СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Методы обучения в современной школе» (Проектная деятельность)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как донести учебный материал до сознания учащихся? Как вызвать их активную познавательную деятельность, чтобы дети могли овладеть знаниями, умениями и навыками? Как вызвать у учащихся положительное отношение к учению и помочь им превратить знания в убеждения? Как обучить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, у кого его нет?

Человек  запоминает

  • 10% того, что он читает,
  •  20% того, что слышит,
  •  30% того, что видит;

Эти вопросы учителю приходится решать каждый день при подготовке урока. Все они так или иначе связаны с поисками наиболее продуктивных методов обучения. Что же принято понимать под методами обучения?

Методы обучения — это способы взаимосвязанной деятельности педагогов и учеников по осуществлению задач образования, воспитания и развития.                              

                                                               (Ю. К. Бабанский).                       

           Современная дидактика уделяет большое внимание побуждающей функции метода обучения. Назначение метода состоит не в простой передаче знаний, а в том, чтобы пробудить познавательную потребность школьника, его интерес к решению той или иной задачи. Новые аспекты открываются в развивающей и воспитывающей функции метода.          Вооружение учащихся способами познавательной деятельности —важнейшая тенденция повышения развивающей функции учебного метода. Создание обстановки сотрудничества, коллективного сопереживания, отношений взаимопомощи, ответственности за самостоятельное решение задач — в этом направлении ведутся поиски дальнейшего совершенствования методов обучения.         Метод обучения следует отличать от средства. Метод тесно связан с деятельностью и вне деятельности не существует.

Требования к методам обучения

  • Научность методов.
  • Доступность метода, его соответствие психолого-педагогическим возможностям развития школьников.
  •  Результативность метода обучения, его направленность на прочное овладение учебным материалом, на выполнения задач воспитания школьников.
  •   Необходимость систематически изучать, использовать в своей работе

      инновационные методы.       Некоторые из них являются общими для многих предметов, другие применимы только при обучении данному предмету.       Учитель выбирает такие методы и приемы работы, которые могли бы обеспечить детям необходимые знания, будили их мыслительную активность, развивали и поддерживали у них интерес к учению.

Выбор методов обучения зависит:

  • От общих и конкретных целей обучения; содержания материала конкретного урока.                                                                      
  • От времени, отведенного на изучение того или иного материала.
  • От возрастных особенностей учащихся, уровня их познавательных возможностей.
  • От уровня подготовленности учащихся.
  • От материальной оснащенности учебного заведения, наличия оборудования, наглядных пособий, технических средств.
  • От возможностей и особенности учителя, уровня теоретической и практической подготовленности, методического мастерства, его личных качеств.         Совершенствование методики учебной работы идет постоянно.       Современный этап характеризуется особенно интенсивными поисками в области методов обучения.        Осуществление всеобщего среднего образования и дальнейшее совершенствование школы требует еще большей гибкости в организации и методике работы, приспособления ее к различным категориям учащихся. В настоящее время в дидактике ведутся интенсивные попытки классификации методов обучения. Она имеет большое значение для приведения всех известных методов в определенную систему и порядок,

выявления их общих черт и особенностей. Наиболее ранней классификацией является деление методов на методы работы учителя (рассказ, объяснение, беседа) и методы работы учащихся (упражнения, самостоятельные работы). (Слайд 8)

Ученик – активный субъект образовательного процесса, проявляющий самостоятельность в выработке и принятии решений, готовый нести ответственность за свои действия, уверенный в себе, целеустремленный.                                                                    

Учитель – консультант, наставник, партнер.                            

Задача учителя – определить направление работы, создать условия для инициативы обучающихся; грамотно организовать деятельность учащихся.          В последнее время предложена классификация методов по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский метод.        Наиболее принятой является классификация методов по источнику получения знаний (слово, наглядные средства, практическая деятельность).             

Процесс обучения должен вызывать у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Успех всего образовательного  процесса во многом зависит от выбора применяемых методов.

  Моя личная позиция

  • Оптимальное сочетание форм работы на  уроке.
  • Обучение учащихся основным приемам учебной деятельности.
  • Развитие мыслительных процессов у учащихся.
  • Создание условий для обеспечения высокой активности ученика на уроке.
  • Реализация принципа индивидуального подхода.

(Слайд 11)  Опираясь на современные достижения педагогики, психологии и методики, я исхожу из следующих положений:

  • Потребность в познании принадлежит к числу важнейших человеческих потребностей.
  • Интерес к знаниям как глубокая направленность личности и устойчивый мотив учения пробуждает творческое мышление, создает благоприятные условия для проявления творческой индивидуальности.

     Ведущими принципами, позволяющими реализовать поставленные задачи, становятся:

  • принцип развивающего и воспитывающего обучения;
  • принцип развития творческих способностей учащихся;
  • принцип создания положительного эмоционального фона учебной деятельности;
  • принцип гуманизации начального образования.

       Моя деятельность направлена на то, чтобы обеспечить условия для развития личности, сделать процесс отлаженным и управляемым, формировать мыслящих субъектов.

