Методологические основы сравнительно-сопоставительного исследования образования взрослых в России и за рубежом
В основе сочетания «методологические основы» находятся понятия «методология», «метод». Метод в широком смысле включает не только предписания или правила определенной деятельности, но и те критерии и идеалы, которыми она руководствуется, образцы удачного применения метода, требования к тому, кто пользуется этим методом и др. Метод является средством познания объекта, способом подхода к отдельным сторонам действительности. Научный метод трактуется А.А.Ивиным как система категорий, ценностей, регулятивных принципов, способов обоснования, образцов и др., которыми руководствуется в своей деятельности научное сообщество (Ивин А.А. Современная философия науки. М.: Высшая школа, 2005. С.39).
Под научной методологией А.А.Ивин понимает «систематический анализ тех рациональных принципов и процессов, которые направляют научное исследование» (Ивин А.А. Там же). Методология педагогики в понимании В.В. Краевского представляет собой систему знаний об основах и структуре педагогической теории, о подходах и способах получения знаний, отражающих педагогическую действительность, а также система деятельности по получению таких знаний и обоснованию программ, логики и методов, оценке качества специально - научных педагогических исследований (Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. М. 2006. С.32). Методология педагогической науки – это учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности (В.В.Лезина). В.И.Загвязинский приводит два значения понятия «методология»: 1)учение о методах исследования и преобразования действительности, 2)учение об исходных положениях, принципах, способах познания, объяснительных схемах познавательного поиска и практического преобразования действительности (Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация. М. 2001. С.21). Таким образом, методология управляет исследовательским процессом, учитывая современный уровень знаний. В гуманитарном знании под методологией понимается система подходов, принципов, способов научно-познавательной деятельности.
Ученые выделяют две составляющие методологии: 1)инструментальную, когда формируются требования, обеспечивающие протекание мыслительных и практических операций, определяется мыслительно-действенный процесс, 2)конструктивную, которая направлена на приращение знания, получение нового содержания (Лешкевич Т.Г. Философия науки: учебное пособие. М. 2008. С.107). В наше время происходит спецификация методологии, обращение ее к конкретным сферам деятельности, в частности, методологии педагогики, методологии сравнительно-сопоставительного исследования в области образования взрослых. Для нашей работы особенно значима вторая составляющая методологии из двух, указанных выше, так как именно в рамках сравнительно-сопоставительных педагогических исследований происходит приращение методологии и методов образования взрослых, разработка организации учебного процесса и т.д.
Вопросы методологии имеют принципиальное значение в теории и практике любой науки и ставятся как в общефилософском плане, так и в процессе решения конкретной задачи. Наиболее устоявшейся в педагогике является структура методологии исследований, которая включает четыре уровня: философский, общенаучный, конкретно-научный, технологический (Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап. М. 2006. С.17-18; Супрунова Л.Л. Ключевые аспекты сравнительных педагогических исследований в России в контексте глобализации. С.1// www.rusnauka.com/Pedagogika/27632.doc.htm).
На философском уровне именно через призму различных философских установок исследователь рассматривает образовательную реальность в национальном и глобальном (наднациональном) аспектах. Сравнительно-сопоставительные исследования образования взрослых в России и за рубежом привержены как традиционным диалектико-материалистическим идеям, так и другим методологическим решениям, выработанным такими философскими направлениями, как позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, экзистенциализм, бихевиоризм, неотомизм, гуманистические теории и др. Отдельные концептуальные направления мы находим весьма плодотворными.
В диалектико-материалистической педагогике личность выступает объектом и субъектом общественных отношений и её развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Согласно данным идеям, личность проявляется и формируется в деятельности. Все это имеет явный выход в теорию и практику образования взрослых и в России, и за рубежом.
Прагматизм исходит из критерия полезности какого-либо знания в принципе, поэтому в системе образования взрослых многие педагоги считают правильным использовать спонтанную деятельность, так как в ходе обучения обучающиеся делают свои «открытия». Приверженцы прагматизма отказываются от заучивания и воспроизведения готовых знаний (Дж.Дьюи, Т.Брамельду, А.Маслоу). Неопрагматисты сводят обучение к самоутверждению личности с помощью индивидуализации. Учреждения для взрослых активно используют идеи прагматизма, т.к. критерий полезности знания, индивидуализация, самоутверждение личности, потребность в совершении «открытий» лежат в основе всего образовательного процесса для взрослых.
