Сценарий мероприятия
посвященного Международному дню родного языка.
На свете много стран больших,
и много малых есть,
И для народности любой
Язык свой – это честь.
Гордиться в праве ты, француз,
Французским языком.
Ты говоришь всегда, индус,
О языке своем.
Китаец, турок, серб иль чех,
Датчанин, грек иль финн,-
Конечно, вам дороже всех
Родной язык один.
А я судьбу благодарю,
Мне выше счастья нет,
Что вот по-русски говорю
Уже тринадцать лет.
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он как русский народ многолик,
Как держава наша, могуч…
Как же прекрасен родной мой язык,
Волшебный, певучий, играющий.
Словно прозрачный хрустальный родник
Сердце и душу ласкающий.
В нем каждое слово - бесценный алмаз.
В нем каждая песня – красавица.
Порою прекрасный, суровый подчас,
Отечество наше им славиться.
Ведущий: В ноябре 1990 года на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принята мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления. Праздник отмечается ежегодно 21 февраля. Эта дата выбрана в знак памяти событий 21 февраля 1952 года, когда в Дакке, столице нынешней Бангладеш, от пуль полицейских погибли студенты – участники демонстрации в защиту своего родного языка бенгали, который они требовали признать одним из государственных языков страны.
Ведущий: Без языка не существовал бы мир. Как рыба не может жить без воды, так человек не может существовать без языка. На языке мы думаем, общаемся, творим. В разных странах мира, люди сегодня говорят на более чем 6000 языках. А всегда ли это было так? Существует библейская легенда о том, что когда то все люди говорили на одном языке.
(на слайде) После всемирного потопа потомки Ноя сначала жили все в одном месте, и все говорили на одном языке. Но когда они так размножились, что уже необходимо было разойтись в разные стороны, тогда они, чтобы навсегда оставить о себе память, вознамерились построить город и такую башню, которая бы своей вершиной достигла неба, показывая тем самым свое величие перед богом. Господу не понравилось это дело. В наказание за такое суетное и гордое предприятие он смешал их языки так, что они перестали понимать друг друга и поневоле должны были рассеяться, оставив недостроенному городу название «Вавилон», что значит «смешение». Это событие называется «вавилонским столпотворением», которое сейчас употребляется в значении суматоха, беспорядок, неорганизованность.
Так произошли разные народы, говорящие на разных языках.
Ведущий: В Международный день родного языка все языки признаются равными, потому что каждый из них уникальным образом отвечает предназначению человека, и каждый представляет живое наследие, к которому мы должны серьезно относиться и оберегать.
Ведущий: С первых дней своей жизни человек слышит речь близких ему людей – мамы, папы, бабушки и как бы впитывает в себя интонации их голосов. Еще не зная слов, ребёнок по звукам узнает близких и дорогих ему людей. Постепенно малыш начинает овладевать речью. А к семи годам, как подсчитали учёные, ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.
Ведущий: В русском языке отразилась богатая и славная история русского народа: в нем оставили свой след и устное народное творчество, и великий труд всего русского народа. Давайте, прочтем, что говорили о нем выдающиеся русские писатели.
Дети читают высказывания о русском языке
1. «Язык – это история народа. Язык – это путь к цивилизации культуры: потому-то изучение и сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной необходимостью». (Александр Иванович Куприн)
2. «Чтобы хорошо писать, надо хорошо знать свой родной язык». (Максим Горький)
3. Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью: Что такое Родина? Это весь народ. Это его культура, его язык». (Лев Николаевич Толстой)
4. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками. Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием: в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса! (Иван Сергеевич Тургенев)
Ведущий: Знать свой язык обязан каждый. Сейчас мы проверим, какими знатоками родного языка вы являетесь. Я предлагаю провести нам интеллектуальную игру «Знатоки русского языка». Для этого нам нужно две команды по 3 человека.
Первое задание: Придумайте для своей команды название, которое будет отражать тему нашей сегодняшней встречи.
