Козлова Ольга Николаевна,
учитель физики, МБОУ «Средняя
общеобразовательная школа № 29 г. Йошкар-Олы»,
г. Йошкар-Ола, Республика Марий Эл.
Ключевые слова: задержка психического развития, образовательно-воспитательный процесс, становления личности ребенка, методы работы с ЗПР, физика.
Если ребенок не может учиться так, как мы учим,
может быть, мы должны учить так, как он умеет.
Ignacio Estrada
Формы и методы работы с детьми с задержкой
психического развития на уроках физики.
Год от года количество коррекционных классов, как и их учеников, к сожалению, увеличивается. Кто-то склонен видеть причину этого в увеличении семей, злоупотребляющих алкоголем, однако ученый РАО считают, что все зависит от того, каковы особенности человеческого мозга и компенсаторные возможности организма ребенка.
Требования к уровню подготовки детей, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ не соответствуют требованиям, предъявляемым к ученикам школы общего назначения. Такие дети, из-за особенностей своего психического развития, трудно усваивают программу по физике. В силу особенностей развития, нуждаются в дифференцированном и индивидуальном подходе, дополнительном внимании.
Задержка психического развития (ЗПР)- это пограничная форма интеллектуальной недостаточности, личностная незрелость, негрубое нарушение познавательной сферы, синдром временного отставания психики в целом или отдельных её функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоциональных, волевых). Это не клиническая форма, а замедленный темп развития.
Задержка психического развития бывает 4-х типов:
ЗПР конституционального характера. У детей с этим типом ЗПР в первую очередь страдает эмоционально-волевая сфера.
ЗПР соматогенного характера. Это случай длительной физической слабости и болезненности ребенка.
ЗПР психогенного характера. В ее основе лежат неблагоприятные условия воспитания. Наиболее часто данный тип ЗПР обусловлен явлением гип опеки.
ЗПР церебрально-органического характера. Здесь имеется какое-либо органическое нарушение нервной системы – минимальная мозговая дисфункция (ММД), причиной которой опять же может стать патология беременности и родов. Этот тип ЗПР – наиболее распространенный.
У детей с диагнозом ЗПР возникают трудности в обучении: - низкая динамика работоспособности на уроке; - невнимательность; - медленный темп осмысления информации, выполнения практических заданий; - неусидчивость; - не сразу понимают пояснение; - не аккуратное ведение тетрадей; - плохо ориентируются в тетради; - недостаточно развито словесно-логическое мышление; - психосоматические нарушения; - низкий уровень зрительно-слуховой памяти. Как следствие низкая мотивация к обучению.
В связи с этим можно выделить несколько специфических методов в работе с детьми с ЗПР по физике:
у таких детей низкая мотивация, они не успевают усваивать материал поэтому в своей работе я использую прием В.Ф. Шаталова «опорный конспект или схема». При изучении нового материала ребенок несколько раз может обратиться к нему. Опорная схема облегчает усвоение большого объема сведений, общей логической обработки учебного материала и переводу его в долговременную память. Ребята с ЗПР легче усваивают материал в схемах. Схемы лучше оформлять разными цветами, т.к. у детей с ЗПР острое восприятие цвета.
В условиях индивидуального обучения можно применять такой способ проверки домашнего задания, как опрос. При этом ученик получает список конкретных вопросов (как правило 5-10), на которые он должен найти ответ в опорной схеме-конспекте.
Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Что здесь изображено? Что происходит? и т.д.».
Еще один метод-это многократное повторение и проговаривание определений физических понятий. Формулы повторяем и изучаем с помощью карточек, где записана вся формула, а затем предлагается карточка с пропущенной физической величиной. Ребенок должен вспомнить какая величина пропущена.
Не понимая математики, ученикам очень сложно воспринимать физические законы. И один из методов который может в этом помочь это графическая работа. Здесь ребенок наглядно может увидеть значимость физической величины и ее зависимость от других, что делает его знания не формальными, а полными смысла.
Чтобы заинтересовать ребят с ЗПР использую видеофрагменты, анимации, модели это дает возможность показать демонстрационные эксперименты, рассмотреть строение приборов таких как двигатель, генератор, батарейка и т.д. Видео-уроки задаю на дом, чтобы ребенок прослушал объяснение другого учителя и разобрал все непонятные для него моменты.
