СОВМЕСТНОЕ
ГМО
УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ
И УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
ТЕМА :
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ
КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ УУД И ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:
ЧТО ОБЩЕЕ?
НА УРОКАХ
ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОРИИ
Точки соприкосновения
1) содержательные
по фактам, понятиям законам, теориям, методам наук
2)операционные
по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям
3) методические
по использованию педагогических методов и приемов
4) организационные
по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса
ШУТКА
ФГОС ООО УУД МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ (ОБЩЕУЧЕБНЫЕ):
НАВЫКИ ПОНИМАНИЯ ТЕКСТОВ, СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ :
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенно й информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста, составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла ;
- нахождение в тексте информации, выраженной в иной (синонимической), чем в вопросе, форме;
- интерпретация текста (умение сравнивать и противопоставлять информацию, находить доводы для подтверждения выдвинутых тезисов, формулировать выводы, выявлять намерение автора и/ или главную мысль текста);
- рефлексия содержания текста (умение связать информацию, содержащуюся в тесте со знаниями из других источников; оценка содержания текста ;
- подбор доводов в защиту своей точки зрения); рефлексия на форму текста (оценка исполнения теста).
Основы читательской компетентности
1. Осознанное планирование своего актуального и перспективного круга чтения , включая :
А) досуговое чтение художественной литературы;
Б) чтение профессионально-ориентированного характера;
В) чтение деловых и информационно-справочных источников;
Г) чтение периодических изданий (газет, журналов)
2. Освоение необходимых объемов текста с адекватной скоростью чтения.
- Осмысленное чтение текстов соответствующего уровня сложности.
4. Осуществление рефлексивного отклика на прочитанное.
5. Использование различных видов и типов чтения: ознакомительного, изучающего, просмотрового, поискового и выборочного
6. Выразительное чтение вслух.
- Самостоятельный выбор и использование оптимальных стратегий чтения художественных и других видов текстов.
- Способность структурировать тексты: умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста; выстраивать последовательность описываемых событий;
9. Способность работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
ШУТКА
ФОРМИРОВАНИЕ
ЧИТАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
ЧЕРЕЗ ТЕХНОЛОГИИ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ
НА УРОКАХ ИСТОРИИ
И ЛИТЕРАТУРЫ
В ФГОС ООО одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом :
- поиск информации и понимание прочитанного;
- преобразование и интерпретация информации;
- оценка информации.
1.“Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года” (2008);
2.“Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России” (2009), разработанная в соответствии с Конституцией РФ (1993),
3.Законом РФ “Об образовании”, на основе ежегодных посланий Президента России Федеральному собранию РФ;
4.“Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования” (2009);
5.«Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»
6.“Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования” (2010).
7.«Концепция преподавания русского языка и литературы в общеобразовательных организациях Российской Федерации» (2015 )
Цель Задачи
СОВМЕСТНОЕ
ГМО
УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА и ЛИТЕРАТУРЫ
И УЧИТЕЛЕЙ ИСТОРИИ и ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
- выработать общие универсальные приемы, технику, схемы, образцы мыслительной работы, которые лежат над предметами, поверх предметов, но которые воспроизводятся при работе на уроках литературы и истории;
- учиться создавать условия, в которых обучающиеся смогут самостоятельно находить решения общих учебных задач;
- определить общие способы активизации интереса и мотивации обучения путём привлечения межпредметных связей на уроках литературы и истории
- совместно разработать логическую схему, позволяющую обучающимся успешно справиться с заданием 25 на ЕГЭ по истории;
- быть полезными друг другу: поделиться «находками»: приемами, технологиями;
- мотивировать друг друга к использованию общих приемов в практической работе;
Проблема
формирования
читательской компетенции
обучающихся
(фронтальная работа, цепочкой)
Проблема
Задание 25
ИСТОРИЧЕСКОЕ СОЧИНЕНИЕ
Приём «ПОПС- ФОРМУЛА»
ГИА ЕГЭ
П озиция (Я считаю, что проблема актуальна (не актуальна)
О бъяснения (…потому, что…)
П ример (Могу доказать это на примере….)
