Конспект урока в 6-м классе по ФГОС
"Мифы Древней Греции. Подвиги Геракла. Люди и боги в греческой мифологии".
Данный урок предназначен для учащихся 6 класса базового уровня изучения литературы по программе под редакцией В.Я. Коровиной. Урок знакомит учеников с понятием миф, с мифами Древней Греции через прочтение подвигов Геракла. При разработке урока была использована технология проекта, что особенно актуально в связи с переходом на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, так как данная технология позволяет формировать и развивать универсальные учебные действия, которыми должны владеть ученики. Этапы урока включают в себя разные виды деятельности, которые способствуют формированию
личностных универсальных учебных действий: умение пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач, развития целеполагания учения;
регулятивных универсальных учебных действий: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата, составление плана и последовательности действий;
познавательных учебных действий: поиск и выделение необходимой информации, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме, смысловое чтение как осмысление цели чтения, определение основной и второстепенной информации;
коммуникативных учебных действий: умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми.
Также в ходе урока формируются навыки проектно-исследовательской деятельности, необходимые ученику современной школы.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель: познакомить учеников с мифами Древней Греции через прочтение подвигов Геракла; дать представление о мифе, его природе.
Задачи:
дать определение мифу;
выявить особенности мифа на примере мифов из цикла «Подвиги Геракла» и через сопоставление мифа и сказки;
развивать навык поисковой деятельности в группе;
развивать смысловое чтение как осмысление цели чтения;
развивать навык определения основной и второстепенной информации;
формировать навыки проектно-исследовательской деятельности;
развивать умение работать в группе, умение слушать и вступать в диалог, умение участвовать в коллективном обсуждении и взаимодействовать с одноклассниками и взрослыми;
пробудить интерес к изучению дополнительных источников по истории, литературе, мифологии;
создать иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», отражающую содержание мифа.
Ожидаемые результаты:
В результате занятия учащиеся смогут:
давать определение понятию миф,
выявить особенности мифа,
приводить в пример не менее 5-ти мифов Древней Греции,
научиться отличать миф от сказки и других произведений,
научиться работать в группе,
научиться планировать свою деятельность,
развить навык работы со сравнительной таблицей,
развить навык работы с текстом,
развить умение взаимодействовать с одноклассниками,
развить умение выступать на публике,
создадут иллюстрацию к мифу в виде коллажа, отражающую содержание мифа.
Оборудование урока:
карточки с иллюстрациями к 4-5 разным мифам;
карточки с названием мифов (для каждого ученика);
4-5 листов формата А3;
фломастеры, журналы, газеты (необходимы для создания коллажа);
учебник литературы для 6 класса (В. П. Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин) (для каждого человека в группе);
мифы Древней Греции (на отдельных листах на каждого члена группы); карточки с заданием (на каждую группу).
Примечания:
Ученикам необходимо заранее рассказать о том, что такое коллаж.
Заранее необходимо попросить учеников принести фломастеры, карандаши, газеты, журналы.
Вместо вводной статьи о мифах, предлагаемой учебником литературы, можно использовать любой другой материал, рассказывающий о мифах доступным языком для учеников 6-го класса.
Ход урока
I. Организационный этап.
Парты в классе расставлены так, чтобы за них могли сесть четыре группы учеников. Распределение на группы происходит с помощью карточек-иллюстраций к мифу (4 группы – иллюстрации к 4 мифам). При входе в класс, учащиеся вытягивают из коробки карточки-иллюстрации. На каждом столе лежит увеличенная иллюстрация к мифу, соответствующая каждой группе карточек, чтобы ученикам легче было ориентироваться и поделиться на группы.
II. Подготовка к усвоению новых знаний.
1. Создание проблемной ситуации.
Идет двадцать первый век от Рождества Христова, мы используем атомную энергию и летаем в космос. Зачем нам, людям третьего тысячелетия, изучать какие-то мифы, придуманные в какие-то допотопные времена? Ведь даже языки, на которых дошли до нас эти мифы, называют «мертвыми».
Создание игровой ситуации.
Попробуем представить себя древними людьми. Как и где мы живем? Какие опасности нас подстерегают? Кто нам может помочь? (Слушаем ответы учеников, затем учитель обобщает сказанное.)
Нас окружает нетронутая цивилизацией природа. Она прекрасна, таинственна и полна неожиданностей и опасностей. Над нами небо, с которого смотрит солнце, то ласковое и согревающее, то обжигающее и слепящее. Небо тоже может, как человек, то улыбаться, то хмуриться, а иногда и гневаться – тогда оно мечет на землю молнии и разражается громом. Ночью небо живет особенной жизнью: на нем появляются звезды. Во всех явлениях природы человек видит себя или похожие на себя существа. Только эти существа более могущественные, они распоряжаются всем, что окружает человека, и даже его судьбой. Иначе как же объяснить мир?
