Методы и приемы работы
по подготовке обучающихся
к итоговому сочинению
учителя русского языка и литературы
МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской
Чуриловой Татьяны Юрьевны
- иметь положительный результат по трем критериям (по критериям 1 и 2 – обязательно); • выдержать объем (сочинение не менее 250 слов); • написать работу самостоятельно
Цели и задачи итогового сочинения
- Цель: выявить уровень речевой культуры выпускника, проверить умение рассуждать по избранной теме с опорой на литературный материал.
- Задачи: сочинение – допуск к ГИА (оценка школой: «зачет/незачет») сочинение – форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ)
- Сочинение – это «самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему». Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М.: Русский язык, 2000
Условия получения зачета в школе
Подготовка к итоговому сочинению в среднем звене
Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–6 классах)
1. Элементы анализа готовых текстов с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства).
2.Отработка структуры сочинения-рассуждения.
3.Регулярное выполнение письменных работ разного объёма (на уроках и дома):
- по биографиям писателей, очеркам из их жизни:
Что показалось мне интересным в биографии М.В.Ломоносова? Почему?
- объяснить те или иные слова великих людей:
«Лучшее, что есть в жизни человека, — это дружба». Согласны ли вы с данной цитатой Линкольна? Для доказательств (аргументации) опирайтесь на рассказ А.И.Куприна «Белый пудель».
- толкование философских понятий ( дружба, благородство, преданность, смелость…), самопроверка и взаимопроверка по словарям разного типа: толковый, философский, энциклопедичес кий.
Совершенствование умений школьников в создании высказывания на заданную тему
1) Риторический анализ фрагментов художественных и публицистических текстов
В 7–9 классах в качестве текстов-образцов для разбора можно использовать законченные фрагменты из публицистических или художественно-публицистических текстов, например, из следующих произведений:
• Д. С. Лихачев. «Земля родная», «Письма о добром и прекрасном»;
• В. А. Солоухин. «Камешки на ладони»;
• А. И. Солженицын. «Крохотки» и др.
План анализа текста-образца
1) определить целевую установку автора текста-образца и его адресата ;
2) выявить ключевые слова в заголовке текста-образца и в нем самом;
4) указать проблему и главную мысль текста-образца;
5) проанализировать и оценить его логический и композиционный замысел (вступление, основная часть, заключение);
6) выявить логические связи между его вступлением и заключением;
7) определить границы логико-смысловых фрагментов основной части текста-образца (тезис – аргумент – примеры – вывод) и дать им оценку;
8) найти в тексте-образце основную и второстепенную информацию;
9) проанализировать отбор лексики , сочетаемость слов, роль риторических приемов.
Молодость – это вся жизнь (из книги Д.С.Лихачёва «Земля родная»)
- Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету. Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир, о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.
- Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги, а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца – его друзья были друзьями его молодости. Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.
- В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.
- Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
- И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя,
а изменить ее можно, но очень трудно.
- Наша молодость – это и наша старость.
Молодость – это вся жизнь (из книги Д.С.Лихачёва «Земля родная»)
- Когда я учился в школе, мне казалось – вот вырасту, и все будет иным. Я буду жить среди каких-то иных людей, в иной обстановке, и все вообще будет иначе. Будет другое окружение, будет какой-то иной, «взрослый» мир, который не будет иметь ничего общего с моим школьным миром. А в действительности оказалось иначе. Вместе со мной вступили в этот «взрослый» мир и мои товарищи по школе, а потом и по университету . Окружение менялось, но ведь оно менялось и в школе, а в сущности оставалось тем же. Репутация моя как товарища, человека, работника оставалась со мной, перешла в тот иной мир , о котором мне мечталось с детства, и если менялась, то вовсе не начиналась заново.
- Я помню, что и у моей матери самыми лучшими подругами до конца ее долгой жизни оставались ее школьные подруги , а когда они отходили «в иной мир», замены им не было. То же и у моего отца – его друзья были друзьями его молодости . Во взрослом состоянии приобрести друзей оказывалось трудно. Именно в молодости формируется характер человека, формируется и круг его наилучших друзей – самых близких, самых нужных.
