Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Инжавинский районный центр дополнительного образования «Радуга»
Методика проведения занятий в туристско – краеведческих объединениях по технике и тактике преодоления препятствий с использованием специального туристического снаряжения
(Методические рекомендации для педагогов дополнительного образования и обучающихся)
Составитель:
Надежда Александровна Лакеева
методист
МБОУ ДО «ИРЦДО «Радуга»
Инжавино
2014 г.
ВВЕДЕНИЕ
К настоящему времени все педагоги дополнительного образования туристско – краеведческой направленности Муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования «Районный центр дополнительного образования «Радуга» перешли к работе по модифицированным и авторским дополнительным общеразвивающим программам со сроком освоения 2 – 4 года.
Структуры дополнительных общеразвивающих программ построены по блочно – модульному принципу. Содержание основано на цикличности туристско-краеведческой деятельности по принципу расширения и углубления. Первый год обучения является базовым, так как дает начальные, основные знания и умения, для занятий самодеятельным туризмом. На втором и последующих годах обучения идет углубление специальных знаний. Многие темы при этом ежегодно повторяются.
Раздел: «Техника и тактика пешеходного туризма» предусмотрен в каждой реализуемой общеразвивающей программе ежегодно. Начиная со второго года, и далее содержание данного раздела предусматривает обучение детей сложным техническим приемам тактики пешеходного туризма, по преодолению естественных и искусственных препятствий, с применением специального туристического снаряжения.
Содержание дополнительных общеразвивающих программ туристско-краеведческой направленности предусматривает и подготовку обучающихся к районным и областным туристическим соревнованиям, в программы которых входят соревнования по технике пешего туризма; соревнования на тактико-технической дистанции и соревнования по спасательным работам. Все эти виды соревнований предусматривают владение участниками навыками и умениями по использованию специального туристического снаряжения: веревок, страховочных систем, карабинов, блоков, полиспастов и т.д.; и преодоления как простых, так и технически сложных препятствий пешеходного туризма.
В туризме существуют различные методики выполнения технических приемов, что затрудняет подготовку юных туристов и зачастую вызывает ошибки в работе судейской коллегии. Педагоги дополнительного образования пользуются различной специальной литературой и Правилами соревнований, регламентирующие общие вопросы организации судейства, но не расшифровывающие отдельные технические тонкости и приемы, разнообразие которых вызывает разногласия между педагогами, судьями и участниками. Кроме того, в практическом применении приемов также возможны варианты. Все это создает нежелательные ситуации на соревнованиях, которые могут быть исключены при наличии единых требований, регламентирующих и корректирующих подход к выполнению приемов, вызывающим спорные вопросы.
Задача данных методических рекомендаций – унификация выполнения ряда технических приемов пешеходного туризма, повышение безопасности, устранение спорных вопросов в методике подготовки юных туристов и судей районных туристических соревнований.
I. С Н А Р Я Ж Е Н И Е
1.1. Веревки
Для подготовки юных туристов допускается использование основных веревок диаметром 10 мм и более и так называемых вспомогательных — диаметром от 6 мм. Обычная длина одной веревки (или, как принято говорить, конца веревки) — 40 метров, и это должны учитывать педагоги и судьи при планировании длины этапа.
Рабочие веревки, применяемые для всех видов перил, организации всех видов страховки, должны быть диаметром не менее 10 мм, не иметь заводского брака, повреждений, оплетки и прядей.
Если в ходе эксплуатации веревка получила повреждение, этот участок следует немедленно заблокировать с помощью узла или, вырезав поврежденный участок, концы веревки связать и в дальнейшем использовать ее для технических и вспомогательных целей.
При необходимости использования опорных петель в качестве страховки, для блокировки страховочных систем, организации самостраховки, используются концы веревки диаметром не менее 10 мм. В случаях, когда опорные петли используются для удержания натянутых веревок (перила на бревне, навесные переправы), а также для организации групповой самостраховки («накопители»), следует использовать сдвоенную веревку диаметром не менее 10 мм.
Все работы, связанные с транспортировкой «пострадавшего» должны вестись сдвоенной веревкой диаметром не менее 10 мм.
Вспомогательные работы (сопровождение груза, сдергивание веревок и др.) можно проводить, используя веревку диаметром не менее 6 мм.
1.2. Карабины
Карабин — это разъемное соединительное звено овальной, треугольной, трапецеидальной и другой формы. Используется как элемент крепления для быстрого соединения веревок с другими элементами туристского снаряжения, при страховке, навесе перил, а также в качестве блока, тормозного устройства и др. Изготавливаются карабины из высокопрочных легированных статей, титановых и дюралюминиевых сплавов и снабжаются специальными замками-защелками с муфтами, предохраняющими их от случайного размыкания.
При использовании карабинов для выполнения следующих технических приемов: наведение перил и навесных переправ, оборудование опорных точек страховки, организация самостраховки и страховки, работа с блоками и полиспастами, транспортировка пострадавшего — применяются стандартные карабины заводского изготовления с маркировкой изготовителя, имеющие муфту. Карабины не должны иметь конструктивных доработок и изъянов.
1.3. Блоки и полиспасты
Блок — приспособление для облегчения усилий при подъеме и транспортировке грузов по натянутой веревке, для натягивания веревок.
