СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.

выступление на педчтениях

Данная тема всегда актуальна, так как многие студенты имеют проблемы в обучении, которые являются следствием недостаточно сформированных навыков самостоятельной работы. Перед каждым преподавателем стоит задача систематического формирования этих навыков. Только самостоятельная работа студентов дает им полное усвоение материала по предмету.

Просмотр содержимого документа
«МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.»

МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ.


Лиличенко Ирина Геннадьевна

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Омской области

«Омский аграрно-технологический колледж»


Аннотация:

Данная тема всегда актуальна, так как многие студенты имеют проблемы в обучении, которые являются следствием недостаточно сформированных навыков самостоятельной работы. Перед каждым преподавателем стоит задача систематического формирования этих навыков. Только самостоятельная работа студентов дает им полное усвоение материала по предмету.


Анализ педагогической литературы свидетельствует о различном подходе к раскрытию сущности самостоятельной работы методистами, преподавателями и специалистами по дидактике. Некоторые авторы пытаются раскрыть ее через описание путей, с помощью которых можно руководить самостоятельной работой, а некоторые — через формы организации учебных занятий. Именно поэтому возникает различное определение самостоятельной работы, сводя его к методу обучения, к приёму учения или к организации деятельности студентов. Эффективность самостоятельной работы студентов зависит от многих факторов: характера знаний, источника знаний, условий организации и т. д. Поэтому часто возникает вопрос: что является основой, которая объединяет все перечисленные условия при определении конкретного вида самостоятельной работы.

Самостоятельная работа студентов на уроках – это познавательная, учебная деятельность, выполняемая по заданию преподавателя, под его руководством и контролем, но без его непосредственного участия. Преподаватель, наблюдая за работой студентов, может сразу же сделать вывод, как усвоен материал урока.

В теории и практике обучения наиболее распространены следующие подходы к классификации самостоятельных работ:

По дидактическим целям

По уровню самостоятельности

По степени индивидуализации

По источнику и методу приобретения знаний

По форме выполнения

По месту выполнения

обучающие;


контролирующие


развивающие.

воспроизводящие самостоятельные работы по образцу;


реконструктивно – вариативные;


эвристические;


творческие

коллективные;


групповые;


индивидуальные

работа с книгой;


решение и составление задач;


лабораторные и практические

работы;


подготовка докладов, рефератов и т.д

устные;


письменные

аудиторная;


внеаудиторная

Рассмотрим некоторые виды самостоятельных работ и их сочетание на примерах более подробно.

  1. Самостоятельные работы по дидактическим целям:

Виды самостоятельных работ

Примеры методов и приёмов (из опыта работы)

Обучающие - предназначены для организации самостоятельной деятельности студентов, ориентированной на усвоение знаний и выработку умений применять их.


Самостоятельные обучающие работы лучше всего проводить во время объяснения нового материала или сразу после объяснения, тогда их немедленная проверка дает четкую картину того, что происходит на уроке, какова степень понимания студентами нового материала на самом раннем этапе его изучения

Обучающая самостоятельная работа по теме:

«Перевод чисел в позиционных системах счисления»

Вариант 1

1.Перевод из 10-й в 2-ую:

6510 = 10000012

Перевод из 2-ой в 10-ую:

1010012 = 1*25+0*24+1*23+0*22+0*21+1*20 = 4110


2. Переведите числа из 2-ой системы счисления в 10-ую

А) 10001012 = _________

Б) 11001112 = _________

В) 10111102 = _________

3. Переведите числа из 10-ой системы счисления в 2-ую

А) 5510 =__________

Б) 7810 = __________

В) 6510 =__________

В данной работе сначала представлены решенные примеры, затем даются задания для самостоятельного решения.

Контролирующие - призваны проверить степень усвоения материала студентами для своевременной коррекции знаний и накопления оценок.

Нередко со всеми студентами группы проводятся двух и более вариантные самостоятельные работы, идентичные по содержанию.

В последнее время все большее применение получают дифференцированные самостоятельные работы, соответствующие разному уровню подготовленности студентов одной и той же группы.

Решение задач на кодирование графической информации.

Задание

На «3»

Для хранения растрового изображения размером 128 x 128 пикселей отвели 4 КБ памяти. Каково максимально возможное число цветов в палитре изображения.

На «4»

Определить объем видеопамяти компьютера, который необходим для реализации графического режима монитора High Color с разрешающей способностью 1024 х 768 точек и палитрой цветов из 65536 цветов.