С ледствие (Исходя из сказанного, делаю вывод, что…)
Прием «ПИСЬМО С ДЫРКАМИ»
Глоссарий ФГОС
Компетентность
- умение активно использовать ….и ….знания и ….. в ….. ………...
(групповая работа – 1 группа
Остальные - индивидуальная работа)
Понятие «компетентность»
- «умение активно использовать личные и профессиональные знания и навыки в практической или научной деятельности»;
Читательская компетенция – это…
Читательская компетенция - это такие…..,……,………, благодаря которым ученик способен сам ………и осуществлять работу по…………..
(групповая работа – 2 группа
остальные - индивидуальная работа)
Читательская компетенция - это такие знания, умения и навыки, благодаря которым ученик способен сам планировать и осуществлять работу по освоению текстов.
Эффективное читательское поведение - способ удовлетворения …………….в …………………….. с целью познания ……….. и …… в этом мире
(групповая работа – 3 группа
остальные- индивидуальная работа)
Эффективное читательское поведение - способ удовлетворения потребности в систематическом чтении с целью познания мира и себя в этом мире
?
Для достижения цели:
создание условий для успешного формирования читательской компетенции обучающихся на уроках литературы и истории
предлагаем современные образовательные технологии и методики:
Образовательные технологии и методики:
- технологию продуктивного чтения как средство формирования УУД,
- развивающее обучение,
- ИКТ,
- проблемное, разноуровневое обучение,
- исследовательский метод обучения,
- проектный метод обучения,
- дискуссии,
- диалог,
- развитие критического мышления и др.
ПРИЕМЫ
- Работа с новым словом (термином)
5. Пирамидная история
6.«Рыбья кость»
7.Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума
- Кластер
- Синквейн
- РАФТ
- Работа с новым словом (термином)
- Пирамидная история
- «Рыбья кость»
- Толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума
Приём самостоятельной постановки вопросов и поиск ответов
Ставя вопросы, ученик анализирует материал, подвергает его умственному досмотру, выделяет главное, нащупывает новые связи, не всегда для него ясные, находит у себя слабые места, тёмные пятна и пробелы, стремясь их заполнить.
Игра «ДА – НЕТКА»
Учитель загадывает нечто (слово, словосочетание, предложение), ученик пытается найти ответ, задавая вопросы, на которые отвечающий может сказать только «да» и «нет» или «и да и нет».
ЛИЧНОСТЬ В ИСТОРИИ
Прием «Р А Ф Т»
Приём работы при создании авторского текста РАФТ (в переводе raft – «плот»). Учит критически осмысливать информацию, интерпретировать ее, понимать суть, адресную направленность, цель информирования
Р оль
А удитория
Ф орма
Т ема
Идея состоит в том, что пишущий выбирает для себя некую роль, т.е. пишет текст не от своего лица. Для робких, неуверенных в себе учащихся это спасение, поскольку такой ход снимает страх перед самостоятельным высказыванием. Затем необходимо решить, для кого предназначен текст, который предстоит написать (для родителей, учеников и т.д.). Вышеперечисленные параметры во многом продиктуют и формат создаваемого текста (письмо, сочинение и т.д.). И, наконец, выбирается тема. На самом деле все это может происходить в обратном порядке или одновременно. Выбор может происходить как индивидуально, так и в парах, малых группах сотрудничества с распределением ролей или предоставлением разных вариантов презентаций продукта.
«СУД»
Совершенствование коммуникативных навыков.
Осознание ситуации, предложенной учителем, и умение в диалоге отстаивать свою позицию, приводить адекватные аргументы и факты, отстаивать свою позицию.
Летом 1240 года шведское войско погрузилось на корабли.
Войско в 5 тысяч воинов возглавлял ярл (князь) Ульф Фаси.
С ним шёл зять короля Эрика Биргер.
В июле шведы, совершив морской поход, вошли в Неву .
Шведский полководец, будучи уверенным в своей непобедимости,
выслал к князю Александру Ярославичу послов со словами : «Если хочешь
воспротивитьс я мне, то я уже пришёл. Приди и поклонись, проси милости и дам её, сколько захочу. А если воспротивишься , возьму в плен, разорю и порабощу землю твою».
Быстро снарядив дружину и отряд новгородских ополченцев , Александр повёл воинов в атаку на шведский лагерь.
