II этап. Подготовка сценария и проведение собрания.

Этот этап подразумевает творческую работу педагога, знающего родителей своего класса, умеющего уловить их настроение. Тем не менее, любое родительское собрание обязательно должно включать в себя следующие компоненты:

  • Анализ учебных достижений учащихся класса.
    В ходе родительского собрания классный руководитель должен ознакомить родителей с общими результатами учебной деятельности класса. При этом на частные вопросы родителей о своих детях учитель должен отвечать только в персональной беседе. Также нужно помнить о том, что у родителей может быть повышен уровень тревожности и, знакомя их с мнением предметников, будет разумнее отказаться от субъективного мнения.

  • Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата класса.

Темой разговора с родителями могут быть наблюдения за поведением ребят в различных ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т.д.), их взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся, и другие вопросы. Родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок учится взаимодействовать с другими людьми, что является не менее важным, чем полученные им научные знания. Конечно, при этом учитель должен быть предельно деликатным, избегая негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя.

  • Психолого-педагогическое просвещение. Одной из важных задач классного руководителя является повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей. Эта часть родительского собрания может быть включена в структуру других компонентов. При этом классный руководитель необязательно должен прочесть лекцию на определенную тему, можно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, ссылки на соответствующие сайты Интернета, адреса интересных выставок и т.д.

  • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) состоит из двух составляющих: отчета о проделанной работе и информации о предстоящих делах; финансовые проблемы лучше заранее обсудить с родительским комитетом.

  • Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто такие родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что здесь не судят их, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: "Я вас понимаю!", "Я с вами согласен!".

III этап. Осмысление итогов родительского собрания.

Подведение итогов родительского собрания начинается на самом родительском собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать решения, дать информацию. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей. Все это впоследствии станет предметом размышлений для классного руководителя. Предметом анализа должны будут стать: персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.




  1. РЕКОМЕНДАЦИИ УЧИТЕЛЮ ДЛЯ УСПЕШНОГО ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Все вышесказанное можно представить в виде следующих рекомендаций:

1. Родительское собрание должно просвещать родителей, а не констатировать ошибки и неудачи детей в учебе.

2. Тема собрания должна учитывать возрастные особенности детей.

3. Собрание должно носить как теоретический, так и практический характер: разбор ситуаций, тренинги, дискуссии и т.д.

4. Собрание не должно заниматься обсуждением и осуждением личностей учащихся.

5. Классный руководитель должен не назидать, а общаться с родителями, давать им возможность высказывать свое мнение и точку зрения в ходе родительского собрания, а не после него.

6. Родительское собрание не должно быть длительным по продолжительности. Главным в его содержании является четкость, лаконичность, системность.

7. Каждое родительское собрание должно давать родителям пищу для размышлений и полезную информацию, которую можно использовать во благо ребенку (новые кружки и секции в школе, клубы; детские общественные объединения и организации, службы S0S и т. д.).

8. Строго контролируйте присутствие родителей на родительском собрании, выясняйте причины пропуска родительских собраний.

9. Если вы заранее оповещены о причине отсутствия некоторых родителей на собрании, сразу определите с ними сроки индивидуальной встречи, не дожидаясь следующего собрания.

10. Готовясь к родительскому собранию, составляйте его программу и готовьте перечень вопросов для обсуждения. Это поможет избежать лишних вопросов со стороны родителей и сэкономит время собрания для обсуждения более важных тем.

Текущими вопросами родительского собрания могут быть:

- внешний вид учащихся, обучение ребенка в семье соблюдению санитарно — гигиенических норм;

- вопросы питания учащихся;

- вопросы оказания материальной помощи учащимся класса;

- вопросы организации копилки класса;

- вопросы функционирования кружков и секций на платной основе;

- вопросы посещения учащимися занятий и секций на платной и бесплатной основе;

- вопросы отношения родителей к пропускам уроков учащимися по уважительной причине и без них;

- ведение учащимися тетрадей и дневников;

- состояние школьных учебников;

- вопросы отношения родителей к участию детей во внеклассных мероприятиях.

11. Помните, положительный итог каждого собрания является благоприятной основой будущего собрания!





  1. Примерная тематика родительских собраний.


5 класс

  1. Трудности адаптации ребенка к обучению в 5-ом классе.

  2. Роль общения в жизни школьника.

