Мифологические параллели в «Старухе Изергиль».
(сочетание реалистического и романтического начал в легендах; основная проблема-проблема смысла человеческой жизни; поведение героев, их поступки, способ мышления и жизненные принципы; связь легенд о Данко и Ларре с библейскими сказаниями о Моисее и средневековой легендой, созданной по мотивам Евангелия, о Вечном Жиде.)
Основные вопросы:
-
Какие сюжеты и образы христианской мифологии перекликаются с сюжетами и образами горьковских легенд?
-
Что общего между горьковским Данко и библейским Моисеем и в чем их отличие?
-
Что осуждает автор рассказа «Старуха Изергиль» в Ларре и за что наказан персонаж средневековой христианской легенды Вечный Жид? Почему Ларра и Вечный Жид подвергнуты одному и тому же наказанию?
Внимательно изучите статью из энциклопедии:
«Моисей (др.-евр. Моше, ударение падает на Е), согласно библейским преданиям, предводитель израильских племён (13 век до нашей эры). Легенда повествует: Моисей был чудом спасён в детстве, воспитан дочерью египетского фараона, потом вынужден был бежать из Египта, женился на арабке. Призванный богом Яхве спасти израильские племена из фараоновского рабства, Моисей вывел их из Египта сквозь расступившиеся воды (Чермного) Красного моря. Яхве запретил возроптавшим в пустыне израильтянам и с ними Моисею вступить в «землю обетованную» (Палестину), и до смерти Моисея они в течение 40 лет скитались; на горе Синай бог дал Моисею каменные доски- скрижали с «10 заповедями». Моисею приписывается Пятикнижие, или Тора (в действительности она относится к более позднему времени, к 9-7 вв. до н.э.) У иудаистов, мусульман и христиан Моисей – «пророк». |
-
Фараон узнал, что израильтяне вышли из Египта не только потому, чтобы принести жертву своему Богу, но также чтобы совсем не возвращаться туда. Тогда он погнался за ними со своими всадниками, колесницами и всем войском своим, желая возвратить их назад.
-
Вскоре египтяне стали настигать израильтян, когда они находились у берега Чермного (Красного) моря и никуда не могли бежать от опасности. Увидев море перед собой и египтян за собой, народ Божий стал роптать на Моисея за то, что он вывел их из Египта, чтобы умереть им в пустыне. Но Моисей сказал им: «Не бойтесь! Стойте и увидите спасение Господне, которое Он окажет вам ныне; ибо египтян, которых вы видите ныне, более не увидите во веки. Господь будет бороться за вас, а вы будьте спокойны».
-
Бог велел Моисею протянуть руку к морю. Когда Моисей протянул свою руку, то Господь погнал морские волны сильным восточным ветром, так что в течение ночи часть моря перед израильтянами сделалась сушей, так как воды расступились перед ними. И пошли все потомки Израилевы среди моря по суше, а воды же были им стеною по правую и левую сторону.
1.Моисей- посланник Бога на земле. Он выводит евреев, народ божий, из Египта, где они подвергались гонениям и насилию. Встречая на пути трудности, испытывая голод и жажду, чувствуя за спиной погоню, народ начинает роптать, угрожать Моисею. Бог помогает еврейскому пророку: море расступается, давая беглецам дорогу, спасая от преследователей, из дикой скалы начинает бить струя воды, на землю падает манна небесная, утоляя голод страждущих. 2.Сюжетно легенда о Данко и рассказ о Моисее не во всём, но совпадают. Моисей и Данко спасают людей от неминуемой гибели. |
Но что же отличает художественное произведение Горького от библейской легенды? |
Моисей исполняет не столько свою, сколько божью волю, и тот ему во всем помогает. Данко, помимо физических мук, подвергается постоянно моральному давлению соплеменников. Он один на один с разъяренной толпой. Ему не от кого ждать помощи. Возмущению, бунту людей, обезумевших от страха, неверию, чувствам злобы и отчаяния противопоставлена только воля самого Данко. Воля и безграничная любовь к людям. Горький утверждает, что человек всесилен, если перед ним высокая цель. Писатель воспользовался библейским сюжетом, но со своих идейно- художественных позиций: в легенде о Данко звучит горьковская мысль о божественной миссии человека на земле. |
В подтверждение этих двух аргументов, прочитайте фрагмент из поэмы «Человек»: «Вот снова, величавый и свободный, подняв высоко гордую главу, он медленно, но твердым шагом идет по праху старых предрассудков, один в седом тумане заблуждений, за ним – пыль прошлого тяжёлой тучей, а впереди – стоит толпа загадок, бесстрастно ожидающих его… Так шествует мятежный Человек- вперёд! и – выше! всё – вперёд! и – выше!» |
3.Размышляя о сходстве сюжетов легенд о Ларре и Вечном Жиде, можно сделать следующий вывод: Вечный Жид совершил страшное преступление против Бога (не дал Христу отдохнуть по пути на Голгофу к месту распятия). За это был обречён на вечные муки и одиночество, смерть так и не стала избавлением от них. Ларра – человеконенавистник, он совершает преступления против людей. |
Почему же и Вечный Жид и Ларра подвегнуты одному наказанию? |
Видимо, Горький хотел ещё раз доказать, что преступление против Бога приравнивается по значимости к преступлению против Человека. Человек «божественен». |
Мне вспомнились слова из произведения Куприна «Поединок»: « И тогда люди будут подобны богам». |
Выводы по рассказу «Старуха Изергиль».
