СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к итоговому сочинению

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация обобщает методический опыт по подготовке к итоговому сочинению. Представлены виды работ в основной и средней школе. Упражнения учитывают уровень знаний обучающихся в соответствии с возрастом.

Просмотр содержимого документа
«Методы и приёмы работы с обучающимися при подготовке к итоговому сочинению»

Методы и приемы работы по подготовке обучающихся к итоговому сочинению  учителя русского языка и литературы  МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской  Чуриловой Татьяны Юрьевны

Методы и приемы работы

по подготовке обучающихся

к итоговому сочинению

учителя русского языка и литературы

МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской

Чуриловой Татьяны Юрьевны

  иметь положительный результат по трем  критериям (по критериям 1 и 2 – обязательно);  • выдержать объем (сочинение не менее 250 слов);  • написать работу самостоятельно     Цели и задачи итогового сочинения Цель: выявить уровень речевой культуры выпускника, проверить умение рассуждать по избранной теме с опорой на литературный материал.  Задачи:  сочинение – допуск к ГИА (оценка школой: «зачет/незачет»)  сочинение – форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ)  Сочинение – это «самостоятельная школьная работа,  представляющая собою письменное изложение учащимися  своих мыслей на заданную тему».  Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М.: Русский язык, 2000     Условия получения зачета в школе

  • иметь положительный результат по трем критериям (по критериям 1 и 2 – обязательно);выдержать объем (сочинение не менее 250 слов);написать работу самостоятельно

Цели и задачи итогового сочинения

  • Цель: выявить уровень речевой культуры выпускника, проверить умение рассуждать по избранной теме с опорой на литературный материал.

  • Задачи: сочинение – допуск к ГИА (оценка школой: «зачет/незачет») сочинение – форма индивидуальных достижений абитуриентов (оценка вуза: до 10 баллов к ЕГЭ)

  • Сочинение – это «самостоятельная школьная работа, представляющая собою письменное изложение учащимися своих мыслей на заданную тему». Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толковословообразовательный. М.: Русский язык, 2000

Условия получения зачета в школе

Подготовка к итоговому сочинению в среднем звене Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–6 классах) 1. Элементы анализа готовых текстов с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства). 2.Отработка структуры сочинения-рассуждения. 3.Регулярное выполнение письменных работ разного объёма (на уроках и дома): по биографиям писателей, очеркам из их жизни:  Что показалось мне интересным в биографии М.В.Ломоносова? Почему? объяснить те или иные слова великих людей: «Лучшее, что есть в жизни человека, — это дружба». Согласны ли вы с данной цитатой Линкольна?  Для доказательств (аргументации) опирайтесь на рассказ А.И.Куприна «Белый пудель». толкование философских понятий ( друж­ба, благородство, преданность, смелость…), самопроверка и взаимопроверка по словарям разного типа: толковый, философский, энциклопедичес кий.

Подготовка к итоговому сочинению в среднем звене

Развитие умения создавать связный текст на заданную тему (в 5–6 классах)

1. Элементы анализа готовых текстов с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства).

2.Отработка структуры сочинения-рассуждения.

3.Регулярное выполнение письменных работ разного объёма (на уроках и дома):

  • по биографиям писателей, очеркам из их жизни:

Что показалось мне интересным в биографии М.В.Ломоносова? Почему?

  • объяснить те или иные слова великих людей:

«Лучшее, что есть в жизни человека, — это дружба». Согласны ли вы с данной цитатой Линкольна? Для доказательств (аргументации) опирайтесь на рассказ А.И.Куприна «Белый пудель».

  • толкование философских понятий ( друж­ба, благородство, преданность, смелость…), самопроверка и взаимопроверка по словарям разного типа: толковый, философский, энциклопедичес кий.

Совершенствование умений школьников в создании высказывания на заданную тему

1) Ри­тори­чес­кий ана­лиз фраг­ментов ху­дожес­твен­ных и пуб­ли­цис­ти­чес­ких тек­стов  

В 7–9 клас­сах в ка­чес­тве тек­стов-об­разцов для раз­бо­ра мож­но ис­поль­зо­вать за­кон­ченные фраг­менты из пуб­ли­цис­ти­чес­ких или ху­дожес­твен­но-пуб­ли­цис­ти­чес­ких тек­стов, нап­ри­мер, из сле­ду­ющих про­из­ве­дений:

•  Д. С. Ли­хачев. «Зем­ля род­ная», «Пись­ма о доб­ром и прек­расном»;

•  В. А. Со­ло­ухин. «Ка­меш­ки на ла­дони»;

•  А. И. Сол­же­ницын. «Кро­хот­ки» и др.