Мир существовал по тем же основным законам, что действуют и сейчас, только законы эти еще никем не были открыты. Вся огромная работа познания мира человечеству только предстояла. В мифах, созданных древними, отразились, таким образом, первые гипотезы о происхождении мира и человека, о законах жизни. Через мифы народ пытался осознать мироздание, природу и место человека в этом мире. И мифы оказались настолько интересными, прекрасными, поэтичными, правдоподобными, что мы до сих пор с удивлением и радостью обращаемся к наивной мудрости древних людей, создавших эти гипотезы, впоследствии отвергнутые наукой, но ставшие бесконечным, неиссякаемым источником литературы и искусства.
Каждому учащемуся в группе выдаётся технологическая карта (см. приложение 1).
Ученикам предлагается продолжить фразу:
Я считаю, что миф – это __________________________
Учитель слушает ответы учеников.
III. Усвоение новых знаний.
1. Работа с текстом статьи учебника.
– Что же такое миф? Прочтите статью в учебнике о мифах и выпишите определение мифа в вашу технологическую карту.
Возвращаемся к высказываниям учеников в начале урока, сверяем определение, данное в статье учебника, с предположениями учеников, верное определение записывается в технологическую карту ученика.
В результате работы должна появиться следующая запись:
Миф (греч. mythos сказание, предание) – произведение, созданное фантазией народа. В мифах рассказывается о происхождении мира и человека, о деяниях древних богов и героев, которые воспринимались не вымышленными, а вполне реальными.
Совокупность мифов и мифологических представлений называется мифологией. У каждого народа есть своя мифология, но мифы – произведения устного народного творчества, за время развития народа мифы по разным причинам могли быть утрачены.
– Какая мифология нам известна больше всего?
Мифы Древней Греции были записаны и систематизированы Гесиодом в поэме «Теогония» («родословная богов»), а также отражены в поэтических циклах сказаний о героях.
2. Составление кластера «Мифы Древней Греции».
Итак, мы изучаем мифы Древней Греции, потому что они хорошо сохранились и повлияли на развитие мировой культуры.
– Какие мифы Древней Греции вам известны? Составьте кластер.
Образец кластера
– Какой произведение, отмеченное в кластере, представляет собой цикл мифов, состоящий из двенадцати сказаний, рассказывающих о приключениях сына Зевса и Алкмены?
– Сегодня мы знакомимся с некоторыми мифами о подвигах Геракла подробнее. Прежде, чем перейти к изучению мифов, необходимо сказать, что Эллины поклонялись богам и героям.
Боги могущественны и бессмертны, действуют по своей воле.
Люди смертны, зависят от воли богов.
Герои рождаются от союза богов и людей. Герои смертны, но могущественны. Часто выполняют волю богов.
IV. Закрепление знаний.
1. Работа в группах. Работа с мифами из цикла «Подвиги Геракла».
Деление на новые группы.
Каждому участнику даётся карточка с названием мифа. Ученики объединяются в группы по названию мифа и работают над выполнением задания, которое выдаётся каждой группе (см. приложение 2). Миф для каждой группы распечатан на отдельном листе
2. Создание мини-проекта.
Каждой группе необходимо прочитать миф, ответить на вопросы, данные в карточке (см. приложение 2 ). Из предоставленного материала (листы формата А3, газеты, журналы, карандаши, фломастеры) каждой группе необходимо создать иллюстрацию в технике «коллаж», отражающую содержание или основную мысль мифа. Работа должна быть красиво оформлена. Все этапы выполнения работы фиксируются в письменном виде в таблице (см. приложение 2 ). От команды делегируется докладчик, который представляет проект и путь достижения результата.
3. Выступление групп
Во время выступления одной группы остальные ученики могут задавать дополнительные вопросы, уточнять ответы.
V. Обобщение и систематизация знаний.
Составление таблицы « Миф и сказка».
– Мы познакомились с несколькими мифами, повествующими о подвигах Геракла. Скажите, какие произведения напоминают мифы? Сравним миф и сказку, чтобы выявить отличительные особенности мифа.
Работа может выполняться коллективно.
Вопросы, которые помогут учащимся выявить отличие мифа от сказки и определить общие черты:
– В каких русских сказках герой должен совершить необыкновенное и трудное путешествие в заколдованную страну, чтобы оттуда принести какой-то предмет или совершить какой-нибудь подвиг? Как эта страна называется в русских сказках?
– Сказки какого типа больше всего похожи на мифы?
Образец заполнения таблицы:
| миф | сказка |
Общее | Созданы фантазией народа | Созданы фантазией народа |
Передавались в устной форме | Передавались в устной форме |
Сюжет (Сюжет некоторых мифов похож на волшебные сказки) | сюжет |
отличия | Люди верили в истинность мифа | вымысел |
Объясняет устройство мира | Развлекает, поучает |
Место заколдованных стран определённо | Место действия названо неопределённо (Тридевятое царство) |
VI. Рефлексия.
Синквейн на темы: «Миф», «Подвиг» (на выбор). Работа выполняется индивидуально.
VII. Домашнее задание.
Приложение 1
Технологическая карта
Тема урока___________________________________________.
Задание 1.
Продолжите фразу:
Я считаю, что миф - это _________________________________________________________________
Задание 2.