Неотомисты приоритетным в обучении видят духовное начало. Высшая истина божественна и потому постигается только путём приближения к Богу. Наука же занимается исследованием материального мира, который пуст, отсюда следует, согласно неотомистам, что наука в принципе бесперспективна. Неотомисты обвиняют современное образование в излишней рациональности и забвении истинной духовности. Система обучения и воспитания, на их взгляд, должна быть направлена на стремление приблизиться к Богу. Во многих современных образовательных учреждениях для взрослых реализуются курсы с религиозной тематикой.
Бихевиористическая теория нацелена на формирование с помощью выработки поведенческих реакций «управляемого индивида» - ответственного и дисциплинированного человека, патриота, гражданина. Посредством определенных учебных курсов происходит выработка определенных качеств личности. Необихевиористы основными качествами современного взрослого человека считают организованность, дисциплинированность, деловитость, предприимчивость. Все эти качества весьма востребованы в практике образования взрослых и у нас, и за рубежом.
Значимы в современном образовании взрослых экзистенциалистские теории, в основе которых - понимание уникальности и высшей ценности своего «я». Обучение должно быть нацелено на подсознание (интуицию, чувства, настроение и др.). Задача обучающего в этом случае – направить обучающегося на следование собственным путем, отказ от коллективной деятельности, полагание только на себя. Целью образования экзистенциалисты считают необходимость научить обучающегося «творить себя как личность». Экзистенциалисты выступают против программ и учебников. Таким образом, в основе философского основания экзистенциализма – индивидуализация обучения. Многие образовательные учреждения для взрослых за рубежом пропагандируют индивидуализацию обучения, при котором обучающийся сам определяет смысл вещей и явлений, круг вопросов для изучения, форму обучения и даже периодичность занятий и время их проведения. В России же вся образовательная система стремится к упорядочению: создаются различные программы, учебные пособия, целью которых является более четкая организация учебного процесса.
В основе гуманистических теорий лежит идея уникальности человека, стремление максимально раскрыть и развить генетически заложенный в человека потенциал. В центре – проблемы личности и ее онтологического развития. В рамках воззрений гуманистических теорий находят воплощение индивидуальные программы обучения, делается акцент на самообразование.
Если на философском уровне методологии сравнительно-сопоставительного исследования выявляются мировоззренческие характеристики, то на общенаучном уровне идет поиск общих способов и приемов изучения каких-либо педагогических явлений. Сюда относится сравнительно-сопоставительный научный прием, общенаучная операция мышления, которая помогает установить общие и специфические черты сравниваемых явлений. Сравнение - это сопоставление одного с другим, частью которого является анализ (Новиков А.М. Методология образования. М. 2002. С.78-79).
Изучение шведского опыта может служить основой не только для взаимопонимания и сотрудничества двух стран в этой области, но и для решения многих проблем в нашем обществе. В Швеции образование взрослых помогает преодолеть разрыв между различными слоями населения, предоставляет каждому взрослому человеку возможность дополнять и повышать свой образовательный уровень на протяжении всей жизни, способствует пониманию и критическому восприятию жизненных реалий, побуждает участвовать людей в социальной, культурной, политической жизни социума. В итоге все перечисленное выше помогает шведам двигаться по пути прогресса и развития демократии. Выявленные аналогии в осмыслении истории и современного состояния образования взрослых позволяют предположить, что успешный шведский опыт в этой сфере может позитивно влиять на формирующуюся систему образования взрослых в России.
Вопросами образования взрослых занимается андрагогика. В «Педагогическом энциклопедическом словаре» (2002) дано следующее определение андрагогики: «Андрагогика - одно из названий отрасли педагогической науки, охватывающей теоретические и практические проблемы образования, обучения и воспитания взрослых» (Педагогический энциклопедический словарь. М. 2002. С.17). В наше время андрагогика претендует на статус самостоятельной отрасли науки, так как имеет собственный научный аппарат. Понятия и категории андрагогики, ее концепции, закономерности, принципы в настоящее время активно формируются (Василькова Т.А. Основы андрагогики. М. 2011. С.15).
