СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок предназначен для учащихся 6 класса базового уровня изучения литературы по программе под редакцией В.Я.Коровиной. Урок знакомит обучающихся с понятием "миф", с мифами Древней Греции через изучение подвигов Геракла. При разработке урока использована технология проекта, которая позволяет формировать и развивать необходимые УУД.

Просмотр содержимого документа
«"Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".»

Конспект урока в 6-м классе по ФГОС

"Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".

Данный урок  предназначен для учащихся 6 класса базового уровня изучения литературы по программе под редакцией В.Я. Коровиной.  Урок знакомит учеников  с понятием миф, с мифами Древней Греции через прочтение подвигов Геракла. При разработке урока была использована технология проекта, что особенно актуально в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, так как данная технология позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия, которыми должны владеть ученики.  Этапы урока включают в себя разные виды деятельности, которые способствуют формированию

  • личностных универсальных учебных действий: умение пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, развития целеполагания учения;

  • регулятивных универсальных учебных действий: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата,  составление плана и последовательности действий;

  • познавательных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения, определение основной и второстепенной информации;

  • коммуникативных учебных действий: умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми.

Также в ходе урока формируются навыки проектно-исследовательской деятельности, необходимые ученику современной школы.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель: познакомить учеников с мифами Древней Греции через прочтение подвигов Геракла; дать представление о мифе, его природе.

Задачи:

  • дать определение мифу;

  • выявить особенности мифа на примере мифов из цикла «Подвиги Геракла» и через сопоставление мифа и сказки;

  • развивать навык поисковой деятельности в группе;

  • развивать смысловое чтение как осмысление цели чтения;

  • развивать навык определения основной и второстепенной информации;

  • формировать навыки проектно-исследовательской деятельности;

  • развивать умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми;

  • пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии;

  • создать иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», отражающую содержание мифа.

Ожидаемые результаты:

В результате занятия учащиеся смогут:

  • давать определение понятию миф,

  • выявить особенности мифа,

  • приводить в пример не менее 5-ти мифов Древней Греции,

  • научиться отличать миф от сказки и других произведений,

  • научиться работать в группе,

  • научиться планировать свою деятельность,

  • развить навык работы со сравнительной таблицей,

  • развить навык работы с текстом,

  • развить умение взаимодействовать с одноклассниками,

  • развить умение выступать на публике,

  • создадут иллюстрацию к мифу в виде коллажа, отражающую содержание мифа.

Оборудование урока:

  • карточки с иллюстрациями к 4-5 разным мифам;

  • карточки с названием мифов (для каждого ученика);

  • 4-5 листов формата А3;

  • фломастеры, журналы, газеты (необходимы для создания коллажа);

  • учебник литературы для 6 класса (В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин) (для каждого человека в группе);

  • мифы Древней Греции (на отдельных листах на каждого члена группы); карточки с заданием (на каждую группу).

Примечания:

  • Ученикам необходимо заранее рассказать о том, что такое коллаж.

  • Заранее необходимо попросить учеников принести фломастеры, карандаши, газеты, журналы.

  • Вместо вводной статьи о мифах, предлагаемой учебником литературы, можно использовать любой другой материал, рассказывающий о мифах доступным языком для учеников 6-го класса.

Ход урока

I. Организационный этап.

Парты в классе расставлены так, чтобы за них могли сесть четыре группы учеников. Распределение на группы происходит с помощью карточек-иллюстраций к мифу (4 группы – иллюстрации к 4 мифам). При входе в класс, учащиеся вытягивают из коробки карточки-иллюстрации. На каждом столе лежит увеличенная иллюстрация к мифу, соответствующая каждой группе карточек, чтобы ученикам легче было ориентироваться и поделиться на группы.

II. Подготовка к усвоению новых знаний.

1. Создание проблемной ситуации.

Идет двадцать первый век от Рождества Христова, мы используем атомную энергию и летаем в космос. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в какие-то допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дошли до нас эти мифы, называют «мертвыми».

Создание игровой ситуации.

Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Кто нам может помочь? (Слушаем ответы учеников, затем учитель обобщает сказанное.)

Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна и полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит солнце, то ласковое и согревающее, то обжигающее и слепящее. Небо тоже может, как человек, то улыбаться, то хмуриться, а иногда и гневаться – тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью: на нем появляются звезды. Во всех явлениях природы человек видит себя или похожие на себя существа. Только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе как же объяснить мир?

Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и сейчас, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только предстояла. В мифах, созданных древними, отразились, таким образом, первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире. И мифы оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивной мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником литературы и искусства.