План анализа текста-образца

1) оп­ре­делить це­левую ус­та­нов­ку ав­то­ра тек­ста-об­разца и его ад­ре­сата ;

2) вы­явить клю­чевые сло­ва в за­голов­ке тек­ста-об­разца и в нем са­мом;

4) ука­зать проб­ле­му и глав­ную мысль тек­ста-об­разца;

5) про­ана­лизи­ровать и оце­нить его ло­гичес­кий и ком­по­зици­он­ный за­мысел (вступ­ле­ние, ос­новная часть, зак­лю­чение);

6) вы­явить ло­гичес­кие свя­зи меж­ду его вступ­ле­ни­ем и зак­лю­чени­ем;

7) оп­ре­делить гра­ницы ло­гико-смыс­ло­вых фраг­ментов ос­новной час­ти тек­ста-об­разца (те­зис – ар­гу­мент – при­меры – вы­вод) и дать им оцен­ку;

8) най­ти в тек­сте-об­разце ос­новную и вто­рос­те­пен­ную ин­форма­цию;

9) про­ана­лизи­ровать от­бор лек­си­ки , со­чета­емость слов, роль ри­тори­чес­ких при­емов.

Мо­лодость – это вся жизнь (из книги Д.С.Лихачёва «Земля родная»)

  • Ког­да я учил­ся в шко­ле, мне ка­залось – вот вы­рас­ту, и все бу­дет иным. Я бу­ду жить сре­ди ка­ких-то иных лю­дей, в иной об­ста­нов­ке, и все во­об­ще бу­дет ина­че. Бу­дет дру­гое ок­ру­жение, бу­дет ка­кой-то иной, «взрос­лый» мир, ко­торый не бу­дет иметь ни­чего об­ще­го с мо­им школь­ным ми­ром. А в дей­стви­тель­нос­ти ока­залось ина­че. Вмес­те со мной всту­пили в этот «взрос­лый» мир и мои то­вари­щи по шко­ле, а по­том и по уни­вер­си­тету. Ок­ру­жение ме­нялось, но ведь оно ме­нялось и в шко­ле, а в сущ­ности ос­та­валось тем же. Ре­пута­ция моя как то­вари­ща, че­лове­ка, ра­бот­ни­ка ос­та­валась со мной, пе­реш­ла в тот иной мир, о ко­тором мне меч­та­лось с детс­тва, и ес­ли ме­нялась, то вов­се не на­чина­лась за­ново.
  • Я пом­ню, что и у мо­ей ма­тери са­мыми луч­ши­ми под­ру­гами до кон­ца ее дол­гой жиз­ни ос­та­вались ее школь­ные под­ру­ги, а ког­да они от­хо­дили «в иной мир», за­мены им не бы­ло. То же и у мо­его от­ца – его друзья бы­ли друзь­ями его мо­лодос­ти. Во взрос­лом сос­то­янии при­об­рести дру­зей ока­зыва­лось труд­но. Имен­но в мо­лодос­ти фор­ми­ру­ет­ся ха­рак­тер че­лове­ка, фор­ми­ру­ет­ся и круг его на­илуч­ших дру­зей – са­мых близ­ких, са­мых нуж­ных.
  • В мо­лодос­ти фор­ми­ру­ет­ся не толь­ко че­ловек – фор­ми­ру­ет­ся вся его жизнь, все его ок­ру­жение. Ес­ли он пра­виль­но вы­берет се­бе дру­зей, ему бу­дет лег­че жить, лег­че пе­рено­сить го­ре и лег­че пе­рено­сить ра­дость. Ра­дость ведь так­же на­до «пе­ренес­ти», что­бы она бы­ла са­мой ра­дос­тной, са­мой дол­гой и проч­ной, что­бы она не ис­порти­ла че­лове­ка и да­ла нас­то­ящее ду­шев­ное бо­гатс­тво, сде­лала че­лове­ка еще бо­лее щед­рым. Ра­дость, не раз­де­лен­ная с за­душев­ны­ми друзь­ями, – не ра­дость.
  • Хра­ните мо­лодость до глу­бокой ста­рос­ти. Хра­ните мо­лодость в сво­их ста­рых, но при­об­ре­тен­ных в мо­лодос­ти друзь­ях. Хра­ните мо­лодость в сво­их на­выках, при­выч­ках, в сво­ей мо­лодой «от­кры­тос­ти к лю­дям», не­пос­редс­твен­ности. Хра­ните ее во всем и не ду­май­те, что взрос­лым вы ста­нете «сов­сем, сов­сем иным» и бу­дете жить в дру­гом ми­ре.
  • И пом­ни­те по­говор­ку: «Бе­реги честь смо­лоду». Уй­ти сов­сем от сво­ей ре­пута­ции, соз­данной в свои школь­ные го­ды, нель­зя,

а из­ме­нить ее мож­но, но очень труд­но.

  • На­ша мо­лодость – это и на­ша ста­рость.