Ее становление как отрасли науки имеет сложную и противоречивую историю. Долгое время теоретики андрагогики полагали, что способность к обучению у взрослых людей притупляется. Немецкий педагог И.Гербарт (1776-1841 годы) подвергал сомнению способность взрослых к обучению, а само существование такой идеи считал опасным из-за возможности узаконивания «вечного несовершеннолетия» (Гербарт И.-Ф. Избранные педагогические сочинения. М., 1940. Т.1.341 с.). Американский философ и психолог У.Джеймс (конец XIX века) писал, что после 25 лет люди не могут больше ничему новому научиться: их разумом управляют рутина и навык, а способность приобретения нового опыта уже прошла (Джеймс У. Психология. М., 2011. 318с.). Швейцарский психолог Э.Клапаред (20-е годы ХХ века) полагал, что зрелый возраст характеризуется «психологической «окаменелостью», неспособностью к позитивным изменениям (Клапаред Э. Чувства и эмоции. СПб, 2004. С. 4-10).
В первой половине ХХ века психологи и физиологи (Г.Лонг и др.) провели ряд научных экспериментов, в результате которых пришли к выводу, что с возрастом (особенно после 50 лет), действительно, некоторые физиологические функции человеческого организма, связанные с процессом обучения, ослабевают: снижаются зрение, слух, ухудшается память, замедляются реакции, изменяются быстрота и гибкость мышления. Однако наряду с этим появляются позитивные качества, влияющие на процесс обучения: жизненный опыт, основательность и рациональность умозаключений, склонность к анализу, рефлексии. Эксперименты американских психологов, описанные Г.Лонгом, показали, что взрослым удается обучаться легче, чем молодым в тех случаях, когда необходимы глубина понимания и осмысления, способность наблюдать, делать умозаключения (Long H. Adult Learning. Research and Practice. Cambrige; N.Y.1983. P.309). Дж.Стивенс пришел к выводу, что взрослые люди – способные ученики и знают, как без труда применить вынесенные из одной жизненной ситуации уроки к другой, они научились разрешать возникающие проблемы, приобрели мудрость, им свойственно стабильное поведение и др. (Стивенс Дж. //URL: http:www.psyho.ru).
Некоторое снижение обучаемости с возрастом, по мнению М.Д.Махлина, связано не с интеллектом, а с общим состоянием здоровья и энергичности человека, уменьшением объективной и субъективной потребности в знаниях, отсутствием возможности для применения новых знаний на практике (Махлин М.Д. Особенности взрослых учащихся. Новые знания. 2000. №4. С.14-18). По этой причине педагог, работающий со взрослыми, должен знать и понимать специфические особенности обучающихся. Зависимость содержания и направленности восприятия от знаний и опыта человека, его отношения к жизни и интересов называют апперцепцией. Апперцептивное восприятие у взрослого выше, чем у ребенка, поэтому феномен апперцепции важно учитывать в обучении.
С.И.Змеёв отмечает следующие характеристики образования взрослых: 1)осознанность взрослым себя самостоятельной, самоуправляемой личностью, 2)накопление взрослым обучающимся большого запаса жизненного (бытового, профессионального, социального) опыта, который становится важным источником обучения, 3)стремление с помощью учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретные цели, 4)готовность к безотлагательной реализации полученных знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций, 5)учебная деятельность, в значительной мере обусловленная временными, пространственными, профессиональными, бытовыми, социальными факторами (Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. М., 2007. C.82).
Отметим научную позицию Р.Кэттела и Г.Лонга, которые полагают, что у каждого человека существуют подвижные, находящиеся в стадии формирования, и застывшие, сформированные интеллектуальные способности (Long H. Adult Learning. Research and Practice. Cambrige; N.Y.,1983. P.309). Эти способности мало зависят от опыта, влияния культуры, образования; они связаны с нейрофизиологическими структурами человека. По мнению ученых, с возрастом усиливаются такие способности человека, как словесное общение, индуктивное мышление, арифметические навыки и др. В частности, Б.Брендедж и Д.Макерэчер считают, что с возрастом ослабевают невербальные способности человека, а вербальные – возрастают (Brundage B., Mackeracher D. Adult Learning Principles and their Application to Program Planning. Toronto, 1980. P.110). А.М.Хуберман и Е.И.Степанова утверждают, что у людей умственного труда способности к обучению сохраняются дольше (Крупина О.А. Андрагогические аспекты работы с любительским хоровым коллективом // Человек и образование. 2010. №4. С.119). Мышление взрослых отличается более гибкими переходами во взаимосвязях образных, логических и действенных компонентов, чем у молодых.
