Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук. Основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания. Воспитание как социальное явление было и остается объектом изучения, предметом многих наук. Основы воспитания, формулирует наиболее общие мировоззренческие представления о высших целях и задачах воспитания.
Социология изучает социальные проблемы развития личности. Этнография рассматривает закономерности воспитания у разных народов мира. Психология выявляет индивидуальные, возрастные, групповые особенности и законы развития и поведения людей. Эти науки играют важную роль в развитии педагогики как учения о воспитании, поскольку являются серьезным источником знаний о факторах развития личности -- наследственности, микро- и макросреде.
Воспитание как феномен педагогической действительности является объектом исследования в педагогической науке наряду с образованием и обучением. Педагогическая наука выполняет две основные функции: научно-теоретическую (описывает и объясняет педагогические явления) и нормативно-регулятивную (указывает, как грамотно организовать воспитание, обучение, систему образования). Исследуя педагогическую действительность как сущее, педагогика раскрывает закономерности воспитания. Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.
В частности, современные концепции воспитания разрабатываются на основе философских учений или психологических теорий, таких как:
- психоаналитическая теория (А. Гезелл, З.Фрейд, А.Фрейд, Э. Эриксон);
- когнитивная теория (Ж.Пиаже, Л. Кольберг, Д.Дьюи);
- поведенческая (бихевиористская) теория (Д.Локк, Д.Уотсон, Б.Скиннер);
- биологическая (генетическая} теория (К.Лоренц, Д.Кеннел);
- социоэнергетическая (культурно-родовая) теория (Л.С. Выготский, П.А.Флоренский, Д. Радьяр);
- гуманистическая психология (А. Маслоу, К. Роджерс и др.).
Воспитание - целенаправленный процесс воздействия на сознание, чувство, волю студентов с целью формирования у них убеждений, качеств личности, необходимых для их дальнейшей профессиональной деятельности.
Методы воспитания - способы совместной деятельности воспитателя и воспитанника, в ходе которого у последнего формируются понятия, представления, суждения, убеждения, положительная мотивация, способы деятельности и качества личности.
Изучая проблему организации воспитательной работы в учреждениях среднего профессионального образования, можно выделить следующие группы методов воспитания будущих бакалавров:
1. Методы организации коллектива: дисциплина, самообслуживание, соревнование и самоуправление.
Дисциплина - исходный метод организации коллектива - обеспечивает формирование культуры взаимоотношений членов коллектива, полезных традиций и привычек поведения путем выработки соответствующих норм и правил внутреннего распорядка. Основа дисциплины - требование. Предъявление требований руководителями и наставниками коллектива друг к другу - таков путь воспитания дисциплины в коллективе.
Самообслуживание - ведущий метод организации коллектива - обеспечивает создание общими усилиями наиболее благоприятных условий жизни и труда и формирование у его членов заботы об умножении общественного достояния. Самообслуживание способствует постоянной заботе о создании лучших и украшения жизни коллектива, и тем самым сплачивает коллектив.
Соревнование - коррекционные метод организации трудового коллектива - обеспечивает стимулирование успеха индивидуального и коллективного труда, формирование ревностного отношения к делу его участников, где важную роль играет учет и сравнение результатов совместной деятельности, а также поощрение всех участников.
Самоуправление - метод организации коллектива. Обеспечивает формирование у его членов отношений взаимной ответственности и организаторских качеств при условии, если в управление делами коллектива включаются работоспособные органы, наделенные реальными правами и полномочиями. [21-с.417]
2. Группа методов, содействующих формированию сознания:
2.1. Методы убеждения: информация, поиск, дискуссия и взаимное просвещение.
Информация - обеспечивает сообщение воспитанникам тех или иных сведений непосредственно педагогом и стимулирование у них интереса к новому знанию, потребности в овладение им.
Поиск - обеспечивает вовлечение воспитанников в процессы самостоятельного приобретения знаний, сбора информации научного и ценностно-ориентированного характера.
