Недавно одна статья мне напомнила, что впервые слово «патриот» стало употребляться в период Великой французской революции 1789-1793 гг. Патриотами тогда называли себя борцы за народное дело, защитники республики в противовес, как тогда считали, изменникам и предателям родины из лагеря монархистов. Владимир Иванович Даль в своем «Толковом словаре живого великорусского языка» дал следующее определение: «Патриот, патриотка – любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник». Философское определение патриотизма, гласит: «Патриотизм (от греч. patris – отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины».
От себя хочется добавить – не тот патриот, что говорит о Родине а тот, кто что-то полезное делает дл неё. Поэтому хочется в первую очередь представить результаты работы.
Сущность моей работы за 2014-15 учебный год в данном направлении состояла в выработке системы поисковой работы по теме школьного музея. Мною были подробно изучены все материалы школьного музея, которые привели мен не к очень утешительным результатам: системной научной работы в музее не было. Многие экспонаты собирались хаотично, информации о бойцах дивизии тоже не имеет системы. Даже альбомы с фотографиями, собранные ещё учащимися 4 школы – это просто сбор фотографий кого попало из бойцов, зачастую бойцы разных полков – на одной странице и ребята не утруждали себя целью поставить подписи под фотографиями – иногда написана только фамилии и говорится, что это боец 146 дивизии и всё. А между тем каждый полк дивизии прошёл свой славный путь и воевали бойцы часто недалеко друг от друга, но на разных участках и за разные деревни и потому хотелось бы более подробной информации. Сразу стало очевидно, почему в музее существует такой пробел – руководитель была учителем литературы, а не истории.
Мною было решено многое изменить в музее и провести большую поисковую работу именно по истории дивизии.
С этой целью было решено сначала изучить литературу по истории дивизии , съездить на места первых боёв под Москвой, установить тесные контакты с Музеем 146 стрелковой дивизии 15 школы Москвы и по результатам снять о дивизии фильм, а впоследствии установить около памятника дивизии стенды с именами командирского состава дивизии по подразделениям
( полкам). Задача эта сложна и небыстра, а потому всё пришлось делать постепенно.
Изучение литературы мы добавили изучением сохранённых воспоминаний бойцов. В результате уже к марту 2015 г нами был разработан сценарий документального фильма о 146 дивизии, который мы решили создать во что бы то ни стало чтобы показывать потом его в школе. Уже на сентябрь 2015 года запланирована поездка на Зайцеву гору ( 250 км от Москвы), которая многое поможет прояснить и создать более полноценный проект фильма. В каникулы будем проводить встречу с группой учащихся 15 школы Москвы, которые приедут к нам в Казань.
Одновременно с этой работой проводилась и друга – мы участвовали в социально- духовном проекте «Дети войны» - приглашали пожилых людей, которые были детьми в войну в музей и проводили беседы с ними, провели хорошее выступление агитбригады на День безымянного солдата
Казанской Кадетской школы — интерната им. Героя Советского Союза Б.К.Кузнецова
2014 — 2015 уч. Год
№ | Название мероприятия | Сроки и место проведения | Кратное описание | Количество участников |
1 | Вахта памяти на татарское кладбище | Татарское кладбище 16 октября 2014 | Уборка на братских могилах и воинских захоронениях | 10 |
2 | «Одеяла на окнах и запах гнилой картошки» | Музей КШИ 22 октября 2014 г | Встреча кадет 5-х классов с Мадиной- апой ветераном труда, участника соц. соревнования, жительницы посёлка Ометьево в годы войны- реализация проекта «Дети войны» | 30 |
3 | Заседание редакционного совета по выпуску газеты «Сапёрка» с темой «Дети тыла — дети фронта» | Музей КШИ 27 октбр 2014 г | Редакционный совет обсудил номер, подготовил газету к выпуску для участия в конкурсе газет «Дети войны» | 7 |