На «5»

Сканируется цветное изображение размером 10´10 см. Разрешающая способность сканера 600 dpi и глубина цвета 32 бита. Какой информационный объем будет иметь полученный графический файл.

На выполнение данной работы отводиться 5-7 минут. Студенты читают задания и выбирают для себя одну посильную задачу. Решают ее. Отведенного преподавателем времени хватит решить лишь одну задачу. После решения таких задач можно предложить студентам провести взаимоконтроль (вывести ответы на проектор).

Развивающие - даются либо индивидуально каждому студенту, либо всей группе сразу с целью привлечения внимания к нестандартным заданиям, которые способствуют развитию логического мышления.

Такие задания полезно давать студентам в качестве домашней работы. На уроках развивающим задачам обычно отводят немного времени и предлагают студентам в конце урока, если остается время после изучения запланированного материала, либо в начале, в качестве разминки.

Задания при изучении темы «Системы счисления» могут быть следующего содержания:

  1. (Для домашней работы) Вычислить в пятиричной системе счисления произведение: 1.01312 × 1.01113.

  2. (Для разминки) В каких случаях мы, смотря на цифру "2", говорим "десять"?

  3. (Для разминки) Упорядочить следующие числа по убыванию:

1436, 509, 12223, 10114, 1100112, 1238.

  1. (Для разминки) У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Старший учится в 1001 классе. Может ли такое быть?




  1. Самостоятельные работы по уровню самостоятельности:

Виды самостоятельных работ

Примеры методов и приёмов (из опыта работы)

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу - при выполнении по образцу студенты не выходят за рамки воспроизводящей деятельности, которая направлена на овладение основными знаниями, умениями, способами работы. Предлагаемые при этом задания выполняются по образцам и алгоритмам, показанным преподавателем. Они играют важную роль при первичном закреплении изученного, ибо способствуют созданию условий для перехода студентов к выполнению заданий, требующих более высокого уровня самостоятельности. Поэтому преподаватель должен уметь отбирать, вовремя предъявлять и требовать от студентов их точного воспроизведения.

Примерами таких самостоятельных работ могут быть практические работы, где описан алгоритм выполнения работы с подробным выполнением.

Например: Создайте в ТР документ и напишите в нем следующий текст, точно воспроизведя все оформление текста, имеющееся в образце. Данный текст должен быть написан шрифтом, использующим засечки (например, Times) размером 14 пунктов. Основной текст выровнен по ширине и первая строка абзаца имеет отступ в 1 см. Текст сохраните в файле.

Текст «Краснодaрский край был выделен из состава Азово-Черноморского края 13 сентября 1937 года. Административный центр края — город Краснодар. Край омывается водами Азовского и Черного морей. Из общей протяжённости границы — 1540 километров — 740 километров проходит вдоль моря. Край делится рекой Кубань на две части: северную — равнинную (2/3 территории) и южную — предгорья и горы (1/3 территории). Имя реки часто распространяют на весь край, называя его просто – Кубань»

Реконструктивно–вариативные - обычно содержат в себе задачи, по условиям которых студентам приходится анализировать новые для них ситуации, переформулировать их, выбирать из известных способов наиболее рациональные. Они отличаются от работ по образцу тем, что при их выполнении необходимо преобразовать исходные данные.


Как правило, после выполнения воспроизводящей самостоятельной работы для формирования знаний можно применить реконструктивно-вариативные самостоятельные работы.

Например, дано задание «Собери компьютер сам!». И дан текст «Компьютер для студента, Процессор Intel Celeron® Dual-Core E1400, Жёсткий диск 250Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 2GB ,Цена комплекта: 7430 руб, Компьютер для студента, Процессор AMD Athlon™ 64 X2 5000+ AM2, Жёсткий диск 250Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 2GB, Цена комплекта: 9660 руб Игровой компьютер, Процессор Intel Core™2 Duo E7300, Жёсткий диск 500Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 4GB, Цена комплекта: 18550 руб Игровой компьютер, Процессор AMD Athlon™ 64 X2 6000+ AM2, Жёсткий диск 500Gb 7200rpm, Оперативная память DDR2 4GB, Цена комплекта: 16780 руб». Необходимо выяснить: Сколько конфигураций компьютеров? Какие процессоры установлены? Сколько характеристик конфигураций выбрано?