Полиспаст - система из нескольких блоков, используемая для тех же целей.
1.4. Обвязки, беседки, страховочные системы
Для организации самостраховки туристов допускаются грудные обвязки, беседки и страховочные системы как стандартные, так и изготовленные самостоятельно в соответствии с требованиями УИАА и допущенные по технике безопасности.
Беседка и грудная обвязка должны быть сблокированы в единую систему,
раздельное их использование не допускается.
Блокировка страховочной системы должна осуществляться отрезком веревки
диаметром не менее 10 мм узлом «двойной булинь». Свободные концы блокировочной веревки используются в качестве «усов» самостраховки. Для этого на их концах вяжутся узлы «восьмерка» или «проводник».
На блокировке возможна вязка двух коротких «усов» самостраховки одинаковой длины или короткого и длинного. Короткие «усы» преимущественно используются для самостраховки по горизонтальным перилам. Они должны быть такой длины, чтобы в случае срыва и зависания участник мог вытянутой рукой дотянуться до карабина, встегнутого в «ус». Длинный «ус» используется для самостраховки, его длина до 1,7 м.
«Ус» самостраховки для движения со схватывающим узлом вяжется из отрезка репшнура диаметром 6-8 мм. Репшнур замыкается в кольцо любым узлом, предназначенным для связывания веревок одинаковой толщины. На получившемся кольце вяжется узел «двойной проводник», предназначенный для встегивания в него карабина. Длина получившегося «уса» — примерно до середины ладони вытянутой руки.
Возможно использование отдельных «усов» самостраховки, которые присоединяются к страховочной системе узлом или карабином.
Страховочная веревка, жумар, отдельный «ус» самостраховки, «ус» для движения со схватывающим узлом присоединяются к срединным ветвям блокировки системы с помощью карабина или полусхватывающего узла («одинарный полусхватывающий»). Такое присоединение должно обеспечивать равномерное распределение нагрузки на грудную обвязку и беседку при зависании в системе.
Спусковое устройство присоединяется к беседке или нижней ветви блокировки системы.
1.5. Опорные петли
В некоторых случаях туристы могут использовать собственные опорные петли для крепления веревок, организации страховочных пунктов и др. Для изготовления опорных петель используют куски основной веревки диаметром от 10 мм. Если петля выполняет функции групповой самостраховки, она должна быть изготовлена из двойной основной веревки.
1.6. Личное снаряжение туриста.
Для преодоления сложных технических этапов туристы работают в штормовках, рукавицах и головных уборах.
Рукавицы. Являются важным элементом личного снаряжения, обеспечивающим безопасность. Применение рукавиц обязательно на
всех технических этапах, где имеется возможность проскальзывания веревки в руках под нагрузкой, а также на этапах с использованием огня. Рукавицы должны быть изготовлены из плотной материи и полностью закрывать кисти рук. Применение текстильных перчаток не отменяет необходимость иметь плотные матерчатые рукавицы.
Штормовки. Используются при страховке через поясницу и спуске спортивным способом. В качестве штормовок допускается использование любых курток, изготовленных из плотного материала.
Головной убор. Является обязательным элементом личного снаряжения и обязателен на этапах, где это оговорено условиями (движение по навесной переправе, спуск по перилам, разжигание костра и др.). В качестве головного убора допускается использование капюшона штормовки.
II. Узлы
Вязка узлов — необходимый элемент работы с веревками, от их правильного применения зависит безопасность юных туристов. Из большого количества узлов, предлагаемых к применению методической литературой по горному туризму и альпинизму, рекомендуются немногие, которыми должны пользоваться юные туристы, участники соревнований и знать судьи:
1.Для связывания концов веревок: «прямой», «встречный»,
«брамшкотовый», «ткацкий».
Используемые для присоединения веревки к опоре: «удавка»,
«полуторный узел проводника» («восьмерка»), «штыковой», «проводник», «стремя», «булинь».
«Схватывающие»: «схватывающий», «австрийский схватывающий», «Бахмана».
Контрольные узлы: «простой», «восьмерка».
Все соединения веревок должны заканчиваться контрольными узлами, за исключением «встречного» и «полуторного узла проводника». Кроме того, «штыковой» узел должен иметь не менее трех полных шлагов, «удавка» должна иметь не менее пяти полных витков, равномерно распределенных вокруг опоры. Эти узлы должны заканчиваться выходом конца веревки не менее 5 см.
Узел не должен иметь перекрученных прядей, его рисунок должен соответствовать образцу, представленному судейской коллегией.
III. Страховка
3.1. Страховка
Страховка — это набор приемов, обеспечивающих задержание туриста при срыве на сложном участке. Можно использовать способы страховки, описанные в туристской или альпинистской литературе — страховку через поясницу, плечо и поясницу, карабин страховочной системы, внешнюю точку страховки и другие. Для страховки используется только основная веревка.
Страховка подразделяется на нижнюю и верхнюю.
Нижняя страховка — это когда страховочная веревка подходит к участнику снизу. При срыве участника для уменьшения расстояния падения веревку продергивают через промежуточные пункты страховки (петли, крючья, закладки и др.), через карабины. Эти пункты страховки выбирают таким образом, чтобы в случае срыва участник не оказался в положении маятника.