       Я стараюсь сочетать научность преподавания с доступностью, яркую наглядность с игрой, добиваться, чтобы все ученики работали увлеченно. Этому способствует набор педагогических умений, которыми я обладаю.      

    Умения:

  • демонстрирую детям свое полное к ним доверие;
  • организую сообщение нового материала в форме увлекательного диалога;
  • не нарушаю единство логической структуры урока;
  • исхожу из того, что у учащихся есть внутренняя  мотивация к учению;
  • стараюсь вовлекать учащихся в деятельность,  которая пробуждает радость познания и вызывает стойкую любознательность.                     

    Созданию атмосферы успеха в учебной деятельности помогает индивидуальный подход к учащимся.

      Чтобы обеспечить познавательную активность и познавательный интерес учащихся на различных этапах урока, я использую активные формы и методы работы.

    Наиболее продуктивными считаю:

  • Игровые формы;
  • Организация групповой, парной и индивидуальной работы;
  • Организация самостоятельной деятельности учащихся;
  • Создание конкретных ситуаций, их анализ;
  • Постановка вопросов, активизирующих диалог.
  • Проблемное обучение.

         Надо применять разнообразные методы и   находить новые.

Школа должна быть педагогической лабораторией, 

учитель в своей учебно-воспитательной работе 

должен проявлять самостоятельное творчество.

                                  Л.Н.Толстой.

    Игра

Дидактические игры – вызывают живой интерес к процессу познания, активизируют деятельность учащихся, помогают легче усвоить учебный материал.                        

         Ролевые игры -это маленькая сценка, разыгрываемая   учениками, помогающая наглядно представить, увидеть, оживить обстоятельства или события, знакомые ученикам.

        На уроках математики, для развития активности и внимания, провожу устный счет с элементами игры.

Пары и группы

Этот метод даёт ученикам больше возможностей для участия и взаимодействия. Работа в парах и группах формирует у детей умения принимать общую цель, разделять обязанности, согласовывать способы достижения предложенной цели, соотносить свои действия с действиями партнеров, принимать участие в сравнении цели и работы. Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы «Ульи», «Визитные карточки». Метод «Творческая мастерская» с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках.

 Проблемные методы

       Способствуют развитию интеллектуальной, предметно-практической  мотивационной сфер личности.

     Проблемный вопрос - вопрос, который требует интеллектуальных усилий, анализа связей с ранее изученным материалом, попытки сравнить, выделить наиболее важные положения.

    Проблемная ситуация - сравнение двух или более взаимоисключающих друг друга точек зрения.

     Проблемные задания-задания, которые ставят перед учащимися задачи и ориентируют их на самостоятельный поиск решений.

 Метод проектов в начальной школе.

       Произошедшие  изменения в практике отечественного образования определили новые принципы личностно ориентированного образования, индивидуального подхода, субъективности в обучении и потребовали   новые методы обучения, которые:

- формировали бы активную, самостоятельную и инициативную позицию

учащихся в учении;

 - развивали бы в первую очередь общеучебные умения и навыки: исследовательские, рефлексивные, самооценочные;

 - формировали бы не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с опытом их применения в практической деятельности;

- были бы приоритетно нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

 - реализовывали бы принцип связи обучения с жизнью.

        Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения/обучения.

      Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

        В основу метода проектов положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

       Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

       Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

      Меня заинтересовало: а возможно ли в современной начальной школе развить проектное мышление у учащихся? Казалось это вполне реально. И осуществимо это с помощью особого вида деятельности – ПРОЕКТНОЙ (ПД).

     Я решила этим заняться еще потому, что данная проблема:

1) отвечает современным требованиям времени,

2) формирует у детей умение ставить проблему и самостоятельно находить пути ее решения,

3) развивает у учащихся интерес к научно-исследовательской работе,

4) приучает учащихся умело использовать ИКТ в учебном процессе,

5) вызвала у меня самой большой интерес.

     Я использую ПД в урочной, во внеклассной и домашней работе.

  Работу по внедрению ПД я разбила на 3 этапа.

1 ЭТАП:

     Проектно-творческая деятельность учащихся. Именно творческая деятельность учащихся является пропедевтикой проектной деятельности.

     На этом этапе ребята в основном выполняют творческие задания по базовым предметам и во внеклассной работе. По математике анализируют и придумывают задания для одноклассников. Самостоятельно подбирают дополнительный материал по заинтересовавшей их теме («Ребята, понравился вам сегодняшний урок? Хотели бы вы продолжить разговор на эту тему?»). Узнают с помощью книг, журналов новые сведения и представляют их одноклассникам в виде сообщений, макетов.

Творческие задания они выполняют и на уроках чтения. В ходе декады литературного чтения ученики выступают в роли авторов, издателей, художников и др. специалистов книжного дела (книжки-самоделки, блокнот, мини сборники).

       В силу психологических особенностей  детей данного возраста, их уровня знаний творческие работы носят индивидуальную форму выполнения с непосредственным участием родителей, но также присутствует и групповая форма работы.

