Белова Светлана Николаевна
педагог-психолог МБОУ Школа № 7 для обучающихся с ОВЗ
г.Березники Пермского края
Методика психокоррекции эмоционального состояния ребенка с особыми образовательными потребностями
Шедевры искусства давно используются для психокоррекции и психотерапии эмоционального состояния человека. В данном случае хочу познакомить с методом цветодиагностики и психотерапии произведениями искусства.
Компания «ИМАТОН» выпустила авторскую методику, которая отличается новым взглядом на проблему использования образов цвета, пейзажа, животных в психокоррекционной и терапевтической работе. Это дает практическому психологу реально работающий, адекватный задачам психокоррекции и психотерапии диагностический инструмент.
Методика В. М. Элькина предназначена для диагностики и коррекции нервно-психического состояния человека. Автор методики В. М. Элькин – врач, кандидат медицинских наук, музыкант.
Психотерапия произведениями искусства включает в себя воздействие архетипическими образами животных, картинами, музыкальными произведениями. Методика может стать основой для использования музыки в практической деятельности психолога и психотерапевта и последующего накопления профессионального опыта в этой области.
Цветология – наука о цвете. Образы, связанные с цветом, пронизывают всю культуру. Каждый цвет связан с определённым кругом ассоциаций, образов. Их можно назвать программами. У каждой программы есть положительные и отрицательные стороны. Цветовыбор – это разговор с подсознанием человека на языке цветовых символов, а значения цветовыбора – словарь для понимания этого языка.
Цвет – «это визуализированный язык чувств».
Работу с методикой условно можно разделить на три этапа.
Наше психологическое состояние влияет на восприятие основных цветов. Интуитивный выбор цвета отражает психологическое состояние, особенности самовосприятия и восприятия мира, характер эмоций и установок, стиль существования, предпочтение образов, ментальных программ, музыки. Существуют психологические программы цветового предпочтения:
Красный – энергичность; жёлтый – оптимизм; зелёный – воля преодоления; синий – удовлетворение, доброта; фиолетовый – мечта, симпатия; коричневый – усталость; серый – изнурен, хочет изоляции; черный – отрицание.
В стандартизированный бланк заносятся результаты обследования.
На первом этапе – психодиагностическом – проводится индивидуальная диагностика по субтестам:
1) цветовой тест Люшера,
2) метод «Зеркало» (ранжирование по степени приятности репродукций картин).
3) метод «Маска» (выбор симпатичных и несимпатичных образов животных),
На основании полученных результатов диагностики на этом этапе делается вывод об актуальном нервно-психическом состоянии человека, выявляются психические резервы, основные проблемы и источники напряжения. Этап завершается беседой с испытуемым по полученным результатам.
Практическое задание: выбрать и записать животных от более симпатичных к менее (приложение 2), затем также выбрать репродукции картин (приложение3).
Ответить на вопросы:
Напишите к 1 и 8 выбору – какое это животное?
Что в нем нравится/ не нравится?
Какие чувства оно вызывает?
На втором этапе – психокоррекционном – проводится процедура «гашения» или аппликационного наложения карточек с репродукциями картин и животных с положительными выборами на карточки с отрицательными выборами. Потом клиента просят прислушаться к своим ощущениям, чувствами и мыслям, вызываемых от получившихся «мозаик»; обсуждаются возникающие ассоциации. Эта процедура раскрывает перед клиентом новые горизонты, позволяет обозначить пути выхода из сложных ситуаций, заряжает оптимизмом.
Третий этап – музыкотерапевтический. Перед сеансом музыкотерапии определяется цветовыбор пациента.
На основании предыдущей работы психолог или психотерапевт выбирает один из девяти компакт-дисков, содержащих записи музыкальных произведений. Прослушивание музыки клиентом происходит с закрытыми глазами. Сначала идет коррекция негативных качеств, затем усиливаем эффект.
Завершается музыкотерапевтический этап повторной диагностикой по тесту Люшера (приложение 4).
Общей особенностью психокоррекционного и музыкотерапевтического этапов методики является психологическое воздействие, направленное на нормализацию и улучшение эмоционального состояния и психической деятельности клиента.
Основной центральной темой является психологическое предпочтение цвета.
Показания к музыкотерапии:
Функциональные заболевания нервной системы, неврозы;
Тревожность, заикание, энурез;
Низкий интеллект (на уровне умеренной степени дебильности);
Психологические и эмоциональные проблемы;
Заболевания, имеющие психосоматический компонент.
Учитывая интеллектуальные особенности учащихся с умственной отсталостью, и выбор цвета, и музыкотерапия происходит у них на интуитивном уровне.
Вся процедура проведения методики может занимать от двух до пяти сеансов консультационной, психокоррекционной или психотерапевтической работы с клиентом. Как правило, одна консультационная встреча (не более 1 часа) уходит на проведение цветодиагностики и процедуры «гашения», две последующие консультационные встречи (по 1 часу каждая) – на проведение сеансов музыкотерапии.
Приложение 1
Бланк для фиксации результатов

Приложение 2
Тест «Маска»




Приложение 3
Тест «Зеркало»



Приложение 4
Цветовой тест Люшера


