Потехин Игорь Анатольевич,
педагог дополнительного образования
Методика преподавания спортивно - оздоровительной гимнастики у-шу
МОУ ЦДО «Дземги»,
г. Комсомольск-на-Амуре, Россия
Задачей данной методики является детальная разработка занятий в клубах и секциях у-шу 1 года обучения для успешного освоения базового тактико-технического арсенала школ у-шу.
Рассматриваются следующие задачи:
Образовательные:
1. Освоение главных принципов Восточных единоборств (уважение, честь, искренность, добросовестность, доброта, скромность, порядочность, доблесть, самообладание, ненападение первым);
Развивающие:
1. Развитие основных качеств: повышенную чувствительность, прямоту и искренность, бесстрашие, ловкость и лёгкость движений, способность к комбинаторному мышлению;
2. Формирование координации движений, скоростной и силовой выносливости;
3. Развитие внимания и наблюдательности, развитие способности к предвидению событий, улучшение памяти, выработка умения концентрироваться на конкретном процессе, обострение реакции на изменение ситуации, повышение иммунитета;
4. Повышение творческого потенциала личности;
5. Развитие интеллектуальных способностей;
6. Физическое совершенствование и укрепление здоровья;
7. Психическое совершенствование и овладение методами психорегуляции;
Воспитательные:
1. Воспитание обретения слитности духовного и физического равновесия;
2. Развитие самодисциплины;
3. Осознание ценности жизни и здоровья других людей;
4. Формирование активной жизненной позиции ребенка посредством приобщения его к здоровому образу жизни и самосовершенствованию.
Учебно-тренировочное занятие продолжительностью 90 мин (60 мин – практика и 30 мин – теория) имеет следующую структуру:
Подготовка места проведения занятий - 5 мин.
Церемония (форма морально-психологической подготовки) и постановка задач на занятие - 5 мин.
Общая часть (под руководством инструктора) - 30 мин.
Индивидуальная работа или работа в мини-группах - 20 мин.
Атлетическая подготовка - 10 мин.
Церемония и подведение итогов - 5 мин.
Теоретические занятия (лекция) -15 мин.
Занятия рекомендуется проводить 2 раза в неделю по 2 акад. часа (144 академических часа в год)- 1и 2 год обучения. Учебно-тематический план создаётся из расчёта 144 часов в год (4 часов в неделю), что соответствует принципам регулярности и систематичности; при этом более равномерно распределяется нагрузка. Кроме того, при занятиях два раза в неделю появляется возможность несколько снизить плотность тренировочного процесса и больше времени уделить объяснению наиболее сложных моментов и индивидуальной работе с учащимися, что способствует лучшему усвоению изучаемого материала. Третий год обучения 240ч – 3 раза в неделю, т.е. оттачивание сложных элементов и доведения их до совершенства.
Наполняемость групп:
1 год обучения – 15 человек;
2 год обучения – 15 человек;
3 год обучения – 12 человек.
Педагогический контроль
Наряду с планированием важной функцией управления является контроль работы с занимающимися. Он применяется для оценки эффективности средств и методов тренировки для определения динамики спортивной формы и прогнозирования спортивных достижений.
Основные задачи педагогического контроля:
Учет тренировочных и соревновательных нагрузок
Определение различных сторон подготовленности детей
Выявление возможностей достижения запланированный спортивный результат
Оценка поведения ребенка на соревнованиях
Основными методами педагогического контроля являются педагогические наблюдения и контрольные испытания (тесты). В процессе деятельности тренеру необходимо знать пределы изменения двигательных качеств, а также изменения состояния ОДА (опорно-двигательного аппарата) и функциональных систем ответственных за моторные проявления, которые опосредуются тренировочными процессами. Предусмотрены 4 ступени. На освоение каждой ступени отводится 2 месяца (четверть) – индивидуальный подход , после чего воспитанник проходит испытание и сдаёт соответствующие нормативы. В случае успешной сдачи он переходит к обучению на следующей ступени, что даёт возможность получения новых знаний и допуск к выполнению более сложных упражнений. Испытания, проводимые ежемесячно, не являются обязательными для всех. Учащийся допускается к ним только тогда, когда он сам решает, что полностью овладел необходимыми знаниями и умениями и достиг необходимого уровня физической подготовки.
Подготовка места проведения занятий. Продолжительность 5 мин.
Для того, чтобы избежать возможных травм на тренировке, необходимо четко придерживаться соответствующих правил поведения и безопасности, а также требований инструктора.