      Важным фактором на 1 этапе ПД является работа с родителями. Поэтому я провожу специальное родительское собрание и консультации, на которых знакомлю мам и пап с особенностями ПД.

2 ЭТАП.

На 2-ом этапе появляются первые проектные работы с использованием компьютерных технологий. Это небольшие творческие, исследовательские задания по математике, литературному чтению, окружающему миру, технологии. Погружение в проект происходит  во время учебного процесса, а практическое выполнение – дома при участии родителей.

       Так же с учениками  создаем презентации  по материалам  пройденных уроков и внеклассных мероприятий.

Так презентации «Земля – наш дом родной», совместила в себе как воспитательный, так и учебный процесс. В это время у нас проходила «Неделя Начальной школы» и ребята  с удовольствием приносили дополни-тельный материал. Ребята сумели отобрать нужное и представить его перед одноклассниками, после того как мы с воспитателем его скомпоновали в презентацию.

    Такое взаимодействие учебно-воспитательного процесса, взаимодействия учитель – воспитатель –ученик - родитель дает очень хорошие результаты: учебный процесс усваивается легко и в полной мере, дети заинтересованы в получении новых знаний.  При этом между учителем и родителем устанавли-вается тесное взаимодействие и взаимоучастие в обучении и воспитании ученика.

    2 этап завершается проектными работами, выполненными на свободную тему, представленными как в виде докладов, макетов, так и с использованием компьютерных презентаций.

3 ЭТАП.

     На 3 этапе ПД акцент делается на использование компьютера. Для этого я с ребятами провожу ряд занятий в медиаклассе. Знакомлю ребят с основны-ми операциями в программе PowerPoint. Ребята учатся самостоятельно созда-вать небольшие творческие работы, которые в дальнейшем будут включены в проектные работы. Помощь родителей на этом этапе сводится к минимуму. Здесь присутствуют все формы работы: индивидуальная, парная, групповая.

 Метод проектов

 Метод, идущий от детских потребностей и интересов, стимулирующий детскую самодеятельность, с его помощью реализуется принцип сотрудничества ребенка и взрослого, позволяющий сочетать коллективное и индивидуальное в образовательном процессе. Ориентирован на развитие исследовательской, творческой активности учащихся, на формирование универсальных учебных действий. Использую на уроках окружающего мира, математики, литературного чтения и во внеурочной деятельности:

     «Я и моя семья», «Математика вокруг нас»,  «Книга памяти», «Тайна моей фамилии», «В гости к зиме», «Мои  питомцы», «Земля –    мой дом родной» и др.

    Правила, по которым нужно строить свою работу  в ПД:

  • Подходить  творчески к любому проекту моего ученика.
  • Не сдерживать, а поощрять инициативу учащихся.
  • Развивать самостоятельность в поиске информации для реализации проекта.
  • Избегать прямых инструкций (на 2 и 3 этапах).
  • В процессе работы над проектом обучить школьника умениям анализировать свою деятельность и работу.
  • Тесно сотрудничать с родителями и воспитателем.
  • При оценке лучше 10 раз похвалить, даже за незначительные успеха, чем 1 раз  раскритиковать.

 Основные требования к проекту.

В современной педагогике метод проектов используется не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним как компонент системы образования.

1.Необходимо наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.

2.Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы, иными словами – с проектирования самого проекта, в частности – с определения вида продукта и формы презентации.

           Наиболее важной частью плана является пооперационная разработка проекта, в которой указан перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

3.Каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Таким образом, отличительная черта проектной деятельности – поиск информации, которая затем будет обработана, осмыслена и представлена участникам проектной группы.

4.Результатом работы над проектом, иначе говоря, выходом проекта, является продукт.

5.Подготовленный продукт должен быть представлен заказчику и (или) представителям общественности, и представлен достаточно убедительно, как наиболее приемлемое средство решения проблемы.

Таким образом, проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта.

 Основные этапы проектной деятельности

-  Выбор темы проекта.

-  Работа с разными источниками.

-  Выбор формы предъявления проекта.

-  Работа над проектом.

-  Оформление результатов.

-  Защита проектов.

  • Подведение итогов.

         В конце работы ученик должен ответить на вопросы:

  • Выполнил ли я то, что задумал?
  • Что было сделано хорошо?
  • Что было сделано плохо?
  • Что было выполнить легко, а в чем я испытывал трудности?
  •  Кто бы мог сказать мне спасибо за этот проект?

Презентация проектов.

Как уже отмечалось, одним из важных этапов осуществления учебного проекта является презентация. Выбор формы презентации проекта – задача не менее, а то и более сложная, чем выбор формы продукта проектной деятельности.

 

Вывод

«Многие предметы в школе настолько серьезны, что полезно не упускать случая сделать их немного занимательными»

         Необходимо использовать различные формы, методы и приемы обучения в начальной школе:

  • позволяют преподать материал в доступной, интересной, яркой и образной форме; 
  • способствуют лучшему усвоению знаний;
  • вызывают интерес к познанию;
  • формируют коммуникативную, личностную, социальную, интеллектуальную компетенции.

     Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

 

 

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!