  3. Культурные ценности семьи и их значение для ребенка.

  4. Итоги прошедшего года – «Вот и стали мы на год взрослей».

6 класс

  1. Роль книги в развитии интеллектуальных и личностных качеств человека.

  2. Физическое развитие школьника и пути его совершенствования.

  3. Результативность школьного урока. От чего она зависит?

  4. Итоги прошедшего учебного года.

7 класс

  1. Половые различия и половое созревание. Проблемы и решения.

  2. Роль семьи в развитии работоспособности ученика.

  3. Воля и пути ее формирования у учащихся.

  4. Итоги прошедшего учебного года.

8 класс

  1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка.

  2. Способности и роль семьи в их развитии.

  3. Психологические и возрастные особенности подростка.

  4. Итоги прошедшего учебного года.

9 класс

  1. Помощь семьи в правильной профессиональной  ориентации ребенка.

  2. Анализ учебной работы учащихся 9 классов.

  3. Трудный ребенок. Какой он?

  4. Анализ подготовки учащихся класса к экзаменам.

10 класс

  1. Особенности организации учебного труда школьника в 10 классе и роль родителей в этом процессе.

  2. Режим дня школьника, его роль.

  3. Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развить?

  4. Итоги прошедшего учебного года.

11 класс

  1. Особенности физического воспитания в 11 классе.

  2. Результативность учебы учащихся 11 классов за первое полугодие.

  3. Значение выбора в жизни человека.

  4. Итоги прошедшего учебного года.

Тематика общешкольных родительских собраний

Начальная школа

  • Психологические и физиологические особенности учащихся младшего школьного возраста.

  • Режим дня и его влияние на качество обучения.

  • Мир глазами первоклассника. Особенности восприятия у ученика первого класса.

  • Роль чтения на начальном этапе обучения. Чтение как источник знаний и одна из основ формирования личности.

  • Роль игры в расширении кругозора ребенка.

  • Воспитание трудолюбия. Распределение обязанностей в семье.

  • Дети и деньги. Семейный бюджет и ребенок.

  • Шалость и хулиганство - есть ли различия?

  • Роль семьи в формировании личности ребенка.

Средняя школа

  • Адаптация учащихся к условиям обучения в средней школе: проблемы и задачи.

  • Индивидуальные трудности школьников в обучении и пути их преодоления.

  • Когда легко учиться?

  • Способный ребенок - не дар природы. Неспособных детей нет.

  • Роль семьи в воспитании культуры поведения ребенка.

  • Психологические особенности подросткового периода. Роль семьи в формировании чувства взрослости и стремлении к самостоятельности.

  • Видеть и понимать. Сочувствие, сопереживание и помощь ребенку - гарантия мира, спокойствия и благополучия в семье.

  • Особенности межличностных отношений подростков.

  • Психологический стресс и подросток.

  • Помощь родителей в формировании и развитии волевых качеств.

  • Трудности роста и их влияние на отношения между родителями и подростками.

  • Воспитание детей и "ножницы времени".

  • Роль семьи и школы в выборе учащимися пути дальнейшего образования.

Старшая школа

  • Роль родителей в процессе выбора профессии и самоопределении подростков.

  • Особенности старшего школьного возраста. Роль родителей в формировании ценностных ориентаций.

  • Трудности личностного роста и их влияние на обучение в школе.

  • Взаимодействие классного руководителя и родителей в формировании классного коллектива.

  • Профессиональные намерения и возможности учащихся класса.


  1. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ


К нетрадиционным формам работы с родителями можно отнести следующие: родительские чтения, родительские вечера, тематические, групповые и индивидуальные консультации.


    1. ИНДИВИДАУЛЬНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ


Одна из важнейших форм взаимодействия классного руководителя с семьей является индивидуальная консультация. Организация и проведение индивидуальных консультаций необходимы, в первую очередь, когда учитель как классный руководитель приходит в новый класс. Многие родители испытывают робость и беспокойство, определенную тревогу перед посещением школы. Особенно часто это бывает в том случае, если ребенок испытывал дискомфорт при посещении начальной школы, если у родителей не складывались отношения с предыдущим учителем, если у ребенка сложилось негативное мнение о школе, закрепленное мнением родителей. Для того, чтобы ребенок легче пережил адаптацию к школе, необходимо организовывать групповые и индивидуальные консультации-собеседования с родителями. Первую индивидуальную консультацию необходимо провести уже в конце августа или в начале сентября. На индивидуальную консультацию родителей можно пригласить по собственной, инициативе, изучив результаты обучения в начальной школе или по рекомендации первого учителя. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планировать организацию воспитательной работы с ребенком и классом. Индивидуальная консультация должна носить изучающий характер и способствовать созданию хорошего контакта между родителями и учителем.

