СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы запоминания на уроках английского языка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены приемы, облегчающие запоминание английских слов.

Просмотр содержимого документа
«Методы запоминания на уроках английского языка»

Методы запоминания на уроках английского языка.

Одной из самых больших проблем при изучении иностранных языков является запоминание слов. К сожалению, традиционная зубрежка не всегда дает плоды. Мнемонический метод строится по алгоритму образ- слово. Чтобы не только запомнить звучание и значение слова, но и уметь в нужный момент беседы вспомнить его и применить на практике, необходимо использовать следующий алгоритм запоминания:

  1. Создать образ на основе слова.

  2. Связать образ со значением слова по ассоциации.

  3. Извлечь в нужный момент из памяти образ и восстановите звучание слова.

Обратимся к примеру заучивания английских слов по технике мнемоники. Звучание иностраннх слов вызывает образы в нашем воображении, которые и обозначают значения этих образов.

Приведем примеры: owl в английском языке означает «сова». Оно созвучно с русским словом «аул», которое означает «восточные поселения». Представьте, что сова облетает аул. В нужный момент восстановите этот образ, и звучание придет к вам само собой.

Monkey (манки) - обезьяна. Обезьяне дали манки (кашу). Мы видим, как она ест кашу.

Dog (дог)– собака. Представляем красивую собаку породы дог.

Lie (лай) – ложь. Маленькая трусливая собачка хочет произвести впечатление большого грозного пса и лает. Но этот лай – ложь.

Методы запоминания

1. Структуирование информации. Способность и прочность запоминания нового материала зависит от того, насколько мы умеем быстро и качественно подготовить их для хранения в долговременной памяти. Приемы структуирования информации включают в себя:

а) Смысловое расчленение.
б) Выделение смысловых опорных пунктов.
в) Использование наглядных образов.
г) Соотнесение с уже известными знаниями.

Число смысловых опорных пунктов не должно превышать объема кратковременной памяти – 7 ± 2 единицы. Лучше если их будет 5–7.

2. Рациональное повторение. В отношении повторения многие делают следующие типичные ошибки:

  • пренебрегают повторением;

  • при изучении нового материала, люди подменяют повторение его повторным восприятием;

  • ошибка связана с временным режимом повторения.

Если важно эффективно удержать информацию на несколько дней, скажем для сдачи экзамена, то повторять необходимо через 15–20 мин. после изучения материала, через 8–9 часов, на второй день, на 40-й день, на 7-й день.

3. Использование семантических вставок. Когда информация плохо логически организована, большинство людей прибегают к механическому заучиванию. Это и долго и утомительно. Чтобы облегчить ввод в память мало связанных сведений и их последующее воспроизведение, используется построение словесных мостов. Создание слов и целых предложений из начальных букв запоминаемого материала является хорошим средством вспоминания отсутствующих связей в его структуре. Об эффективности семантических связок свидетельствует факт, что мы все отлично помним расположение цветов в спектре солнечного света с помощью выражения: “Каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

4. Целенаправленное воображение. Запечатление информации в ярких и живых зрительных картинах – еще одно направление повышения прочности памяти. Здесь идет речь об образах максимально приближенных к естественному восприятию. Воображение – творческий психологический процесс, продукты которого могут выходить далеко за пределы реальности. Именно эта черта и обеспечивает его большую запоминаемую силу. Воображение можно тренировать.

Все мнемотехнические системы опираются на использование зрительных образов и ассоциаций. Каждая из описанных выше систем имеет свои отдельные методы.

  • Метод Цицерона. Представьте, что обходите свою комнату, где вам все хорошо знакомо. Информацию, которую вам надо запомнить, расставьте мысленно по ходу вашей прогулки по комнате. Вспомнить информацию вы сможете опять, представив квартиру, - все будет на тех местах, где вы их расположили при предыдущем "обходе.

  • Метод тренировки зрительной памяти - метод Айвазовского. Посмотреть на предмет или на пейзаж, или на человека в течение 3 секунд, стараясь запомнить детально, потом закрыть глаза и представить мысленно этот предмет в деталях, задать себе вопросы по подробностям этого образа, потом открыть глаза на 1 секунду, дополнить образ, закрыть глаза и постараться добиться максимально яркого изображения предмета и так повторить несколько раз.