В 1960-1970 годы в НИИ общего образования взрослых Академии педагогических наук СССР проводились психологические исследования взрослого человека. Были исследованы два направления: развитие познавательных психических функций взрослых людей и оптимальные условия их обучения (руководитель Б.Г.Ананьев) и мотивация познавательной деятельности взрослых обучающихся (руководители Ю.Н.Кулюткин и Г.С.Сухобская). В рамках первого направления изучались память, мышление, внимание, психомоторные и нейродинамические особенности взрослых с 18 до 55 лет. В процессе анализа потенциала обучаемости взрослых было установлено, что упражняемость интеллектуальных функций представляет собой важное условие, в результате которого становится возможным сохранить высокий уровень развития. При этом состояние учения и неучения имеет прямое отношение к структурным изменениям мыслительных, мнемических и аттенционных функций взрослого человека (Канатов А.И. Психологические проблемы изучения взрослого человека: аспект непрерывного образования //Человек и образование. 2010. №1. С.41-42).
Исследователи второго направления пришли к выводу, что основными качествами, характеризующими познавательную деятельность взрослых, являются активность, избирательность, самоорганизация. Отношение к различным областям знаний определяется общей позицией взрослого человека как субъекта труда, общения и познания. По мнению Ю.Н.Кулюткина, психо-физиологические функции с возрастом становятся все более взаимосвязанными, интегрированными в некоторый «целостный ансамбль», поэтому появляется возможность компенсировать недостатки в развитии одной функции за счет развития другой (Кулюткин Ю.Н. Диалог в образовании взрослых // Новые знания. 1999. №4. С.28-30).
Чем старше человек, тем сложнее ему включаться в образовательный процесс. Кроме того, взрослый человек острее чувствует отчужденность от природы, от общества, от результатов собственного труда, ему сложнее понять перемены в обществе, тем более их принять. А.К.Капитанская выделяет группу причин, осложняющих процесс обучения взрослых:
- изменение с возрастом отношения к образованию (трансформация жизненных ценностей в процессе обучения воспринимается болезненно);
- отсутствие (или недостаточность) умений, навыков в учебе;
- трудность отказа от системы полученных ранее и устаревших на данный момент знаний, умений и навыков;
- установка на уже достигнутую компетентность (выставляются барьеры предубеждений против нововведений и перемен);
- сложность смены наличного статуса (особенно если это руководитель) на роль ученика;
- внутренняя неуверенность при снижении профессиональной самооценки и необходимости перестройки своей деятельности с учетом новых требований (Капитанская А.К. Принципы и организация процесса обучения с андрагогических позиций //Интернет и образование. №31).
Все эти факторы оказывают значительное влияние на обучение, и их следует учитывать при организации образовательного процесса у взрослых. Их особенности являются объективной основой для иного подхода к процессу обучения.
По мнению Н.М.Рукиной, изучавшей модели формирования компьютерной грамотности взрослых, в их образовательном процессе необходимо обеспечить следующие дидактические условия: учет индивидуальных особенностей взрослых и их потенциальных возможностей, стимулирование познавательной самостоятельности на основе развития рефлексивных учебных действий, развитие творческой активности на основе создания творчески ориентированной среды, блочное построение учебного материала, отражающего логику познавательной деятельности взрослого человека (Рукина Н.М. Формирование компьютерной грамотности взрослых в сфере дополнительного образования. Оренбург, 2010. С.16).
Согласно точке зрения М.Д.Махлина, одной из специфических особенностей образования взрослых является отсев первоначально набранных обучающихся. Кроме объективных причин (недостаток времени, семейные обстоятельства, невозможность совмещать работу с обучением), стимулом бросить обучение выступает погружение взрослого человека в атмосферу уже пройденного стиля, характерного для общеобразовательной школы, когда преподаватель строит свои отношения с обучающимися по стереотипу «учитель – ученик» в школе для детей (Махлин М.Д. Особенности взрослых учащихся // Новые знания. 2000. №4. С.14-18).
