СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика проведения фольклорного праздника "Весенний хоровод"

Нажмите, чтобы узнать подробности

. В народном календаре Благовещение было одним из самых почитаемых праздников, сопоставляемых по значимости лишь с Рождеством и Пасхой.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения фольклорного праздника "Весенний хоровод"»

Методика проведения фольклорного праздника

"Весенний хоровод"

Данный праздник расчитан на детей дошкольного возраста (подготовительная группа) и для детей младшего школьного возраста и проводится с детьми в весенние месяцы , а именно 22-25 марта. В народной традиции, встреча весны приурочивалась к наиболее значимым датам церковного и земледельческого календаря, из которых наиболее значимыми считались: Благовещение Присвятолй Богородицы. В народном календаре Благовещение было одним из самых почитаемых праздников, сопоставляемых по значимости лишь с Рождеством и Пасхой.

Благовещение открывало сезон полевых работ: Бог благословил землю на сеяние". В некоторых местностях икону праздника ставили в кадку с зерном и приговаривали: "Мать Божья! Гавриил Архангел! Благовестите, благоволите, нас урожаем благословите, овсом, да рожью, ячменем, пшеницей и всякого жита сторицей!" Один из элементов традиционной весны - ее закликание. Центральным образом, объединяющим все весенние обряды и обычаи, является образ птиц, возвращающихся на родину из теплых стран. В связи с этим хозяйки выпекали особое печенье - жаворонки (жаворята, кулики, сороки, чувильки, птушки и др).

Жаворонки пекли по одному на каждого члена семьи, по два - на каждого ребенка. Формы их весьма разнообразны. при всех различиях старались более тщательно вылепить головку, обозначить глазки, иногда делали и хохолок - характерную примету жаворонка. Жаворонки украшали глазурью, посыпали семенем, смазывали маслом. игры детей и молодежи сопровождались пением (выкрикиванием) закличек, в которых исполнители призывали весну с ее неприменными спутницами - птицами, выражали надежды на новый урожай.

Участники праздника должны быть одеты в народные костюмы, на голове у девочек - красные ленточки завязаны вокруг головы или венки из цветов. Необходимо подобрать материал для сценария праздника, посильный детям для исполнения. Познакомить детей со сценарием фольклорного праздника "Весенний хоровод". При распределении ролей надо помнить, что должна присутствовать полная добровольность, свободный выбор участия детей в празднике.

Для подготовки и проведения с детьми фольклорного праздника "Весенний хоровод" необходимо провести с детьми беседу о весеннем обряде "Встрече Весны", о обычаях ритуалах и о обрядности.

При составлении сценария "Весенний хоровод" необходимо иметь:

- зачин праздника;

- развитие действия праздника;

- кульминация праздника;

- финал (концовка) праздника;

- чаепитие с детьми, раздача подарков.

Заранее необходимо приготовить:

- птички из бумаги, сделанные самими детьми, ими можно украсить зал, надеть на палочки;

- испеченные "жаворонки" для каждого участника праздника;

- в зале может стоять деревце, на ветках которого на ниточках висят испеченные "жаворонки" и "тетерки".

Надо рассказать детям, что встреча Весны постоянно сопровождалась круговыми обрядовыми хороводами и, как известно, в народно представлении выполняли особую, охранительную роль: в пределы этого магического круга злые духи не могут проникнуть. Круговые танцевальные фигуры восходят к языческому культу и полной луны и, конечно, являются движениями символическими. Все это можно рассказать детям перед началом приготовления праздника. Среди основных атрибутов хоровода чаще всего встречается льняное полотенце (платок, марля). Для хоровода можно рекомендовать общеизвестные "Утушка луговая", "Травушка-муравушк", "Посею лебеду" и набор традиционных хореографических фигур к весеннему хороводу:

- движение по кругу (по одному, парами);

- "солнце" (движение по кругу от центра !лучами2, по часовой стрелке);

- "стенка на стенку" (два ряда детей стоят друг против друга, поочередно продвигаясь вперед-назад, делая разные движения руками - сцепленными или разомкнутами);

- "змейка" (движение цепочки по типу зигзаообразной);

- "ручеек" (парная цепь с поднятами руками; поочередное прохождение пары под руками остальных пар);

- "плетень" (замкнутый руками круг; кто-либо из участников хороврда проходит под руками детей противоположной половины круга, затягивая за собой остальных, и так до "заплетения").

Игровое заполнение хоровода варьируется. Можно рекомендовать провести с детьми следующие народные весенние игры, а именно: "Грачи летят"."Родничок", "Золотые ворота", "Идет матушка-весна!", "Птицы". Педагогу необходимо подобрать весенние приметы, заклички, загадки, пословицы и поговорки и использовать их в сценарии праздника.

При оформлении праздника надо:

- написать афишу или объявление для детей и их родителей;

- оформить музыкальный зал или сцену в виде деревенской избы или деревни (нарисованные дома, деревья, колодец, печь, плетень, на которой висят крынки). На сцене или в музыкальном зале в центре, на сцене, крепится нарисованное солнышко;

- пошить народные костюмы для девочек и мальчиков;

- пошить народный костюм для ведущей праздника;

- пошить костюм для действующих лиц праздника.