В ходе первоначальной консультации классному руководителю желательно получить ответы на следующие вопросы:

- особенности здоровья ребенка;

- его любимые игры, увлечения, интересы;

- предпочтения в общении в семье;

- поведенческие реакции;

- особенности характера;

- мотивация учения;

- моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации, которая проводится при первой встрече с родителями, можно предложить родителям заполнить анкету «Мой ребенок»:

Когда он родился, то...

Самым интересным в жизни моего ребенка было то, что он...

О здоровье своего ребенка я могу рассказать следующее...

В начальной школе к нему (к ней) относились так, что мы...

Его (ее) отношения с учителем были...

Моему ребенку нравится, когда...

Моему ребенку не нравится, когда...

Его положительными качествами является то, что он всегда...

Его отрицательными качествами является то, что он может...

Трудности в воспитании нашего ребенка связаны с тем, что...

Я хотел бы, чтобы классный руководитель обратил внимание на его способности ...

Мы надеемся, что с помощью классного руководителя мы сможем развить в своем ребенке следующие качества ...

И преодолеть следующие качества ...

В ходе индивидуальной консультации педагог должен внимательно слушать родителей и всем своим поведением способствовать тому, чтобы они охотно рассказывали о своем ребенке как можно больше. Чем больше сведений классный руководитель имеет о каждом ребенке, тем больше шансов создать ему нормальные условия для становления.

Помимо анкеты, классный руководитель должен составить примерный опросник, который ляжет в основу будущего изучения школьника. Вот примерный перечень вопросов, ответы на которые требуют внимания педагога:

— С положительной или отрицательной стороны родители начинают характеризовать своего ребенка?

— Противоречат ли родители друг другу, когда говорят о ребенке?

— Прогнозируют ли родители будущее своего ребенка, какие аргументы приводят родители в мотивацию своего прогноза?

— Какое мнение сложилось у родителей о начальной школе, в которой учился ребенок?

— Какое мнение о школе у родителей сегодня?

— Как оценивают родители положение ребенка в его собственной семье?

— Что ребенку в семье можно делать и чего нельзя?

— Какая помощь нужна родителям от школы и общественных организаций?

— Какой они видят воспитательную систему класса и свою роль в ней?

— Какие поручения в классе мог бы выполнять их ребенок?

В ходе индивидуальной консультации педагог должен делать пометки, которые будут ему хорошим подспорьем при составлении плана воспитательной работы, характеристики класса и учащихся. Каждая индивидуальная консультация должна заканчиваться рекомендациями родителям по воспитанию ребенка. Рекомендации могут быть устными и письменными. Рекомендации можно вручить в ходе первой индивидуальной консультации и предложить обдумать их, а свое мнение высказать на первом родительском собрании в классе или на следующей консультации, если родители считают, что последующая консультация им необходима.

Рекомендации первой консультации могут выглядеть так:

Мы, педагоги, рады видеть Вашего ребенка в нашем учебном заведении. Искренне надеемся на то, что Ваша родительская дорога будет легкой, и Вы не устанете в пути.

Достигнуть успеха в воспитании и обучении ребенка можно только в тесном сотрудничестве семьи и школы. Сотрудничество принесет свои плоды тогда, когда родные и близкие люди, без которых ребенок не мыслит своей жизни, найдут в себе силы и мужество каждый день учиться быть настоящей Матерью и настоящим Отцом!

Пусть эти законы родительской истины помогут Вам состояться в качестве родителей, постарайтесь следовать им в самых трудных жизненных ситуациях, любите своего ребенка и дорожите его любовью к Вам.

Закон 1

Дорожите любовью своего ребенка. Помните, от любви до ненависти только один шаг, не делайте необдуманных шагов!

Закон 2

Не унижайте своего ребенка. Унижая его самого, вы формируете у него умение и навык унижения, который он сможет использовать по отношению к другим людям. Не исключено, что это будете Вы.