При верхней страховке веревка подходит к участнику сверху, а точка страховки находится не ниже груди страхуемого. При этом страхующий может находиться внизу, но страхующая веревка проходит через карабин верхней точки страховки. В зависимости от условий прохождения этапа верхняя и нижняя страховка может быть как командной, так и судейской.
На подъемах, спусках, траверсах и переправах через препятствия без воды страховочная веревка крепится карабином к грудному перекрестью сблокированной страховочной системы страхуемого участника. Крепление страховочной веревки к «усу» самостраховки является ошибкой. Страхующий участник должен работать в рукавицах и должен находится на самостраховке, кроме тех случаев, когда страховка осуществляется из безопасной зоны, находящейся ниже опасного участка. Страховочная веревка должна выдаваться через точку страховки таким образом, чтобы угол между ее ветвями в точке страховки был не более 90'»
Страхующий участник должен обеспечивать постоянное удержание страховочной веревки. При страховке через карабин или тормозное устройство (опору) руки страхующего должны располагаться не ближе 20 см от карабина или устройства. Свободный конец страховочной веревки должен быть закреплен на опоре или участнике, находящемся на самостраховке или в безопасной зоне, расположенной ниже опасного участка.
Неправильной является страховка, при которой веревка выдается с чрезмерным провисом. Это провис ниже колена страхуемого участника на подъеме и спуске, провис, допускающий касание веревкой воды на переправе, а также исключающий возможность удержания участника, потерявшего равновесие на бревне.
3.2. Самостраховка
Самостраховка — это набор приемов, проводимых самим участником для обеспечения безопасности и направленных на самозадержание в случае срыва в опасной зоне. Самостраховка осуществляется пристегиванием участника, одетого в грудную обвязку или страховочную систему, к закрепленным перилам или точке опоры через карабин или страховочный «ус» с карабином. Особый случай самостраховки — движение по перилам с использованием схватывающего узла, который применяется при подъеме и спуске по вертикальным перилам. В этом случае основным условием является правильный выбор применяемого узла и обязательное его расположение выше груди участника.
3.3. Сопровождение
Сопровождение осуществляется при навесной переправе и переправах с перильной страховкой и служит для экстренного вытягивания потерявшего способность самостоятельного передвижения участника на берег. Для сопровождения может использоваться основная и вспомогательная веревки.
Для организации сопровождения на сопровождающей веревке завязывается узел, образующий петлю, который с помощью карабина встегивается в страховочную систему (в грудное перекрестье либо в карабин страховочного «уса») участника.
При движении участника по переправе сопровождающая веревка должна удерживаться (выдаваться или выбираться) участником, находящимся на берегу, который должен работать в рукавицах. Свободные концы сопровождающей веревки закрепляются на опорах или на участниках,
находящихся на самостраховке. Сопровождающая веревка не должна касаться поверхности воды.
Положение, когда при выбирании сопровождающей веревки создается угроза одергивания участника с переправы или его травмирование, является недопустимым.
При переправе «пострадавшего» сопровождение организуется основной веревкой и должно производиться не менее чем двумя участниками, находящимися на противоположных берегах.
При наклонной навесной переправе сопровождающая веревка должна
выдаваться через карабин или опорную точку (дерево и др.), находящуюся
на берегу, расположенном выше.
3.4. Перила
Перила — это основные веревки, используемые для преодоления препятствий. Они могут быть вертикальными (наклонными) или горизонтальными. По необходимости они могут закрепляться без натягивания или натягиваться жестко. Перила могут использоваться в качестве страховочной веревки, так, при организации переправы по бревну судейские перила выполняют роль страховки при переправе первого участника.
До начата движения участников по перилам полиспасты, отдельные блоки, а также все средства их крепления (репшнуры, веревки 8 мм, нестандартные приспособления) должны быть сняты с рабочей веревки.
IV. Отдельные технические приемы.
4.1. Переправа первого участника вброд.
1.1. Переправа первого участника вброд должна осуществляться с обеспечением страховки основной веревкой, расположенной выше по течению. Кроме того, к участнику должна быть подключена сопровождающая веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению. Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками должно быть не менее половины ширины реки.
1.2.Страхующая и сопровождающая веревки должны удерживаться участниками (не менее двух человек на каждую) в руках. Выпуск веревки через карабин запрещен.
1.3.Свободные концы веревок не закреплены, оканчиваются узлами
(проводниками).
1.4. Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть развернуты лицом к переправляющемуся вброд.
1.5. К переправляющемуся участнику страховочная и сопровождающая
веревки подключаются через скользящие карабины в боковую часть страховочного пояса.
Участник, переправляющийся со страховкой с берега, должен быть
без рюкзака.
1.7. При переправе участника с шестом запрещается закрепление
шеста к участнику.
1.8. Шест располагается выше по течению.
1.9.При переправе на реках со скоростью течения более 5 м/сек (при этом глубина не должна превышать одного метра) разрешается использовать метод «Кораблик». Страховочная веревка заносится как можно выше по течению реки и удерживается в руках не менее чем тремя участниками; свободный конец веревки не закреплен и имеет узел проводника. Веревки подключены к участнику в соответствии с п.1.5, кроме того, от страхующей веревки к беседке участника отходит петля длиной 0,5 -0,7 м, образующая гипотенузу треугольника. Движение участника осуществляется при зависании на страхующей веревке с равномерной загрузкой страховочного пояса и беседки. Вторая веревка отходит перпендикулярно течению или несколько ниже и удерживается в руках не менее чем двумя участниками; конец веревки не закреплен, оканчивается узлом проводника.
