СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРЕЗЕНТАЦИЯ "Не золотом, не серебром прославлен человек. Своим талантом, мастерством прославлен человек"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Жизненный путь педагога − чудо-мастера из Нижнего Тагила

История изготовления архитектурных макетов началась практически одновременно с возникновением монументального строительства – тогда, когда впервые потребовалось объёмно-пространственное изображение проектируемого здания. Можно с уверенностью сказать, что многие грандиозные замыслы человека, будь то постройка корабля, собора, замка или крепости, редко обходились без соответствующих макетов.

Изображение макетов зданий, моделей судов, карет и других объектов часто фигурируют и в шедеврах живописи. На многих портретах и памятниках прошлых веков можно увидеть следующую сцену – в руках у исторически значимой фигуры макет города. Это своего рода символ покровительства городу какого-либо святого или другого известного человека. Например, в Киеве у Золотых ворот установлен памятник Ярославу Мудрому, держащего в своих руках макет Киева, а венецианский живописец Карло Кривели даже написал картину «Макет Камерино в руках покровителя города – святого Венециано». 

В России во времена Екатерины существовали придворные ювелирные мастерские, которые изготавливали потрясающие вещи – макеты каретных экипажей, кораблей и дворцов. Петр I, кстати, был отличным макетчиком и очень ценил это искусство. В Санкт-Петербурге в музее военно-морского флота стоит отменно сделанная им модель линейного корабля (а это, заметим, самый сложный вид моделирования). Миниатюры зданий, кораблей и карет вызывали восторг у царственных особ. Они изготавливались придворными ювелирными мастерскими и всегда были достойным, оригинальным и желанным подарком. «Коронационное» пасхальное яйцо Фаберже Николай II подарил Александре Фёдоровне через год после коронации. Внутри него была маленькая карета – точная копия той, на которой императрица ехала на церемонию.

Если говорить о рождении некоторых видов макетирования, то нельзя не упомянуть французских коммивояжеров, которые для иллюстрации выпускаемых автомобилей и сельхозтехники носили с собой маленькие искусно сделанные модели, довольно скоро ставшие предметом коллекционирования и давшие толчок для развития целой индустрии масштабных моделей. Или, к примеру, кукольные домики, весьма популярные в своё время в Германии и во Франции, порой изготавливались известными мастерами, и в них было всё, включая миниатюрную мебель, картины и роспись на стенах. Разумеется, такое произведение искусства, дожившее до наших дней, является предметом вожделения любого коллекционера, но с другой стороны – это ещё одна страница в истории индустрии архитектурных макетов. 

Все-таки, есть какая-то необъяснимая волшебная притягательность и очарование в хорошо и детально проработанном макете парусника, здания, автомобиля. Маленькая копия сложного объекта вызывает восторг в душе человека и является очень эффективным инструментом привлечения внимания к оригиналу.

Старинный металлургический завод в центре, а вокруг целый город. Так выглядел Нижний Тагил 200 лет назад. Здания с исторической точностью воссоздал учитель черчения Иван Арсентьевич Треноженко. На то, чтобы построить миниатюрную модель города, у 80-летнего мастера ушло без малого 10 лет.

Иван Арсентьевич Треноженко, мастер-миниатюрист: «Я, когда познакомился с чертежами архитектуры заводчиков Демидовых, увидел там настолько интересные строения. Загораются глаза, как это зодчие так красиво делали».

Чертежи − это почти все, что осталось от того времени. Год за годом Иван Арсентьевич внимательно изучал исторические документы в местном краеведческом музее и затем, сверяясь с чертежами, из маленьких деталей склеивал деревянные макеты разрушенных домов. Как выглядел, например, взорванный Выйско-Никольский храм, можно представить лишь, рассматривая его уменьшенную копию.

Историческое здание заводоуправления, от которого берет начало главный проспект Нижнего Тагила, Иван Арсентьевич измерял шагами. Все архитектурные детали: эркеры, фронтоны, колонны − тщательно фиксировал и переносил на чертеж. Дома, построенные во времена Демидовых, Треноженко искал по всему Горнозаводскому Уралу.

