СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Михаил Афанасьевич Булгаков

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

(1891-1940)

Повторяем пройденное

В 9 классе вы ознакомились с биографией Булгакова. Вспомните, кем был М.А. Булгаков по образованию, каким был его путь в литературу.

Просмотр содержимого документа
«Михаил Афанасьевич Булгаков»

Литература 20-40-х годов

Михаил Афанасьевич Булгаков

(1891-1940)

Повторяем пройденное

В 9 классе вы ознакомились с биографией Булгакова. Вспомните, кем был М.А. Булгаков по образованию, каким был его путь в литературу.

Роман «Мастер и Маргарита»

Булгаков начал работу над романом «Мастер и Маргарита» зимой 1928/29 года. Первоначальными вариантами названия были «Чёрный маг» и «Копыто инженера». Правка романа, доработка основных линий продолжались до февраля 1940 года, почти до последних дней жизни Булгакова, — в общей сложности писатель работал над ним более десяти лет, время от времени откладывая ради других возникавших замыслов и вновь возвращаясь к нему.

«Мастер и Маргарита» — итоговое произведение автора, в котором слились воедино все начатые прежде проблемные линии: любовь и предательство, творчество и зависть, ученичество и пророчество, насилие над природой и личностью и страстная вера в человеческую доброту. Выдающийся психолог и педагог В.П. Зинченко утверждает, что этот роман научил советских людей смеяться от души. Безудержная сатира, игра слов, множество комичных ситуаций, великолепное чувство юмора, которое проявляют не только повествователь, но и его герои — словно независимо от автора, — всё это сделало роман выдающимся явлением отечественной культуры.

Роман напечатали лишь в 1966 году, спустя четверть века после написания. Сначала его опубликовали в журнале «Москва» в усечённом виде. Можно было бы сетовать на журнальный формат, но дело вовсе не в формате. Цензоры жестоко изуродовали авторский текст. В журнальной публикации не было целой главы, недоставало многих диалогов, были усечены многие фразы. Однако буквально через год эмигрантское издательство «Посев» (Федеративная Республика Германия) выпустило роман отдельной книгой, в которой усечённые фрагменты были выделены полужирным шрифтом. В полном объёме роман вышел в свет в Москве лишь в 1973 году.

Булгаков создал своё, ещё одно евангелие, в котором несколько изменил библейские имена. Он по-своему пересказывает многие известные события, которые христианством почитаются в качестве сакральных.

Главное отличие булгаковской версии от канонических евангелий заключается в том, что в нём нет Воскресения. В булгаковском мире невозможно исправить последствия зла. Смерть уничтожает человека, но она не оказывается победительницей, ибо бессильна перед человеческими творениями. «Рукописи не горят» — эти замечательные слова, прозвучавшие в романе, придавали смысл творчеству многих писателей, чьи работы не могли быть опубликованы по цензурным соображениям.

Многие фразы из этого романа стали афоризмами, но в романе никто не делает моральных выводов, никто не поучает читателя. Финал романа остаётся неясным, и читатели до сих пор спорят о нём.

Композиция романа

Писатель применяет сложную «рамочную» композицию. Такой композиционный приём позволяет ему «обрамить» одну сюжетную линию, в которой участвуют Мастер, Маргарита, Воланд с его свитой и другие персонажи, другой, в которой излагается трагическая история встречи бродячего философа Иешуа Га-Ноцри и пятого прокуратора Иудеи Понтия Пилата.

Когда повествование переходит от одного плана к другому, то меняются и его тональность, и стиль, и особенности речи персонажей. Остаётся философская глубина, многозначность диалогов, постоянные — явные или неявные — обращения к читателю.

Роман «Мастер и Маргарита» — цельное произведение с мастерски продуманной композицией. В её основе — объединение нескольких сюжетных линий. Действие разворачивается в двух эпохах: в Москве 20-30-х годов XX столетия и в древнем Ершалаиме в I веке нашей эры.

Каждой эпохе соответствует особенный стиль повествования, тональность диалогов, речь персонажей. Эпически величаво повествуется о событиях в Ершалаиме, где встреча бродячего философа Га-Ноцри с пятым куратором Иудеи Понтием Пилатом закончилась трагически. Феерической сатирой оборачивается рассказ о похождениях Воланда и его свиты в Москве, но печать обречённости лежит на страницах, рассказывающих о любви Мастера и Маргариты. Таким образом, два основных композиционных и сюжетных пласта различаются не только по времени, но и по месту действия.

Что же скрепляет эти сюжетные линии между собой? Во-первых, активный автор-повествователь, который не даёт читателю успокоиться, будоражит его, призывает: «За мной, мой читатель!» Во-вторых, Воланд и его свита свободно перемещаются из одной линии в другую, и мы видим, что Воланд оказывается свидетелем событий, которые происходили в разных сюжетных линиях, с разными персонажами и в разное время. Именно он — хранитель рукописи, которую Мастер получает из его рук.

