Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали и которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.
Прием « Обучение сообща» ( работа в группе над общим заданием)
ЗАДАНИЕ ДЛЯ РАБОТЫ В ГРУППЕ:
Каждая группа получает постер под названием « Части текста». Задание – подписать все части текста – начало, основная часть, заключение (концовка). Далее, используя свой кластер, собрать разрозненные части текста из предложенной учителем карты с текстом. Группа обсуждает, составляя правильный вариант.Далее, при оценивании работы группы,учитывается вклад каждого участника в общую работу.
« Высказывания».Данный прием позволяет учащимся самостоятельно определить знания по данной теме , учит анализировать собственный уровень усвоения материала. Например:
- Текст можно делить на части
-Текст имеет заголовок
-Я умею составить текст – рассуждение самостоятельно
- Когда я пишу сочинение , я составляю текст
- Текст можно составить по опорным словам .
При проведении фронтального опроса по теме используем «Тонкие и толстые вопросы»
Пример опроса по теме « Части речи»
- Что такое Имя существительное?
-Что такое глагол?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Для чего служит предлог?
- Какую роль выполняет местоимение?
- В чем различие между именем существительным и предлогом ?
-Предположим, что из нашей речи исчезли
глаголы, имена прилагательные-это уже «толстый» вопрос, требующий от учащихся размышления,позволяет выразить собственное мнение.
Предлагаю после проведения подобного опроса организовать творческую работу в парах .
«Попробуйте построить диалог в парах на тему « Я играю в футбол» . « Я пришел в магазин» без применения имен прилагательных и глаголов.Далее можно предложить детям самостоятельно сделать вывод о значении в нашей речи прилагательных и глаголов.
Следующий прием эффективен при парной работе
Учащиеся получают варианты текста для работы в парах. Задание – Определить основную мысль текста, придумать заголовок, разбить на части.
«Прекрасен лес ранним утром. Первые лучи солнца пробиваются сквозь зелёную листву. Прозрачные капельки росы блестят на траве. Птицы уже проснулись и весело щебечут. Пёстрые бабочки перелетают с цветка на цветок.Как хорошо !»
На этапе «Повторение изученного» возможно применение приема «Инсерт» и «Верно –неверно»
Повторение ключевых понятий темы « Текст»
« ДА – НЕТ»
Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу ( да)
Текст бывает только описание (нет) и т.д.
На стадии «Рефлексия»
Рефлексия учебной деятельности-
Подведение итогов урока – « Составление мудрого дерева» ( учащиеся пишут на стикерах свои впечатления, результаты урока , что узнали нового , что повторили и обобщили). При письменных ответах пользуемся рефлексивным экраном ( на доске).
сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я выполнял задания…
я понял, что…
я научился…
у меня получилось …
я смог…
При изучении темы « Текст» (Русский язык. 3-4 класс)
«Верные и неверные высказывания»
1. Текст состоит из предложений. +
2. К тексту нельзя придумать название. -
3. Все предложения в тексте имеют свои границы. +
4. Предложения в тексте не имеют определенной последовательности. -
5. В тексте всегда о чем-то или о ком-то говорится. +
6. Текст можно разделить на части. +
7. Каждая часть текста записывается с красной строки. +
Тема: Повторение изученного в 3 классе . Части речи
Цель- Повторение и обобщение знаний о частях речи.
Задачи : 1. Закрепить знания о частях речи
2. Развитие критического мышления
3. Воспитание чувства коллективизма, сопереживания, стремления к совместному успеху.
Оборудование : учебник, компьютер, постеры, физминутки, раздаточный материал
Тип урока : повторения изученного .
Этап урока | Содержание | Примечание |
Орг. момент Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок. 2. Вступительное слово учителя. Подведение к теме урока . 3. Фронтальный опрос по теме урока. 4. Выполнение заданий повторительно- обобщающего характера А- Инструктирование к выполнению заданий В- Проверка выполнения С- « Внедрение нового метода» 5. Оценивание . 6. Подведение итогов . Дом.задание | Учитель проводит с уч-ся тренинг « Пожелание». Выбрать среди учеников класса одного – хорошо знакомого и поприветствовать его , пожелав доброго дня. Выбрать другого ученика – которого знаешь не очень хорошо или с кем не связывают дружеские отношения. Сказать ему комплимент .В заключении ученики дарят друг другу сердца – пожелания. - Ребята! На сегодняшнем уроке мы продолжаем повторение материала , изученного на уроках русского языка в 3 классе. Сегодня урок посвящен самой обширной теме этого года. Итак, внимание на доску … О чем же пойдет речь на уроке ? ( о частях речи ) - Что такое Имя существительное? -Что такое глагол? - На какие вопросы отвечает имя прилагательное? - Для чего служит предлог? - Какую роль выполняет местоимение? - Назовите морфологические признаки ИС. - В чем различие между именем существительным и предлогом ? -Предположим, что из нашей речи исчезли - глаголы - имена прилагательные. Постройте диалог в парах на тему « Я играю в футбол» . « Я пришел в магазин» ФИЗМИНУТКА Деление на группы по выбору учителя ( ученики разного уровня - « сильный», « средний», « слабый». ) Задание – индивид-ые карточки с заданием и инструкцией к выполнению. Дан текст « Пришла весна», задание к нему - вставить пропущенные буквы - выписать имена существительные - определить род, число мен существительных. Дополнительно – разобрать по составу любое слово по выбору. Взаимопроверка в группах. На данном этапе ученикам предлагается сделать ментальную карту « Глагол. Имя существительное» с целью закрепления изученного по частям речи. Работа проводится в группе, участвуют, вносят предложения все ученики. Ученикам предлагается « Лист самооценивания», где они должны ответить на вопрос о своей работе на уроке и оценить ее. На вопросы отвечает « да-нет», в заключ. выставляя оценку своей работе на уроке - Какую работу выполняли на уроке ? | Тренинг направлен на улучшение психологического комфорта в классе, дружеское общение недружелюбно настроенных др. к др. одноклассников На доске- незаконченный кластер « Части речи» В центре -* ?*. На постерах определения частей речи, не указывая термина. При опросе используется метод « Тонкие и толстые вопросы» ( критич. мышление) - вопросы низкого уровня. - вопросы высокого уровня Проблемная ситуация – представить в виде короткой инсценировки – диалога нашу речь без глаголов и прилагательных. Учитель проводит по мере выполнения задания наблюдение - как работают в группе и выполняют задание ученики разного уровня. Наблюдение за взаимопроверкой , как реагируют ученики на замечания друг друга, объективно ли их оценивание. Данная работа носит творческий характер , предполагает включенность всех учеников в работу. Учитель ведет наблюдение за процессом взаимодействия в группе. Данный вид оценивания воспитывает в учениках объективное отношение к своей деятельности. |