Каждому учащемуся в группе выдаётся технологическая карта (см. приложение 1).

Ученикам предлагается продолжить фразу:

Я считаю, что миф – это __________________________

Учитель слушает ответы учеников.

III. Усвоение новых знаний.

1. Работа с текстом статьи учебника.

– Что же такое миф? Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в вашу технологическую карту.

Возвращаемся к высказываниям учеников в начале урока, сверяем определение, данное в статье учебника, с предположениями учеников, верное определение записывается в технологическую карту ученика.

В результате работы должна появиться следующая запись:

Миф (греч. mythos сказание, предание) – произведение, созданное фантазией народа. В мифах рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.

Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией. У каждого народа есть своя мифология, но мифы – произведения устного народного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены.

– Какая мифология нам известна больше всего?

Мифы Древней Греции были записаны и систематизированы Гесиодом в поэме «Теогония» («родословная богов»), а также отражены в поэтических циклах сказаний о героях.

2. Составление кластера «Мифы Древней Греции».

Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.

– Какие мифы Древней Греции вам известны? Составьте кластер.

Образец кластера

– Какой произведение, отмеченное в кластере, представляет собой цикл мифов, состоящий из двенадцати сказаний, рассказывающих о приключениях сына Зевса и Алкмены?

– Сегодня мы знакомимся с некоторыми мифами о подвигах Геракла подробнее. Прежде, чем перейти к изучению мифов, необходимо сказать, что Эллины поклонялись богам и героям.

  • Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.

  • Люди смертны, зависят от воли богов.

  • Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.

IV. Закрепление знаний.

1. Работа в группах. Работа с мифами из цикла «Подвиги Геракла».

Деление на новые группы.

Каждому участнику даётся карточка с названием мифа. Ученики объединяются в группы по названию мифа и работают над выполнением задания, которое выдаётся каждой группе (см. приложение 2). Миф для каждой группы распечатан на отдельном листе

2. Создание мини-проекта.

Каждой группе необходимо прочитать миф, ответить на вопросы, данные в карточке (см. приложение 2 ). Из предоставленного материала (листы формата А3, газеты, журналы, карандаши, фломастеры) каждой группе необходимо создать иллюстрацию в технике «коллаж», отражающую содержание или основную мысль мифа. Работа должна быть красиво оформлена. Все этапы выполнения работы фиксируются в письменном виде в таблице (см. приложение 2 ). От команды делегируется докладчик, который представляет проект и путь достижения результата.

3. Выступление групп

Во время выступления одной группы остальные ученики могут задавать дополнительные вопросы, уточнять ответы.

V. Обобщение и систематизация знаний.

Составление таблицы « Миф и сказка».

– Мы познакомились с несколькими мифами, повествующими о подвигах Геракла. Скажите, какие произведения напоминают мифы? Сравним миф и сказку, чтобы выявить отличительные особенности мифа.

Работа может выполняться коллективно.

Вопросы, которые помогут учащимся выявить отличие мифа от сказки и определить общие черты:

– В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы оттуда принести какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как эта страна называется в русских сказках?

– Сказки какого типа больше всего похожи на мифы?

Образец заполнения таблицы:

 

миф

сказка

Общее

Созданы фантазией народа

Созданы фантазией народа

Передавались в устной форме

Передавались в устной форме

Сюжет (Сюжет некоторых мифов похож на волшебные сказки)

сюжет

отличия

Люди верили в истинность мифа

вымысел

Объясняет устройство мира

Развлекает, поучает

Место заколдованных стран определённо

Место действия названо неопределённо (Тридевятое царство)

VI. Рефлексия.

Синквейн на темы: «Миф», «Подвиг» (на выбор). Работа выполняется индивидуально.

VII. Домашнее задание.

  • Прочитать миф «Яблоки Гесперид».

  • От лица Геракла рассказать об одном из своих подвигов или создать кроссворд по мифам о подвигах Геракла.



















































Приложение 1

Технологическая карта

Тема урока___________________________________________.

Задание 1.

Продолжите фразу:

Я считаю, что миф - это _________________________________________________________________

Задание 2.

Миф – это______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________



Задание 3. Составление кластера.









Задание 5. Работа в группах.

Работая в группах, выполните задания, выданные вашей группе.

Задание 6. Создание мини-проекта.

Задание 7. Выступление групп.

От команды делегируется докладчик, который представляет проект и путь достижения результата.

Задание 8. Составление сравнительной таблицы .


миф




Общее









отличия









Задание 9. Рефлексия. Составление синквейна на тему «Миф» или «Подвиг».