Мо­лодость – это вся жизнь (из книги Д.С.Лихачёва «Земля родная»)

  • Ког­да я учил­ся в шко­ле, мне ка­залось – вот вы­рас­ту, и все бу­дет иным. Я бу­ду жить сре­ди ка­ких-то иных лю­дей, в иной об­ста­нов­ке, и все во­об­ще бу­дет ина­че. Бу­дет дру­гое ок­ру­жение, бу­дет ка­кой-то иной, «взрос­лый» мир, ко­торый не бу­дет иметь ни­чего об­ще­го с мо­им школь­ным ми­ром. А в дей­стви­тель­нос­ти ока­залось ина­че. Вмес­те со мной всту­пили в этот «взрос­лый» мир и мои то­вари­щи по шко­ле, а по­том и по уни­вер­си­тету . Ок­ру­жение ме­нялось, но ведь оно ме­нялось и в шко­ле, а в сущ­ности ос­та­валось тем же. Ре­пута­ция моя как то­вари­ща, че­лове­ка, ра­бот­ни­ка ос­та­валась со мной, пе­реш­ла в тот иной мир , о ко­тором мне меч­та­лось с детс­тва, и ес­ли ме­нялась, то вов­се не на­чина­лась за­ново.
  • Я пом­ню, что и у мо­ей ма­тери са­мыми луч­ши­ми под­ру­гами до кон­ца ее дол­гой жиз­ни ос­та­вались ее школь­ные под­ру­ги , а ког­да они от­хо­дили «в иной мир», за­мены им не бы­ло. То же и у мо­его от­ца – его друзья бы­ли друзь­ями его мо­лодос­ти . Во взрос­лом сос­то­янии при­об­рести дру­зей ока­зыва­лось труд­но. Имен­но в мо­лодос­ти фор­ми­ру­ет­ся ха­рак­тер че­лове­ка, фор­ми­ру­ет­ся и круг его на­илуч­ших дру­зей   – са­мых близ­ких, са­мых нуж­ных.
  • В мо­лодос­ти фор­ми­ру­ет­ся не толь­ко че­ловек – фор­ми­ру­ет­ся вся его жизнь, все его ок­ру­жение. Ес­ли он пра­виль­но вы­берет се­бе дру­зей, ему бу­дет лег­че жить, лег­че пе­рено­сить го­ре и лег­че пе­рено­сить ра­дость. Ра­дость ведь так­же на­до «пе­ренес­ти», что­бы она бы­ла са­мой ра­дос­тной, са­мой дол­гой и проч­ной, что­бы она не ис­порти­ла че­лове­ка и да­ла нас­то­ящее ду­шев­ное бо­гатс­тво, сде­лала че­лове­ка еще бо­лее щед­рым. Ра­дость, не раз­де­лен­ная с за­душев­ны­ми друзь­ями, – не ра­дость.
  • Хра­ните мо­лодость до глу­бокой ста­рос­ти. Хра­ните мо­лодость в сво­их ста­рых, но при­об­ре­тен­ных в мо­лодос­ти друзь­ях. Хра­ните мо­лодость в сво­их на­выках, при­выч­ках, в сво­ей мо­лодой «от­кры­тос­ти к лю­дям», не­пос­редс­твен­ности. Хра­ните ее во всем и не ду­май­те, что взрос­лым вы ста­нете «сов­сем, сов­сем иным» и бу­дете жить в дру­гом ми­ре.
  • И пом­ни­те по­говор­ку: «Бе­реги честь смо­лоду». Уй­ти сов­сем от сво­ей ре­пута­ции, соз­данной в свои школь­ные го­ды, нель­зя, а из­ме­нить ее мож­но, но очень труд­но.
  • На­ша мо­лодость – это и на­ша ста­рость.

Совершенствование умений школьников  в создании высказывания на заданную тему   2)Обучение соз­да­нию собс­твен­ных пись­мен­ных выс­ка­зыва­ний на пуб­ли­цис­ти­чес­кие те­мы   на ос­но­ве прог­рам­мных и са­мос­то­ятель­но про­читан­ных ху­дожес­твен­ных про­из­ве­дений.   Темы желательно формулировать в виде проблемного вопроса: - Милостыня и милосердие — это одно и то же? - Можно ли согласиться с Мерцаловым ,что «...то великое, мощное и святое,  что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло  невозвратимо»?  - Хорошо ли быть мечтателем? Может быть, это бесполезное занятие?  - Гераклит Эфесский сказал: « Человек в ночи зажигает себе свет сам». - О ком из героев можно сказать, что он « свет в ночи зажигает себе сам»?  - Как ты понимаешь свой долг перед кем- либо, чем-либо?( опираясь на  текст).  - Кем был Маленький Принц для автора, кем стал для вас?  - Что же своей книгой завещал нам Экзюпери?

Совершенствование умений школьников в создании высказывания на заданную тему

2)Обучение соз­да­нию собс­твен­ных пись­мен­ных

выс­ка­зыва­ний на пуб­ли­цис­ти­чес­кие те­мы  

на ос­но­ве прог­рам­мных и са­мос­то­ятель­но

про­читан­ных ху­дожес­твен­ных про­из­ве­дений.

