Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу - при выполнении по образцу студенты не выходят за рамки воспроизводящей деятельности, которая направлена на овладение основными знаниями, умениями, способами работы. Предлагаемые при этом задания выполняются по образцам и алгоритмам, показанным преподавателем. Они играют важную роль при первичном закреплении изученного, ибо способствуют созданию условий для перехода студентов к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности. Поэтому преподаватель должен уметь отбирать, вовремя предъявлять и требовать от студентов их точного воспроизведения. | Примерами таких самостоятельных работ могут быть практические работы, где описан алгоритм выполнения работы с подробным выполнением. Например: Создайте в ТР документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом, использующим засечки (например, Times) размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. Текст сохраните в файле. Текст «Краснодaрский край был выделен из состава Азово-Черноморского края 13 сентября 1937 года. Административный центр края — город Краснодар. Край омывается водами Азовского и Черного морей. Из общей протяжённости границы — 1540 километров — 740 километров проходит вдоль моря. Край делится рекой Кубань на две части: северную — равнинную (2/3 территории) и южную — предгорья и горы (1/3 территории). Имя реки часто распространяют на весь край, называя его просто – Кубань» |
Реконструктивно–вариативные - обычно содержат в себе задачи, по условиям которых студентам приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Они отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовать исходные данные. | Как правило, после выполнения воспроизводящей самостоятельной работы для формирования знаний можно применить реконструктивно-вариативные самостоятельные работы. Например, дано задание «Собери компьютер сам!». И дан текст «Компьютер для студента, Процессор Intel Celeron® Dual-Core E1400, Жёсткий диск 250Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 2GB ,Цена комплекта: 7430 руб, Компьютер для студента, Процессор AMD Athlon™ 64 X2 5000+ AM2, Жёсткий диск 250Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 2GB, Цена комплекта: 9660 руб Игровой компьютер, Процессор Intel Core™2 Duo E7300, Жёсткий диск 500Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 4GB, Цена комплекта: 18550 руб Игровой компьютер, Процессор AMD Athlon™ 64 X2 6000+ AM2, Жёсткий диск 500Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 4GB, Цена комплекта: 16780 руб». Необходимо выяснить: Сколько конфигураций компьютеров? Какие процессоры установлены? Сколько характеристик конфигураций выбрано? Студентам сложно ориентироваться в данном тексте. Они предлагают структурировать информацию в виде таблицы - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний. Задания на составление решения задачи позволяют развивать у студентов логический, конструкторско-аналитический и абстрактный способы мышления. Такой тип работ приводит к улучшенному осмыслению нового, закреплению в памяти изученного материала. |
Эвристические - в ходе выполнения деятельность студентов направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создает, организует преподаватель по ходу урока, студенты при этом решают не всю проблему, а отдельные подпроблемы, в результате этого они приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества, но не приобретают опыта проведения целостного исследования процесса или явления, не приобретают способности видеть и самостоятельно решать познавательно-практические значимые творческие задачи. | В ходе изучения темы «Компьютерные вирусы» студентам предлагается проблемный вопрос «Статья из журнала CHIP про атаку Интернет-кафе компьютерными вирусами». Затем преподаватель задает вопросы по статье и предлагает посетить Интернет-музей вирусов по ссылке http://www.securelist.com/ru/threats/detect Делит студентов на группы по 4 человека и раздает задания группам для самостоятельного поиска ответа: 1.Кто создает вредоносные программы. 2.Классификация детектируемых объектов. 3. История вредоносных программ. 4.Ваш компьютер заражен. Результат своего труда студенты оформляют в форме документа. Объем не более 1 страницы. |
Творческие (исследовательские) - в ходе выполнения студент обучается раскрывать новые стороны явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения, оценки на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи; самостоятельно разрабатывать тематику и методику опытнической, экспериментальной работы, видеть и формулировать проблемы в заданной ситуации, ставить новые проблемы, выдвигать гипотезы их решения, обстоятельно разрабатывать планы их решения. | При изучении темы «Устройство компьютера» студентам можно предложить провести исследование носителей информации: 1.«DVD-ROM и DVD-RAM, их отличие, технические характеристики». 2. «СD-ROM, СD-RW и CD-R, их отличие, технические характеристики». |