В левый фланг удар нанесли пехотинцы , а по центру и справа, стремясь отрезать
шведов от судов, ударила конница.
Сам Александр участвовал в сражении и в поединке с королевичем Биргером , поразил его копьём.
Новгородцы славно сражались.
Богатырь Миша с пешей дружиной атаковал и изрубил три шведских корабля.
Удалец Савва подсёк и уронил королевский шатёр.
Ратмир отважно сражался, будучи окружённым шведами .
Шведы погрузили своих павших в три корабля и по варяжскому обычаю затопили их в море, а ночью уплыли домой .
С великой победой возвратился в Новгород Александр.
Князь Александр Ярославич получил почётное прозвище Невский . Было ему тогда 20 лет .
ИНСЕРТ - маркировка текста значками по ходу чтения
Во время самостоятельного знакомства с теоретическим материалом (обычно параграфом учебника) учащиеся делают на полях пометки:
Затем результаты этой работы обсуждаются всеми учениками. Этот приём помогает устранить пробелы в знаниях учащихся.
Прочитайте, используя прием ИНСЕРТ - маркировку текста значками по ходу чтения
« v » - знаю
« + » – новое
« - » – сомневаюсь
« ? » - хочу понять
Технологическая карта работы со словом /термином/ понятием
Синоним
Другая словоформа
Значение
Особое словоупотребление, ассоциация
Новое слово
Антоним
ОПОЛЧЕНЦЫ
Предложение из книги (страница)
Собственное предложение
ОПОЛЧЕНИЕ - военные формирования, создаваемые на время войны из гражданского населения (главным образом добровольцев) . Ополчение, как форма привлечения народных масс к участию в военных действиях, известно с древности. Рядовые ополченцы назывались «ратниками»
ОПОЛЧЕНЦЫ
ДРУЖИНА
ПОЛКОВОДЕЦ
ВОСПРОТИВИТЬСЯ
проси МИЛОСТИ
Технологическая карта работы со словом /термином/ понятием
Синоним
Другая словоформа
Значение
Особое словоупотребление, ассоциация
Новое слово
Антоним
Предложение из книги (страница)
Собственное предложение
Памятка
План анализа текста любого типа речи :
1. Выразительное чтение текста. 2. Словарная работа. 3. Тема текста. 4. Идея текста. 5. Тип текста. 6. Стиль текста. 7. Выразительные средства речи и их рол ь.
Памятка
для самостоятельной деятельности учащихся с целью составления плана :
- внимательно прочитать текст;
- выделить главные мысли текста;
- проверить, как они соотносятся между собой;
- сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части );
- по количеству главных мыслей определить количество пунктов плана ;
- сформулировать главные мысли кратко (записать их в виде пунктов плана );
- прочитать текст повторно, проверить, не пропущено ли что-то.
Прием «Переводим текстовую информацию в схематическую»
КЛАСТЕР – графическая организация/систематизация материала
Кластер (гроздь, созвездие, пучок).
Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. В центре всегда ключевое понятие.
Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда - это наша тема, вокруг нее планеты - крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои.
Наши мысли уже не громоздятся, а «гроздятся» - располагаются в определенном порядке.
Групповая работа
Пример графической организации элементов в кластере
Прием «ТОНКИЕ» и «ТОЛСТЫЕ» вопросы –
на «тонкие»-можно ответить сразу прямо на уроке; на «толстые» можно ответить только после глубокого анализа текста, или используя дополнительную литературу
РОМАШКА БЛУМА –
Таксономия (от др. греч. – расположение, строй, порядок) вопросов, созданная известным американским психологом и педагогом Бенджамином Блумом , достаточно популярна в мире современного образования. Эти вопросы связаны с его классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.
ромашка вопросов
« Ромашка Блума » состоит из шести лепестков - шести типов вопросов:
простые , отвечая на которые нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определённую информацию ( кто? что делал? где это происходило? когда? при каких обстоятельствах ?);
уточняющие , целью которых является предоставление человеку возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал ( если я правильно понял, то .. ? );
интерпретационные (объясняющие), направленные на установление причинно-следственных связей ( почему? зачем? что из этого получилось ?);
творческие , содержащие частицу бы , элементы условности, предположения, прогноза ( что бы изменилось, если бы.. . ?);
оценочные , направленные на выявление критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов ( п равильно ли поступил...? Почему что-то хорошо, а что-то плохо? Чем один герой отличается от другого ?);
практические , позволяющие установить взаимосвязь между теорией и практикой ( как бы вы поступили на месте.. . ?).