- В молодости формируется не только человек – формируется вся его жизнь, все его окружение. Если он правильно выберет себе друзей, ему будет легче жить, легче переносить горе и легче переносить радость. Радость ведь также надо «перенести», чтобы она была самой радостной, самой долгой и прочной, чтобы она не испортила человека и дала настоящее душевное богатство, сделала человека еще более щедрым. Радость, не разделенная с задушевными друзьями, – не радость.
- Храните молодость до глубокой старости. Храните молодость в своих старых, но приобретенных в молодости друзьях. Храните молодость в своих навыках, привычках, в своей молодой «открытости к людям», непосредственности. Храните ее во всем и не думайте, что взрослым вы станете «совсем, совсем иным» и будете жить в другом мире.
- И помните поговорку: «Береги честь смолоду». Уйти совсем от своей репутации, созданной в свои школьные годы, нельзя, а изменить ее можно, но очень трудно.
- Наша молодость – это и наша старость.
Совершенствование умений школьников в создании высказывания на заданную тему
2)Обучение созданию собственных письменных
высказываний на публицистические темы
на основе программных и самостоятельно
прочитанных художественных произведений.
Темы желательно формулировать в виде проблемного вопроса:
- Милостыня и милосердие — это одно и то же?
- Можно ли согласиться с Мерцаловым ,что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? - Хорошо ли быть мечтателем? Может быть, это бесполезное занятие? - Гераклит Эфесский сказал: « Человек в ночи зажигает себе свет сам».
- О ком из героев можно сказать, что он « свет в ночи зажигает себе сам»? - Как ты понимаешь свой долг перед кем- либо, чем-либо?( опираясь на текст). - Кем был Маленький Принц для автора, кем стал для вас? - Что же своей книгой завещал нам Экзюпери?
Приём «Кластер»
Тема: Человек – царь природы?
Проблемный вопрос:
Почему важно бережно относиться к природе?
Тезис 1: Человек – часть природы
(В.Астафьев «Васюткино озеро»,
В.Астафьев «Царь-рыба»)
Тезис 2: Разорваны связи человека с природой – отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души
(К.Паустовский «Тёплый хлеб»,
В.Распутин «Пожар»)
Вывод: Природа и человек неразрывно связаны между собой
(М.Пришвин «Кладовая солнца»,
В.Распутин «Прощание с Матёрой»)
метод «Корзина»
Автор
Название произведения
Е.Васильев
Цитата
«Не стреляйте в белых лебедей»
В.Распутин
«Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!»
«Прощание с Матёрой»
В.Астафьев
«Поцарюет, поцарюет, да и загорюет. Дик, Дик человек, этак и зверь не умеет. Прости нам, господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой».
«Царь-рыба»
«Забылся в человеке человек!» «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!»»
Тематические направления 2017/2018 учебного года
1. «Верность и измена». В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.
2. «Равнодушие и отзывчивость» Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).
3. «Цели и средства» Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.
Тематические направления 2017/2018 учебного года
4. «Смелость и трусость» В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.
5. «Человек и общество» Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Критерии оценки итогового сочинения
в школе
1. Соответствие теме.
Выпускник отвечает на вопрос, размышляет над данной
проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов.
«Незачет» : работа не соответствует теме или отсутствует конкретная цель высказывания.
2. Аргументация. Привлечение литературного материала.
Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст.
«Незачет» : литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.
3. Композиция и логика рассуждения.
Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.
«Незачет» : грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.
4. Качество письменной речи.
Выпускник выражает мысли, используя разнообразную лексику и синтаксические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» : низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла.
5. Грамотность.
« Незачет» : грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)
Определение приоритетных
направлений методической работы
в 10-11 классах по проблемам
обучения итоговому сочинению
1.Анализ формулировок тем, способы сужения
темы и определение основной идеи сочинения.