Дискуссия - коррекционный метод убеждения - обеспечивает вовлечение воспитанников в товарищеский обмен мнениями, способствуя поддержке и развитию нравственных представлений, формируя самокритичность и готовность к преодолению ошибочных взглядов и неверных точек зрения.
Яндекс.Директ
Входных Двери Цена по Закупки!!! Входных Дверей 2016 г! Скидка 50%! Осталось 15шт!Спешите Купить!Адрес и телефонБелгородdvernikshop.ru |
Взаимное просвещение - метод самоорганизации убеждения - обеспечивает формирование у воспитанников потребности и умения пропагандировать свои знания, взгляды и убеждения. [21-с.418]
2.2. Методы педагогического стимулирования: требование, перспектива, поощрение, наказание и общественное мнение.
Требование - обеспечивает вызов определенного поведения воспитанников и проявления их деловых и нравственных качеств путем выражения норм поведения в личных отношениях педагога с воспитанниками, в общении с ними.
Перспектива - обеспечивает налаживание общественно полезной деятельности воспитанников путем выдвижения перед ними увлекательных, значительных целей, трансформирующихся в личные стремления и желания людей.
Поощрение и наказание - обеспечивает поддержку полезной и торможение нежелательной деятельности воспитанников путем внесения изменений в отдельные права и обязанности их как членов коллектива. Поощрение и наказание - две стороны единого метода педагогического стимулирования - коррекции.
Общественное мнение - обеспечивает поддержку и развитие общественно полезной деятельности и проявление нравственных качеств воспитанников посредством выполнения моральных требований. В любом коллективе общественное мнение влияет на поведение людей. Поэтому одной из главных задач каждого педагога становится стимулирование развития здорового общественного мнения. [21-с.419]
Стремительное развитие современного общества поставило человека перед выбором: либо приобрести навык быстрого реагирования на изменяющиеся события, либо остаться беспомощным перед многочисленными, требующими разрешения, проблемами. Умение ориентироваться в жизненных ситуациях предполагает наличие у каждого члена общества определенных качеств: способности находить наиболее рациональный выход из создавшегося положения за наименьшее количество времени; самостоятельности в выборе варианта решения возникающих проблем; умения общаться с другими людьми; стремления к постоянному самосовершенствованию.
Но традиционное обучение, методы которого используются в подавляющем большинстве образовательных заведений, оказывается не в состоянии обеспечить личность всеми необходимыми в решении возникающих проблем знаниями. В связи с этим возникла необходимость включения в образовательный процесс современных педагогических технологий.
Наиболее эффективными технологиями обучения и воспитания являются личностно-ориентированные технологии, обеспечивающие «развитие и саморазвитие личности студента». Студент имеет право выбора собственного понимания проблемы и путей ее решения, а педагог создает для этого все условия и моделирует ситуации, в которых каждый может проявить себя в познании, учебной деятельности и поведении.
Благодаря широкому разнообразию методов воспитания современный педагог, вооруженный ими, может решать многие педагогические трудности, связанные не только с воспитанием, но и с образованием, развитием учащихся. Педагогические задачи в отдельности требуют от современного педагога проявления всех качеств личности, от доброты и честности до верности своим идеалам. Не маловажное значение приобретают в XXI веке в сфере образования принципиально новые аспекты обучения, такие как компетентность, лояльность, коммуникабельность и пр. Чтобы соответствовать современным требованиям, грамотно выполнить государственный заказ, от преподавателя любого учебного заведения необходимы абсолютная самоотдача, проявленная в выдержке, опыте, саморазвитии, многогранности взглядов, мыслей, чувств, умений, навыков.
Воспитание здорового поколения напрямую зависит от профессиональной подготовки педагога. Привить человеку высокие ценности, помочь ему найти правильную дорогу в жизни - важнейшие задачи современного воспитательного процесса. Самоопределение обучающегося представляет собой одну из острейших проблем развития образования в современных условиях. Отношения: «новый опыт - предшествующий накопленный опыт», - полностью отражает концепцию развития сегодняшней молодежи. А значит, методы воспитательного процесса имеют место здесь быть.