Смещение переправляющегося участника вдоль оси течения должно производиться за счет выдачи или выбирания веревки.
1.10 Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть без рюкзаков.
4.2 Переправа первого участника по тонкому льду
2.1. При переправе первого участника через реку (наличие течения) страховочная веревка заносится как можно выше, по течению реки и
удерживается в руках не менее чем двумя участниками. Сопровождающая
веревка расположена перпендикулярно линии течения и удерживается в
руках двумя участниками.
2.2. При переправе через озеро, пруд (течение отсутствует) страхующая вереска расположена по линии движения участника, сопровождающая несколько отнесена в сторону. Обе веревки выдаются по два человека на
каждой, с рук.
2.3. Страхующая и сопровождающая веревки подключаются к переправляющемуся участнику в соответствии с п. 1.5.
2.4.Свободные концы веревок не закреплены, на концах - узлы-проводники.
2.5. У переправляющегося участника не должно быть рюкзака.
2.6.Движение осуществляется на лыжах, крепления расслаблены,
руки вытянуты из темляков лыжных палок.
2.7.Участники, работающие на страховке и сопровождении, должны
быть без рюкзаков и лыж и повернуты лицом к переправляющемуся.
4.3 Переправа первого участника через реку по бревну
3.1. Переправа осуществляется с обеспечением страховки основной
веревкой, выдаваемой на уровне бревна, либо несколько ниже по течению
реки. Кроме того, к участнику должна быть подключена сопровождающая
веревка (основная), выдача которой осуществляется ниже по течению реки.
Расстояние между страхующей и сопровождающей веревками - не менее; половины ширины реки по берегу.
3.2.Страхующая и сопровождающая веревки должны удерживаться участниками (не менее двух человек на каждую) в руках. Выпуск веревки через карабин запрещен.
3.3.Свободные концы веревок не закреплены, оканчиваются узлами
(проводниками).
3.4. Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть развернуты лицом к переправляющемуся вброд.
3.5. К переправляющемуся участнику страховочная и сопровождающая
веревки подключаются через скользящие карабины в боковую часть страховочного пояса.
3.6. Участники, обеспечивающие страховку и сопровождение, должны быть без рюкзаков.
3.7. Кроме того, сопровождающую веревку участник может использовать как дополнительную точку опоры. При этом свободный конец веревки
жестко удерживается двумя участниками на берегу в руках (подключение
его к участникам либо к опоре запрещается). Переправляющийся участник
набирает в руку необходимый запас веревки и постепенно выдавая ее, переправляется по бревну, самостоятельно контролируя силу натяжения сопровождающей (опорной) веревки - метод маятника.
3.8.Участник, переправляющийся со страховкой с берега должен
быть без рюкзака.
3.9.Если расстояние от бревна до поверхности воды более 3 м,
участник, идущий со страховкой с берега, обеспечивается обязательной
судейской страховкой в виде горизонтальных судейских перил и проводка
(допускается использование своей длинной самостраховки).
Внимание: Использование данных перил в качестве опоры запрещено и расценивается как зависание на судейской страховке.
3.10. Движение по бревну первого участника допускается любым образом (на ногах, сидя на бревне и т.д.).
3.11.Участник может использовать как дополнительную точку опоры
растяжки-усы, использовавшиеся командой при укладке бревна.
4.4 Переправа первого участника через сухой овраг (каньон)
по дну и по бревну
4.1. Организация страховки участника должна осуществляться через
опорную точку: дерево, опорная петля с карабином и т.п. Место организации пункта страховки указывается.
4.2.Конец страхующей веревки подключается к участнику в грудное перекрестье.
4.3.Свободный конец страхующей веревки закреплен на опоре. Допускается закрепление свободного конца страхующей веревки на участнике стоящем на самостраховке.
4.4.Страховка осуществляется одним участником, при этом он должен находиться на самостраховке.
4.5.Участник, переправляющийся со страховкой с берега должен
быть без рюкзака.
4.6.Если расстояние от бревна до поверхности воды более 3 м,
участник, идущий со страховкой с берега, обеспечивается обязательной
судейской страховкой в виде горизонтальных судейских перил и проводка
(допускается использование своей длинной самостраховки).
4.7. Движение по бревну первого участника допускается любым образом (на ногах, сидя на бревне и т.д.).
4.8. Участник может использовать как дополнительную точку опоры
растяжки-усы, использовавшиеся командой при укладке бревна.
4.5 Траверс склона участником, идущим на командной страховке
(траверс первым участником)
5.1. Организация страховки участника должна осуществляться через
опорную точку: дерево, крюк, опорная петля с карабином и т.п. Место
организации пункта страховки указывается судьями этапа.
5.2.Конец страхующей веревки подключается к участнику в грудное перекрестье.
5.3.Свободный конец страхующей веревки закреплен на опоре. Допускается закрепление свободного конца страхующей веревки на участнике стоящем на самостраховке.
5.4.Страховка осуществляется одним участником, при этом он должен находиться на самостраховке.
5.5.Участник, движущийся на командной страховке, должен быть
без рюкзака.