2.Актуализация проблематики сочинения,
тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме.
3.Подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал.
4.Формулировка тезисов, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы).
5.Обдумывание композиции сочинения: создание и совершенствование вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст примеров и цитат, логические связи между частями и др.
6.Речевое оформление сочинения и оптимальные формы работы с черновиком.
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях
- Выявление ключевых слов в формулировке темы и обоснование своего выбора.
В формулировках тем итоговых сочинений найдите ключевые слова и обоснуйте свой выбор:
- Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
- Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
- Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
- Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
- Формулирование главной мысли итогового сочинения.
Сформулируйте главные мысли сочинений на следующие темы:
1. Бесцельное существование или невыполнимая цель?
2. Как найти цель своей жизни?
3. Где смелость, там и победа. 4. Всегда говорить правду – смелость или глупость?
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях
- Подбор литературных примеров для аргументации своих мыслей.
Из каких произведений можно привести литературные примеры для аргументации тезисов при раскрытии темы:
1.«Человек для общества или общество для человека?»
2.« Может ли один человек изменить общество?»
- Сопоставление и оценка двух вступлений к итоговым сочинениям на общую тему.
Сопоставьте вступления к двум итоговым сочинениям на общую тему и оцените:
1) какое из них более соответствует теме; 2) в каком удачнее сформулированы основные проблемы высказывания. Отредактируйте эти вступления, более четко сформулировав проблемы сочинения и удалив отступления от темы. Напишите свое вступление к каждой предложенной теме.
Тема 1. Чем опасно равнодушие?
Равнодушие. Одно из тягчайших нравственных пороков, которое овладевает человеческими душами. Пожалуй, самое губительное – равнодушие в семье.
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях
Зачастую мы забываем о теплых чувствах и проявляем черствость в отношениях с близкими. Но задумываемся ли мы, чем все это может обернуться, чем опасно равнодушие? К сожалению, не всегда. Если вовремя не оглянуться, не осознать степень серьезности проблемы равнодушия, то зарождается чувство одиночества. Нет, это не уединение, к которому стремятся, а самое настоящее губительное одиночество, когда человек страдает от недопонимания, нравственно умирает. Проблема человеческого равнодушия существует столько, сколько стоит мир. Она может проявляться везде и во всем. В отношении помощи бездомным, больным и беззащитным. Многие проходят мимо, считая, что их это не касается, а если вдруг будешь просить именно ты. Одна надежда – неравнодушное отношение окружающих; что будет, если оно отсутствует, даже страшно представить…
Чем опасно равнодушие? Мне кажется, этот вопрос можно рассматривать с разных сторон. Бывает равнодушие коллег, друзей, но самое главное, по моему мнению, равнодушие в семье. Семья… Что ж значит она для меня? Прежде всего, это любимые люди, которые готовы помочь в любую минуту. Это самое дорогое, что у меня есть и ради чего мне стоит жить. Семья для меня – это священный, бесценный союз, который нужно беречь. Опасно ли равнодушие в семье? Безусловно, да!
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях
- Сопоставление и оценка вступления и заключения к итоговому сочинению
1.Оцените вступление и заключение к сочинению на тему «Что такое взаимопонимание?» Докажите, соответствует ли заключение вступлению.
В настоящее время для людей очень важно такое понятие, как взаимопонимание в отношениях. Отношения могут проявляться между людьми или между человеком и природой, а также между младшим и старшим поколениями. И не всегда в этих взаимоотношениях существует взаимопонимание, которое выражается в доверии, умении понять и слышать друг друга, я бы даже сказала, в нахождении гармонии во взаимоотношениях. Как мне кажется, добиться взаимопонимания очень не просто, и зависит это от самого человека, ведь он сам решает, стоит ему идти на уступки ради другого или нет.