Закон 3 .

Не угрожайте своему ребенку. Угрозы взрослого порождают вранье ребенка, приводят к боязни и ненависти.

Закон 4

Не налагайте запретов. В природе ребенка — дух бунтарства. То, что категорически запрещено, очень хочется попробовать, не забывайте об этом.

Закон 5

Не опекайте своего ребенка там, где можно обойтись без опеки; дайте возможность взрослеющему человеку самостоятельно стать большим.

Закон 6

Не идите на поводу у своего ребенка, умейте соблюдать меру своей любви и меру своей родительской ответственности.

Закон 7

Развивайте в себе чувство юмора. Учитесь смеяться над своими слабостями, разрешайте своему ребенку смеяться вместе с вами.

Учите своего ребенка смеяться над собой! Это лучше, чем, если над ним будут смеяться другие люди.

Закон 8

Не читайте своему ребенку бесконечные нотации, он их просто не слышит!

Закон 9

Будьте всегда последовательны в своих требованиях. Хорошо ориентируйтесь в своих «да» и «нет».

Закон 10

Не лишайте своего ребенка права быть ребенком. Дайте ему возможность побыть озорником и непоседой, бунтарем и шалуном. Период детства весьма скоротечен, а так много нужно успеть попробовать, прежде чем станешь взрослым. Дайте возможность своему ребенку быть им во время детства, иначе период детства будет продолжаться и в его взрослой жизни. Это может обернуться серьезными последствиями и для Вашего ребенка и для Вас, родители! Помните, что самое большое родительское счастье — видеть состоявшихся, умных и благодарных детей! Мы желаем вам успехов!

В индивидуальных консультациях могут участвовать не только педагоги. Если в этом есть необходимость, то в индивидуальной консультации участвует психолог, социальный педагог, представитель школьной администрации. Однако, надо помнить, что консультация полезна лишь в том случае, если она помогает разрешить проблему, является своеобразным моментом истины в жизни семьи и ребенка.

 

5.2. Тематическая консультация


Если в детском коллективе есть проблемы, которые касаются нескольких семей, то можно провести тематическую консультацию. Для того, чтобы родители приняли участие в тематической консультации, инициатива ее организации может исходить от учителя или по предложению самих родителей. Тематическая консультация требует серьезной подготовки со стороны классного руководителя и тех специалистов, которые будут участвовать в консультации. Если родители согласились участвовать в консультации, классный руководитель должен побеседовать со специалистами, которые будут участвовать в консультации, познакомить их с теми проблемами, которые вызывают необходимость проведения такой консультации.

В ходе тематической консультации родители получают рекомендации от специалистов и классного руководителя, знакомятся с литературой по данной проблеме. Родителям можно предложить встретиться по теме консультации еще раз, если в этом будет необходимость.

Темы консультаций для родителей в школе могут быть такими:

• Детская агрессивность и ее причины.

• Самостоятельность ребенка во время выполнения домашних заданий. Как ее развивать?

• Как развить у ребенка интерес к чтению?

• Разногласия в семье и их влияние на учебные успехи ребенка.

• Ваш ребенок в коллективе детей.

• Детский эгоизм. Как его преодолеть?

• Друзья в жизни ребенка.

• Причины и последствия детской застенчивости.

• Роль семейных отношений в формировании культуры общения ребенка с другими детьми.

• Социальная адаптация ребенка и ее результаты.

• Причины детского одиночества.

• Методы воспитания ребенка в семье и их влияние на результаты учебной деятельности ученика.

• Алкоголизм родителей и детские страхи.

Перечень тем для проведения консультаций можно продолжить. Однако нужно помнить, что тематическая консультация будет полезна только в том случае, если родители действительно осознают проблему, из-за которой их приглашают принять участие в консультации. Если личной заинтересованности родителей нет, то консультация может просто навредить ребенку и привести к печальным последствиям.

Классный руководитель не должен увлекаться тематическими консультациями. Если вопросы, которые он хочет вынести на консультацию, касаются большинства родителей класса, то лучше обсуждать их на родительском собрании или используя иную форму просвещения родителей.