Техника безопасности во время занятий по специальной физической подготовке:
-приходить на занятие в соответствующей спортивной форме, которая не ограничивает движения;
-ногти должны быть коротко и опрятно обрезанные, чтобы не исцарапать себя и партнера. Волосы опрятно убраны;
-перед занятием снять с себя все предметы и украшения, которые могут травмировать себя или партнера (цепочки, ремни с металлическими пряжками, значки, сережки);
-предупредить инструктора о плохом самочувствии и/или травмах в начале занятия;
-придерживаться дисциплины на занятии и внимательно слушать команды инструктора;
-выполнять все действия лишь по команде инструктора и по команде немедленно их прекращать;
-не приступать к выполнению упражнений и приемам, не понимая техники их выполнения;
-быть внимательным и отслеживать все, что происходит вокруг, в т.ч. следить за действиями других занимающихся, чтобы не было столкновений;
-болевые приемы проводить осторожно, постепенно прикладывая усилия. После подачи партнером условного сигнала об избыточных болевых ощущениях, немедленно прекратить действия, которые могут привести к травме ;
Церемония (форма морально-психологической подготовки). Продолжительность 5 мин
Психорегуляция.
Понятия медитации.
Медитация - это контроль над эмоциями и повышение самооценки.
В результате практики медитации прежде всего успокаивается ум, устраняются страхи, депрессии, агрессивность. Так же медитация позволяет быстро выйти из стрессового состояния. Даёт прилив сил, бодрости и радости. Улучшает эмоциональное состояние человека и его самооценку. Повышает уровень осознанности поступков и действий.
Активная и пассивная концентрация.
Порогом концентрации считается умение сосредоточивать внимание.
Метод активной концентрации с закрытыми глазами.
Метод концентрации на процессе с закрытыми глазами.
Концентрация взгляда на выбранной точке.
Разминка. Продолжительность 20 мин.
Цель разминки – подготовить мышцы и суставы к предстоящей работе и повысить уровень функционирования основных систем организма. Эффективно проведенная разминка повышает температуру тела на несколько градусов и вызывает положительные физиологические изменения в организме. Эти изменения характеризуются повышением пластичности мышц, улучшением их способности к расслаблению и сокращению, ускорением кровоснабжения и повышением насыщения их кислородом. Немаловажным фактором разминки является предупреждение травматизма во время тренировки, поэтому в холодное время года необходимо разогреваться наиболее тщательно.
3.1 БЕГОВАЯ РАЗМИНКА - увеличивает кровоснабжение в организме, повышает активность мышц, повышает выносливость и развивает сердечно-сосудистую систему.
1. Разминочный бег;
2. Подушечки стопы;
3. Пятки;
4. Внешняя сторона стопы;
5. Внутренняя сторона стопы;
6. Приставной шаг, со сменой сторон;
7. Забегание, со сменой сторон;
8. Переходим на шаг. Поднимание коленей (к плечу);
9. Гусиный шаг (вперед, правым и левым боком, спиной назад);
10. Прыжки вперед из положения приседа;
11. Легкий бег. Выпрыгивания вверх;
13. Ускорения
РАСКРУТКА СУСТАВОВ – разогревает суставы и увеличивает их подвижность. Расположенный ниже комплекс упражнений построен по принципу - от мышц верхней части тела – к нижней.
Шейный отдел позвоночника:
2. Круговые движения головой (вправо, влево);
3. Повороты головой (вверх, вниз);
4. Повороты головой (вправо, влево);
5. Наклоны головой (к плечам).
Лучезапястные суставы:
6. Сжимания, разжимания кулаков;
7. Круговые движения кулаками;
8. Повороты кулаков (вверх, вниз);
9. Повороты кулаков (вправо, влево);
10. Кисти рук в замок. Вращения (вправо, влево).
Локтевые суставы: руки в стороны, локти на уровне плеч
11. Круговые движения предплечьями вбок (наружу, внутрь);
12. Круговые движения предплечьями перед собой (наружу, внутрь).
Плечевые суставы:
13. Круговые движения прямыми руками (вперед, назад);
14. Круговые движения прямыми руками в лицевой плоскости (вправо, влево).
Грудной отдел позвоночника:
15. Вращения плечевыми суставами (вперед, назад);
16. Круговые движения плечевым поясом (вправо, влево).
Поясничный отдел позвоночника:
17. Круговые движения туловищем (вправо, влево).
