Просмотр содержимого документа
«Методика работы с с образно – графическими моделями на уроках истории.»
Методика работы с с образно – графическими моделями на уроках истории.
Я давно обратила внимание, что материал, включающий в себя графики, рисунки, схемы, символы и т. п. усваивается учениками с большим интересом. Это происходит потому, что у человека главным является зрительное восприятие. Однако, сплошные тексты тоже читаются глазами. Но в таком случае контуры знаков и слов не воспринимаются зрительно. В отношении же рисунков, схем, графиков и. т. п. глаз «поступает» по другому: он может запомнить всё , что характеризует изображение. Для максимального использования зрительной памяти в учебном процессе я стараюсь использовать различные наглядные материалы.
Так ,например, можно представить объёмный учебный материал в виде целостного образного изображения, в котором отражается необходимая для усвоения информация. В ходе урока это изображение «расшифровывается» либо учителем при объяснении нового материала, либо учащимися в ходе самостоятельной работы с текстом. Положительными моментами при использовании на уроках образно – графических моделей считаю такие результаты как:
1)Более осознанное прочтение текста учебника или документа учащимися
2)При работе с учебником или слушая лекцию учителя , образная модель помогает ученикам выделить главные узловые положения, факты , события темы
3)Учебный материал систематизируется в графический образ, который ассоциируется затем у детей с определенным событием, личностью, явлением
4)Образно –графическая модель позволяет упростить восприятие учениками большого по объему материала
4)Подбирается необходимая информация к каждому элементу изображения
Это делает работу с текстом , информацией более интересной, осознанной и помогает ученикам лучше запомнить новый материал.
Варианты работы с образно – графическими изображениями:
Она включает в себя несколько правил (этапов) в зависимости от подготовленности учащихся, продолжительности изучения темы, наличия навыков с таким дидактическим средством. Отдельные этапы могут повторяться несколько раз в разных формах.
1 вариант: Учитель демонстрирует изображение полностью и последовательно, в ходе рассказа «расшифровывает» его. Ученики могут зарисовать себе в тетрадь.
2 вариант: Имея опорную схему, (учитель демонстрирует на доске, либо раздаёт уменьшенную копию) ученики самостоятельно «расшифровывают» её, наполняя информацией, работая с учебником, документами и другими источниками.
3 вариант: Отдельные учащиеся выходят поочерёдно к изображению, поясняют элементы отдельные, проговаривают вслух информацию.
4 вариант: Образно – графическое изображение используется и для проверки домашнего задания на следующем уроке.