Таким образом, говоря о взаимопонимании, можно сделать вывод, что взаимопонимание – это чувство, которого сложно добиться. Для того чтобы добиться его, человек должен думать не только о себе, но и считаться с мнением другого человека. Все зависит от самого человека, и если он будет эгоистом, то ему будет сложно добиться доверия и взаимопонимания. Чтобы обрести гармонию в отношениях, нужно вырабатывать в себе положительные качества.
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях
2.Соответствуют ли по смыслу вступление и заключение к предложенному итоговому сочинению? Обоснуйте свой ответ. Какие проблемы поставлены во вступлении? Сделаны ли по ним выводы в заключении? Оцените соразмерность вступления и заключения. Отредактируйте вступление и заключение сочинению, приведя их в соответствие. Исправьте имеющиеся в тексте речевые ошибки.
- Оценка соответствия литературных примеров тезисам и аргументам.
Определите, соответствуют ли примеры из литературного произведения тезису, выдвинутому во фрагменте из итогового сочинения на тему «Способна ли природа воспитывать человека?»:
- Природа тоже зависит от нас. Сегодня она уже не может существовать без нас. Я бы хотела привести один из ярких примеров из рассказа В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка». Старик, герой произведения, каждый вечер приходил в одно и то же место, что бы полюбоваться закатом. Девушка-художница, которая находилась рядом все это время, ежеминутно комментирует меняющиеся краски во время заката. Но конец рассказа оказался для меня неожиданным и принес новые открытия для героини: дед, оказывается, слепой.
Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях
- Формулировка логических переходов между смысловыми частями сочинения.
Во фрагменте итогового сочинения на тему «Способна ли природа воспитывать человека?» сформулируйте логическую связку для перехода от размышлений об одном произведении к другому:
- Рассказ В. М. Шукшина «Старик, солнце и девушка» показывает, как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту. В поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» природа выступает символом долгожданной свободы для главного героя, олицетворением его Родины и счастья. Вырвавшись, наконец, на свободу, Мцыри действительно слился с природой.
- Поиск и обоснование фактических ошибок.
Найдите во фрагменте итогового сочинения фактические ошибки и
недочеты и прокомментируйте их…
- Редактирование и исправление речевых
ошибок. Найдите во фрагменте речевые
ошибки и исправьте их…
Ошибки в процессе редактирования, переписывания
и проверки сочинения
При редактировании черновика следует:
- выделить в работе все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей;
- обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок;
- определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их.
При переписывании сочинения начисто важно:
- помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком;
- обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем;
- определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.
При окончательной проверке работы полезно:
- внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;
- прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок.
Итоговое сочинение с «Просвещением»
http:// old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43944
Серия «Учимся с „Просвещением“/Просвещение“ – учителю». Щербакова О.И. Виды сочинений по литературе.
10-11 классы. Методическое пособие для учителя
Серия «Учимся с «Просвещением» /«Экзамен с «Просвещением» Красовская С. И., Шутан М. И., Моисеева В. Г., Певак Е. А., Неретина Т. А. «Сочинение? Легко!». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций
Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций. Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей.
Образовательные порталы, полезные при подготовке к ЕГЭ
Портал ФИПИ. КИМ ЕГЭ, рекомендации для экспертов, открытый банк заданий, пособия для подготовки, методические письма.
www.fipi.ru
Официальный информационный портал ЕГЭ. Новости, нормативные документы, демоверсии, предварительные результаты ЕГЭ.
http://www.ege.edu.ru/
Федеральный портал «Российское образование ». Online – тесты ЕГЭ по русскому языку и литературе.
http:// www.edu.ru/tests/course/testselect.php?subject=23
Портал «4ege». Подготовка к ЕГЭ. Курсы, рекомендации, тесты, видеоуроки.
http://4ege.ru/literatura /
Открытый банк заданий ЕГЭ по литературе
http :// 85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=4F431E63B9C9B25246F00AD7B5253996
Спасибо за внимание !
Контактная информация:
Чурилова Татьяна Юрьевна,
учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской Георгиевского городского округа
c hurilowa.tat @yandex.ru