 


5.3 БЕСЕДА


Огромное значение в воспитательном арсенале классного водителя имеет беседа. Беседу лучше всего использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями и детьми, между отдельными педагогами и семьей. Использовать беседу в работе с родителями необходимо для того, чтобы наладить доверительную атмосферу, выявить трудные точки соприкосновения в конфликтных ситуациях. Результаты беседы не должны становиться гласными, если кто-то из участников беседы этого не хочет. В беседе классный руководитель должен больше слушать и слышать, а не давать рекомендации воспитания или назидать.

 

5.4 РОДИТЕЛЬСКИЕ ЧТЕНИЯ


Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения. Родительские чтения — очень своеобразная форма работы с родителями, которая дает возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и самим изучать литературу по проблеме. Родительские чтения можно организовать следующим образом: уже на первом родительском собрании в году родители определяют вопросы педагогики и психологии, которые их наиболее волнуют. Учитель собирает информацию и анализирует ее. С помощью школьного библиотекаря определяются книги, с помощью которых можно получить ответ на поставленный  родителями  вопрос. Родители читают книги и через определенный промежуток времени они участвуют в родительских чтениях по книгам, которые они прочли. Особенностью родительских чтений является то, что, анализируя педагогическую проблему, родители могут высказывать свое собственное понимание вопроса, полемизировать с другими родителями по данному вопросу, отстаивать свои убеждения. Родительские чтения помогают многим родителям пересмотреть свои взгляды на воспитание, познакомиться с традициями воспитания детей в других семьях, по-иному взглянуть на своего ребенка и свое отношение к нему. В ходе родительских чтений уместно формировать родительскую культуру, кругозор в рамках данной проблемы. Родительские чтения — это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.

Темы родительских чтений могут быть примерно такими:

• Януш Корчак и его теория воспитания детей.

• «Мы учим ребенка жить среди людей». Кодекс семейного воспитания.

• Общаться с ребенком. Как? По книге Ю.Б. Гиппенрейтер.

• В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.

• Как стать героем в глазах собственного ребенка. Обзор, периодической печати о воспитании.

• Детские комплексы во взрослой жизни. Записки детского психиатра Ю. Буянова.

• Как формировать и развивать волевые усилия ребенка. По книге У. Джемса «Психология в беседах с учителями».

• Нестандартность мышления. Что это такое? По книге В.Г. Кротова «Массаж мысли».

• Что делать, если....По книге М. Коляды «Шпаргалка для родителей».

• Детские шалости во взрослой жизни. По материалам периодической печати.

• Как научить ребенка быть самостоятельным? По материалам книги М.  Коляды «Шпаргалка для родителей».

• Мудрость родителей. В чем ее сущность? По материалам книги А. Лопатиной и М. Скребцовой «32 беседы по семейному воспитанию в школе».

• Психосексуальное развитие детей. По материалам книги Мишеля Кле «Психология подростка».

• К чему могут привести конфликты в семье? По материалам периодической печати. Обзор писем детей в детских журналах и газетах.

 

5.5 РОДИТЕЛЬСКИЕ ВЕЧЕРА


Интересной и достаточно новой формой работы с родителями являются родительские вечера.

Родительские вечера уместно проводить, когда классный руководитель только начал формировать родительский коллектив класса. Родительские вечера — форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив. Родительские вечера проводятся в классе 2-3 раза в год либо в присутствии детей, либо без их присутствия. Родительский вечер — это праздник общения с родителями друга твоего ребенка, это праздник воспоминаний младенчества, собственного детства и детства своего ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь. Какими могут быть темы родительских вечеров? Самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.

Темы родительских вечеров могут быть следующие:

Будущее моего ребенка. Каким я его вижу?

Друзья моего ребенка.

Праздники нашей семьи.

«Можно» и «нельзя» в нашей семье.

День рождения нашей семьи. Как мы его празднуем?

Песни, которые пели мы в своем детстве и песни сегодняшнего детства.

Вечер воспоминаний. Наказания и поощрения в нашей семье.

Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.

Фотографии нашего детства.

Как научиться говорить спасибо (или слово «нет») своему ребенку.

