СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы научного познания

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации представлены методы научного познания.

Просмотр содержимого документа
«Методы научного познания»

Методы  научного познания Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского, магистр (Педагогическое образование) Е.В. Акчурина

Методы научного познания

Аспирант кафедры «Методологии образования» СГУ им. Н.Г. Чернышевского,

магистр (Педагогическое образование)

Е.В. Акчурина

Метод Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.

Метод

  • Метод – это совокупность способов, с помощью которых достигается цель.
Научные методы В современной науке эти разнообразные научные методы разграничивают по особым основаниям. И прежде всего выделяют те, которые используются на разных уровнях научного исследования – эмпирическом и теоретическом. Так, на исходном эмпирическом уровне исследования обычно выделяют целую группу методов.

Научные методы

  • В современной науке эти разнообразные научные методы разграничивают по особым основаниям. И прежде всего выделяют те, которые используются на разных уровнях научного исследования – эмпирическом и теоретическом. Так, на исходном эмпирическом уровне исследования обычно выделяют целую группу методов.
Эмпирические методы наблюдение; эксперимент; описание; измерение.

Эмпирические методы

  • наблюдение;
  • эксперимент;
  • описание;
  • измерение.
Наблюдение Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение бывает простым и сложным, непосредственным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. Наблюдение предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким образом естественную ограниченность человеческих органов чувств.

Наблюдение

  • Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования. Наблюдение бывает простым и сложным, непосредственным и опосредованным, смыкающимся с экспериментом. Наблюдение предполагает возможность использования приборов и инструментов, компенсируя таким образом естественную ограниченность человеческих органов чувств.
Эксперимент Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. С развитием науки и техники сфера эксперимента неуклонно расширяется.

Эксперимент

  • Изучение каких-либо явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования. С развитием науки и техники сфера эксперимента неуклонно расширяется.
Описание Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений. Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.).

Описание

  • Фиксирование данных наблюдения или эксперимента с помощью определенных систем обозначений. Описание производится как путем обычного языка, так и специальными средствами, составляющими язык науки (символы, матрицы, графики и т.д.).
Измерение Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще всего это определение веса, длины, координат, скорости и т.п. материальных объектов. В конечном счете измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве единицы или эталона.

Измерение

  • Определение основных характеристик объектов с помощью соответствующих измерительных приборов. Чаще всего это определение веса, длины, координат, скорости и т.п. материальных объектов. В конечном счете измерение сводится к сравнению измеряемой величины с некоторой однородной с ней величиной, принятой в качестве единицы или эталона.
Научные методы Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже на теоретическом уровне анализа. Здесь следует выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.

Научные методы

  • Используя эмпирические методы научного исследования ученые накапливают первичный эмпирический материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения, что осуществляется уже на теоретическом уровне анализа.
  • Здесь следует выделить целую группу важнейших теоретических методов исследования.
Теоретические методы формализация; аксиоматизация; гипотетико-дедуктивный метод.

Теоретические методы

  • формализация;
  • аксиоматизация;
  • гипотетико-дедуктивный метод.
Формализация Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Формализация

  • Отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях. Она обычно осуществляется посредством того, что с изучаемыми объектами, явлениями, процессами данной области действительности определенным образом сопоставляются некоторые материальные конструкции, обладающие относительно устойчивым характером и позволяющие в силу этого выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.
Аксиоматизация Построение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства своей истинности). Этот метод имеет давнюю историю, восходящую ещё к Древней Греции. В современных условиях аксиоматизация производится путём целого ряда последовательных логических операций.

Аксиоматизация

  • Построение теорий на основе неких аксиом (утверждений, не требующих доказательства своей истинности). Этот метод имеет давнюю историю, восходящую ещё к Древней Греции. В современных условиях аксиоматизация производится путём целого ряда последовательных логических операций.
Гипотетико-дедуктивный метод Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы на основе такой процедуры носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, так как только длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному её принятию и обоснованному неприятию или опровержению.

Гипотетико-дедуктивный метод

  • Выдвижение некоторых утверждений в качестве гипотез и проверка этих гипотез с помощью фактов. Оценка исходной гипотезы на основе такой процедуры носит достаточно сложный и многоступенчатый характер, так как только длительный процесс испытания гипотезы может привести к обоснованному её принятию и обоснованному неприятию или опровержению.
Научные методы Наряду с эмпирическими и теоретическими методами науки в науковедении выделяют также всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы. Среди них особый интерес представляют всеобщие методы.

Научные методы

  • Наряду с эмпирическими и теоретическими методами науки в науковедении выделяют также всеобщие, общенаучные и конкретно-научные методы. Среди них особый интерес представляют всеобщие методы.
Всеобщие методы анализ и синтез; индукция и дедукция; абстрагирование; обобщение; аналогия; моделирование; классификация.

Всеобщие методы

  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • абстрагирование;
  • обобщение;
  • аналогия;
  • моделирование;
  • классификация.
Анализ и синтез Процессы мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Этот метод играет очень важную роль в познавательном процессе и осуществляется на всех его ступенях. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанных с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т.п.

Анализ и синтез

  • Процессы мыслительного или фактического разложения целого на составные части и воссоединения целого из частей. Этот метод играет очень важную роль в познавательном процессе и осуществляется на всех его ступенях. В мыслительных операциях анализ и синтез выступают как логические приемы мышления, совершающиеся при помощи абстрактных понятий и тесно связанных с рядом мыслительных операций: абстракцией, обобщением и т.п.
Индукция и дедукция Движение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям (индукция) или, напротив, движение от общего к частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики (дедукция).

Индукция и дедукция

  • Движение от частного к общему, от единичных фактов к общим положениям (индукция) или, напротив, движение от общего к частному, от одних утверждений к другим на основе законов логики (дедукция).
Абстрагирование Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможны раскрытие сущности, логическое проникновение в глубь предмета.

Абстрагирование

  • Отвлечение от неких несущественных в данном контексте свойств и отношений изучаемого явления. Процесс абстрагирования является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстрагирования. Без них невозможны раскрытие сущности, логическое проникновение в глубь предмета.
Обобщение Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в её сущность.

Обобщение

  • Логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, проникновение в её сущность.
Аналогия Прием познания, с помощью которого обнаруживают сходство нетождественных объектов в некоторых значимых сторонах и отношениях.

Аналогия

  • Прием познания, с помощью которого обнаруживают сходство нетождественных объектов в некоторых значимых сторонах и отношениях.
Моделирование Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие.

Моделирование

  • Воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для его изучения (модели). Потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т.п. Между моделью и объектом, интересующим исследователя, должно существовать известное подобие.
Классификация Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности. Обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов, объектов.

Классификация

  • Разделение всех изучаемых предметов на какие-то группы в соответствии со значимыми для данного исследования признаками. Классификация предназначена для постоянного использования в какой-либо науке или области практической деятельности. Обычно в качестве оснований деления в классификации выбирают признаки, существенные для данных предметов, объектов.
Методы научного познания В истории естествознания проблема методов научного познания возникает уже в древности, но особенно остро ставится в Новое время, в период поиска оптимальных способов научного познания.

Методы научного познания

  • В истории естествознания проблема методов научного познания возникает уже в древности, но особенно остро ставится в Новое время, в период поиска оптимальных способов научного познания.
Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!