Студентам сложно ориентироваться в данном тексте. Они предлагают структурировать информацию в виде таблицы - это уже более сложная задача, требующая значительных знаний.

Задания на составление решения задачи позволяют развивать у студентов логический, конструкторско-аналитический и абстрактный способы мышления. Такой тип работ приводит к улучшенному осмыслению нового, закреплению в памяти изученного материала.

Эвристические - в ходе выполнения деятельность студентов направлена на разрешение проблемной ситуации, которую создает, организует преподаватель по ходу урока, студенты при этом решают не всю проблему, а отдельные подпроблемы, в результате этого они приобретают опыт поисковой деятельности, овладевают элементами творчества, но не приобретают опыта проведения целостного исследования процесса или явления, не приобретают способности видеть и самостоятельно решать познавательно-практические значимые творческие задачи.

В ходе изучения темы «Компьютерные вирусы» студентам предлагается проблемный вопрос «Статья из журнала CHIP про атаку Интернет-кафе компьютерными вирусами». Затем преподаватель задает вопросы по статье и предлагает посетить Интернет-музей вирусов по ссылке http://www.securelist.com/ru/threats/detect

Делит студентов на группы по 4 человека и раздает задания группам для самостоятельного поиска ответа:

1.Кто создает вредоносные программы.

2.Классификация детектируемых объектов.

3. История вредоносных программ.

4.Ваш компьютер заражен.

Результат своего труда студенты оформляют в форме документа. Объем не более 1 страницы.

Творческие (исследовательские) - в ходе выполнения студент обучается раскрывать новые стороны явлений, объектов, событий, высказывать собственные суждения, оценки на основе всестороннего анализа исходных данных решаемой задачи; самостоятельно разрабатывать тематику и методику опытнической, экспериментальной работы, видеть и формулировать проблемы в заданной ситуации, ставить новые проблемы, выдвигать гипотезы их решения, обстоятельно разрабатывать планы их решения.


При изучении темы «Устройство компьютера» студентам можно предложить провести исследование носителей информации:

1.«DVD-ROM и DVD-RAM, их отличие, технические характеристики».

2. «СD-ROM, СD-RW и CD-R, их отличие, технические характеристики».



  1. Самостоятельные работы по степени индивидуализации

Виды самостоятельных работ

Примеры методов и приёмов (из опыта работы)

Коллективные

Примером коллективной работы может служить работа студентов по одному или нескольким аналогичным вариантам заданий «средней» трудности.

Групповые - объединяют студентов в звенья по 2 или 4 человека. Она также выполняется всеми студентами группы в одно время, но члены каждой группы работают в тесном контакте друг с другом.

Тема «Системы счисления». Задание нарисуй рисунок по точкам. Координаты точек представлены в различных системах счисления и чтобы нарисовать рисунок необходимо перевести их в десятичную СС.


Индивидуальные — ориентировка на различие в индивидуальных особенностях студентов, а не только единоличное выполнение задания. Работу такого типа принято называть индивидуально-дифференцированной.


Подобным образом предлагают проводить контрольные работы. Суть способа состоит в том, что задания составляют для всех студентов аналогичные, но содержащие последовательный ряд задач и упражнений, расположенных по принципу нарастающей трудности. Студенты, приступая к выполнению задания, могут начать с первого, самого легкого вопроса и постепенно продвигаться ко второму, третьему и т. д. Могут, оценив свои силы и знания, пропустить первые вопросы, а начать с более трудных. Выполняя такой формы задания, студенты правильно оценивают свои достижения, видят перспективу и возможности своего дальнейшего роста.


Оптимальное использование самостоятельной работы студентов на уроке информатики поможет успешно формировать общеучебные знания и умения и воспитать творческую личность. Использование различных видов самостоятельных работ помогает преподавателю повысить уровень знаний студентов, активизировать познавательную активность, разнообразить работу со студентами, как при изучении нового материала, так и закреплении уже изученного.


Список использованных источников:

  1. Гузеев, В.В. Познавательная самостоятельность учащихся и развитие образовательной технологии – М.: НИИ шк. технологий, 2004. - 128 с.

  2. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. Государственная учебно-педагогическое издание министерства просвещения РСФСР / Есипов, Б.П.  М. : Просвещение, 1961.  239 с.

  3. Матронина, Л.Ф. Организация самостоятельной работы студентов.- М.: МИРЭА, 1993. – 115 с.