Такие темы позволяют не только высказывать свое мнение, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, сделать определенные выводы, чему-то научиться, взять нечто на вооружение в свой воспитательный арсенал. Красиво организованный родительский вечер порой может сделать то, чего не может сделать беседа или хорошо организованная консультация. Непринужденная праздничная атмосфера, душевность слов, отсутствие назидательности, добрый юмор и желание поделиться своим умением способствует тому, что родители достаточно откровенно говорят о своих проблемах, спрашивают совет, предлагают помощь и поддержку тем, кто в них нуждается. Родительские вечера помогают более тепло и сердечно пережить обиды и огорчения, посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка спокойно и без истерик. Родительский вечер — это возможность классного руководителя найти единомышленников и помощников по воспитанию детей и формированию детского коллектива. Замечательно, если итогом родительского вечера станет выпуск родителями родительской газеты, в которой родители обратятся к детям с предложением или просьбой, вызовут своих детей на какое-то соревнование, объявят интересный конкурс.

С помощью организации классных родительских вечеров можно решить еще очень большую нравственную проблему родительских коллективов. Эта проблема заключается в учебном соперничестве детей. Зачастую соперничество детей поощряется семьей, это приводит к конфликтным ситуациям между детьми и их родителями. Родительские вечера сближают семьи, позволяют увидеть взрослых и детей в ином свете, помогают преодолеть недоверие и враждебность во взаимоотношениях детей и взрослых.


5.6 РОДИТЕЛЬСКИЕ ТРЕНИНГИ


В последнее время достаточно эффективной формой формирования культуры  родителем стали занимать родительские тренинги. Родительские тренинги — это активная форма работы с теми родителями, которые осознают проблемные ситуации в семье, хотят изменить свое взаимодействие с собственным ребенком, сделать его более открытым и доверительным и понимают необходимость приобретения новых знаний и умений в воспитании собственного ребенка.

Огромное значение родительские тренинги в школе имеют для тех родителей, которые хотят приобрести опыт воспитания ребенка-школьника. В родительских тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность тренинга возрастет и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводится с группой, состоящей из 12-15 человек. Родительские тренинги будут результативны, если все родители будут в них активно участвовать и регулярно посещать. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5-8 занятий. Родительский тренинг проводится, как правило, психологом школы или человеком, который имеет право дать возможность родителям на время ощутить себя ребенком, пережить эмоционально еще раз детские впечатления. В ходе тренинговых занятий с большим интересом родители выполняют такие задания, как «воспоминание детства», «фильм о моей семье», «мое любимое занятие», «моя любимая песня» и т.д. Такие задания позволяют по-новому взглянуть на взаимоотношения в своей семье, собственную  авторитетность в глазах ребенка. Если в воспитании отдельных детей классный руководитель порой встречается с неразрешимыми проблемами, можно предложить поучаствовать в тренинге не только родителям, но и детям. Совместное участие в тренинге даст возможность родителям взглянуть на некоторые для них обыденные ситуации глазами самого ребенка и открыть для себя мир, в котором он живет. Такой тренинг называется тренингом родительской эффективности. По результату участия в тренинге школьный психолог проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей, участвовавшей в тренинге. А если психолога нет, а хочется сделать все возможное по привлечению проблемной семьи к сотрудничеству со школой и классным руководителем? Для этого можно использовать так называемые «Часы откровения», которые может организовать в своем классе сам классный руководитель. Исходя из тех проблем, которые сложились в семье, классный руководитель разрабатывает серию упражнений и сам проводит занятия с родителями и детьми.


5.7 РОДИТЕЛЬСКИЙ РИНГ


Помимо тренингов с учащимися и их родителями, хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Родительские ринги — одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проведение родительских рингов в школе просто необходимо. Многие родители проявляют категоричность суждений по многим вопросам воспитания детей, абсолютно не учитывая возможности и способности своего ребенка, уровень его реального учебного потенциала. Некоторые из них считают, что их методы воспитания своего ребенка истинны и не подлежат сомнению и коррекции со стороны педагога. Родительский ринг проводится с той целью, чтобы родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают правильно, а что не совсем так. Родительский ринг готовится в виде ответов на самые актуальные вопросы педагогической и психологической науки. Вопросы выбирают сами родители. Они могут сделать выбор тем для участия в ринге уже в самом начале учебного года. Перечень проблемных вопросов для участия в ринге родители получают на первом родительском собрании. В ходе проведения ринга по одному и тому же вопросу ведут полемику две или более семей. У них могут быть разные позиции, разные мнения. Остальная часть аудитории в полемику не вступает, а лишь поддерживает мнение семей аплодисментами. Экспертами в родительских рингах могут выступать молодые педагоги, работающие в школе и даже ребята - старшеклассники, которым уже не за горами приобретение родительского опыта. Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, которых необходимо приглашать для участия во встрече или за классным руководителем, который может привести веские доводы из жизни классного коллектива в защиту определенной позиции. Полезность таких встреч состоит еще и в том, что она позволяет снять всякие закулисные разговоры среди родителей по вопросам организации образовательного пространства их детей, содержания учебного и воспитательного процесса.

