СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика работы учителя по организации проектной деятельности учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказывается о начале работы с учащимися над проектами, первых успехах, опыте.

Просмотр содержимого документа
«Методика работы учителя по организации проектной деятельности учащихся»

МБОУ Шумячская СОШ им. В.Ф.Алешина







Муниципальный конкурс методических разработок педагогических

работников, реализующих ФГОС






Методика работы учителя по организации

проектной деятельности учащихся







Работу выполнила:

Степанова Надежда Федоровна,

учитель истории и обществознания











Шумячи

2014 год

“Во-первых, не делай ничего без причины и цели, во-вторых,

не делай ничего, чтобы не клонилось на пользу обществу”.

Марк Аврелий

ФГОС второго поколения выдвигают новые требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы основного общего образования, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени основного общего образования. Одним из способов решения основных психолого-педагогических задач в соответствии с ФГОС второго поколения является, на мой взгляд, проектно-исследовательская деятельность на интегрированных уроках.

Проектно-исследовательская деятельность особенно актуальна на интегрированных уроках в 5-х классах: во-первых , учитывается новизна восприятия (переход из начальной школы в общую сопровождается особым эмоциональным состоянием, чаще всего позитивным, во-вторых, сопровождается сохранением преемственности в обучении (современные 5-е

классы уже обучались по ФГОС в начальной школе), в третьих, используются основные подходы в процессе обучения – системно-деятельностный и компетентностный, которые помогают адаптации пятиклассников к обстановке и программе основной школы, а также помогают разрешить проблемы мотивации и перегруженности обучающихся.

Социальный заказ общества ориентирует современную школу на подготовку самостоятельно критически мыслящих, умеющих видеть и творчески решать возникающие проблемы обучающихся. Поэтому очень важен переход от репродуктивной деятельности учащихся к творческой, поисковой деятельности на всех этапах учебного процесса. Именно интегрированные уроки предполагают возможность вовлечения каждого учащегося в активный познавательный процесс, в котором на смену пассивному овладению знаниями приходит активная познавательная самостоятельная деятельность каждого учащегося.

Связь между дисциплинами учебного плана нужна для того, чтобы один предмет помогал школьнику лучше освоить другой, а также для того, чтобы некоторые общие логические операции, методы и приемы познавательной работы, приобретаемые при изучении одной дисциплины, переносились на изучение других предметов.

Особенно важно продумать методику проведения такого урока. Заранее

определяется объем и глубина раскрытия материала, последовательность его

изучения. Для решения этой проблемы предлагается система поэтапной подготовки учащихся к проектной деятельности. Как правило, таким урокам

предшествует организация опережающих домашних заданий в виде результатов проектной деятельности.

Главное условие эффективного внедрения продукта – заинтересованность педагогов и уверенность в педагогической целесообразности такого типа занятий.

Наиболее существенный эффект, который достигается при внедрении

систем интегрированных занятий – это изменение в психологии педагогического коллектива, которое обусловлено необходимостью более тесного взаимодействия всех его членов. Также происходят серьезные изменения в качестве образовательных результатов школьников (как за счет интегрированных уроков, так и за счет проектной деятельности), в первую очередь более результативно формируются метапредметные умения. Изменяется мотивация обучающихся за счет возможности выбрать интересующие проблемы в рамках проектной деятельности. Важным следствием внедрения системы интегрированных занятий является экономия учебного времени.

Наконец, привлечение родителей к совместной деятельности на разных

этапах проектной деятельности способствует установлению партнерских отношений между учителями, школьниками и их родителями.



Ход работы над проектом может быть определен в общем виде

через следующие этапы:

1.Подготовка к работе над проектом: (определение темы и целей проекта;

формирование групп для работы над проектом; планирование этапов

работы).

2. Работа над проектом в группах: (планирование работы; исследование;

оформление выводов и результатов).

3. Представление – защита проекта.

4. Оценка проекта (несколько уровней оценки): (самооценка; оценка других

групп; - оценка учителя; оценка специально созданной группы экспертов).

5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле: (Что мы делали?Как мы делали? Каковы результаты? Каков мой личный вклад в решение проблемы?)

Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем

другие.

Проект пробуждает учащегося проявить интеллектуальные способности, нравственные и коммуникативные качества, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями,

целеполагание, способность к самообразованию и самоорганизации.

Совместная деятельность реально демонстрирует широкие возможности сотрудничества, в ходе которого учащиеся ставят цели, определяют оптимальные средства их достижения, всесторонне проверяют компетентность личности.

Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно - и

полипредметного, индивидуального и группового проектов.

В основу разработки системы проектно-исследовательской деятельности на интегрированных уроках в 5-х классах легли следующие принципы:

  • согласованность урочной и внеурочной деятельности по предмету и

внеклассной деятельности в целях интеграции и расширения предметного содержания ;

  • адекватность возрастным особенностям школьников;

  • мобильность (в зависимости от особенностей и потребностей

школьников может быть увеличено количество отдельных компонентов);

Данный метод проекта предполагает "проживание" учащимися определенного отрезка времени в учебном процессе, а также их приобщение к фрагменту формирования научного представления об окружающем мире, конструирование познавательных моделей. Проект побуждает учащегося: проявить интеллектуальные способности; нравственные и коммуникативные качества; продемонстрировать уровень владения знаниями и предметными умениями: показать способность к самообразованию и самоорганизации.

В процессе разработки проекта: учащиеся синтезируют знания в ходе их поиска; интегрируют информацию смежных дисциплин; ищут более эффективные пути решения задач проекта; общаются друг с другом. В проектную деятельность вовлечены чувства, отношения, мысли и действия школьников.














За период проведения уроков в 5-х классах были разработаны следующие элементы данной системы:

1. Интегрированные уроки с использованием метода проектов

5 класс, Урок обществознания: «Свободное время »

Обучающиеся разрабатывали проекты-презентации своего индивидуального хобби. В результате были получены проекты различных направлений:

А) Мое хобби – спорт (лыжи)

Б) Мое хобби – вышивка, вязание, биссероплетение

В) Мое хобби – чтение книг

Г) Мое хобби – компьютер

Д) Мое хобби – животные

Урок получился интегрированным с использованием компетентностного подхода; был интересен самим обучающимся и педагогу с точки зрения применения педагогических технологий.

В итоге были достигнуты высокие метапредметные и личностные

результаты (Приложение №1 – Урок-проект по обществознанию в 5 классе «Свободное время»).

2.Индивидуальные работы-проекты учащихся:

На уроках истории в 5-х классах ученики выполняли различные проекты, как коллективные, так и индивидуальные. (Приложение№2- работы учащихся 5-х классов по истории).



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!