ФИШБОН – «рыбья кость»
Эта стратегия позволяет учащимся «разбить» общую проблемную тему на ряд причин и аргументов. Визуальное изображение этой стратегии похоже на «рыбную кость») или, если эту «кость» расположить вертикально, – на елочку.
Особенно рекомендуется применять для рассмотрения неявных проблем.
Пример реализации приёма «фишбон»
Рефлексия СИНКВЕЙН – творческая форма рефлексии
Россия
Многоликая, огромная
Живи, расти, процветай
Я люблю тебя всегда
Родина
Пирамидная история
1. Имя героя вашей истории (героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет) 2. Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества) 3. Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.) 4. Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…) 5. Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?) 6. Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8. Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Номер строки обозначает количество слов,
вписываемых в "Пирамиду"
Пример «пирамидной» истории
- ЛИЦЕЙ
- ИМПЕРАТОРСКИЙ, ЦАРСКОСЕЛЬСКИЙ
- САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ЦАРСКОЕ СЕЛО, ДОМ
- СВОБОДОЛЮБИЕ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ, ТВОРЧЕСТВО, ТАЛАНТ
- НАСТАВНИКИ, ВОСПИТАННИКИ, ДРУЖИТЬ, ДУМАТЬ, СПОРИТЬ
- РЕЖИМ, ПОДЪЕМ, СЛОВЕСНОСТЬ, КЛАССЫ, УРОКИ, РАЗВЛЕЧЕНИЯ
- ПЕРВЫЙ, ВЫПУСК, ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА, ПРОВЕСТИ, ВМЕСТЕ, РОДНОЙ
- ПУШКИН, ОСТАЛСЯ ВЕРЕН, СВОБОДОЛЮБИВЫЙ ДУХ, ЛИЦЕЙ, ДРУЖБА, ОТЕЧЕСТВО
Номер строки обозначает количество слов,
вписываемых в "Пирамиду"
Пирамидная история
1. ПУТИН В.В .(героем может быть человек, животное, овощ, неодушевленный предмет) 2 . РЕШИТЕЛЬНЫЙ МУДРЫЙ Два слова, описывающих героя (внешность, возраст, черты характера, качества) 3 .ПРЕЗИДЕНТ РОССИИ 21 ВЕК (Три слова, описывающих место действия (страна, местность, общественные места и др.) 4. ЗАЩИТА ИНТЕРЕСОВ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА Четыре слова, описывающих проблему истории (деньги, заблудиться, встретить, любовь…) 5. СОЗДАЛ УСЛОВИЯ ДЛЯ ПРИСОЕДИНЕНИЯ КРЫМА Пять слов, описывающих первое событие (что явилось причиной проблемы в истории?) 6. СПОСОБСТВУЕТ БОРЬБЕ НАРОДА ДОНБАССА С ФАШИСТСКИМ РЕЖИМОМ Шесть слов, описывающих второе событие истории (что происходит с героем и его окружением по ходу сюжета?) 7. ИГИЛ Семь слов, описывающих третье событие (что предпринимается для решения проблемы?) 8 . РОССИЯ СТАНОВИТСЯ ПОЛИТИЧЕСКИ НЕЗАВИСИМЫМ ГОСУДАРСТВОМ. ЕЕ АВТОРИТЕТ В МИРЕ УКРЕПЛЯЕТСЯ . Восемь слов, описывающих решение проблемы.
Продуктивное чтение. Задание «Диалог с текстом»
Для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.
- Критерии оценивания:
- умение задавать вопросы к тексту;
- умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
- умение прогнозировать развитие сюжета текста;
- понимание смысла текста;
- умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста.
Задание «Диалог с текстом»
В — вопрос, задать вопрос к тексту;
О — ответ, дать ответ на поставленный вопрос;
3 — заглянуть в будущее, мысленно заглянуть в будущее и представить, что произойдёт дальше, как будут развиваться события;
ОМ — основная мысль текста, зачем написан текст.