-
Горький признавался в письме Чехову в том, что считает его самым стройным и красивым своим произведением. Отличительной особенностью рассказа является наличие в повествовании героя – рассказчика. Такая манера носит название «сказовой» и нередко использовалась писателем для создания эффекта достоверности описываемых событий.
-
В самом начале произведения рисуется романтическая картина моря и виноградников, на фоне которой описывается компания счастливых и весёлых людей, возвращающихся с работы на виноградниках. Настроение людей гармонирует с прелестью окружающего мира. Всё вокруг напоминает сказку. Сраруха Изергиль рассказывает герою несколько историй, две из которых противопоставлены друг другу в структуре рассказа. Это легенда о Ларре и легенда о Данко.
-
Ларра- сказочный юноша, рожденный от земной женщины и орла. Он отличается от обычных людей тем, что «глаза его были холодны и горды, как у царя птиц». Он отказался повиноваться старейшинам в племени. Мотив трагической развязки легенды намечен уже кровавым пейзажем, который предвосхищает первое появление имени Ларры в рассказе: «Луна взошла. Её диск был велик, кроваво- красен, она казалась вышедшей из недр этой степи, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой».(ЦВЕТОПИСЬ!!!!). Ларру изгнали из людского племени за гордыню и эгоизм. Тот перед уходом убил девушку, которая оттолкнула его.
За легендой стоит житейская мудрость: эгоист сам добровольно обрекает себя на одиночество. Бог наказал Ларру бессмертием, и он сам устал от своего одиночества: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира».
-
Вторая легенда посвящена Данко- человеку, который вывел людей из плена непроходимых лесов. Чтобы осветить им путь, герой не пожалел собственного сердца и вырвал его из груди.
Художественное пространство в рассказе преображается по законам жанра сказки: «И вот вдруг лес расступился пред ними, расступился и остался сзади, плотный и немой, а Данко и все те люди сразу окунулись в море солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем». Увидев, что спас людей, Данко гордо засмеялся, но его гордость ничего не имеет общего с гордыней Ларры: он выполнил свое заветное желание – спас людей ценой собственной жизни, совершил подвиг. Альтруистический поступок Данко и эгоизм Ларры – крайности.
-
Не случайно именно между этими легендами расположен реалистический рассказ о жизни самой старухи Изергиль о своей молодости, о том, как безвозвратно проходит это золотое время. Изергиль не раз влюблялась и после окончания любовной истории никогда не встречалась с теми, кого любила. Глядя на иссушенную жизнью старуху трудно поверить, что когда-то она была прекрасной девушкой. Молодость ушла, ей на смену пришла мудрость. Не случайно в речи Изергиль так часто встречаются афоризмы: «Чтобы жить – надо уметь что- нибудь делать», «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», «Каждый сам себе судьба!». С болью в сердце осознает Изергиль свою старость. Вспоминая всю жизнь и сравнивая прошлое и настоящее, отмечает она, что на свете стало меньше красивых и сильных людей.
-
Рассказ заканчивается, как и начинался, пейзажем. Но это уже не тот романтический пейзаж, который мы видим в начале, а грустный и пустынный: «В степи было тихо и темно. По небу все ползли тучи, медленно, скучно…Море шумело глухо и печально».(ЗВУКОВЫЕ И ЗРИТЕЛЬНЫЕ ЭПИТЕТЫ). Этот пейзаж соотносится со старостью Изергиль. В жизни женщины были и радости, были и измены: эгоизм и альтруизм поочередно брали верх в ее судьбе.
Общий вывод: В одном произведении писатель сопрягает реалистическую и романтическую манеры повествования. Рассказ аккумулирует горьковское представление о скоротечности человеческой жизни, раздумья о смысле бытия и красоте этого мира