Темы желательно формулировать в виде проблемного вопроса:

- Милостыня и милосердие — это одно и то же?

- Можно ли согласиться с Мерцаловым ,что «...то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо»? - Хорошо ли быть мечтателем? Может быть, это бесполезное занятие? - Гераклит Эфесский сказал: « Человек в ночи зажигает себе свет сам».

- О ком из героев можно сказать, что он « свет в ночи зажигает себе сам»? - Как ты понимаешь свой долг перед кем- либо, чем-либо?( опираясь на текст). - Кем был Маленький Принц для автора, кем стал для вас? - Что же своей книгой завещал нам Экзюпери?

Приём «Кластер» Тема:  Человек – царь природы? Проблемный вопрос: Почему важно бережно относиться к природе? Тезис 1:  Человек – часть природы (В.Астафьев «Васюткино озеро», В.Астафьев «Царь-рыба») Тезис 2: Разорваны связи человека с природой – отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души (К.Паустовский «Тёплый хлеб», В.Распутин «Пожар») Вывод:  Природа и человек неразрывно связаны между собой (М.Пришвин «Кладовая солнца», В.Распутин «Прощание с Матёрой»)

Приём «Кластер»

Тема: Человек – царь природы?

Проблемный вопрос:

Почему важно бережно относиться к природе?

Тезис 1: Человек – часть природы

(В.Астафьев «Васюткино озеро»,

В.Астафьев «Царь-рыба»)

Тезис 2: Разорваны связи человека с природой – отсюда великие нравственные потери, утрата человеком живой души

(К.Паустовский «Тёплый хлеб»,

В.Распутин «Пожар»)

Вывод: Природа и человек неразрывно связаны между собой

(М.Пришвин «Кладовая солнца»,

В.Распутин «Прощание с Матёрой»)

метод «Корзина» Автор Название произведения Е.Васильев Цитата «Не стреляйте в белых лебедей» В.Распутин «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!» «Прощание с Матёрой» В.Астафьев «Поцарюет, поцарюет, да и загорюет. Дик, Дик человек, этак и зверь не умеет. Прости нам, господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой». «Царь-рыба» «Забылся в человеке человек!» «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!»»

метод «Корзина»

Автор

Название произведения

Е.Васильев

Цитата

«Не стреляйте в белых лебедей»

В.Распутин

«Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это – царём-то зваться. Сын он её, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку!»

«Прощание с Матёрой»

В.Астафьев

«Поцарюет, поцарюет, да и загорюет. Дик, Дик человек, этак и зверь не умеет. Прости нам, господи, что слабы мы, непамятливы и разорены душой».

«Царь-рыба»

«Забылся в человеке человек!» «Господи! Да разведи ты нас! Отпусти эту тварь на волю! Не по руке она мне!»»

Тематические направления  2017/2018 учебного года     1. «Верность и измена».    В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.   2. «Равнодушие и отзывчивость»  Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).   3. «Цели и средства»   Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Тематические направления 2017/2018 учебного года

1. «Верность и измена».   В рамках направления можно рассуждать о верности и измене как противоположных проявлениях человеческой личности, рассматривая их с философской, этической, психологической точек зрения и обращаясь к жизненным и литературным примерам.

2. «Равнодушие и отзывчивость» Темы данного направления нацеливают учащихся на осмысление разных типов отношения человека к людям и к миру (безразличие к окружающим, нежелание тратить душевные силы на чужую жизнь или искренняя готовность разделить с ближним его радости и беды, оказать ему бескорыстную помощь).

3. «Цели и средства»  Понятия данного направления взаимосвязаны и позволяют задуматься о жизненных устремлениях человека, важности осмысленного целеполагания, умении правильно соотносить цель и средства ее достижения, а также об этической оценке действий человека.

Тематические направления  2017/2018 учебного года     4. «Смелость и трусость»   В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.  5. «Человек и общество»   Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Тематические направления 2017/2018 учебного года

4. «Смелость и трусость»  В основе данного направления лежит сопоставление противоположных проявлений человеческого «я»: готовности к решительным поступкам и стремления спрятаться от опасности, уклониться от разрешения сложных, порой экстремальных жизненных ситуаций.

5. «Человек и общество»  Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум. Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.

Критерии оценки итогового сочинения

в школе

1. Соответствие теме.

Выпускник отвечает на вопрос, размышляет над данной

проблемой, или высказывается на основе связанных с темой тезисов.

«Незачет» : работа не соответствует теме или отсутствует конкретная цель высказывания.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

Выпускник привлекает для аргументации хотя бы один литературный текст.

«Незачет» : литературный материал не привлечен, или искажено содержание книг, или они лишь упомянуты, но не являются опорой для рассуждения.

3. Композиция и логика рассуждения.

Выпускник аргументирует свои мысли, соотнося тезисы и доказательства.

