Методика работы «Текст с пропусками»
Цель: работа со школьниками, направленная на оценку сформированности УУД, выявления уровня развития речи, продуктивности ассоциаций и процессов понимания.
Данная методика сочетает в себе элементы игры и исследования, что позволяет пробудить интерес учащихся к изучаемому вопросу, представить его в необычной форме, актуализировать ту информацию, которая наиболее важна, развивает навыки самостоятельной работы, группового взаимодействия; развивает умения применять полученные знания на практике, то есть формирует познавательные, регулятивные УУД.
Методика работы может быть самой различной: самостоятельная работа (работа в парах, группах) с учебником в классе как вариант самостоятельного добывания знаний, коллективная работа под руководством учителя , то есть идет формирование коммуникативных УУД.
Методика «Текст с пропусками» позволяет успешно освоить учащимся все четыре уровня понимания текста:
1.общее понимание текста
2.поиск и извлечение информации
3.обобщение и интерпретация
4.рефлексия и оценка
Виды заданий:
вписать в каждый пропуск одно или несколько слов так, чтобы в целом получался связанный рассказ (изучение нового материала, повторение)
Великая французская революция
Великая французская революция имеет _____ этапа. Падение ___________(1)__ считается началом революции. Король _____________ решил уступить восставшим и признать законность Учредительного собрания. Революция утвердила новое знамя Франции: красно- ____________-______________. Самым популярным стало слово «______________». «Все люди рождаются свободными и равными в правах» - так было написано в первой строке _____________________________________(2)_______, принятой _______________. Неудачная попытка короля бежать за границу подтолкнула к принятию первой _________________1791 года, по которой абсолютизм уничтожался, монархия становилась _________________________. 20 апреля 1792 года Законодательное собрание объявило войну Австрии, начинается период «________________________».Но на фронтах французов ждали неудачи. Парижане возмущались нерешительностью короля. Руже де Лиль написал знаменитый «Гимн марсельцев»- «_________». 10 августа 1792 восставшие парижане штурмовали королевский дворец ______(3)_____, короля поместили в тюрьму _______(4)______, а Законодательное собрание приняло решение об _________________ короля от власти: _________________ была свергнута.
2.по развернутому пояснению определить, о каком понятии идет речь (отработка понятий, терминов)
Понятия:
В 1265 году в Англии был созван первый в Европе представительный орган власти - _______________,состоящий из двух палат. В Верхнюю (палату______) вошли представители землевладельческой знати. В нижнюю (палату_______) вошли выборные от горожан и селян.
Исторические деятели:
В 594 году до нашей эры правитель Афин __________ провел реформы, согласно которым долги крестьян были отменены, а те из них, кто попал за долги в рабство, получили свободу.
Событие:
Римский папа Урбан II призвал верующий освободить Гроб Господен. Началась эпоха ___________________________.
3.с помощью иллюстраций – подсказок, исторических карт определять исторические места, символы, исторических деятелей и др.

Рассмотрите рисунок, изображающий жилище средневекового феодала, служившего ему и его домочадцам не только для жилья, но и для защиты. Запишите название такого жилища:_____________________.

Напишите название битвы, представленной на схеме.
4.решить тесты с пропусками ( Данный вид тестов удобен для реализации контроля теоретической части: основные понятия темы, определения, знание точности формулировок.
С помощью заданий открытой формы проверяют знание названий, формул, имен, фактов, свойств, признаков, дат, причинно-следственных отношений)
страна | события | участники |
Византия | Строительство собора Святой Софии | (А) |
(Б) | Восстание крестьян | (В) |
Элементы для выбора:
1.Франция 2.Англия 3.император Юстиниан I 4.король Людовик Святой 5.Гильом Каль
Чтобы тест с пропусками был эффективным он должен удовлетворять условиям:
краткость и однозначность ответа;
вопрос должен трактоваться тестируемым однозначно;
использование не более трех раз пропусков;
простота формулировки ответа;
дополнение должно быть важной частью вопроса;
Строгое соответствие источникам информации, которые использовались при прохождении материала;
Задания могут предлагаться ученикам дифференцированно: от простого – формулирование предложений близко к содержанию учебника и разнится несколькими словами, до сложного – смысл содержания параграфа учебника передаётся другими словами. Эффективна групповая работа при выполнении подобных заданий, т.к. в группе обучаемые помогают друг другу усваивать материал. Они делятся мыслями, идеями, что-то друг другу подсказывают, доказывают, опровергают.
Материал подготовила учитель истории и обществоведения Кошелькова Т.Е.
ГБОУ «Школа №2089 г.Москва