При проведении предварительной работы надо:

- разучить с детьми роли, стихи, частушки, венсенние игры и хороводы, народные календарные песни, игру веселых народных песен, аккомпанируя на шумовых народных инстроументах (деревянных ложках, трещотках, рубели, колокольчиках, бубне, коробочке);

- ритмически и интонационно выразительно выучит с детьми весенние заклички, весенние песни, игры, обрядовые хороводы и роли;

- испечь для угощения детей и гостей печенье (птичек - "куликов").

При музыкальном оформлении необходимо:

- подобрать народную музыку (песни, народные наигрыши) для начала и конца проведения праздника;

- аккомпанемент хороводов. частушек, народных игр, наигрышей на шумовых народных инструментах.

Репетиции праздника должны проходить в течение четырех - пяти недель в течение 30-35 минут. Сам праздник должен длиться не более 30 минут.

После проведения фольклорного праздника обязательно нужно подвести итог праздника, а именно: обсудить с детьми, как прошел праздник, что им больше всего понравилось на празднике, какие положительные и какие отрицательные стороны праздника (со взрослыми).



Действующие лица: Весна, Зима, дети.

Атрибутика: весенние веночки, два рушника для "воротиков", нарисованное солнышко, бумажные птички "Жаворонки", "Кулики", сделанные детьми из бумаги, прикрепленные к ниточкам.

Ход праздника

На сцену выходят дети и играют на свистульках, затем поют, подняв к верху руки закличку:

Солнышко, солнышко, выгляни во окошечко!

Где твои детки? - Сидят на загнетке,

Лепешки валяют, тебя поджидают!

Солнышко, солнышко, выгляни во окошечко!

Сядь на пенек, разгуляй весь денек!

Солнышко, покажись! Красное, снарядись!

Поскорей, не робей, нас ребят обогрей!

Затем дети, подбрасывая, сделанные из бумаги и прикрепленные на ниточки, птичек "жаворонков", "куликов" и поют заклички:

Ой, жавороночки, глазки маленьки,

Прилетите к нам, принесите нам,

Весну -красну, лето теплое!

Отнесите от нас зиму холодную!

Она нам-то надоела, весь-то хлебушек поела,

Ручки, ножки отморозила.

Соха, борона, выезжай на поля!

С хлебом, солью, с Божьей волей!

Ой, кулики, жавороночки! Прилетите к нам!

Принесите нам весну - красну, лето теплое!

Нам зима-то надоела, весь-то хлебушек поела!

Дети ходят по сцене и "аукают Весну -красну" при этом поют:

Ау, ау, аукаем, весну приаукиваем!

Март, март - солнцу рад,

Апрель, апрель - отворяй окно и дверь!

А уж как пришел май - сколько хочешь гуляй!

Дети встают подковой, в середине ее двое детей, держат растянутые рушники и, подняв руки к верху, изображают "Ворота" для Весны при этом все поют:

Идет Матушка-Весна! (В "ворота" входит Матушка-Весна)

- Отворяйте ворота!

(Дети справой стороны проходят в "ворота" и возвращаются на свои места).

Первый март пришел

- Всех детей провел,

А за ним и апрель -

(Дети с левой стороны проходят в "ворота" и возвращаются на свои места).

Отворил окно и дверь!

А уж как пришел май

(Дети стоят в "подкове" и допевают песню).

- Сколько хочешь гуляй!

Весна обращается к детям:

Вы меня, Вену -Красну, звали-зазывали,

Знаю, как я вам мила, как меня вы ждали!

Снег и холод прогоню, тепло с юга принесу,

Побегут ручьем ручьи, брызнут солнышка лучи.

Дети обращаются к Весне, при этом поют:

Весна -Красна, на чем пришла?

Весна: На сохе, бороне, на крутом вертеле,

На сохушке, на боронушке.

Дети поют: Идет кулик, несет ключик.

Кулик, кулик! Замыкай зиму, отворяй Весну,

Тепло летечко!

Дети поют Весне:

Весна -Красна, что ты нам принесла?

Весна: Я вам принесла три угодьица:

Первое угодье - в лугах половодье,

Второе угодье - солнце на подворье,

Третье угодье - всем вам здоровье (кланяется)

Дети поют Весне:

Ой, матушка, Весна, что еще принесла?

Весна: Ой, ли, да люли, что еще принесла.

Красным девушкам да по шелкову платку.

Ой, ли, да люли, да по шелкову платку.

Маленьким ребяткам, да по красному цветку.

Ой, ли, да, люли, да по красному цветку.

Старичкам, мужичкам грибов, ягод по борам!

Ой, ли, да люли, грибов, ягод по борам!

Все дети заводят вокруг Весны хоровод и поют:

Весна - красна нам добра принесла:

Соху, борону, да лошадку, ворону,

Солнца клочок, да соломки пучок.

Хлебушка краюшечку, да водички кружечку!

Весна: "Ребята, отгадайте-ка мои загадки":

"Черный, проворный, кричит "крак!", червякам враг.

(Грач)

"Спереди у птички шильце, позади у птички вильце,

Сама птичка мала, а за морем была". (Ласточка)

"Сидит птичка на суку и поет: Ку-ку, ку-ку". (Кукушка)

Весна: "Молодцы, ребята!"

Праздник продолжается на улице. Можно поиграть с детьми: в "Горелки",

"А мы просо сеяли", ""Коршун", "Золотые ворота", "Гори, гори ясно!", "Родничок", "Туру, туру , пастушок".

После того, как праздник закончится, проводится с детьми чаепитие

с угощением.