Тазобедренные суставы:
18. Вращения тазобедренными суставами (вправо, влево);
19. Круговые движения бедром (назад, вперед).
Коленные суставы:
20. Вращения коленными суставами ;
21. Повороты коленными суставами ;
22. Сгибания в коленных суставах ;
23. Сгибания в коленных суставах (вправо, влево);
24. Вращения коленных суставов в мабу (стойка всадника)
25. Сгибания в коленных суставах в мабу;
26. Сведения, разведения коленей ;
27. Круговые движения голенью (вправо, влево).
Голеностопные суставы:
28. Круговые движения стопой (вправо, влево);
39. Повороты стопой (вверх, вниз);
40. Повороты стопой (вправо, влево).
3.3 РАСТЯЖКА
Растяжка - необходима для увеличения размаха движений в суставах. Чаще всего это относится к тазобедренному суставу и достижению «шпагата». Помимо этого, умеренное растяжение мышц усиливает их скоростные и силовые качества, поэтому любой комплекс силовой подготовки или беговых нагрузок, полезно завершать упражнениями на растяжку.
Поясничный отдел позвоночника:
1. Наклоны туловища (к левой, правой ноге, в середину);
2. Наклоны туловищем с поворотом (к левой, правой ноге);
3. Наклоны туловища вперед .
Тазобедренные суставы:
4. Фиксация в стойках;
Тазобедренные + коленные суставы:
5. Нога согнута под углом 90. Наклоны туловища (к прямой ноге, в середину, к коленному суставу согнутой ноги, лечь на спину). Фиксация туловища (у прямой ноги, в середине, у коленного сустава согнутой ноги, на спине). Смена стороны.
6. Стопа на бедро. Покачивания коленного сустава к полу;
7. Стопа на бедро. Наклоны (вперед);
8. Прямые ноги вместе. Наклоны туловища (вперед);
9. Положение “бабочка”. Покачивания коленных суставов к полу;
10. Положение “бабочка”. Наклоны.
Поясничный отдел позвоночника + тазобедренные суставы:
11. Поперечный шпагат. Покачивания бедер к полу;
12. Поперечный шпагат. Повороты тазобедренных суставов (вправо, влево);
13.. Прямые ноги в стороны. Наклоны корпусом (к левой, правой ноге, в середину);
14. Ладони на щиколотки. Наклоны (вперед);
15. Нога за ногу. Скручивания.
Маховые движения:
Плечевой пояс:
1. Махи прямыми руками (вверх, вниз, ножницы).
Тазобедренные суставы:
2. Махи поочередно правой и левой ногой ( вперед, вбок, назад).
Общая часть. Продолжительность 20 мин.
Изучение техники у-шу.
Основные требования к выполнению техники:
а) Устойчивая позиция и динамическое равновесие во всех фазах движения.
б) Координация движения с дыханием (пассивная фаза – вдох, активная – выдох).
в) Правильная форма техники.
г) Реальная мощь техники, обусловленная особым распределением потока энергии по фазам движения:
- взрывное начало в свободном от напряжения стартовом положении;
- максимальное (почти мгновенное) ускорение;
- кратчайшая сфокусированная концентрация силы на цели (с последующим почти мгновенным сбросом напряжения).
Основные задачи в постановке качественной техники и методы тренировки.
а) Изучение классических стоек, базовых перемещений и поворотов.
б) Контроль дыхания в ходе выполнения техники.
в) Выполнение движений, правильных по форме, с предусмотренной траекторией и полной амплитудой.
г) Разделение движения по фазам (от 2-х до 5-ти), поэтапное сокращение числа фаз и переход к слитному исполнению – в медленном, умеренном и быстром темпе с постепенным увеличением концентрации.
д) Последовательное, контролируемое и дозированное ускорение в каждой фазе движения (максимальное в конечной точке). Постепенное приближение начала ускорения к исходному положению (вплоть до взрывного старта и молниеносного завершения).
е) Длительное удержание конечной сфокусированной концентрации (например, начиная с 5 или 3 счетов) с постепенным сокращением времени удержания ( вплоть до мгновенной фокусировки выброса энергии).
ж) Постоянный контроль над сбросом напряжения сразу после сфокусированной концентрации.
ж) Следить за четким и правильным выполнением всех элементов.
з) Контроль осанки с соблюдением правильных стоек и перемещений тела в используемом пространстве.
и) Отработка чувства пространства и развитие чувства ориентации.
к) Предельная концентрация на визуализированном противнике.
л)Принципы работы с партнером.