5.6.При движении участник обязан прищелкивать веревку командной
страховки через промежуточные точки страховки (крючья), указанные
судьей этапа перед началом работы на этапе, либо во время движения.
5.7.Если коридор траверса расположен на высоте более 3 м над
уровнем земли, участнику предоставляется судейская страховка, выполненная в виде сквозных перил между началом и концом траверса,к которым
участник обязан пристегнуться своей длинной самостраховкой.
Внимание: Использование данных перил в качестве опоры запрещается и
расценивается как зависание на судейской страховке.
4.6. Преодоление подъема первым участником с командной страховкой
6.1.Участник движется по склону с нижней командной страховкой
свободным лазанием. При этом участнику обеспечивается верхняя судейская страховка, пристегивание, отстегивание и контроль во время движения за которой участник осуществляет самостоятельно.
6.2.Конец страхующей веревки подключается к участнику в грудное перекрестье.
6.3.Свободный конец страхующей веревки закреплен на опоре. Допускается закрепление свободного конца страхующей веревки на участнике стоящем на самостраховке.
6.4.Страховка осуществляется одним участником, при этом он должен находиться на самостраховке.
6.5.Свободный конец страховочной веревки должен быть закреплен на опоре, указанной судьей, либо на страхующем участнике, стоящем на самостраховке.
6.6. Если командная страховка организуется из безопасной зоны (ровная горизонтальная площадка), страхующему участнику самостраховка не обязательна.
4.7. Организация перил
7.1.Перилами является основная веревка, используемая командой
для преодоления препятствия.
7.2.Перила могут выполнять роль страховки и опорной точки
(транспортировочной веревки).
7.3.Крепление перил к опорам осуществляется посредством узлов,
указанных в п. Узлы.
7.4.Статически нагруженные перила из одинарной веревки, т.е.
натянутые с помощью полиспаста, не являются элементом перильной страховки, как не отвечающие требованиям безопасности по допустимой разрывной нагрузке в соответствии с ГОСТом.
7.5.Допускается при натягивании перильной страховки применение
одинарного полиспаста, т.е. имеющего не более одного элемента (блока,
карабина), изменяющего направление выбирания веревки.
7.6.До начала движения участников по перилам, блоки и полиспасты, используемые командой для натяжения, а также все средства их крепления к натягиваемой веревке, должны быть сняты.
7.7.Точки крепления перил указываются до начала
работы команды на этапе.
7.8.При организации переправы по бревну через реку перила
должны располагаться ниже бревна по течению.
7.9.При организации перил на спуске по склонам, если участок
окончания спуска находится в опасной зоне, нижний конец перильной веревки должен быть закреплен на указанном крюке (петле, дереве). Если окончание спуска находится в безопасной зоне, то закрепление конца не обязательно, но оканчиваться перила должны узлом.
7.10.На перилах при подъеме участников по склону на нижнем конце должен быть завязан узел.
4.8. Снятие перил.
8.1 Снятие перил осуществляется с целевой стороны этапа (стороны окончания этапа) одергиванием рабочей веревки, предварительно доставленной с исходной стороны (начала этапа) сдергивающей веревкой. Диаметр сдергивающей веревки не лимитируется.
8.2. Допускается, если п. 8.1 не оговорен условиями ,соревнований, снятие перил производить с исходной стороны последним участником команды. При этом к последнему участнику при преодолении этапа относятся те же требования, что и к первому.
4.9. Укладка бревна.
9.1. Укладка бревна осуществляется силами команды с исходного
берега в створ, указанный судьями этапа на целевом берегу, не заходя в
опасную зону.
9.2. Подъем и укладывание бревна должны контролироваться оттяжками-усами из основной веревки, закрепленными за верхний конец бревна
и удерживаемыми в руках не менее чем по одному участнику на каждом.
Запрещается закреплять свободные концы оттяжек на участниках, а также
обматывать вокруг руки, корпуса и т.п.
9.3. В момент укладки бревна участники не должны находиться над
или под бревном.
9.4. Если в результате укладки бревно не попало в указанный
створ на целевом берегу, оно вытягивается на исходный берег силами команды и прием повторяется.
4.10. Движение по перилам:
вброд, по бревну через реку, овраг и по тонкому льду
10.1. При движении участник должен быть подключен к перилам карабином самостраховки: при переправе через овраг (каньон) - от грудного перекрестья, при переправе через водные преграды - от карабина, включенного в боковую часть страховочного пояса (скользящего карабина)
10.2.Длина самостраховки должна быть такой, чтобы участник мог
перекрыть перила запястьем вытянутой руки.
10.3.Кроме самостраховки участник должен иметь сопровождающую
веревку (основную), включенную скользящим карабином в боковую часть
страховочного пояса (кроме переправы через овраг).
10.4.При переправе через овраг сопровождающая веревка
подключается к участнику в. грудное перекрестье, либо к карабину самостраховки, скользящему по перилам.
10.5.Свободный конец сопровождающей веревки должен быть закреп
лен на опоре, либо на участнике, стоящем на самостраховке на берегу.
10.6.Сопровождающая веревка должна удерживаться в руках не менее чем одним человеком (кроме переправы «пострадавшего»).
10.7.На перилах может находиться не более одного участника.