Задания надо выполнить по ходу чтения текста
В Древней Греции в одном из городов жил мальчик Милон.
Он помогал родителям пасти скот.
Ему очень хотелось участвовать в знаменитых
Олимпийских играх.
Чтобы стать сильным и ловким, он придумал вот что.
Милон выбрал в стаде у отца крохотного телёнка.
Однажды утром он взвалил телёнка на плечи и пошёл на холм.
Ноги у мальчика дрожали, дыхание прерывалось.
Когда Милон поднялся на холм и отдохнул, то уже привычно
поднял телёнка и пошёл в обратный путь.
Вот такую физзарядку придумал для себя Милон.
Шли недели, месяцы. Телёнок рос. Рос и Милон.
Теперь он мог поднять и молодого быка.
Вскоре Милон стал самым сильным человеком в Греции
победителем Олимпийских игр.
Продуктивное чтение. Задание «Диалог с текстом»
Для чтения текста необходима специальная закладка, сдвигая которую учащиеся открывают предложение.
- Критерии оценивания:
- умение задавать вопросы к тексту;
- умение задавать вопросы, опираясь на смысл прочитанного текста;
- умение прогнозировать развитие сюжета текста;
- понимание смысла текста;
- умение находить и вербально определять основную идею (концепт) текста.
исторический период
характеристика исторического периода
историческая личность 2
историческая личность 1
историческое
историческое
событие, явление, процесс-1
событие, явление, процесс-2
причинно-следственные связи,
последствия
причинно-следственные связи,
последствия
ВЫВОД
влияние на весь исторический период
Краткий шаблон ,
пользуясь которым легче выстроить для себя некоторую последовательность действий при выполнении задания 25.
___ (нужный период) — это период правления ___. Этот царь (князь, правитель) провел многие преобразования ___. Назову наиболее важные из них.
Событие (явление, процесс) № 1 + итог.
Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
Событие (явление, процесс) № 2 + итог.
Историческая личность, связанная с этим событием (явлением, процессом), и ее роль.
Рассмотрим, какие существуют причинно-следственные связи между данными событиями (явлениями, процессами) в период правления ___. Оба события — ___ и ___ — были продиктованы общими причинами: ___.
Результатами этих событий (то есть их следствием) стали ___, ___, ___.
___ правил в течение продолжительного времени — ___ лет. Его правление нельзя оценить однозначно.
С одной стороны, ___.
Но, с другой стороны, ___.
Сама фигура ___ также неоднозначно оценивается отечественными и зарубежными историками как прошлого так и современности. Образ ___ в историографии довольно противоречив.
Эпоха правления ___ в целом стала периодом ___.
Прием «ДВОЙНОГО ДНЕВНИКА»
Приём «КРУГИ ПО ВОДЕ»
Записываем название языкового явления по вертикали и подбираем в соответствии с заданием синтаксические единицы.
Подберите (или придумайте сами) примеры употребления тире.
сущ. в им.п. сущ. в им.п.
Т амань – самый скверный городишко из всех приморских городов России.
неожиданное присоединение
И горь не поехал со всеми – и спектакль он не увидел.
условие совершения действия
Р адуга поперёк реки – будет хорошая погода.
« Е рунда всё это», - тихо проговорил Прохор.
Формирование читательской компетентности учащихся на основе использования системы приемов работы с текстом
Важнейшую роль в формировании читательской компетенции играет работа с текстом
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы с текстом :
- комплексная работа с текстом; - лингвостилистический анализ текста; - «самодиктанты»; - сочинение-рассуждение; - редактирование текста; - различные виды диктантов; - интеллектуально-лингвистические упражнения; - работа с текстами-миниатюрами; - коммуникативные и игровые ситуации.
Нетрадиционным началом урока может быть
приём «верные – неверные утверждения»
(или «Верите ли вы?»)
Технологическая карта работы над составлением характеристики героя в процессе чтения и осмысления текста произведения
Коммуникативно-речевые упражнения
Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
1 Язык не стрела, но пуще стрелы разит. 2. Красную речь хорошо и слушать. 3. Коротко и ясно, оттого и прекрасно. 4. Красное дерево редко, красное слово метко.
