СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика ПАРОВОЗ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт реализации принципа метапредметности на уроках. Научный руководитель к.п.н. Селиванова О.Г.

Просмотр содержимого документа
«Методика ПАРОВОЗ»

Метапредметность как

средство развития познавательной активности школьников:

реализация методики «Паровоз»


Наша школа осуществляет экспериментальную деятельность по теме Педагогическая поддержка познавательной активности школьника как субъекта учения в условиях сельской малокомплектной школы" под руководством к.п.н. Селивановой О.Г.

Наша экспериментальная работа направлена на развитие познавательной активности школьника средствами педагогической поддержки, направленной на рождение внутренних мотивов и личностного смысла учения.

: Личностный смысл - индивидуальное осознаваемое отношение субъекта к объектам познания. Смыслы возникают в ходе взаимодействия школьника с миром. Ценность положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом, определяемая не их свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой жизнедеятельности, интересов и потребностей, социальных отношений.

Понятия «ценности» и «смыслы» являются компонентами метапредметности, а, как известно, в условиях освоения педагогами новых образовательных стандартов возникает необходимость достижения учащимися не только предметных и личностных результатов образования, но и метапредметных.

Мы рассматриваем метапредметность как новый дидактический принцип современного образовательного процесса, суть которого заключается в формировании у школьника «образа мира», а ценности и смыслы являются его обязательным компонентом.

Педагогическую поддержку познавательной активности школьников в достижении ими метапредметных результатов мы осуществляем через использование методики «Паровоз» автор-Селиванова Ольга Геннадьевна. Суть ее заключается в том, что учебная деятельность организована так, что ученики промысливают, а не просто запоминают важнейшие понятия учебного предмета, открывают процесс возникновения того или другого знания и используют эти знания на разном учебном материале, в том числе и на других предметах.

Начали с того, что учителя, работающие в одном классе в основной школе проанализировали содержание учебных и рабочих программ по своему предмету на одну четверть с целью определения метапонятий. В результате коллективного обсуждения, на котором педагоги озвучивали изучаемые темы, давали краткую характеристику содержания учебного материала, были выделены следующие метапредметные понятия :

5 класс- «часть и целое»,

6 класс –«причина и следствие»,

7 класс- «содержание и форма».

Пользуясь словарями и справочниками был подобран теоретический материал для введения метапредметных понятий, причем адаптировать его на возрастной уровень школьников пришлось самостоятельно. Для осмысления этих понятий, выработки единого понимания и подхода, был организован методический семинар со всеми педагогами, ведущими уроки в 5-7 классах. Далее определили уроки, на которых будут вводиться эти понятия - это уроки – «локомотивы». Уроки подбирались по принципу добровольности, учитывалось то, насколько логично и убедительно будет введение метапредметных объектов на содержании учебного материала данного класса и данного предмета. В 5 и 7 классах выбраны уроки математики, в 6 классе - биология.

Это был урок-локомотив. Уроки- локомотивы были проведены на одной неделе, так удобнее построить обсуждение в небольшом коллективе, где большинство педагогов ведут уроки в каждом классе. В конце недели на совещании все три педагога подробно представили свои уроки, дали самоанализ урока, прозвучали комментарии зам. директора, который посетил все занятия.

Перед остальными педагогами была поставлена задача: поддержать изучение метапредметных понятий средствами своего предмета, т.е. они проводили уроки-«вагончики», причем количество таких уроков и временные рамки их не ограничены. Часть учителей - предметников проводила целые уроки с метапредметными объектами, кто- то фрагментарно водил в урок, все зависело от целей урока, содержания учебного материала. Каждую неделю на совещаниях шло обсуждение, учителя делись находками, впечатлениями, возникающими проблемами.

Методика и форма проведения урока определялась педагогом, но было общее условие, что важнейшими составляющим этих уроков станут опора на субъектный опыт ученика и обучение в деятельности.

В процессе работы изучалось отношение учеников к данному подходу (наблюдение, беседы с учениками).

Примерно через месяц после проведения уроков-«локомотивов» были подведены промежуточные итоги. Определенной диагностики по усвоению метапредметных понятий не проводилось, так как считаем, что результат в этом случае нельзя отследить так быстро, да и работа с этими фундаментальными объектами будет продолжена в дальнейшем. Диагностика же уровня усвоения учебного материала показала хорошие результаты, так они оказались на 15-30% выше, чем при традиционном изложении содержания учебного материала. Связываем напрямую в повышением уровня мотивации, считаем, что у учеников возникли внутренние мотивы учения, запускающие процесс его саморазвития и существенным образом меняющие позиции учителя и ученика в процессе обучения.

Уроки получили высокую оценка со стороны учеников. Так ученики 5- классов называли их интересными, необычными, говорили, что на таком уроке хотелось активно работать, подметили, что знания они добывали в основном самостоятельно. Учеников 6 класса (достаточного уровня обучаемости) привело в восторг, то, что они не только разобрались в таких сложных понятиях как «причина и следствие», но так же их увлек сам процесс познания, логика урока. Особый интерес вызвал тот факт, что одна и та же тема обсуждалась на различных уроках, на различном содержании учебного материала.

Педагоги так же активно поддерживают эту методику, при этом отмечают некоторые трудности в подборе материала по содержанию, осмыслению метапредметных объектов.

Считаем, что реализация принципа метапредметности побуждает школьника взаимодействовать с окружающим миром, помочь им обрести личностные смыслы и развивать ценностные отношения.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!