10.8.При движении по тонкому льду участник переправляется на
лыжах, крепления расслаблены, руки вытянуты из темляков лыжных палок.
4.11. Движение по навесной переправе.
11.1.Переправа проводится на карабине, включенном в беседку или
в блокировку: страховочный пояс-беседка. Допускается движение на двух
карабинах: грудь-беседка. Не разрешается движение на карабине, замыкающем страховочную систему.
11.2. Если движение осуществляется на блоках, каретках, то они должны отвечать требованиям.
11.3. Порядок пристегивания к перилам:
а) встать на самостраховку на перила, при этом:
- если перила выполнены из одинарной веревки, то для самостраховки используется ненагруженная веревка, натянутая параллельно основным перилам силами команды. Команде может быть предложена судейская страховочная веревка, которая предоставляется как страховочные перила. В этом случае, после прохождения этапа, команда обязана снять только свое, используемое на этапе снаряжение (веревки).
- если перила выполняются из двоенной веревки, то самостраховка включается одним карабином одновременно на обе веревки;
б) подключить сопровождающую веревку к участнику (для подключения
допускается использование любого несущего элемента страховочной системы, расположенного на передней части туловища);
в) подключится к перилам (при этом в момент подключения участника
к перилам и далее во время движения по переправе до снятия с перил
сопровождающую веревку должен удерживать в руках не менее чем один участник в рукавицах).
Допускается п.п. «а» и «б» выполнять в обратном порядке, либо
одновременно.
11.4. Порядок отстегивания от перил обратный.
11.5. Свободный конец сопровождающей веревки закреплен на опоре.
Допускается закрепить на участнике, стоящем на самостраховке.
11.6. В случае, если переправа заявлена как наклонная (угол более 20 градусов):
- сопровождающая веревка должна выдаваться через карабин (опорную
точку на «верхнем» берегу, в т.ч. и для последнего.
- движение участников по переправе только ногами вперед;
- необходимо наличие самостраховки у сопровождающего.
11.7.При неудовлетворительном состоянии переправы (провис, ослабление крепления на опорах), выраженном в погружении участника в воду, опасном задевании за грунт или выступающие предметы, срывы ограничений, последующий участник может быть запущен только после дополнительного натяжения переправы.
11.8.Навесная переправа может быть нагружена только одним
участником. Запрещается, какая бы то ни было загрузка веревки другими
участниками или грузом ,оттягивание веревки вниз, зависание.
4.12. Траверс по перилам
12.1.Опасная зона этапа должна проходиться участником без потери страховки (самостраховки).
12.2. Для организации самостраховки по перилам участник использует свою короткую самостраховку (короткий ус), идущий от грудного перекрестья страховочного пояса.
12.3. при движении по склону участник должен контролировать, чтобы его центр тяжести не оказался выше перил.
12.4.Страховочные перила могут использоваться участником и как
дополнительная точка опоры.
12.5.На перилах может находиться не более одного участника.
12.6.Если в условиях соревнований указано, что точка промежуточной страховки (крючья) могут использоваться как пункт организации
страховки, то команда имеет возможность организации нескольких перил
на протяжении этапа.
4.13. Спуск (подъем) по склону с самостраховкой по перилам
13.1. Для организации самостраховки по перилам участник использует схватывающий узел, связанный из репшнура диаметром 6 мм и имеющий в рабочей части (т.е. между участником и перилами) четыре ветви.
13.2.Самостраховка включается в грудное перекрестье страховочного пояса.
13.3. Длина петли для вязки схватывающего узла должна быть та
кой, чтобы узел, завязанный на перилах, перекрывался запястьем, вытянутой руки.
13.4.Участник должен перемещать схватывающий узел по перилам
таким образом, чтобы исключить его захват (зажатие в кулаке).
13.5. На перилах может находиться не более одного участника.
13.6.В случае применения в соответствии с условиями соревнований верхней командной страховки необходимость самостраховки отпадает.
4.14. Подъем по склону с верхней командной страховкой
14.1. Для всех участников, кроме первого, должна быть организована верхняя командная страховка
Страховка выполняется через указанную опорную точку (дерево, карабин и т.п.)
Участник, обеспечивающий страховку на верху, должен находиться на
самостраховке.
Свободный конец страхующей веревки закреплен на опоре.
Допускается, в случае организации страховки через карабин, закрепление свободного конца на участнике, стоящем на самостраховке.
14.5. при организации верхней страховки снизу, если страхующий находится в безопасной зоне, самостраховка страхующему необязательна. Конец страхующей веревки закреплен на участнике, либо на опоре.
14.6. К движущемуся по этапу участнику страховка включается в грудное перекрестье страховочного пояса.
14.7. Движение участника может осуществляться любым способом: свободным лазанием, с опорой на перила, по перилам. при наличии перил они могут быть использованы как транспортная (вытягиваемая) веревка.
14.8. Запрещается вытягивание участника страховочной веревкой.
14.9. Участник, идущей с верхней командной страховкой свободным лазанием, имеет право использовать страховочную веревку в качестве дополнительной точки опоры для того, чтобы преодолеть сложный участок.
4.15. Спортивный спуск.
15.1. Преодоление спуска спортивным способом допускается с самостраховкой по перилам в соответствии с пунктом 13.