  • Метод группировки. Номер телефона или банковского счета легче запомнить, если сгруппировать отдельные цифры такого номера в более крупные блоки. То же относится, например, к списку необходимых покупок (для запоминания их легче разделить на овощи, фрукты, мясные продукты, хлебобулочные изделия и т.д., или же на продукты, необходимые для завтрака, обеда, ужина).

  • Методы рифм и ритма. Этот пример хорошо знаком детям, заучивающим цифры. Он лежит в основе считалок, например: “Раз, два, три, четыре, пять – вышел зайчик погулять...” и т.д. Рифма служит в данном случае опорой для группировок, осуществляемых благодаря ритму. Например, для изучения английских местоимений учим просто стихотворение.

Я ошибся: ай-ай-ай! Я – местоимение  I (ай). 
Вы не стойте на краю, Ты и вы – иначе you (ю). 
Объяснились мы в любви, Мы - местоимение we (ви).
Он смеялся: хи-хи-хи. Он – местоимение he (хи).
Она спешила! Не спеши! Она – местоимение she (ши).
Они жалели всех людей, Они – местоимение they (вэй).
Ты мне руку протяни. Мне, иначе будет me (ми).
Ваше или же твое, Будет по-английски your (ё).
Малыши кричат: «уа-уа!» Наши, наше будет our (ауэ).
Он нарисовал эскиз. Чей эскиз? Ответьте! his (хиз).
Я давно ценю ее, Ее – местоимение her (хе).
Это чьё? Скажи скорей! Это их. Их - значит their  (вё).
Мой, мое, запоминай! Мой, мое, иначе my (май).
Нам дайте это, просим вас! Нам – по-английски будет us (ас).
«Отдай ему», - твердим. Ему, его, иначе him (хим).
Им книги дайте насовсем, Им по-английски просто them (вэм). 
Для неодушевленных лиц - его, ее – просто its. (итс).

 

  • Метод акронимов (информацию о том, что такое акронимы можно снова получить в Словаре иностранных слов). Метод акронимов – это очень распространенный прием, состоящий в том, чтобы составлять аббревиатуры из первых (или нескольких первых) букв слов, обозначающих то или иное явление, предмет. Используется в названиях многих организаций, институтов и т.п.: НАТО, СНГ и т.д. К акронимам относятся слова радар, лазер и т.п. Подобный прием используют, когда по первым буквам слов, которые необходимо выучить, составляют легко запоминающуюся фразу.

  • Цепной метод. При использовании этого метода необходимо элементы какого-то списка ассоциировать друг с другом в цепь при помощи мысленных образов, отражающих связи, специально придуманные для каждой пары ее звеньев. Например, вам надо запомнить список продуктов в продовольственном магазине – кофе, масло, ветчина, яйца, хлеб, цыпленок, капуста. Исходя из первого образа, который придет вам в голову, составьте мысленную сюрреалистическую картину: цыпленок клюет кофейные зерна, яйцо лежит в капусте, а листки этой капусты представляют собой бутерброды из хлеба, масла и ветчины.

  • Метод мест. При подготовке своих речей древнегреческие и римские ораторы использовали специальные мнемотехнические приемы. Они вспоминали все объекты, расположенные на дороге, по которой они ежедневно ходили в городе (“места”). Затем к каждому из этих мест они “привязывали” тезис или аргумент речи. Произнося речь, они мысленно проходили по этой дороге и “забирали” в каждом месте соответствующий элемент.

Литература

  1. Алексеева И.С. Профессиональный тренинг переводчика: Учеб. пособ. по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей/ И. С. Алексеева. – Спб.: Союз, 2015.- 288 с.

  2. Подлиняев О.Л. Эффективная память: учебное пособие. – Иркутск, Изд-во ИГУ, 2016 г – 199с.

  3. Черемнова Н.В. Английский язык: Технология освоения иностранных языков НЕОС/ Н.В. Черемнова, В.С. Черемнов. – Мн.: Соврем. слово, 2009. – 608 с.