«Незачет» : грубые логические ошибки мешают пониманию смысла фраз или отсутствует тезисно-доказательная часть.

4. Качество письменной речи.

Выпускник выражает мысли, используя разнообразную лексику и синтаксические конструкции, уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.

«Незачет» : низкое качество речи и речевые ошибки мешают пониманию смысла.

5. Грамотность.

« Незачет» : грамматические, орфографические и пунктуационные ошибки мешают чтению и пониманию сочинения (более 5 ошибок на 100 слов)

Определение приоритетных направлений методической работы в 10-11 классах по проблемам обучения итоговому сочинению 1.Анализ формулировок тем, способы сужения темы и определение основной идеи сочинения. 2.Актуализация проблематики сочинения, тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме. 3.Подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал. 4.Формулировка тезисов, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы). 5.Обдумывание композиции сочинения: создание и совершенствование вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст примеров и цитат, логические связи между частями и др. 6.Речевое оформление сочинения и оптимальные формы работы с черновиком.

Определение приоритетных

направлений методической работы

в 10-11 классах по проблемам

обучения итоговому сочинению

1.Анализ формулировок тем, способы сужения

темы и определение основной идеи сочинения.

2.Актуализация проблематики сочинения,

тренировка в постановке проблемы и разработке системы вопросов к теме.

3.Подбор материалов для раскрытия темы; обоснованное включение в сочинение литературного материала, рассмотрение проблемы с опорой на выбранный материал.

4.Формулировка тезисов, формирование умения строить доказательные рассуждения (тезис – доказательства – иллюстрации – выводы).

5.Обдумывание композиции сочинения: создание и совершенствование вступления и заключения, способы аргументации, включение в текст примеров и цитат, логические связи между частями и др.

6.Речевое оформление сочинения и оптимальные формы работы с черновиком.

Виды заданий по предупреждению типичных ошибок  в итоговых сочинениях Вы­яв­ле­ние клю­чевых слов в фор­му­лиров­ке те­мы и обос­но­вание сво­его вы­бора. В фор­му­лиров­ках тем ито­говых со­чине­ний най­ди­те клю­чевые сло­ва и обос­нуй­те свой вы­бор: Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам? Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»? Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»? Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком? Фор­му­лиро­вание глав­ной мыс­ли ито­гово­го со­чине­ния. Сфор­му­лируй­те глав­ные мыс­ли со­чине­ний на сле­ду­ющие те­мы: 1. Бесцельное существование или невыполнимая цель? 2. Как найти цель своей жизни? 3. Где смелость, там и победа.  4. Всегда говорить правду – смелость или глупость?

Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях

  • Вы­яв­ле­ние клю­чевых слов в фор­му­лиров­ке те­мы и обос­но­вание сво­его вы­бора.

В фор­му­лиров­ках тем ито­говых со­чине­ний най­ди­те клю­чевые сло­ва и обос­нуй­те свой вы­бор:

  • Как Вы считаете, важно ли всегда оставаться верным себе и своим идеалам?
  • Согласны ли Вы с утверждением Луция Сенеки: «Верность друга нужна и в счастье, в беде же она совершенно необходима»?
  • Согласны ли Вы с мыслью А.П.Чехова, что «…равнодушие — это паралич души, преждевременная смерть»?
  • Важно ли в наше время быть отзывчивым человеком?
  • Фор­му­лиро­вание глав­ной мыс­ли ито­гово­го со­чине­ния.

Сфор­му­лируй­те глав­ные мыс­ли со­чине­ний на сле­ду­ющие те­мы:

1. Бесцельное существование или невыполнимая цель?

2. Как найти цель своей жизни?

3. Где смелость, там и победа. 4. Всегда говорить правду – смелость или глупость?

Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях

  • Под­бор ли­тера­тур­ных при­меров для ар­гу­мен­та­ции сво­их мыс­лей.

Из ка­ких про­из­ве­дений мож­но при­вес­ти ли­тера­тур­ные при­меры для ар­гу­мен­та­ции те­зисов при рас­кры­тии те­мы:

1.«Человек для общества или общество для человека?»

2.«  Может ли один человек изменить общество?»

  • Со­пос­тавле­ние и оцен­ка двух вступ­ле­ний к ито­говым со­чине­ни­ям на об­щую те­му.

Со­пос­тавь­те вступ­ле­ния к двум ито­говым со­чине­ни­ям на об­щую те­му и оце­ните:

1) ка­кое из них бо­лее со­от­ветс­тву­ет те­ме; 2) в ка­ком удач­нее сфор­му­лиро­ваны ос­новные проб­ле­мы выс­ка­зыва­ния. От­ре­дак­ти­руй­те эти вступ­ле­ния, бо­лее чет­ко сфор­му­лиро­вав проб­ле­мы со­чине­ния и уда­лив от­ступ­ле­ния от те­мы. На­пиши­те свое вступ­ле­ние к каж­дой пред­ло­жен­ной те­ме.