Дидактические игры
Например:
1 . «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно. 2 . «Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте. 3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским. 4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Нестандартные виды уроков
уроки-исследования,
уроки-семинары,
практикумы,
деловые игры,
дискуссии,
интегрированные уроки и др.
Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников.
Самостоятельная работа с текстом
1. Репродуктивно- поисковая работа с текстом
- комментирование чтения;
- ответы на вопросы;
- подробный или краткий пересказ;
- опорные конспекты;
- составление планов;
- составление конспектов;
- заполнение таблиц;
- составление хронологических таблиц;
- составление схем, диаграмм;
- работа с терминами;
- работа с иллюстративным материалом (с рисунками, таблицами, схемами).
2. Сравнительно-аналитическая работа с текстом
- задания на сравнения изучаемых явлений;
- работа по обобщению и систематизации знаний.
3.Творческая работа с текстом
- постановка вопросов к тексту (жгучих интересных);
- устное или письменное реферирование ответов товарищей;
- составление устных творческих пересказов;
- формулировка определенных понятий;
- тексты с пропущенными словами;
- тексты с ошибками;
- рассказ по заданным словам;
- тесты;
- кроссворды;
- доклады, рефераты;
- сочинения;
- загадки;
- рисунки.
Вывод
-названные приемы работы с текстом помогают обучающимся быть мобильными, динамичными, способными мыслить нестандартно;
- позволяют обучать обобщённым знаниям, умениям, навыкам и способам мышления;
- создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
- формируется направленность на самореализацию;
- позволяют не только умело овладеть информацией , но и критически её оценить , осмыслить, применить , что способствует формированию читательской компетенции обучающихся.
Рефлексия ФРАЗЕОЛОГИЗМ ИЛИ ПОСЛОВИЦА – творческая форма рефлексии
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока :
1.слышал краем уха,
2. хлопал ушами,
3. шевелил мозгами,
4.считал ворон
5.погрузился с головой в работу
и т.д.
Оцените вашу работу в группе
ДУМАЛ
ПОНЯЛ
НАУЧИЛСЯ
ВЫСКАЗЫВАЛСЯ (устно и письменно)
ПРИНЯЛ РЕШЕНИЕ
По 1 баллу за каждый показатель
Оцените содержание информации
ПОЛЕЗНО
ПОЗНАВАТЕЛЬНО
АКТУАЛЬНО
ИНТЕРЕСНО
ПОЗИТИВНО
По 1 баллу за каждый показатель
«Я хочу в своей работе использовать приемы развития читательской компетенции»
+ 1 балл
РЕФЛЕКСИВНОЕ ЧТЕНИЕ заключается в овладении следующими умениями: -предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку, опираясь на предыдущий опыт; -понимать основную мысль текста; -формировать систему аргументов; -прогнозировать последовательность изложения идей текста; -сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по теме; -выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей; -понимать назначение разных видов текста; -понимать имплицитную (подразумеваемую, невыраженную) информацию текста; -сопоставлять иллюстративный материал с информацией текста; -выражать информацию текста в виде кратких записей; -различать темы и подтемы специального текста; -ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию; -выделять не только главную, но и избыточную информацию; -пользоваться разными техниками понимания прочитанного; -анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления; -понимать душевное состояние персонажей текста и сопереживать.
РЕШЕНИЕ ГМО (проект)
- всем учителям использовать общие универсальные приемы мыслительной работы с текстом на уроках литературы и истории;
- создавать условия, при которых обучающиеся смогут самостоятельно находить решения общих учебных задач;
- через приемы работы над развитием метапредметных УУД активизировать интерес и мотивацию обучения на уроках литературы и истории;
- работать над развитием читательской компетенции на уроках литературы и истории;
- учителям истории доработать и применять логическую схему, позволяющую обучающимся успешно справиться с заданием 25 на ЕГЭ по истории;
- учителям русского языка и литературы больше времени уделять на уроках изучению исторических процессов;
- мотивировать друг друга к использованию общих приемов в практической работе;
- работать над развитием читательской компетенции на уроках литературы и истории;