На создание уменьшенной копии Невьянской наклонной башни, которая была построена в XVIII веке по приказу Акинфия Демидова, у тагильского миниатюриста ушло 3 месяца. Поскольку чертежей этого уникального сооружения не сохранилось, Ивану Арсентьевичу Треноженко пришлось несколько раз приезжать в Невьянск, чтобы сфотографировать или зарисовать отдельные элементы башни.

Работы тагильского умельца украшают не только демидовский колледж, но и музей создателей первого российского паровоза - отца и сына Черепановых. Экскурсоводы рассказывают об облике города уже не по фотографиям, а демонстрируя макеты зданий.

Евгений Ставцев, заведующий музеем имени Черепановых: «Они интересны тем, что они исторически достоверны. И если их расположить в проекции по масштабу, то можно представить, как наш город Нижний Тагил выглядел в XVIII-XIX веках. Теперь, прогуливаясь по улицам старого Тагила, у каждого будет возможность ощутить себя настоящим Гулливером».

Родился 27 сентября 1927 года на Дону, Воронежская область, хутор «Оголев». Его отец − Треноженко Арсентий Кузьмич, а мать - Треноженко Анна Григорьевна. Родители родились в том же хуторе и занимались крестьянством. В 1931 году родители переехали на Урал. Отец работал машинистом паровоза, а мать – домохозяйка.         С малых лет Иван Арсентьевич проявлял повышенный интерес к рисованию и техническому творчеству, что повлияло на дальнейший выбор профессии.

Получил 7 классов образования неполной средней школы, затем был мобилизован во время войны в ремесленное училище № 25 в город Нижний Тагил по специальности «токарь по обработке металла», где, в основном, точил детали амортизаторов танка Т-34.

В 1942 году Арсентий Кузьмич ушел на фронт и Иван Арсентьевич поступил работать в Депо на место отца учеником токаря. Обучаясь в ремесленном училище, где был назначен старостой группы, овладел токарным делом. Далее он был направлен в 1944 году в г. Ростов-на-Дону, только что освобожденный от немецко-фашистских захватчиков. Во время войны город Ростов-на-Дону был сильно разрушен, но, несмотря на это, студенты учились и восстанавливали завод и город, разрушенный немцами. По окончанию техникума в 1944 году, был направлен на Урал в город Нижний Тагил, где работал в ремесленном училище № 4,9. В 1961 году поступил в Государственный Педагогический Институт г. Нижний Тагил по специальности «рисование-черчение». По окончанию института продолжал работать мастером, затем преподавателем по своей специальности. В 1962 году был назначен заведующим методическим кабинетом г. Нижнего Тагила.

В 1964 году начал работать в индустриальном техникуме профессионального технического образования. Сначала работал преподавателем методики производственного обучения, а затем по окончании института – преподавателем черчения.

Трудовые резервы нашей страны были сформированы 2 октября 1940 года, которые выпускали из училищ различных специальностей металлургической промышленности, машиностроительной промышленности, строительной промышленности. И наш колледж, ранее индустриально-педагогический техникум, относился к строительной промышленности, где готовил отличные кадры строительных профессий, где страна очень нуждалась в грамотных, умеющих работать по своей специальности. ИПТ ныне переименован в колледж, носит почетное звание Н.А.Демидова, который прославил Урал и страну не только своим мастерством, но и трудом в оборонной промышленности страны.

По окончании трудовой деятельности Иван Арсентьевич перешел на заслуженный отдых нашёл своё дальнейшее призвание в изготовлении моделей Демидовского зодчества. Итогом являются различные выставки городского и областного масштабов. Высокое творческое мастерство мастера Ивана Арсентьевича и его учеников было заслужено отмечено дипломами и наградами выставок декоративно-прикладного творчества. Дипломант выставки «Тагильская мастерица» 1997-2004гг. Дипломант 1-ой степени городского конкурса имени Худояровых «Мастер года по декоративно-прикладному искусству» «Художественная обработка дерева» 2005г. Неоднократный обладатель приза зрительских симпатий «Тагильская мастерица». «Мастер года» приза зрительских симпатий конкурса имени Худояровых.