Сфера образования взрослых насыщена научными идеями, которые находят воплощение в теории и практике такого образования. Например, на становление андрагогики большое влияние оказали идеи о ведущей роли индивида в развитии общества и собственной личности, личной свободы и ответственности, самоценности существования (А.Маслоу, К.Роджерс и др.). Разрабатываемая с 1995 года в России идея введения единой системы дистанционного образования стала инновационной и определила перспективу в дальнейшем развитии образования взрослых (Василькова Т.А. Основы андрагогики. М. 2011. С.13, 55). Дистанционное образование призвано педагогической общественностью интегрироваться в другие системы образования и способствовать созданию мобильной образовательной среды.
Исследователи С.И.Змеёв, И.А.Колесникова, Т.А.Василькова и др. отмечают, что дифференциация научно-педагогических знаний, способствовавшая возникновению андрагогики, не завершена. Система образования взрослых глобальна по своей сути и содержанию, имеет выходы в другие области знания. Так, кроме общей андрагогики, представляющей результаты разработки теорий, изучения и обобщения опыта образования, воспитания и обучения взрослых, и истории андрагогики, исследующей становление теории и практики образования и воспитания взрослых, ученые выделяют также специальные разделы андрагогики: социальная андрагогика (помогает процессу социализации взрослого человека), дефектологическая андрагогика (для взрослых людей со специальными потребностями), профессиональная андрагогика (разрабатывает теорию и методику профессионального образования и воспитания), пенитенциарная андрагогика (решает проблемы перевоспитания людей в местах заключения). Сюда же можно добавить и другие специальные разделы. Так, в последние десятилетия все большую актуальность имеет работа с людьми, потерявшими работу или находящимися на грани увольнения, их дальнейшая адаптация в жизни, а также с людьми, не имеющими определенного места жительства. Время ставит перед обществом взрослых новые вопросы и требует их решения, поэтому список разделов может увеличиваться в зависимости от появляющихся новых социальных проблем или обострения уже существующих.
Мы охарактеризовали андрагогические основания образования взрослых, способствующие осмыслению этого феномена в науковедческом плане.
Конкретно-научный уровень методологии сравнительной педагогики представляет собой систему принципов и методов. Система образования взрослых основывается на общепедагогических и андрагогических принципах. Основываясь на работах педагогов конца ХIХ – начала ХХ веков (В.П.Вахтерова, Е.Н.Медынского, С.О.Серополко, В.И.Чарнолуского и др.), Т.А.Василькова сформулировала общепедагогические принципы образования взрослых: 1)культуроцентризм (социокультурная направленность системы как важного фактора духовного и экономического развития общества), 2)антропоцентризм (активность и самостоятельность личности), 3)светский характер образования (исключает преподавание религии), 4)общедоступность (равенство в праве на образование и его обязательная бесплатность), 5)демократический, гуманистический характер учебного процесса (самостоятельность и активность взрослого человека в этом процессе, направленность на развитие, саморазвитие и самосовершенствование личности), 6)обеспечение всех слоев населения формами образования, соответствующими их потребностям и запросам, 7)опора на самообразование, 8)общественный характер всей системы (Василькова Т.А. Основы андрагогики. М. 2011. С.7-8).
Андрагогические принципы обучения предложены Т.П.Зотовой: 1)приоритет самостоятельного обучения, 2)кооперативная деятельность (совместная деятельность обучающегося с обучающим, с коллегами по учебе), 3)опора на жизненный опыт обучающегося, 4)индивидуализация обучения (обучающийся создает собственную программу обучения, ориентированную на конкретные образовательные потребности и цели), 5)системность обучения (соответствие целей, содержания, форм, методов, средств обучения и оценивания результатов), 6)контекстность (с одной стороны, обучение преследует жизненно важные для обучающегося цели, а с другой стороны, строится с учетом профессинальной, социальной, бытовой деятельности обучающегося и сопутствующих пространственных, временных, профессиональных, бытовых условий), 7)актуализация результатов обучения (безотлагательное применение на практике приобретенных знаний и умений), 8)элективность обучения (предоставление обучающемуся свободы выбора целей, содержания, форм, методов, источников, средств, сроков, места обучения, оценивания результатов), 9)развитие образовательных потребностей, 10)рефлективность (осмысление обучающимся и обучающим вопросов по организации образовательного процесса) (Зотова Т.П. Использование шведского опыта образования взрослых в отечественной педагогической теории и практике. Ульяновск, 2006. С.63-65).
