СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мифы народов россии. славянские мифы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить учёные-исследователи. Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя? Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков. Быстро и объективно проверять знания учащихся. Сделать изучение нового материала максимально понятным.

Просмотр содержимого документа
«Мифы народов россии. славянские мифы»

МИФЫ НАРОДОВ РОССИИ. СЛАВЯНСКИЕ МИФЫ

(внеклассное чтение)

Цели деятельности учителя: познакомить с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; сообщить об ученых, занимавшихся изучением и сохранением славянских мифов; научиться различать уровни мифологии; создать благоприятные условия для развития интереса к славянской мифологии и желания узнать и понять особенности восприятия мира нашими предками как сложного единства, их представления об окружающем мире.

Планируемые результаты изучения темы:

Предметные умения: знать мифы разных народов, разнообразие тематики мифов, их связь с историей народа, религией, жизненным циклом человека, календарем, как он связан с историей народа; уметь отличать миф от сказки, легенды и былины.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осознает себя гражданином своего Отечества, проявляет интерес и уважение к другим народам; признает общепринятые морально-этические нормы.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания.

II. Вступительное слово учителя.

Литература — это часть нашей культуры. Слово «культура» происходит от слова «культ» — вера, обычаи и традиции. Тот, кто забывает это, не может считаться культурным человеком.

Культура землян исчисляется тысячелетиями. До принятия христианства на Руси (988 г. н. э.) или других религий (верований) все народы были язычниками. Язычество — это тоже религия. Дословно язычество — от «языки» (народы, племена). Итак, до 988 г. н. э. славяне были язычниками.

Обратим свое внимание на мифы древних славян. Что же такое миф?

Миф — это греческое слово, означает «предание», «сказание».

Сохранились греческие, кельтские мифы. Мифы древних славян не сохранились, до нас дошли лишь те из них, которые смогли сохранить ученые-исследователи.

Одним из первых ученых, занимавшихся проблемой сохранения славянских мифов, был русский дворянин Андрей Сергеевич Кайсаров (1782—1813 гг.), профессор Дерптского университета, автор статей и книг о славянской и российской мифологии.

III. Эвристическая беседа.

1. Что такое миф?

2. Почему люди складывали мифы?

3. Назовите верховного бога древних греков. Где было его царственное место? Что значит «верховный бог»?

4. О каких богах древних греков вы узнали? Над чем они властвуют?

5. Можно ли миф назвать «фантастическим рассказом»? Почему?

IV. Сообщения учащихся о древнеславянских божествах.

Ученые различают в славянской мифологии несколько уровней.

На высшем уровне находятся два праславянских божества (объяснить понятие «праславянский») — Перун и Велес. Боги изображались в виде идолов. Перун — бог всех воздушных явлений. Рука его управляла громом и молниями[2]Велес — бог-покровитель животных и растений.

Чуть ниже другие боги — Сварог и Дажбог. Сварог — бог неба, Дажбог — бог огня небесного.

К более низкому уровню относятся божества, связанные с хозяйственными циклами, — Род, Гур.

Еще ниже, а следовательно, ближе к Земле, находятся — Доля, Лихо, Правда, Кривда, Смерть.

К низшей мифологии относят духов, животных (домовые, лешие, водяные, русалки, кикиморы, медведь, волк).

Человек же соотносится, по мнению ученых, со всеми предыдущими уровнями.

Наряду со всем сказанным, миф описывался системой двоичных представлений (доля — недоля, весна — зима, счастье — несчастье, чет — нечет, правый — неправый, небо — земля, Солнце — луна, белый — черный, старый — молодой, близкий — дальний).

Введение христианства на Руси князем Владимиром положило начало конца славянской мифологии. Это было в 988 г. н. э. Полной картины славянских языческих мифов еще никто не восстановил. (988 г. н. э. — условная дата начала русской культуры[3].)

Учащиеся задают вопросы учителю по прослушанному материалу.

V. Знакомство со славянским мифом «Перун»; обсуждение и анализ её содержания.

ПЕРУН
Однажды Грозный Бог-громовержец Перун наблюдал с горы за тем, как играют дети. Дети бегали наперегонки и самый маленький из них никак не мог победить остальных. Наконец, ребенок очень устал, сел на землю и заплакал. Перуну это не понравилось - он, хоть и Грозный Бог, который мог наслать бурю, греметь громом и сверкать молниями, но маленьких детей очень любил. Но как утешить малыша? Ведь если начать сверкать молниями, то мальчик испугается и заплачет еще сильнее...
Тогда Перун придумал - он послал ребенку свой дар - плодородный дождик. Дождь упал на землю и луг, на котором бегали дети, расцвел цветами. Дети перестали бегать и начали собирать цветы друг для друга и для своих мам, которые работали в поле. Малыш перестал плакать и тоже сорвал несколько цветов. Его букет оказался самым красивым...Вопросы для обсуждения:

1. Понравился ли вам миф? Чем он привлек ваше внимание?

2. О чем он? Почему Перун пожалел ребенка?

3. Что же такое «миф», «легенда»? Что (люди) язычники отражали в них?

ДАЖЬБОГ
Ярко светит солнце в летний полдень. По небу на коне проезжает Бог лета и летнего солнца, дающий всем дары. Имя этого Бога - Дажьбог.
От того происходит это имя, что если попросить чего-то очень сильно, то он всегда услышит и даст это. Но только вести нужно себя очень хорошо.
Природу не губить, зря зверей и птиц не истреблять, деревья зря не рубить, воду зря не мутить. Если все человек делает правильно, то и попросить у Бога можно:
"Дашь, Бог? "
И он обязательно исполнит просьбу. Ведь он добрый, Дедушка Дажьбог.
А славян издревле называли "внуки Дажьбоговы".

1. Кто же такой Дажьбог? Кого он защищает?

2. Как вы представляете себе Дажьбога? Наисуйте словесно.


VI. Творческая работа.

Задание: нарисуйте богов низшего уровня такими, какими вы их себе представляете.

(На доске вывешиваются рисунки детей, создается своеобразная галерея образов.)

Беседа заключительная:

1. Героями каких произведений в наше время являются нарисованные вами лешие, домовые, русалки?

2. Подумайте, что такое сказка?

3. Чем отличается миф от сказки?

(Последние вопросы послужат переходом к следующей теме. Рисунки остаются на доске (стенде) до следующего урока.)

VII. Творческая работа.

Ребята, сегодня на уроке мы с вами затронули очень сложную, но интересную тему. Мы познакомились с понятиями «язычество», «миф», с текстами славянских мифов; научились различать уровни мифологии. Древние люди стояли у истоков развития цивилизации, и мы с вами тоже являемся звеном бесконечной цепи. Наша задача: не забывать о прошлом, чтобы сохранить будущее.
VII. Рефлексия.

Домашнее задание: Мифы о рождении Геракла и его подвигах вы прочитаете к следующему уроку дома, а тот , который вам понравится больше всего, приготовьтесь пересказать.