Темы родительских рингов могут быть самыми разнообразными. Можно предложить, например, такие:

Плохие привычки — наследственность или влияние социума?

Что вы делаете, если чувствуете проблемы с дисциплиной у своего ребенка?

Можно ли наказывать ребенка собственным домом?

Что делать, если папа не интересуется воспитанием собственного ребенка?

Как научить ребенка всегда и везде быть человеком?

Радости и горести школьного обучения.

Соблазны и пути их преодоления.

«За и против» школьной формы.

Нужны ли ребенку праздники?

Трудности школьного урока. В чем они состоят?




ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Объединение усилий классного руководителя и родителей является обязательным условием успешного решения образовательных задач.

Взаимосвязь классного руководителя с семьями учащихся должна осуществляться через изучение семьи, ее воспитательных возможностей, атмосферы семейного воспитания.

Исходя из единых взаимных нравственных позиций, вырабатываются единые педагогические требования к учащимся, которые реализуются в разнообразных формах совместной деятельности.

Работа с родителями, как и всякая работа в образовательном учреждении, должна вестись в целостной системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения. Нет нужды говорить о том, как важно для современной школы тесное и плодотворное взаимодействие с родителями учащихся. Ведь учителя не могут не считаться с их мнением по поводу образовательной программы, качества образования, компетентности учителей и других проблем школьной жизни. Им необходимо помощь родителей в решении как чисто учебных задач, так и в нравственном воспитании. Поэтому вопрос: «Как привлечь родителей в школу?» - это вечная головная боль всех педагогов.

Чтобы родители были с самого начала хорошим помощниками школы, их надо активно подключать к решению актуальных вопросов учебно - воспитательного процесса, вовлекать в совместную с детьми внеурочную деятельность. Родительский комитет, избранный на родительских собраниях, - важная опора классного руководителя. Многие вопросы педагогу помогут решить именно члены родительского комитета. На собрании после обсуждения организационных моментов (питания, финансово - материальных аспектов организации внеурочных мероприятий, подготовки к экзаменам, выпускному вечеру и т.п.) надо сразу определить степень и формы участия родителей в решении данных проблем.

И таким образом, взаимодействие классного руководителя с родителями - многомерная педагогическая проблема, для решения которой необходимо объединить усилия и педагога и родителей.




Список литературы


  1. В помощь классному руководителю. - Мн.: ООО "Классико-принт", 2003.

  2. Классному руководителю. Учебно-методическое пособие. /Под ред. М.И. Рожкова. - М.: ВЛАДОС, 2001.

  3. Сергеева В.П. Классный руководитель в современной школе. Практическое пособие. - М.: ЦГЛ, 2002.

  4. Степанов Е.Н. Педагогу о воспитательной системе школы и класса: Учебно-методическое пособие. - М.: Творческий центр "Сфера", 2004.

  5. Фридман Л.М. Психология воспитания. Книга для всех, кто любит детей. - М., 2000.

  6. Цабыбин С.А. Взаимодействие школы и семьи (педагогический всеобуч). - Волгоград: Учитель, 2004.

  7. Щуркова Н.Е. Новое воспитание. - М., 2001.

  8. Педагогика: курс лекций. – Алматы, 2003.

  9. Подласый И.П. Педагогика: новый курс. Кн.I, II. – М., 2003.

  10. Педагогика / Под ред. Сластенина В.А., Исаева И.Ф., Мищенко А.И., Шиянова Е.Н. – М., 2004.

  11. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. – М., 1998.

  12. Краевский В.В. Общие основы педагогики. – М., 2003.

  13. Лихачев Б.Т. Педагогика: курс лекций. – М., 2003.

  14. Коджаспирова Г.М. Педагогика. – М., 2003.

  15. Педагогика: педагогические теории, системы и технологии / Под ред. С.А. Смирнова. – М., 2001.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!