Работы для обозрения выставлены в городском музее им. Черепановых и музее нашего колледжа.

Навыки в трудовой деятельности Ивана Арсентьевича были связаны с родителями, хотя они и были простыми крестьянами, а в крестьянском деле требуются различные навыки и умения по ведению хозяйства. Основные навыки в работе получил в военные годы, работая учеником в Депо Тагилстроя, где его научили основным знаниям и умениям в слесарном, токарном и кузнечном деле. Вышеуказанные навыки пригодились в ремесленном училище, где Иван Арсентьевич обучался на профессиональной основе. Не только он, но и другие молодые люди, поступившие в училище – ремесленное, железнодорожное и строительное, выполняли главную задачу трудовых резервов (они были организованы 2 октября 1940 года и назывались «государственные трудовые резервы») − подготовка высококвалифицированных рабочих для страны.

Творческая и профессиональная деятельность Ивана Арсентьевича всю жизнь переплетаются между собой. Работая преподавателем черчения в техникуме, пытаясь развить пространственное воображение учащихся, он создал и применил планшетно-кассетную систему, в основе которой лежал чертеж и электрифицированная модель, поясняющая устройство и принцип действия точки в пространстве, которая облегчает понятия пространственного мышления учащегося. По данной системе опубликованы статьи в журналах «Среднее специальное образование» и «Профессиональное техническое образование». Эта система экспонировалась на ВДНХ в 1988 году и была удостоена серебряной медали.

За свою многолетнюю преподавательскую деятельность Иван Арсентьевич внедрил немало рационализаторских предложений, которые способствовали развитию мыслительной деятельности учащихся. Работая учителем технологии и заведуя учебными мастерскими в школе №58, Иван Арсентьевич не ограничивался школьной программой. Он организовал кружок « Умелые руки». Основным мотивом творчества кружка являлось проявление интереса школьников к истории родного края.

Под руководством Иван Арсентьевича воспитанники кружка изготовляли модели и макеты горнозаводской техники XVIII − XIX веков (гидротурбины, доменные и мартеновские печи, паровозы и т.д.). Создали целый архитектурный комплекс старого Нижнего Тагила. (Заводская архитектура, городские постройки, церковь и т.д.) основной материал, из которого сделаны макеты, – дерево. Основным стимулом творчества мастера являлся не только интерес к истории, но и к самому процессу технологии изготовления макетов.

В 2004 году Треноженко И.А. вернулся в колледж в качестве преподавателя дополнительного образования по художественной обработке дерева.

Трудовой стаж в системе профтехобразования у И.А.Треноженко – более 60 лет. Творческая и профессиональная деятельность Ивана Арсентьевича многие годы была направлена на воспитание и образование подрастающего поколения.

Он обладатель медали «Ветеран труда», звания «Отличник профессионального технического образования» и титула «Мастер года по декоративно-прикладному искусству» городского конкурса имени Худояровых «за стремление отобразить в своем творчестве памятники истории Нижнего Тагила», призов зрительских симпатий выставки «Тагильская мастерица» и многочисленных грамот и дипломов.

Имя мастера известно далеко за пределами города, его ценили как педагога и рационализатора, о нем написано множество газетных и журнальных материалов. Его увлечения историей науки и техники Урала, мировой художественной культурой, технологией обработки древесины старинным способом, принесли такие замечательные плоды. Он умел создавать сам и учил других, делился знаниями и опытом.

Автор: студенты гр. КСК-204 Андреев Сергей Владимирович,Ольховик Вадим Юрьевич

Руководители:  Зиярова Н. Н., преподаватель, Покрышкина О.В, методист


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!