Методы технологии критического мышления учащихся на уроках посредством чтения и письма
Что же такое критическое мышление?
КМ – под этим понятием подразумевается самостоятельное мышление, где отправной точкой является информация. Оно начинается от постановки вопросов, строится на основе убедительной аргументации.
Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат. С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом.
Определения КМ обычно включает в себя умение прогнозировать ситуацию, наблюдать, обобщать, сравнивать, выдвигать гипотезы и устанавливать связи, рассуждать по аналогии и выявлять причины, а также предполагает рациональный и творческий подход к рассмотрению любых вопросов.
Восприятие информации происходит в три этапа, что соответствует таким стадиям урока:
- подготовительный – стадия вызова;
- восприятие нового – смысловая стадия (или стадия реализации смысла);
- присвоение информации – стадия рефлексии.
Стадия
|
Функции
|
Вызов
|
- Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к новой теме).
- Информационная (вызов на «поверхность» имеющихся знаний по теме.
- Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
|
Осмысление
содержания
|
- Информационная (получение новой информации по теме).
- Систематизационная (классификация полученной информации).
- Мотивационная (сохранения интереса к изучаемой теме).
|
Рефлексия
|
- Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации).
- Информационная (приобретение нового знания).
- Мотивационная (побуждение к дальнейшему расширению информационного поля).
- Оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка собственной позиции, оценка процесса).
|
Формы урока в РКМЧП отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное. Тексту отводится приоритетная роль: его читают, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют, наконец, сочиняют.
Роль учителя — в основном координирующая.