Те­ма 1. Чем опас­но рав­но­душие?

  • Вступ­ле­ние 1:

Рав­но­душие. Од­но из тяг­чай­ших нравс­твен­ных по­роков, ко­торое ов­ла­дева­ет че­лове­чес­ки­ми ду­шами. По­жалуй, са­мое гу­битель­ное – рав­но­душие в семье.

Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях

За­час­тую мы за­быва­ем о теп­лых чувс­твах и про­яв­ля­ем черс­твость в от­но­шени­ях с близ­ки­ми. Но за­думы­ва­ем­ся ли мы, чем все это мо­жет обернуть­ся, чем опас­но рав­но­душие? К со­жале­нию, не всег­да. Ес­ли вов­ре­мя не ог­ля­нуть­ся, не осоз­нать сте­пень серь­ез­ности проб­ле­мы рав­но­душия, то за­рож­да­ет­ся чувс­тво оди­ночес­тва. Нет, это не у­еди­нение, к ко­торо­му стре­мят­ся, а са­мое нас­то­ящее гу­битель­ное оди­ночес­тво, ког­да че­ловек стра­да­ет от не­допо­нима­ния, нравс­твен­но уми­ра­ет. Проб­ле­ма че­лове­чес­ко­го рав­но­душия су­щес­тву­ет столь­ко, сколь­ко сто­ит мир. Она мо­жет про­яв­лять­ся вез­де и во всем. В от­но­шении по­мощи без­домным, боль­ным и без­за­щит­ным. Мно­гие про­ходят ми­мо, счи­тая, что их это не ка­са­ет­ся, а ес­ли вдруг бу­дешь про­сить имен­но ты. Од­на на­деж­да – не­рав­но­душ­ное от­но­шение ок­ру­жа­ющих; что бу­дет, ес­ли оно от­сутс­тву­ет, да­же страш­но пред­ста­вить…­

  • Вступ­ле­ние 2:

Чем опас­но рав­но­душие? Мне ка­жет­ся, этот воп­рос мож­но рас­смат­ри­вать с раз­ных сто­рон. Бы­ва­ет рав­но­душие кол­лег, дру­зей, но са­мое глав­ное, по мо­ему мне­нию, рав­но­душие в семье. Семья… Что ж зна­чит она для ме­ня? Преж­де все­го, это лю­бимые лю­ди, ко­торые го­товы по­мочь в лю­бую ми­нуту. Это са­мое до­рогое, что у ме­ня есть и ра­ди че­го мне сто­ит жить. Семья для ме­ня – это свя­щен­ный, бес­ценный со­юз, ко­торый нуж­но бе­речь. Опас­но ли рав­но­душие в семье? Бе­зус­ловно, да!

Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях

  • Со­пос­тавле­ние и оцен­ка вступ­ле­ния и зак­лю­чения к ито­гово­му со­чине­нию

1.Оце­ните вступ­ле­ние и зак­лю­чение к со­чине­нию на те­му «Что та­кое вза­имо­пони­мание?» До­кажи­те, со­от­ветс­тву­ет ли зак­лю­чение вступ­ле­нию.

  • Вступ­ле­ние:

В нас­то­ящее вре­мя для лю­дей очень важ­но та­кое по­нятие, как вза­имо­пони­мание в от­но­шени­ях. От­но­шения мо­гут про­яв­лять­ся меж­ду людь­ми или меж­ду че­лове­ком и при­родой, а так­же меж­ду млад­шим и стар­шим по­коле­ни­ями. И не всег­да в этих вза­имо­от­но­шени­ях су­щес­тву­ет вза­имо­пони­мание, ко­торое вы­ража­ет­ся в до­верии, уме­нии по­нять и слы­шать друг дру­га, я бы да­же ска­зала, в на­хож­де­нии гар­мо­нии во вза­имо­от­но­шени­ях. Как мне ка­жет­ся, до­бить­ся вза­имо­пони­мания очень не прос­то, и за­висит это от са­мого че­лове­ка, ведь он сам ре­ша­ет, сто­ит ему ид­ти на ус­тупки ра­ди дру­гого или нет.

  • Зак­лю­чение:

Та­ким об­ра­зом, го­воря о вза­имо­пони­мании, мож­но сде­лать вы­вод, что вза­имо­пони­мание – это чувс­тво, ко­торо­го слож­но до­бить­ся. Для то­го что­бы до­бить­ся его, че­ловек дол­жен ду­мать не толь­ко о се­бе, но и счи­тать­ся с мне­ни­ем дру­гого че­лове­ка. Все за­висит от са­мого че­лове­ка, и ес­ли он бу­дет эго­ис­том, то ему бу­дет слож­но до­бить­ся до­верия и вза­имо­пони­мания. Что­бы об­рести гар­мо­нию в от­но­шени­ях, нуж­но вы­раба­тывать в се­бе по­ложи­тель­ные ка­чес­тва.

Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях

2.Со­от­ветс­тву­ют ли по смыс­лу вступ­ле­ние и зак­лю­чение к пред­ло­жен­ному ито­говому со­чине­нию? Обос­нуй­те свой от­вет. Ка­кие проб­ле­мы пос­тавле­ны во вступ­ле­нии? Сде­ланы ли по ним вы­воды в зак­лю­чении? Оце­ните со­раз­мерность вступ­ле­ния и зак­лю­чения. От­ре­дак­ти­руй­те вступ­ле­ние и зак­лю­чение со­чине­нию, при­ведя их в со­от­ветс­твие. Ис­правь­те име­ющи­еся в тек­сте ре­чевые ошиб­ки.

  • Оцен­ка со­от­ветс­твия ли­тера­тур­ных при­меров те­зисам и ар­гу­мен­там.

Оп­ре­дели­те, со­от­ветс­тву­ют ли при­меры из ли­тера­тур­но­го про­из­ве­дения те­зису, выд­ви­нуто­му во фраг­менте из ито­гово­го со­чине­ния на те­му «Спо­соб­на ли при­рода вос­пи­тывать че­лове­ка?»:

  • При­рода то­же за­висит от нас. Се­год­ня она уже не мо­жет су­щес­тво­вать без нас. Я бы хо­тела при­вес­ти один из яр­ких при­меров из рас­ска­за В. М. Шук­ши­на «Ста­рик, сол­нце и де­вуш­ка». Ста­рик, ге­рой про­из­ве­дения, каж­дый ве­чер при­ходил в од­но и то же мес­то, что бы по­любо­вать­ся за­катом. Де­вуш­ка-ху­дож­ни­ца, ко­торая на­ходи­лась ря­дом все это вре­мя, еже­минут­но ком­менти­ру­ет ме­ня­ющи­еся крас­ки во вре­мя за­ката. Но ко­нец рас­ска­за ока­зал­ся для ме­ня не­ожи­дан­ным и при­нес но­вые от­кры­тия для ге­ро­ини: дед, ока­зыва­ет­ся, сле­пой.

Виды заданий по предупреждению типичных ошибок  в итоговых сочинениях Фор­му­лиров­ка ло­гичес­ких пе­рехо­дов меж­ду смыс­ло­выми час­тя­ми со­чине­ния. Во фраг­менте ито­гово­го со­чине­ния на те­му «Спо­соб­на ли при­рода вос­пи­тывать че­лове­ка?» сфор­му­лируй­те ло­гичес­кую связ­ку для пе­рехо­да от раз­мышле­ний об од­ном про­из­ве­дении к дру­гому: Рас­сказ В. М. Шук­ши­на «Ста­рик, сол­нце и де­вуш­ка» по­казы­ва­ет, как на­до лю­бить род­ную зем­лю, что­бы пом­нить в те­чение де­сяти­летий ее кра­соту. В по­эме М. Ю. Лер­монто­ва «Мцы­ри» при­рода выс­ту­па­ет сим­во­лом дол­гождан­ной сво­боды для глав­но­го ге­роя, оли­цет­во­рени­ем его Ро­дины и счастья. Выр­вавшись, на­конец, на сво­боду, Мцы­ри дей­стви­тель­но слил­ся с при­родой.  По­иск и обос­но­вание фак­ти­чес­ких оши­бок. Най­ди­те во фраг­менте ито­гово­го со­чине­ния фак­ти­чес­кие ошиб­ки и не­доче­ты и про­ком­менти­руй­те их… Ре­дак­ти­рова­ние и ис­прав­ле­ние ре­чевых оши­бок. Най­ди­те во фраг­менте ре­чевые ошиб­ки и ис­правь­те их…

Виды заданий по предупреждению типичных ошибок в итоговых сочинениях

  • Фор­му­лиров­ка ло­гичес­ких пе­рехо­дов меж­ду смыс­ло­выми час­тя­ми со­чине­ния.

Во фраг­менте ито­гово­го со­чине­ния на те­му «Спо­соб­на ли при­рода вос­пи­тывать че­лове­ка?» сфор­му­лируй­те ло­гичес­кую связ­ку для пе­рехо­да от раз­мышле­ний об од­ном про­из­ве­дении к дру­гому:

  • Рас­сказ В. М. Шук­ши­на «Ста­рик, сол­нце и де­вуш­ка» по­казы­ва­ет, как на­до лю­бить род­ную зем­лю, что­бы пом­нить в те­чение де­сяти­летий ее кра­соту. В по­эме М. Ю. Лер­монто­ва «Мцы­ри» при­рода выс­ту­па­ет сим­во­лом дол­гождан­ной сво­боды для глав­но­го ге­роя, оли­цет­во­рени­ем его Ро­дины и счастья. Выр­вавшись, на­конец, на сво­боду, Мцы­ри дей­стви­тель­но слил­ся с при­родой.