Приложение 2

1 группа: НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ (ПЕРВЫЙ ПОДВИГ)

Задание:

  1. Прочитайте миф.

  2. Создайте иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», используя газеты, журналы, карандаши, фломастеры. Чтобы удобнее было работать, распределите обязанности в группе (кто-то фиксирует этапы выполнения работы, кто-то подбирает материал для иллюстрации, кто-то следит за временем и т.д.)

  3. Зафиксируйте в таблице этапы выполнения работы.

Организационный этап.

(Что делать?)




Практическая часть.

(Как, из чего делаем?)




Презентация.

(Что сделали?)




Рефлексия.

( Что получилось?

Что не получилось, почему не получилось?)




  1. Определите, кто будет защищать ваш мини-проект (необходимо рассказать, что изображено на иллюстрации, почему именно это вы изобразили, как иллюстрация отражает содержание мифа).

Примерный план защиты мини-проекта:

  • Почему Гераклу нужно было убить немейского льва?

  • Как Гераклу удалось победить льва?

  • Какие качества пришлось проявить при этом?

  • Найдите слова и выражения, указывающие на то, что лев был «ужасный».



























2 группа: СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ (ТРЕТИЙ ПОДВИГ)

Задание:

  1. Прочитайте миф.

  2. Создайте иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», используя газеты, журналы, карандаши, фломастеры. Чтобы удобнее было работать, распределите обязанности в группе (кто-то фиксирует этапы выполнения работы, кто-то подбирает материал для иллюстрации, кто-то следит за временем и т.д.)

  3. Зафиксируйте в таблице этапы выполнения работы.

Организационный этап.

(Что делать?)




Практическая часть.

(Как, из чего делаем?)




Презентация.

(Что сделали?)




Рефлексия.

( Что получилось?

Что не получилось, почему не получилось?)




  1. Определите, кто будет защищать ваш мини-проект (необходимо рассказать, что изображено на иллюстрации, почему именно это вы изобразили, как иллюстрация отражает содержание мифа).

Примерный план защиты мини-проекта:

  • Почему Гераклу нужно было уничтожить стимфалийских птиц?

  • Как удалось Гераклу одолеть птиц? Кто ему помог?

  • Какие качества пришлось проявить при этом?































3 группа: СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ (ШЕСТОЙ ПОДВИГ)

Задание:

  1. Прочитайте миф.

  2. Создайте иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», используя газеты, журналы, карандаши, фломастеры. Чтобы удобнее было работать, распределите обязанности в группе (кто-то фиксирует этапы выполнения работы, кто-то подбирает материал для иллюстрации, кто-то следит за временем и т.д.).

  3. Зафиксируйте в таблице этапы выполнения работы.

Организационный этап.

(Что делать?)




Практическая часть.

(Как, из чего делаем?)




Презентация.

(Что сделали?)




Рефлексия.

( Что получилось?

Что не получилось, почему не получилось?)




  1. Определите, кто будет защищать ваш мини-проект (необходимо рассказать, что изображено на иллюстрации, почему именно это вы изобразили, как иллюстрация отражает содержание мифа).

Примерный план защиты мини-проекта:

  • Почему Авгий согласился на предложение Геракла очистить за один день весь скотный двор?

  • Каким образом Геракл справился с работой?

  • Какие качества пришлось проявить при этом?

  • Как вы объясните выражение авгиевы конюшни?























4 группа: КОРОВЫ ГЕРИОНА (ДЕСЯТЫЙ ПОДВИГ)

Задание:

  1. Прочитайте миф.

  2. Создайте иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», используя газеты, журналы, карандаши, фломастеры. Чтобы удобнее было работать, распределите обязанности в группе (кто-то фиксирует этапы выполнения работы, кто-то подбирает материал для иллюстрации, кто-то следит за временем и т.д.)

  3. Зафиксируйте в таблице этапы выполнения работы.

Организационный этап.

(Что делать?)




Практическая часть.

(Как, из чего делаем?)




Презентация.

(Что сделали?)




Рефлексия.

( Что получилось?

Что не получилось, почему не получилось?)




  1. Определите, кто будет защищать ваш мини-проект (необходимо рассказать, что изображено на иллюстрации, почему именно это вы изобразили, как иллюстрация отражает содержание мифа).

Примерный план защиты мини-проекта:

  • Что пришлось преодолеть Гераклу, чтобы достичь острова Эрифейи?

  • С кем пришлось вступить в бой Гераклу, чтобы добыть коров?

  • Для чего нужны были коровы Эврисфею?




































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!