МИФОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА
- Древнеримская мифология в ее классическом варианте тесно связана с древнегреческой. Многие мифологические образы и сюжеты римляне полностью заимствовали у греков, скульптурные изображения богов делали по греческим образцам. Но греческие мифы начали проникать в Рим лишь в конце VI — начале V века до н. э. А в более древние времена у римлян существовало иное, самобытное представление о богах.
Бог Сатурн – это один из самых величественных представителей римского пантеона. Издавна его представляли созидателем всего сущего на земле. Долгое время именно Сатурн считался главным богом у древних римлян, покуда его место не занял бог войны Юпитер. Изгнанник Олимпа Изначально считалось, что римский бог Сатурн был покровителем земледельцев.
Именно поэтому на первых изваяниях он изображен или с садовым ножом, или с зерновым серпом. Некоторые ученые считают, что прообразом этого божества стал первый римский царь. Однако весомых доказательств в пользу этой теорий у них пока нет. Более важно то, что с течением лет бога Сатурна начали сопоставлять с Кроносом. А причиной тому стало тесное соприкосновение римской цивилизации с греческой культурой и религией. Поэтому неудивительно, что вскоре среди народа родился новый миф об их божестве. Согласно ему, Сатурн действительно был великим богом-титаном Кроносом. Сброшенный с престола своим сыном Зевсом (Юпитером), он был вынужден отправиться в изгнание.
Опа - римская богиня плодородия, богатой жатвы, посевов. Она имела эпитет Консивия (сеятельница). С 3 века до Р.Х. Опа отождествляется с Реей и считается женой Сатурна. В Опе видели также аналогичную Теллуре богиню земли и Кибелу. Посвященные ей надписи единичны. В Риме на Капитолии было несколько храмов Опы. Окружавшая ее культ таинственность вызвала представление об Опе как о богине, покровительнице Рима, имя которой было табуировано. Атрибутами Опы являются хлебные злаки и скипетр.
- Юпи́тер (лат. Iuppiter ) — в древнеримской мифологии бог неба, дневного света, грозы, отец богов, верховное божество римлян. Супруг богини Юноны. Соответствует греческому Зевсу. Бог Юпитер почитался на возвышенностях, вершинах гор в виде камня. Ему посвящены дни полнолуния — иды. Как верховный бог Юпитер имел при себе совет из богов и решал все земные дела посредством жрецов, посылая им знаки своей воли. Юпитер был богом всего римского государства, его власти и мощи. Подчинённые Риму города приносили ему жертвы на Капитолии и воздвигали у себя храмы. Юпитер был покровителем императоров. Важнейшие акты государственной жизни (жертвоприношения, присяга новых консулов, первое в году заседание сената) проходили в капитолийском храме Юпитера.
- Юно́на (лат. Iuno ) — древнеримская богиня брака и рождения, материнства и женщин. Она прежде всего покровительница браков, охранительница семьи и семейных постановлений. Юнона отождествляется с греческой богиней Герой. На изображениях Юнона всегда прикрыта одеждой с ног до головы, только лицо, часть шеи и руки обнажены; она высокого роста, со спокойными и размеренными движениями; красота её строгая и величавая; у неё роскошные волосы и большие широкие открытые глаза. Она всегда советовалась со своей «правой рукой»Минервой, богиней мудрости и искусств, а её «левой рукой» считалась «тёмная» богиня Церера. Считалось, что каждая женщина имеет свою Юнону (как каждый мужчина — своего Гения).
Юнона Монета — советчица, в храме которой чеканились деньги.
- Ге́ний (от лат. genius « дух», также — Джинн, араб. جن « иджтинан» что означает «скрытность, невидимое сокрытие») — в римской мифологии: духи-хранители, преданные людям, предметам и местностям, ведающие появлением на свет своих «подопечных», и определяющие характер человека или атмосферу местности. Римляне изображали человеческого гения в виде антропоморфной фигуры, а гения местности (лат. genius loci ) — в виде змеи.
- Минерва (лат. Minerva ), соответствующая греческой Афине Палладе, — в римской мифологии богиня мудрости. Особенно почитали её этруски как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь — Квинкватрии (Quinquatrus).
- Цере́ра (лат. Cerēs , род. п. Cereris ) — древнеримская богиня, вторая дочь Сатурна и Реи (в греческой мифологии ей соответствует Деметра). Её изображали прекрасной матроной с фруктами в руках, ибо она считалась покровительницей урожая и плодородия (нередко вместе с Анноной — покровительницей жатвы). Единственная дочь Цереры — Прозерпина, родившаяся от Юпитера. В греческой мифологии ее имя Деметра
- Прозерпи́на ( лат. Proserpina ) — в древнеримской мифологии богиня подземного царства, соответствующая древнегреческой Персефоне, дочь Юпитера и Цереры, племянница и супруга Плутона (Дита). По одной версии, имя ее — латинизированное греческое «Персефона».
- По легенде, Прозерпина, дочь богини зерна Цереры, собирала ирисы, розы, фиалки, гиацинты и нарциссы на лугу со своими подругами, когда ее заметил, воспылав любовью, Плутон, царь подземного мира. Он умчал ее на колеснице, заставив бездну развернуться перед ними и Прозерпина была унесена в подземное царство. Плутон вынужден был отпустить ее, но дал вкусить ей зернышко граната, чтобы она не забыла царство смерти и вернулась к нему. С той поры Прозерпина половину года проводит в царстве мертвых и половину — в царстве живых.
- В древнеримской мифологии Плутон — сын Крона и Реи, брат Юпитера, Юноны, Нептуна, Цереры и Весты. Плутон получил в свой удел загробный мир и был назначен богом подземных богатств. Он внушал всем людям непреодолимый ужас, так как он появлялся на поверхности земли только для того, чтобы выбрать себе очередную жертву и утащить её в свое мрачное жилище. Плутон проверял нет ли на земле трещины, через которые в его темное царство мог бы проникнуть солнечный луч и разогнать царящий там мрак. У него была колесница, которую везли четыре чёрных жеребца.
- Янус (лат. Jānus , от лат. jānus «аркада», «крытый проход» — в древнеримской мифологии — двуликий бог дверей, входов, выходов, различных проходов, а также начала и конца.
Изображался с двумя лицами, обращенными в противоположные стороны (к прошедшему и будущему). Одно его лицо было лицом молодого, безбородого человека, смотрящего в будущее, другое — лицо бородатого старца, обращенное в прошлое. Само же имя божества происходит от латинского слова janua, которое означает «дверь», а также «начало». Название месяца «январь» — производное от этого же слова. В переносном смысле выражение «двуликий Янус»: неискренний, двуличный, лицемерный человек.