Конкурс 1. Скороговорки (произнести скороговорку четко, быстро и выразительно)
1. По семеро в сани уселись сами
2. Два щенка щека к щеке щиплют щетку в уголке
3. Осип охрип, Архип осип.
4. Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход.
Конкурс 2. Составьте слово (переставить слоги местами, чтобы получились слова):
Ланпе – пенал
Тарпа – парта
Гакни – книга
Чкару – ручка
Традьте – тетрадь
Нецра – ранец
Конкурс 3. Конкурс шарад (разгадать каждую часть шарады, сложить их вместе, узнать задуманное слово)
1. Приставка – в слове ПОДБЕЖАЛ, а корень – в слове СНЕЖИНКА, суффикс – в слове ЛЕСНИК, а окончание в слове УЧЕНИКИ
2. Корень мой из слова СКАЗКА, суффикс такой же, как в слове ИЗВОЗЧИК, приставка в слове РАССХОД, окончание в слове ДОМ
3. Корень в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание в слове ТРАВЫ (для двух команд)
Игра со зрителями «Веселые вопросы»
Сколько гласных в корне слов: семья, сорока? (2, 3)
Сколько горошин может войти в стакан? (они не могут ходить)
Может ли страус назвать себя птицей? (нет, он не умеет разговаривать)
Каким гребнем не расчешешь голову? (петушиным)
Какой рукой лучше размешивать чай? (чай лучше размешивать ложкой)
Что произошло 31 февраля? (31 февраля не бывает)
Назовите имя первой женщины-лётчика (Баба-Яга)
Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)
Что у Бориса впереди, а у Глеба сзади? (буква б)
Какое слово принадлежит каждому из вас, а употребляют его чаще всего ваши друзья и родные? (имя)
В каких словах по сто согласных? (стоЛ, стоГ, стоН)
Конкурс 4. Как невозможно представить землю без сеятеля, жизнь без хлеба, человека - без родины, так и великий русский язык невозможно представить без пословиц и поговорок.
Вспомните пословицы по началу фразы и продолжите их:
Век живи – век … (век учись)
Крепкую дружбу топором … (не разрубишь)
Землю солнце красит, а человека - ….. (труд)
Поспешишь… (людей насмешишь)
Друзья познаются в … (беде)
Хочешь есть калачи… (не сиди на печи)
Конкурс 5. Знаете ли вы, что такое крылатые выражения?
(Крылатые выражения попали в нашу речь из литературных источников, кратких цитат, образных выражений. Они придают нашей речи особую меткость и выразительность)
Раскройте смысл этих выражений
Во весь дух (быстро)
Сесть в лужу (быть обманутым)
Прикусить язык (замолчать)
Знать на зубок (выучить)
Оказаться у разбитого корыта (остаться не с чем)
В час по чайной ложке (медленно)
Водить за нос (обманывать)
Зарубить на носу (запомнить)
Чесать языком (болтать)
Делать из мухи слона (преувеличивать)
За красивые глаза (бесплатно, даром, просто так)
Конкурс 6. «Грамотеи»
Необходимо вставить пропущенные буквы в словарные слова.
равнина продавец
физкультура мороженое
библиотека государство
колонна лекарство
расстояние насекомое
здравствуйте электричество
грамота велосипед
Конкурс 7. «Он» или «Она»
На карточках со словами необходимо правильно указать род.
Тюль, кофе, кино, неряха, горилла, салями, терраса, Баку, колготки, простыня, рукава, кашне, ситро, сливки, тоннель.
Конкурс 8. « Контрабас»
Из этого слова можно составить 250 слов. Задание командам как можно больше составить слов. На выполнение дается 3 минуты.
Конкурс 8 «О-о-о»
Отгадайте слова в которых нет гласных кроме «о»
1. Беспорядочный шум о-о-о (гомон)
2. Продукт из которого изготавливается масло о-о-о (молоко)
3. Хищная птица о-о-о (сокол)
4. Столярный инструмент о-о-о (долото)
5. Лиственное дерево о-о-о (тополь)
6. Драгоценный металл о-о-о (золото)
7. Герой сказки о-о-о (колобок)
8. Водоём о-о-о (болото)
9. Населённый пункт о-о-о (город)
10. Пушной зверёк о-о-о (колонок)
Пока наше жюри подводит итоги, вашему вниманию представляется небольшая сценка на школьную тему
Сценка «Вот так списков»
(Выходят две девочки)
1.д: - Вот какие ученики бывают! Хорошо, что в нашем классе таких нет! (Садится за парту, достает тетрадь). Вот скажи, тебе нравиться ходить в школу?