Миф – это______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Задание 3. Составление кластера.
Задание 5. Работа в группах.
Работая в группах, выполните задания, выданные вашей группе.
Задание 6. Создание мини-проекта.
Задание 7. Выступление групп.
От команды делегируется докладчик, который представляет проект и путь достижения результата.
Задание 8. Составление сравнительной таблицы .
Задание 9. Рефлексия. Составление синквейна на тему «Миф» или «Подвиг».
Приложение 2
1 группа: НЕМЕЙСКИЙ ЛЕВ (ПЕРВЫЙ ПОДВИГ)
Задание:
Прочитайте миф.
Создайте иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», используя газеты, журналы, карандаши, фломастеры. Чтобы удобнее было работать, распределите обязанности в группе (кто-то фиксирует этапы выполнения работы, кто-то подбирает материал для иллюстрации, кто-то следит за временем и т.д.)
Зафиксируйте в таблице этапы выполнения работы.
Организационный этап. (Что делать?) | |
Практическая часть. (Как, из чего делаем?) | |
Презентация. (Что сделали?) | |
Рефлексия. ( Что получилось? Что не получилось, почему не получилось?) | |
Определите, кто будет защищать ваш мини-проект (необходимо рассказать, что изображено на иллюстрации, почему именно это вы изобразили, как иллюстрация отражает содержание мифа).
Примерный план защиты мини-проекта:
Почему Гераклу нужно было убить немейского льва?
Как Гераклу удалось победить льва?
Какие качества пришлось проявить при этом?
Найдите слова и выражения, указывающие на то, что лев был «ужасный».
2 группа: СТИМФАЛИЙСКИЕ ПТИЦЫ (ТРЕТИЙ ПОДВИГ)
Задание:
Прочитайте миф.
Создайте иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», используя газеты, журналы, карандаши, фломастеры. Чтобы удобнее было работать, распределите обязанности в группе (кто-то фиксирует этапы выполнения работы, кто-то подбирает материал для иллюстрации, кто-то следит за временем и т.д.)
Зафиксируйте в таблице этапы выполнения работы.
Организационный этап. (Что делать?) | |
Практическая часть. (Как, из чего делаем?) | |
Презентация. (Что сделали?) | |
Рефлексия. ( Что получилось? Что не получилось, почему не получилось?) | |
Определите, кто будет защищать ваш мини-проект (необходимо рассказать, что изображено на иллюстрации, почему именно это вы изобразили, как иллюстрация отражает содержание мифа).
Примерный план защиты мини-проекта:
Почему Гераклу нужно было уничтожить стимфалийских птиц?
Как удалось Гераклу одолеть птиц? Кто ему помог?
Какие качества пришлось проявить при этом?
3 группа: СКОТНЫЙ ДВОР ЦАРЯ АВГИЯ (ШЕСТОЙ ПОДВИГ)
Задание:
Прочитайте миф.
Создайте иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», используя газеты, журналы, карандаши, фломастеры. Чтобы удобнее было работать, распределите обязанности в группе (кто-то фиксирует этапы выполнения работы, кто-то подбирает материал для иллюстрации, кто-то следит за временем и т.д.).
Зафиксируйте в таблице этапы выполнения работы.
Организационный этап. (Что делать?) | |
Практическая часть. (Как, из чего делаем?) | |
Презентация. (Что сделали?) | |
Рефлексия. ( Что получилось? Что не получилось, почему не получилось?) | |
Определите, кто будет защищать ваш мини-проект (необходимо рассказать, что изображено на иллюстрации, почему именно это вы изобразили, как иллюстрация отражает содержание мифа).
Примерный план защиты мини-проекта:
Почему Авгий согласился на предложение Геракла очистить за один день весь скотный двор?
Каким образом Геракл справился с работой?
Какие качества пришлось проявить при этом?
Как вы объясните выражение авгиевы конюшни?
4 группа: КОРОВЫ ГЕРИОНА (ДЕСЯТЫЙ ПОДВИГ)
Задание:
Прочитайте миф.
Создайте иллюстрацию к мифу в технике «коллаж», используя газеты, журналы, карандаши, фломастеры. Чтобы удобнее было работать, распределите обязанности в группе (кто-то фиксирует этапы выполнения работы, кто-то подбирает материал для иллюстрации, кто-то следит за временем и т.д.)
Зафиксируйте в таблице этапы выполнения работы.
Организационный этап. (Что делать?) | |
Практическая часть. (Как, из чего делаем?) | |
Презентация. (Что сделали?) | |
Рефлексия. ( Что получилось? Что не получилось, почему не получилось?) | |
Определите, кто будет защищать ваш мини-проект (необходимо рассказать, что изображено на иллюстрации, почему именно это вы изобразили, как иллюстрация отражает содержание мифа).
Примерный план защиты мини-проекта:
Что пришлось преодолеть Гераклу, чтобы достичь острова Эрифейи?
С кем пришлось вступить в бой Гераклу, чтобы добыть коров?
Для чего нужны были коровы Эврисфею?