Полагаем, что не все принципы, сформулированные Т.П.Зотовой, могут быть соблюдены в практике образования взрослых. Например, принцип актуализации результатов обучения, предполагающий безотлагательное применение на практике приобретенных знаний и умений. Не все знания возможно применять сразу или в ближайшее время, многие знания используются на практике через какое-то время в будущем. Т.А.Василькова подчеркивает, что во все времена ведущим остается принцип, опирающийся на самообразование как базу культурного развития и саморазвития личности (Василькова Т.А. Там же).
Методы выступают ключевым звеном между содержанием образования и личностью взрослого обучающегося, задают общую направленность образовательному процессу. В системе образования взрослых используются общенаучные и специальные научные методы. К общенаучным в свою очередь относятся две группы методов: теоретические методы обработки эмпирических данных, построения и обоснования научных теорий (анализ, синтез, обобщение, сравнение, классификация, моделирование, мысленный эксперимент и др.) и эмпирические способы сбора данных, получения и фиксации научных фактов (наблюдение, изучение документов, опрос и др.).
К специальным научным методам, которые используются в андрагогике, относятся математические методы, устанавливающие зависимость между явлениями (Василькова Т.А. Там же. С.22). Наиболее результативным методом обучения взрослых в наши дни признан циклический метод Давида Колба. Данный метод включает четыре стадии: 1)анализ имеющегося жизненного опыта обучающегося, 2)рефлексию полученных данных, 3)теоретическое обобщение (устанавливаются связи между полученными знаниями и имеющимся практическим опытом человека, построение новых моделей), 4)использование новых знаний и моделей, проверка их пригодности на практике.
Образование взрослых делится на два основных содержательных блока: социально-ролевое и общекультурное (Там же. С.67). Социально-ролевое образование включает три группы: профессиональное (связано с удовлетворением потребностей становления и совершенствования личности как участника производственной сферы), семейно-бытовое и социальное (ориентировано на развитие и совершенствование функций человека как члена общества, социальной группы). Общекультурное образование взрослых призвано удовлетворить потребности человека в развитии собственной личности, в поддержании его здоровья, в проведении досуга и др.
По мнению В.М.Розина, содержанием образования взрослых должны выступать подходы, методы, принципы и способы мышления, парадигмы, интеллектуальные карты и путеводители (Розин В.М. Основные требования к концепции образования взрослых. С.1-4). В той же статье исследователь размышляет о том, каким будет учебник для взрослого. Конкретные знания, теорию целесообразно выносить в приложения; необходимо учитывать тип и уровень развития обучающегося, особенности и условия педагогического процесса.
Познакомившись с опытом работы народных университетов, клубов для пожилых людей в разных странах, Г.А.Овчинников пришел к выводу, что особенности образовательных программ для такого контингента людей состоят в следующем: эти программы должны активно интегрировать «третий возраст» в политическую, экономическую и культурно-образовательную жизнь города, региона, способствовать передаче опыта, укреплению здоровья, пониманию и осмыслению происходящих в мире событий, помогать преодолевать кризисные ситуации, удовлетворять культурно-образовательные запросы (Овчинников Г.А. Образование и просвещение пожилых людей в системе непрерывного образования «Обучение в течение всей жизни» //URL: znanie.org).
В начале ХХI века в российской андрагогике выделяются следующие структурные составляющие содержания обучения взрослых:
- формирование картины мира, адекватной уровню развития современного знания;
- умение работать с информационными потоками в условиях изменяющегося общества;
- культура коммуникации в системах «человек – человек», «человек – компьютер», «человек – компьютер – человек»;
- освоение проектной деятельности как способа изменения действительности;
- освоение новых социально-экономических реалий;
- сохранение здоровья;
- изучение и освоение собственного человеческого потенциала развития;
- духовное развитие в эпоху ноосферы (Колесникова И.А. Основы андрагогики. М., 2003. С.44).
Далее в фокусе методологии нашего исследования – методический уровень.
Объектом сравнительно-сопоставительного исследования является взрослая личность, предметом – ее образование. Согласно Концепции развития образования взрослых в России, целью образования взрослых в России является формирование личности, которая активно, компетентно и эффективно участвует в общественной жизни (Концепция развития образования взрослых в России // Новые знания. 2000. №4. С.2). В Швеции образование взрослых является неотъемлемой частью следующей цепочки: образование взрослых → образованное общество → демократическое общество.