Очень полезны игровые технологии: комплект карточек с физическими величинами из которых можно составлять формулы, логические цепочки зависимости физических величин, в седьмом классе разминка с мячом «вопрос-ответ», что способствует и двигательной активности и развитию логического мышления, игра «Неоконченное предложение» и т.д. Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее переключаю детей с одного вида деятельности на другой, применяю разнообразные виды занятий. Исключительно важное значение для детей с ЗПР имеет мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Результатом применения всех этих методов и приемов является личностный рост обучающегося, развитие памяти и мышления, повышается качество обучения. Для многих физика становиться любимым и понятным предметом, а некоторые пытаются самостоятельно провести исследование какого-либо физического явления. Мы как педагоги должны стремиться к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным и имело развивающий характер для все ребят.
Литература:
Бабанский Ю. О дидактических основах повышения эффективности обучения// Народное образование.- 1986. - № 11
Васильева, И.А. Психологические аспекты применения информационных технологий / И.А. Васильева, Е.М. Осипова, Н.Н. Петрова // Вопросы психологии. -2002. - №3.
Здуновский А. В. Проблемы преподавания физики в условиях надомного обучения детей ОВЗ // Молодой ученый. — 2016. — №19.1. — С. 26-28.
Никольская, И.А. Информационные технологии в специальном образовании.-М.: Коррекционная педагогика, 2004
Розенова М.И. Педагогическая психология. -М., 2003
Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития: Программы / С.Г. Шевченко. – М., 2005.
Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение. Организационно-педагогические аспекты: Пособие для учителей / С.Г. Шевченко. – М., 2001.
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/31/s_58de69673bf80/601984_1.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/31/s_58de69673bf80/601984_2.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/31/s_58de69673bf80/601984_3.jpeg)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/31/s_58de69673bf80/601984_4.png)
![](https://fsd.multiurok.ru/html/2017/03/31/s_58de69673bf80/601984_5.jpeg)
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ.
Цель данного блока заданий: развитие способностей к продуктивному восприятию, которое предполагает развитие наблюдательности, способности сравнивать, вычленять основные и фоновые детали образа, развитие пространственного восприятия, воспринимать формы, цвета, взаимное расположения предметов, восприятие на основе перцептивных иллюзий.
Задания.
1. Подсчитать сколько раз встречаются физические величины: a, g, S, t, F, m, U, N, R, V в таблице.
g | F | S | t | S | t | S | S |
t | a | g | t | m | a | S | U |
g | N | a | g | U | N | t | m |
S | S | F | V | t | F | V | S |
U | R | m | R | S | g | N | a |
При выполнении задания фиксируется время, за которое обучающийся подсчитает, сколько раз встречается каждый знак.
Возможна вариация данного задания с использованием фактора цветовой дифференциации физических величин.
Используется вариант индивидуального и дифференцированного подхода к каждому ученику, то есть для каждого размер таблицы и количество символов варьируется.
Символы в таблице можно менять на обозначение единиц измерения физических величин, на название приборов и т.д.
Если задание данного типа использую как проверочное, то даю к ней перечень дополнительных вопросов. Например:
- назвать символы;
- с помощью каких приборов можно измерить данные величины;
- назвать основные единицы измерения данных физических величин и т.д.
2. На рисунке не хватает какой-то детали у физического прибора. Определить какой. Или дать задание ребёнку, нарисуй физический прибор с недостатком (нет стрелки, одна половина прибора и т.д.)
3. Выставить на демонстрационный стол несколько приборов. Запомнить. Убрать или переставить их. Восстановить первоначальное положение приборов или назвать убранный.
4. Задумать предмет, физическую величину, прибор и по его описанию угадать задуманное. Можно угадывать по наводящим вопросам.
УПРАЖНЕНИЯ НА РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ.
1. Отыскать карточки, образующие пары.
На карточках могут быть формулы, определения, физический термин и его обозначение и т.д.
2. Головоломки. Физические ребусы.
3. Среди буквенного текста есть слова. Задача заключается в том, чтобы как можно быстрее, просматривая текст, найти и подчеркнуть слова, связанные с физикой, с темой.
Например, РОНПМАССАОЛГЕНПВИСИЛАЛЛНГЕШКР НЬЮТОНОРНГЩК ВЕСГНЕ
4. Написать в таблицу формулы, которые повторяются или отличаются только перестановкой множителей. Найти одинаковые формулы. Засекаем время, учитываем правильность.
5. «Узнай формулу».
Карточки с формулами с пропусками физических величин. Узнать формулу, вставить буквы, или слова в определение, или пропуски в предложения и т.д.
6. «Физическое лото»
Карточки с формулами, определениями режим пополам. Делим поровну: одну половину себе, другую – детям. Вытаскиваем одну часть, а дети ищут другую. Формулы выбираем те, с которыми у ребят наибольшие затруднения в запоминании. Играем очень быстро.
7. «Найди лишнее».
Например.
Физическая величина: объём, масса, внутренняя энергия, газ, длина, плотность.
Физические явления: молния, инерция, радуга, градус, нагревание.