15.2. Перильная веревка должна проходить за спиной и для увеличения трения может быть обернута вокруг руки.
15.5. На перилах может находиться не более одного участника.
15.6. Подключение к перилам и принятие правильного положения для спуска должно быть произведено участником в непосредственной близости от точки закрепления перил (расстояние не более длины самостраховки).
15 7. Во время движения по перилам участник не должен выпускать веревку (перильную) из регулирующей руки.
15.8. В случае возникновения необходимости освободить регулирующую руку, остановиться и взять оба конца перильной веревки в одну руку (сдвоить веревку).
15.9. Во время прохождения спуска участник должен контролировать движение перильной веревки по телу – она не должна сползать на шею и другие открытые части тела. Если такое произойдет, то участник должен остановиться и устранить неправильное положение в соответствии с п. 15.8.
4.16. Транспортировка грузов на этапах.
16.1. Транспортировка рюкзаков со снаряжением и контрольного груза
запрещается участником, преодолевающим первым этапы:
- переправа в брод;
- переправа по бревну;
- траверс склона;
- переправа по тонкому льду;
- подъем по склону
16.2. Запрещается транспортировка рюкзаков со снаряжением и контрольного груза по навесной переправе совместно с участником,
16.3. Допускается участникам по п. 18.1. и 19.2 транспортировать закрепленную на корпусе веревку в бухте (но не подвешенную свободно)
16.4. Запрещается транспортировка груза на носилках с пострадавшим. Допускается положить ему под голову рюкзак с мягкими вещами.
16.5. На этапах: - переправа вброд по перилам;
- переправа по бревну через реку;
рюкзаки транспортируются на одном плече, противоположном стороне, к которой подключена сопровождающая веревка, при этом груз не должен быть подключен к перилам.
16.6. Транспортировка груза при переправе по бревну допускается по перилам, если на них не находится участник.
16.7. Запрещается транспортировка груза участником, сопровождающим пострадавшего.
16.8. Транспортировка груза при переправе маятником допускается на участнике (не более одного рюкзака на участника) и отдельно, подвешенным на перила.
16.9. На переправе по тонкому льду допускается транспортировка груза перетягиванием.
16.10. На подъемах (спусках) допускается вытягивание груза (спускание) груза на транспортной веревке. При этом груз не должен находиться над участником, движущимся одновременно с грузом по данному участку. Допускается транспортировка снаряжения по свободным перилам.
16.11. Переброска на этапах снаряжения, не желательна. Если разрешена, то в этом случае к грузу должна быть подключена сопровождающая веревка.
16.12. При работе на склонах в опасной зоне, снаряжение должно быть либо на участниках (в руке или на себе), либо пристраховано в предусмотренных местах.
4.17. Движение по веревке с перилами (параллельные перила)
17.1. Переправа участников осуществляется стоя ногами на нижней
веревке и держась руками за верхнюю,
17.2. Верхняя веревка является страховочными перилами, к которым участник обязан подключиться своей короткой самостраховкой от грудного перекрестья (см. п.п. 10.1. 10.2,)
17. 3. Сопровождение осуществляется в соответствии с п.п. 10.4 - 10.6.
17.4. На перилах может находиться не более одного участника,
4.18. Переправа маятником через ручей, овраг,
18.1. Участник, преодолевающий маятник, должен быть подключен самостраховкой к маятниковой веревке. Петля на перильной веревке для подключения самостраховки должна быть завязана не ниже уровня точки подключения самостраховки к страховочной системе участника, когда он находится на границе опасной зоны исходного берега.
18.2. Допускается, если это оговорено, в качестве элемента организации точки подключения к перилам самостраховки использовать схватывающий узел.
18.3. На перилах может находиться не более одного участника.
V. Транспортировка пострадавшего.
5.1. Требования к носилкам
5.1.1. В качестве полотна носилок в зависимости от условий используются: веревка, штормовки (анораки), специально приготовленное командой носилочное полотно из брезента или прочного капрона, допущенное к использованию.
5.1.2. Рама носилок выполняется из двух продольных жердей длиной
не менее 2,5 м и трех поперечных длиной 0,7 м. Диаметр жердей не менее;
50 мм. В соответствии с условиями соревнований, может использоваться
только две поперечины. Расположение двух поперечин поверх продольных
жердей, третья на расстоянии 20-50 см от головной поперечины (в сторону ног) снизу продольных жердей.
5.1.3.Связанная рама должна иметь жесткую конструкцию без изменения
размеров по диагонали.
5.1.4. Носилки с настилом из штормовок должны выполняться с
применением
трех штормовок (брезентовых, из плотного капрона или ткани болонья).
5.1.5.Шесты носилок должны быть пропущены сквозь завернутые
внутрь рукава. Штормовки должны быть застегнуты на пуговицы по всей
длине (не менее 5 шт). Застежка «молния» на штормовках типа «анорака»
должна быть полностью застегнута. Применение штормовок, полностью
раскрывающихся застежкой «молния» не допускается.
5.1.6.Застежки (пуговицы, молнии) должны находиться на нижней
стороне носилок, капюшоны заправлены внутрь штормовок.
5.1.7.Пострадавший должен быть привязан к носилкам не менее, чем
в двух местах: по груди и по бедрам. Веревка (пояс) должна проходить
вокруг носилок. Привязывание пострадавшего к отдельным жердям не раз
решается. Для крепления пострадавшего к носилкам применяется основная
веревка или равнопрочная тесьма (пояс).