К числу основных задач образования взрослых отнесены: получение общего среднего образования, приобретение или усовершенствование профессиональных навыков, поддержание и улучшение здоровья, улучшение качества семейной жизни, сознательное участие в общественной жизни, содержательное проведение досуга, развитие собственной личности (Концепция развития образования взрослых в России // Новые знания. 2000. №4. С.2). В работе европейских народных университетов для пожилых людей выделяются следующие задачи: предупреждение старости с помощью пропаганды психической и физической активности, желание получить новые или углубить имеющиеся знания, участие в общественной деятельности. В настоящее время в мире оформляется опыт подготовки андрагогов. Уникальность данной профессии заключается в том, что такому специалисту необходимо уметь самостоятельно творчески решать мировоззренческие задачи теоретического и прикладного характера в разных сферах жизнедеятельности. Это входит в методологическую компетентность андрагога.
Обобщив имеющиеся в научной литературе мнения Т.А.Васильковой, Б.С.Гершунского, С.И.Змеёва, И.А.Колесниковой и других ученых, мы выделили следующие функции системы образования взрослых:
- преподавательскую (предполагает изучение, описание, анализ, объяснение, проектирование процессов, закономерностей и условий в широком смысле);
- научно-методическую (воплощает идеи и концепции, теории в познавательном процессе);
- социально-педагогическую (позволяет научно обоснованно развивать теорию и практику образования взрослых в современном обществе, учитывает реалии нашего времени);
- культурно-просветительную, или личностно-развивающую (помогает взрослой личности лучше ориентироваться в вопросах культуры, искусства, творчества и др.).
Содержательный компонент образования взрослых, по мнению М.Д.Матюшкиной, связан с основными его функциями, среди которых базовыми являются: компенсаторная (восполнение ранее отсутствовавших или упущенных образовательных возможностей), адаптационная (приспособление к новым требованиям жизни в динамично меняющемся обществе) и развивающая (поступательное обогащение деятельных способностей человека и его духовного мира) (Там же. С.62).
Необходимость создания в нашем обществе логично построенной и успешной системы образования взрослых доказывает проведенный нами опрос жителей г.Георгиевска Ставропольского края, проведенный в марте 2012 года среди 157 респондентов пенсионного возраста (женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет), имеющих разное образование и материальный достаток. Опрашиваемым было предложено ответить на следующие вопросы:
1.Хотели бы вы дополнить свои знания (или получить новые знания)?
2.Если «да», то в какой области?
Уровень интереса к продолжению образования у пожилых людей г.Георгиевска
Диаграмма 1.

Если человек отвечал утвердительно на первый вопрос данного опроса, то ему предлагалось ответить на второй вопрос. Образовательные приоритеты распределились следующим образом:
Образовательные приоритеты пожилых людей г.Георгиевска
Диаграмма 2.

После обработки полученных данных выяснилось, что интерес к продолжению образования у женщин пенсионного возраста выше (81%), чем у мужчин (56%). Образовательные приоритеты людей распределились почти так же, как и по всей стране: здоровое долголетие (забота о сохранении здоровья), информационные технологии (знание основ компьютерной грамотности, пользование системой Интернет и программой скайп для общения с детьми и друзьями из других городов), охрана безопасности жизнедеятельности, правовые знания, туризм и краеведение, вокал и хор, огород и цветоводство, рукоделие, танцы, история и культура России и родного края, театр, этика и этикет, живопись, фотография.
Заметим, в современной науке можно встретить не всегда справедливое утверждение, что сохранение активной жизненной позиции пожилых людей в современном обществе следует искать в сфере досуга, который интерпретируется исследователем как деятельность в области труда, быта или отдыха, осуществляющаяся в свободное время и приносящая физическое и психологическое удовлетворение (Рямова К.А. Социально-педагогическая поддержка жизненной позиции пожилого человека в образовательном пространстве фитнес-клуба. Челябинск, 2010. С.10-11). Анализ содержания российского образования для пожилых людей и проведенный нами опрос показывают, что с одной стороны, это образование действительно стремится находиться в сфере досуга, с другой стороны, отмечается стойкий интерес людей к получению знаний.
Таким образом, наш опрос может отражать общую картину по стране. Результаты опроса однозначны: российскому обществу требуется создание успешной системы образования взрослых. Особое внимание в данной проблеме следует обратить на популяризацию в обществе получения знаний в общем, стремление людей жить в образованном мире.