2.д: - Очень нравиться! (садиться за парту, достает тетрадь) И в школу ходить нравиться, и из школы ходить нравиться! Но между приходом и уходом столько времени теряется!
(девочки пишут в тетрадях, выходит парень)
Юноша: - Как хорошо, что в школе есть перерыв! Правда кое-кто и на перемене пишет. Девочки, вы что пишите?
1. д: - Сочинение
2. д: - Как я провела каникулы
Юноша: - Дайте списать!
1. д: - Сам пиши
2. д: - У тебя же были каникулы?
Юноша: Я все каникулы дома математикой занимался! Ну, дайте списать!
1. д: Ладно списывай
(Встают, отходят на край сцены. Мальчик начинает списывать то с одной, то с другой тетради)
1. д: Я на каникулах была в Египте!
2. д: Круто! А я была на севере, видела Ледовитый океан.
1. д: - Ой, как интересно!
Юноша: (заканчивает писать, отдает тетрадь) – Спасибо, девушки! Я вам сейчас зачитаю, что получилось!
(читает сочинение)
Как я провел каникулы
Мы с папой на каникулах летали в Египет. Это на севере, за Полярным кругом. Я взял с собой маску и ласты, чтобы плавать в море, а также валенки, шубу, шапку и рукавицы, чтобы не мерзнуть.
В Египте повсюду необъятные пустыни, белые от снега. Посреди пустыни я видел пирамиды. А неподалеку белый медведь ловил в проруби рыбу. Мы катались на верблюдах и северных оленях, ели финики и дикую морошку.
Жили на берегу Белого моря, а купаться ходили на берег Красного моря. Я стал коричневый как шоколадка, только уши чуть не отморозил.
На следующий год я снова хочу поехать в Египет, чтобы добыть моржа!
1. д: - Молодец!
2. д: - Десятку получишь!
Жюри подводит итоги игры! Победители и участники награждаются сувенирами.
Ведущий: «Речь – это показатель ума» - так гласит народная мудрость. Что же нужно делать, чтобы наша речь была грамотной и вежливой?
(на слайде)
Заповеди речевого этикета
1. Всегда знай с какой целью и зачем говоришь.
2. Помни, что вежливость – основа речевого этикета.
3. Уважай собеседника, не перебивай его.
4. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться.
5. Говори просто, четко, понятно.
6. Не думай, что употребляя грубые слова, ты кажешься взрослее.
7. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.
Ведущий: Таковы правила речевого этикета, если каждый из вас будет их придерживаться, то ваша речь будет правильной и красивой, и к тому же это поможет сохранить наш с вами родной русский язык!
Родной язык!
Он с детства мне знаком,
На нем впервые я сказала «мама»,
На нем клялась я в верности упрямой,
И каждый вздох понятен мне на нем.
Родной язык!
Он дорог мне, он мой,
На нем ветра в предгорьях свищут,
На нем впервые довелось услышать
Мне лепет птиц зеленою весной…
Когда с природой я наедине,
То различаю языки земные:
Беседуют деревья в тишине.
Друг с другом птицы говорят лесные.
Есть говор свой у волн вдали,
Насвистывает сто-то тихий ветер…
Мне не узнать всех языков Земли
За краткий срок отпущенный на свете.
Так тяжко на Земле без языка!
Не высказать ни счастья, ни печали…
Безмолвны горы долгие года
О чем они, возвысясь, замечтали?
Все в языке: рожденье, первый шаг,
Любовь и смерть, и жизнь на новом взлете
И если вдруг исчезнет мой язык,
То и меня вы больше не найдете!