Как донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?
Человек запоминает
- 10% того, что он читает,
- 20% того, что слышит,
- 30% того, что видит;
Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Что же принято понимать под методами обучения?
Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.
(Ю. К. Бабанский).
Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи. Новые аспекты открываются в развивающей и воспитывающей функции метода.
Вооружение учащихся способами познавательной деятельности —важнейшая тенденция повышения развивающей функции учебного метода. Создание обстановки сотрудничества, коллективного сопереживания, отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельное решение задач — в этом направлении ведутся поиски дальнейшего совершенствования методов обучения.
Метод обучения следует отличать от средства. Метод тесно связан с деятельностью и вне деятельности не существует.
Требования к методам обучения
- Научность методов.
- Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.
- Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.
- Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе
инновационные методы.
Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении данному предмету.
Учитель выбирает такие методы и приемы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению.
Выбор методов обучения зависит:
- От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.
- От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
- От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
- От уровня подготовленности учащихся.
- От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
- От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.
Совершенствование методики учебной работы идет постоянно. Современный этап характеризуется особенно интенсивными поисками в области методов обучения.
Осуществление всеобщего среднего образования и дальнейшее совершенствование школы требует еще большей гибкости в организации и методике работы, приспособления ее к различным категориям учащихся.
В настоящее время в дидактике ведутся интенсивные попытки классификации методов обучения. Она имеет большое значение для приведения всех известных методов в определенную систему и порядок,
выявления их общих черт и особенностей.
Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельные работы). (Слайд 8)
Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.
Учитель – консультант, наставник, партнер.
Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.
В последнее время предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод.
Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность).
Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.
Успех всего образовательного процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.
Моя личная позиция
- Оптимальное сочетание форм работы на уроке.
- Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности.
- Развитие мыслительных процессов у учащихся.
- Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке.
- Реализация принципа индивидуального подхода.
(Слайд 11) Опираясь на современные достижения педагогики, психологии и методики, я исхожу из следующих положений:
- Потребность в познании принадлежит к числу важнейших человеческих потребностей.
- Интерес к знаниям как глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения пробуждает творческое мышление, создает благоприятные условия для проявления творческой индивидуальности.
Ведущими принципами, позволяющими реализовать поставленные задачи, становятся:
- принцип развивающего и воспитывающего обучения;
- принцип развития творческих способностей учащихся;
- принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности;
- принцип гуманизации начального образования.
Моя деятельность направлена на то, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать процесс отлаженным и управляемым, формировать мыслящих субъектов.
Я стараюсь сочетать научность преподавания с доступностью, яркую наглядность с игрой, добиваться, чтобы все ученики работали увлеченно. Этому способствует набор педагогических умений, которыми я обладаю.
Умения:
- демонстрирую детям свое полное к ним доверие;
- организую сообщение нового материала в форме увлекательного диалога;
- не нарушаю единство логической структуры урока;
- исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя мотивация к учению;
- стараюсь вовлекать учащихся в деятельность, которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность.
Созданию атмосферы успеха в учебной деятельности помогает индивидуальный подход к учащимся.
Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.
Наиболее продуктивными считаю:
- Игровые формы;
- Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
- Организация самостоятельной деятельности учащихся;
- Создание конкретных ситуаций, их анализ;
- Постановка вопросов, активизирующих диалог.
Надо применять разнообразные методы и находить новые.
Школа должна быть педагогической лабораторией,
учитель в своей учебно-воспитательной работе
должен проявлять самостоятельное творчество.
Л.Н.Толстой.
Игра
Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.
Ролевые игры -это маленькая сценка, разыгрываемая учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.
На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.
Пары и группы
Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.
Проблемные методы
Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической мотивационной сфер личности.
Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.
Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.
Проблемные задания-задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.
Метод проектов в начальной школе.
Произошедшие изменения в практике отечественного образования определили новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении и потребовали новые методы обучения, которые:
- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию
учащихся в учении;
- развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;
- формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;
- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;
- реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особого вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).
Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:
1) отвечает современным требованиям времени,
2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,
3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,
4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,
5) вызвала у меня самой большой интерес.
Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.
Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.
1 ЭТАП:
Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.
На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.
Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. В ходе декады литературного чтения ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники).
В силу психологических особенностей детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.
Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями ПД.
2 ЭТАП.
На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии. Погружение в проект происходит во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.
Так же с учениками создаем презентации по материалам пройденных уроков и внеклассных мероприятий.
Так презентации «Земля – наш дом родной», совместила в себе как воспитательный, так и учебный процесс. В это время у нас проходила «Неделя Начальной школы» и ребята с удовольствием приносили дополни-тельный материал. Ребята сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками, после того как мы с воспитателем его скомпоновали в презентацию.
Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель – воспитатель –ученик - родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний. При этом между учителем и родителем устанавли-вается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.
2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, макетов, так и с использованием компьютерных презентаций.
3 ЭТАП.
На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютера. Для этого я с ребятами провожу ряд занятий в медиаклассе. Знакомлю ребят с основны-ми операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся самостоятельно созда-вать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.
Метод проектов
Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую на уроках окружающего мира, математики, литературного чтения и во внеурочной деятельности:
«Я и моя семья», «Математика вокруг нас», «Книга памяти», «Тайна моей фамилии», «В гости к зиме», «Мои питомцы», «Земля – мой дом родной» и др.
Правила, по которым нужно строить свою работу в ПД:
- Подходить творчески к любому проекту моего ученика.
- Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
- Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
- Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
- В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
- Тесно сотрудничать с родителями и воспитателем.
- При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успеха, чем 1 раз раскритиковать.
Основные требования к проекту.
В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.
1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.
Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.
3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.
Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.
4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.
5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.
Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.
Основные этапы проектной деятельности
- Выбор темы проекта.
- Работа с разными источниками.
- Выбор формы предъявления проекта.
- Работа над проектом.
- Оформление результатов.
- Защита проектов.
В конце работы ученик должен ответить на вопросы:
- Выполнил ли я то, что задумал?
- Что было сделано хорошо?
- Что было сделано плохо?
- Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?
- Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?
Презентация проектов.
Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.
Вывод
«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными»
Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе:
- позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме;
- способствуют лучшему усвоению знаний;
- вызывают интерес к познанию;
- формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.
Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.