5.2. Транспортировка пострадавшего на носилках по пересеченной
местности и вброд.
Конструкция носилок выполняется в соответствии с 5.1.
5.2.2.Транспортировка по пересеченной местности может выполняться
двумя и более участниками. Разрешается применение петель для переноса
носилок, сделанных из основной веревки или равнопрочной тесьмы.
5.2.3.При движении на спуск, на участках с уклоном, а также при
движении вброд, пострадавший должен лежать ногами вперед.
5.2.4.При движении по горизонтальной поверхности и на подъеме по
страдавший должен лежать головой вперед.
5.2.5.При переправе вброд фиксация пострадавшего к носилкам
запрещена.
5.3. Транспортировка пострадавшего по навесной переправе.
5.3.1. Транспортировка организуется на носилках, изготовленных в
соответствии с главой 5.1.
5.3.2.Петли подвески должны быть закреплены на носилках таким образом, чтобы охватить одновременно продольную и поперечную жерди (в углах) и исключить произвольное их соскальзывание с конструкции носилок
под нагрузкой.
5.3.3.Петли подвесок выполняются из основной веревки.
5.3.4. Во избежание продольного раскачивания и опрокидывания носилок они должны быть подвешены на двух карабинах (петля со стороны ног и со стороны головы), карабины между собой должны быть сблокированы куском основной веревки.
5.3.5.Если петля подвески выполняется из одного куска веревки (двойник), то в верхней части, подключаемой к перилам, должен быть за вязан узел (проводник), исключающий возможность проскальзывания петли в транспортировочном карабине и опрокидывания носилок.
5.3.6. Транспортировка пострадавшего по навесной переправе
производится ногами вперед.
5.3.7.Если условиями соревнований не оговорено иначе, то подвеска носилок на навесную переправу и снятие их производится с пострадавшим,
5.3.8.В момент подключения носилок к перилам во избежание их произвольного скатывания, транспортное устройство должно быть жестко сблокировано с опорной точкой куском основной веревки. Длина веревки должна быть такой, чтобы предотвратить скатывание носилок в опасную зону,
5.3.9. При транспортировке по перилам носилок с пострадавшим должно быть обеспечено двустороннее сопровождение основной веревкой. На каждой из сопровождающих веревок должно работать не менее двух участников. Свободные концы, сопровождающих веревок закреплены на опоре, либо на участнике, стоящем на самостраховке.
5.3.10. В случае, если навесная переправа по условиям наклонная, сопровождающая веревка с верхнего берега должна выполнять функцию тормозной веревки (выдаваться через опору, карабин и т.п.).
5.3.11.Запрещается для подключения веревок (сопровождающих, тормозных и т.п.) использовать раму носилок. Для их подключения используются только элементы подвески: транспортировочные карабины, верхние петли подвески.
5.3.12. В качестве транспортировочного устройства могут использоваться блоки и тележки.
5.3.13. При переправе пострадавший должен быть подключен страхов кой от грудного перекрестья страховочного пояса к страховочным перилам.
5.3.14. Порядок подключения носилок к перилам:
а) самостраховка пострадавшего к страховочным перилам;
б) сопровождающая веревка (блокировочная петля от опоры);
в) перила
пункты «б», и «в» можно производить одновременно; отключение от перил в обратном порядке.
Изображения узлов,
применяемых при выполнении технических этапов
 | |  |
Встречный | | Встречная восьмерка |
| | |
 | |  |
Грейпвайн | | Штык |
| | |
 | |  |
Брамшкотовый | | Булинь |
| | |
 | |  |
Стремя | | Двойной проводник |
| | |
 | |  |
Проводник восьмерка | | Симметричный схватывающий |
| | |
 | |  |
Австрийский проводник | | Австрийский схватывающий |
| | |
 | | |
Схватывающий Бахмана | | |
Список используемой литературы.
1. Винокуров В.К. и др. Безопасность в альпенизме - М.; ФиС, 1983.
2. Захаров П.П. и др. Школа альпенизма -М.;ФиС, 1989.
3. Кодыш Э.Н. Соревнования туристов - М.; Физкультура и спорт, 1990,
4. Константинов Ю.С Туристические соревнования учащихся - М.;
ЦДЮТиК МО РФ, 1995.
5. Константинов Ю.С. Туристические слеты и соревнования учащихся -М;
ЦДЮТиК МО РФ, 2000.
6. Константинов Ю.С Куликов В.М. Детско – юношеский туризм. ФЦ ДЮТК
7. Маслов А.Г. Подготовка и проведение соревнований учащихся «Школа безопасности», методическое пособие.- М.; гуманит. изд. центр ВЛАДОС,
2000 г.
8. Правила соревнований по спортивному туризму. ФЦДЮТ и К МО РФ, 2005 .
Содержание:
Введение………………………………………………………………… 2 стр.
Cнаряжение……………………………………………………… 3 стр.
Узлы……………………………………………………………… 5 стр.
Страховка………………………………………………………… 5 стр.
Отдельные технические приемы ………………………………. 7 стр.
Транспортировка пострадавшего ……………………………… 17 стр.
Список используемой литературы …………………………………… 19 стр.
20