МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф.Алешина
Муниципальный конкурс методических разработок педагогических
работников, реализующих ФГОС
Методика работы учителя по организации
проектной деятельности учащихся
Работу выполнила:
Степанова Надежда Федоровна,
учитель истории и обществознания
Шумячи
2014 год
“Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых,
не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”.
Марк Аврелий
ФГОС второго поколения выдвигают новые требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования. Одним из способов решения основных психолого-педагогических задач в соответствии с ФГОС второго поколения является, на мой взгляд, проектно-исследовательская деятельность на интегрированных уроках.
Проектно-исследовательская деятельность особенно актуальна на интегрированных уроках в 5-х классах: во-первых , учитывается новизна восприятия (переход из начальной школы в общую сопровождается особым эмоциональным состоянием, чаще всего позитивным, во-вторых, сопровождается сохранением преемственности в обучении (современные 5-е
классы уже обучались по ФГОС в начальной школе), в третьих, используются основные подходы в процессе обучения – системно-деятельностный и компетентностный, которые помогают адаптации пятиклассников к обстановке и программе основной школы, а также помогают разрешить проблемы мотивации и перегруженности обучающихся.
Социальный заказ общества ориентирует современную школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы обучающихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Именно интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося.
Связь между дисциплинами учебного плана нужна для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше освоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов.
Особенно важно продумать методику проведения такого урока. Заранее
определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его
изучения. Для решения этой проблемы предлагается система поэтапной подготовки учащихся к проектной деятельности. Как правило, таким урокам
предшествует организация опережающих домашних заданий в виде результатов проектной деятельности.
Главное условие эффективного внедрения продукта – заинтересованность педагогов и уверенность в педагогической целесообразности такого типа занятий.
Наиболее существенный эффект, который достигается при внедрении
систем интегрированных занятий – это изменение в психологии педагогического коллектива, которое обусловлено необходимостью более тесного взаимодействия всех его членов. Также происходят серьезные изменения в качестве образовательных результатов школьников (как за счет интегрированных уроков, так и за счет проектной деятельности), в первую очередь более результативно формируются метапредметные умения. Изменяется мотивация обучающихся за счет возможности выбрать интересующие проблемы в рамках проектной деятельности. Важным следствием внедрения системы интегрированных занятий является экономия учебного времени.
Наконец, привлечение родителей к совместной деятельности на разных
этапах проектной деятельности способствует установлению партнерских отношений между учителями, школьниками и их родителями.
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде
через следующие этапы:
1.Подготовка к работе над проектом: (определение темы и целей проекта;
формирование групп для работы над проектом; планирование этапов
работы).
2. Работа над проектом в группах: (планирование работы; исследование;
оформление выводов и результатов).
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки): (самооценка; оценка других
групп; - оценка учителя; оценка специально созданной группы экспертов).
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле: (Что мы делали?Как мы делали? Каковы результаты? Каков мой личный вклад в решение проблемы?)
Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем
другие.
Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями,
целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации.
Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.
Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и
полипредметного, индивидуального и группового проектов.
В основу разработки системы проектно-исследовательской деятельности на интегрированных уроках в 5-х классах легли следующие принципы:
внеклассной деятельности в целях интеграции и расширения предметного содержания ;
школьников может быть увеличено количество отдельных компонентов);
Данный метод проекта предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации.
В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.
За период проведения уроков в 5-х классах были разработаны следующие элементы данной системы:
1. Интегрированные уроки с использованием метода проектов
5 класс, Урок обществознания: «Свободное время »
Обучающиеся разрабатывали проекты-презентации своего индивидуального хобби. В результате были получены проекты различных направлений:
А) Мое хобби – спорт (лыжи)
Б) Мое хобби – вышивка, вязание, биссероплетение
В) Мое хобби – чтение книг
Г) Мое хобби – компьютер
Д) Мое хобби – животные
Урок получился интегрированным с использованием компетентностного подхода; был интересен самим обучающимся и педагогу с точки зрения применения педагогических технологий.
В итоге были достигнуты высокие метапредметные и личностные
результаты (Приложение №1 – Урок-проект по обществознанию в 5 классе «Свободное время»).
2.Индивидуальные работы-проекты учащихся:
На уроках истории в 5-х классах ученики выполняли различные проекты, как коллективные, так и индивидуальные. (Приложение№2- работы учащихся 5-х классов по истории).