Индивидуальная работа или работа в мини-группах. Продолжительность 10 мин.
Напомнить принципы работы с партнером.
Атлетическая подготовка. Продолжительность 10 мин.
Здесь подразумевается выполнение упражнений с нагрузкой. Партнёр, прилагая некоторые усилия, оказывает сопротивление выполняемой траектории и старается, например, не дать Вам легко разогнуть или согнуть ногу.
- укрепление мышц шеи (вперед, вбок) 15-20 раз;
- укрепление мышц плечевого пояса 15-20 раз;
- сведения прямых ног (лежим на спине) 15 – 20 раз;
- разведения прямых ног (лежим на спине) 15 – 20 раз;
- сгибания ног в коленных суставах (лежим на животе) 15-20 раз;
- подтягивания колена (лежим на спине) 15-20 раз;
- приседания 15 –20 раз
- отжимание с ладоней и на кулаках.
Складывания к коленям: ложимся на пол, ноги прямые, руки за головой, задача - достать лбом до коленей.
Запрокидывания: ложимся на пол, ноги прямые, руки вдоль корпуса, задача - достать пальцами ног пола за головой.
Одновременные складывания: ложимся на пол, ноги прямые, руки вдоль корпуса, задача - одновременно отрываем спину и прямые ноги от пола, достаём руками голень.
Складывания к согнутым коленям: ложимся на пол, ноги согнуты, руки за головой, задача - складывания.
Выпады: стоим ноги на ширине плеч, выпад вперёд правой ногой, левым коленом касаемся пола, возврат в исходное положение, меняем ноги.
Нога на перекладине: встаём спиной к любой поверхности выше колена, кладём одну ногу на эту поверхность, выполняем заданное количество приседаний на опорной ноге, меняем ноги.
Отжимания широким хватом: руки на ладонях, расстояние между ними две ширины плеч.
Складывания к согнутым коленям: ложимся на пол, сгибаем ноги в коленях и максимально подтягиваем к себе, руки за головой, задача – коснуться лбом коленей.
Лыжный шаг: встаём лицом к опоре, задача - сделать выпад на опору, ноги меняем каждый раз.
Запрыгивания на опору: встаём лицом к опоре, задача - запрыгнуть на опору (начинаем с уровня колен, постепенно поднимая высоту до уровня бёдер).
Складывания на скамье: легли на спину на скамью так, чтобы ноги полностью висели в воздухе, задача - поднимаем и опускаем ноги, не касаясь земли, максимальный подъём ног примерно 80 градусов, минимальный - чуть ниже уровня скамьи, ноги всегда прямые.
Церемония и подведение итогов. Продолжительность 5 мин.
Теоретическая часть (лекция). Продолжительность 15 мин.
Теория. Знакомство с программой у-шу.
Этикет .
Этикет — установленный порядок поведения — очень важен в у-шу. Этикет пришел из конфуцианства, вместе с практикой четко разработанной церемонии и догмами морали. Положения морали легли в основу кодекса школ у-шу, который и сейчас определяет поведение учеников. Кодекс сводится к 5 ключевым установкам:
I. Верность
а) верность народу и любовь к отечеству;
б) любовь к родителям и привязанность к братьям;
в) усердие.
II. Вежливость
а) уважение и любовь;
б) скромность;
в) утонченность.
III. Мужество
а) храбрость;
б) твердость и хладнокровие;
в) терпеливость и выносливость;
г) находчивость.
IV. Правдивость
а) прямота и искренность;
б) честь;
в) справедливость.
V. Простота
а) простота;
б) скромность и чистота.
Соблюдение этикета с первой же тренировки воспитывает в учениках вежливость и уважение, что является очень важным в изучении техники у-шу и в воспитании гармоничной высокоразвитой не только с физической, но и с других сторон личности.
По древним традициям все начинается с приветствия и заканчивается им. Для всех, кто изучает боевые искусства, тренировка начинается с уважения. Если отношения корректные, то и истинная техника приходит легко, а уважение и искренность будут естественно выражаться при приветствии
Список литературы
для учащихся и родителей
История боевых искусств (в 4-х т.). – М.,1997.
для педагогов:
Васичкин В. Все о массаже. – М.,1998.
Детская спортивная медицина. – М.: «Медицина»,
Заболевания и повреждения при занятиях спортом. – Л.: «Медицина», 1991.
Майкели Л., Дженкинс М. Энциклопедия спортивной медицины. – СПб.: «Лань», 1997.