  • По­иск и обос­но­вание фак­ти­чес­ких оши­бок.

Най­ди­те во фраг­менте ито­гово­го со­чине­ния фак­ти­чес­кие ошиб­ки и

не­доче­ты и про­ком­менти­руй­те их…

  • Ре­дак­ти­рова­ние и ис­прав­ле­ние ре­чевых

оши­бок. Най­ди­те во фраг­менте ре­чевые

ошиб­ки и ис­правь­те их…

Ошибки в процессе редактирования, переписывания

и проверки сочинения

При редактировании черновика следует:

  • выделить в работе все необходимые абзацы, отделив доказательство каждого тезиса, и убрать необоснованные повторы одних и тех же мыслей;
  • обратить внимание на правильность указания имен, фамилий, названий, инициалов, цитат и т.п., чтобы не допустить фактических ошибок;
  • определить все места возможных речевых и грамматических ошибок и исправить их.

При переписывании сочинения начисто важно:

  • помнить, что работа должна быть написана разборчивым почерком;
  • обратить внимание на те орфограммы, в которых выпускник сомневается, и проверить их, либо свериться с орфографическим словарем;
  • определить места возможных пунктуационных ошибок, которые можно обнаружить при анализе внутренней структуры предложений.

При окончательной проверке работы полезно:

  • внимательно прочитать сочинение от начала до конца по абзацам, следя за верной постановкой знаков препинания;
  • прочитать текст сочинения по предложениям, начиная с последнего и заканчивая первым, чтобы отвлечься от содержания и сосредоточиться на поиске ошибок.
Итоговое сочинение с «Просвещением» http:// old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43944 Серия «Учимся с „Просвещением“/Просвещение“ – учителю».   Щербакова О.И.  Виды сочинений по литературе. 10-11 классы. Методическое пособие для учителя Серия «Учимся с «Просвещением» /«Экзамен с «Просвещением»  Красовская С. И., Шутан М. И., Моисеева В. Г., Певак Е. А., Неретина Т. А. «Сочинение? Легко!». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций.   Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей. 

Итоговое сочинение с «Просвещением»

http:// old.prosv.ru/info.aspx?ob_no=43944

Серия «Учимся с „Просвещением“/Просвещение“ – учителю».  Щербакова О.И.  Виды сочинений по литературе.

10-11 классы. Методическое пособие для учителя

Серия «Учимся с «Просвещением» /«Экзамен с «Просвещением» Красовская С. И., Шутан М. И., Моисеева В. Г., Певак Е. А., Неретина Т. А. «Сочинение? Легко!». Пособие для учащихся общеобразовательных организаций

Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения для образовательных организаций.  Пособие для администрации школ, методистов, экспертов, участвующих в проверке сочинений, учителей. 

Образовательные порталы, полезные при подготовке к ЕГЭ Портал ФИПИ. КИМ ЕГЭ, рекомендации для экспертов, открытый банк заданий, пособия для подготовки, методические письма. www.fipi.ru Официальный информационный портал ЕГЭ. Новости, нормативные документы, демоверсии, предварительные результаты ЕГЭ. http://www.ege.edu.ru/  Федеральный портал «Российское образование ». Online – тесты ЕГЭ по русскому языку и литературе. http:// www.edu.ru/tests/course/testselect.php?subject=23  Портал «4ege». Подготовка к ЕГЭ. Курсы, рекомендации, тесты, видеоуроки. http://4ege.ru/literatura / Открытый банк заданий ЕГЭ по литературе http :// 85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=4F431E63B9C9B25246F00AD7B5253996

Образовательные порталы, полезные при подготовке к ЕГЭ

Портал ФИПИ. КИМ ЕГЭ, рекомендации для экспертов, открытый банк заданий, пособия для подготовки, методические письма.

www.fipi.ru

Официальный информационный портал ЕГЭ. Новости, нормативные документы, демоверсии, предварительные результаты ЕГЭ.

http://www.ege.edu.ru/

Федеральный портал «Российское образование ». Online – тесты ЕГЭ по русскому языку и литературе.

http:// www.edu.ru/tests/course/testselect.php?subject=23

Портал «4ege». Подготовка к ЕГЭ. Курсы, рекомендации, тесты, видеоуроки.

http://4ege.ru/literatura /

Открытый банк заданий ЕГЭ по литературе

http :// 85.142.162.119/os11/xmodules/qprint/index.php?proj=4F431E63B9C9B25246F00AD7B5253996

Спасибо за внимание !  Контактная информация: Чурилова Татьяна Юрьевна, учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской Георгиевского городского округа c hurilowa.tat @yandex.ru

Спасибо за внимание !

Контактная информация:

Чурилова Татьяна Юрьевна,

учитель русского языка и литературы высшей категории МБОУ СОШ №18 имени А.П.Ляпина станицы Урухской Георгиевского городского округа

c hurilowa.tat @yandex.ru


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!