4 | Совет командиров поисковых отрядов РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан | 15 ноября 2014 года в г. Казань по адресу ул.Карла Маркса,72 | Участие Гатауллиной ДВ, Тараканникова О.C. и трёх бойцов отряда в Совете. Планирование экспедиций и работы поисковых отрядов . На совете отряду было вручено 2 спальных мешка | 5 |
5 | Посвящение в поисковики | Лес возле улицы Дубравная 25 нобр 2014 | Проведение соревнования для вновь прибывших в поисковый отряд — полоса препятствий, организована поисковиками - старшеклассниками | 25 |
6 | «В донесениях не сообщалось» - музыкально — литературна композиция, посвященная Дню безымянного солдата | Актовый зал школы 3 декабря | Выступление агитбригады поискового отряда для всех учащихся школы | 280 |
7 | Подготовка текста экскурсии и экскурсоводов — бойцов поискового отряда для музе ВДВ | Музей ВДВ школы 10-15 декабря 2014 г | Руководителем музе 146 стрелковой дивизии Гатауллиной ДВ. Был разработан текст экскурсии для музе ВДВ и подготовлены экскурсоводы в составе 4 кадет — бойцов поискового отряда | 6 |
8 | Экскурсия по музею для участников Всероссийского Совещания по вопросам совершенствования подготовки молодёжи к воинской службе | Музей | Участники Совещания «Развитие Кадетского движения и опыт работы РТ в работе с детьми — сиротами и детьми из неблагополучных семей по мотивации к обучению в военных образовательных учреждениях» прослушали экскурсию по музею, которую организовали экскурсоводы — бойцы поискового отряда | 65 |
9 | Встреча с Б.К.Кузнецовым, Героем Советского Союза | Дома у Бориса Кирилловича Кузнецова 26 января 2015 года | Встреча проходила в рамках подготовки к проведению мероприятия по присвоению школе имени Героя Советского Союза Б.К.Кузнецова и предполагала сбор информации о жизни Б.К. Кузнецова, съемки рабочего фильма о герое. Съемки проводил боец поискового отряда Никита Решетилов | 5 |
10 | Конкурс стихов по материалам фронтовых газет «Правда» и «За победу!» из школьного музе 146 стрелковой дивизии. | Актовый зал школы февраль 2015 г | Конкурс проходил в 2 этапа — учащиеся 7-8 классов прослушивались отдельно, а старшеклассники — отдельно. Для старшеклассников конкурс предполагал театрализованную постановку. Перед конкурсом руководитель музея Гатауллина Д.В. Рассказывала об этих газетах в годы войны, показывала презентацию о военных фоторепортёрах газеты «Правда» | 60 |
11 | Участие в республиканской акции «Живу и помню» | КШИ, парк Горького | Акция проводилась студентами Поволжского Федерального Университета, учащиеся должны были на банере написать фамилии родственников, принимавших участие в Великой Отечественной войне. В день торжественной установки банера выступи бойцы агитбригады поискового отряда со стихотворением «Старик» и А.Смирнов, внук Героя Советского Союза Б.К.Кузнецова | |
12 | Встреча с руководителем Музе 146 стрелковой дивизии школы № 15 города Москвы c активом поискового отряда | 15 марта 2015 года | Обсуждались вопросы поездки на Зайцеву Гору и вопросы встречи делегации московской школы в Казани | 5 |
13 | Участие в конкурсе «Музей в чемодане» | ЦВР Внешкольной работы Вахитовского района Март 2015 г | На конкурс был подготовлен чемодан, где представлены результаты поисковой работы школы. За участие получена почетная грамота | 2 |
14 | «Дорогами подвига» | Музей 146 стрелковой дивизии, кабинет № 305 27 марта 2015 г | Встреча с делегацией школы № 15 города Москвы, проведение мини-конференции по материалам исследовательских работ учащихся и пешеходной экскурсии по местам формирования 146 дивизии в Казани, с возложением цветов к памятнику дивизии | 18 |
15 | «Дорогами подвига» | Исторический центр города 28 марта 2015 г | Экскурсия для делегации из школы № 15 по историческому центру города | 7 |
16 | Встреча с журналистом журнала «Казань» Мариной Подольской | Музей 146 стрелковой дивизии 29 марта 2015 года | Встреча была организована в рамках проекта «История музея», Марина Подольска оказалась одной из учениц 20 школы, активистом и первым экскурсоводом этого музея | 5 |