Каждая из этих сюжетных линий выписана в своём особенном стиле. Во всех сценах с разоблачениями, которые устраивают Воланд и его свита, используется сатирическое описание и гротеск.

В романтическом ключе описывается история Мастера и Маргариты. Предчувствия, предзнаменования, безмолвные знаки судьбы, готические и романтические приёмы (ночной полёт на метле, бал у сатаны, неожиданная встреча с Мастером) — вот чем отличается эта история.

Сдержанно и внешне объективно — словно свидетелем написаны страницы о Понтии Пилате и Иешуа. Это и есть роман, написанный Мастером, который по очереди «читают» самые разные герои, от Азазелло до критиков-доносчиков. Кстати, доносчики — это ещё один «скреп», на котором держится композиция «Мастера и Маргариты». В каждой главе, где явно, а где приглушённо, возникает тема доносительства и соглядатайства, звучит голос всевидящего и всеслышащего шпиона.

Другую особенность романа заметил эмигрантский критик Л. Ржевский. Он обратил внимание на то, что два плана булгаковского романа — современный, московский, и древний, ершалаимский, — композиционно связаны приёмами сцеплений и повторов. Например, в конце главы 1 романа («Никогда не разговаривайте с неизвестными») Воланд, представший перед двумя литераторами в обличье профессора-иностранца, неожиданно произносит:

«— Всё просто: в белом плаще с кровавым подбоем, шаркающей кавалерийской походкой, ранним утром четырнадцатого числа весеннего месяца нисана...»

Но эти слова вскоре будут повторены. «В белом плаще с кровавым подбоем» — так же открывается и следующая глава «Понтий Пилат».

Глава 15 кончается видением Никанора Ивановича, которому снится, что «солнце уже снижалось над лысой горой (Голгофой), и была эта гора оцеплена двойным оцеплением». Той же фразой начинается и следующая глава.

Приём повторен в романе четыре раза.

«Кровавый подбой» заявляет тему крови. Эта тема тоже пронизывает весь роман. Она достигает кульминации в главе 23 «Великий бал у сатаны». Чашу с кровью подносят для питья Маргарите-королеве. Азазелло отравляет Мастера и его возлюбленную со словами: «то же самое вино, которое пил прокуратор Иудеи», и, когда он разливает это вино по бокалам, «всё окрашивается в цвет крови».

Герои и автор

Читатели конечно же чувствовали симпатию автора к Мастеру. Они сродни друг другу: их объединяет дар творчества, писательское мастерство, удивительное свойство повелевать судьбами персонажей. Кроме того, Мастер — интеллигент, а «изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране» М. Булгаков считал своим писательским долгом.

Однако в тексте нет даже портрета Мастера, возможно, ещё и поэтому он кажется невыразительным и порой блеклым. И всё же к Мастеру у автора было особое отношение. Друживший с Булгаковым Виталий Виленкин рассказывал о разговоре с Булгаковым, когда тот переживал очередную драму человеческого предательства и подлости по отношению к себе:

«— Скажите, какой человеческий порок, по-вашему, самый главный? — спросил он меня однажды совершенно неожиданно. Я стал в тупик и сказал, что не знаю, не думал об этом.

— А я знаю. Трусость — вот главный порок, потому что от него идут все остальные».

Никогда не давал повода упрекнуть себя в трусости Булгаков. Многим современникам писателя было известно его горькое хобби: вырезать из газет и журналов отрицательные отзывы на свои произведения. Действительно, и Мастер не проявил в романе трусости, хотя предавали его не раз. Лишь Маргарита оставалась навсегда преданной ему. Бросив преуспевавшего высокопоставленного мужа, она посвятила свою жизнь Мастеру и всегда боролась за него. Вместе они уходят в Царство Покоя. Покой — состояние, которого всегда недоставало самому Булгакову, одна из высших ценностей в его художественном мире. Такие разные герои стремятся обрести покой: Мастер мечтает о покойном труде, покоя жаждет и столь могущественный, как казалось, Пилат, утро без подаваемого платка — таким представляется покой Фриде.

Но не заслужил покоя могущественный прокуратор Пилат, струсивший в решающий момент своей жизни и отправивший на смерть бродячего философа Га-Ноцри.

«Выбирая посмертную судьбу Мастеру, Булгаков выбирал судьбу себе, — писал известный критик Владимир Лакшин. — За недоступностью для Мастера райского „света" („не заслужил"), решение его загробных дел поручено Воланду. Но сатана распоряжается адом, а там, как известно, покоя не жди. Да и заслуживает ли ада тот, кто успел пройти некоторые его круги здесь, на земле?

Так возникает понятие покоя — прибежища для усталой, безмерно измученной души. То пушкинское желание „покоя и воли", которые, не обнаружив здесь, герой ищет там, за чертою жизни».

В русской литературе дьявол всегда рядится в чужие одежды. Особенно часто этот мотив встречался в произведениях любимого булгаковского писателя Николая Васильевича Гоголя. Конечно, Воланд представляет в романе силы зла, «тёмные силы», но ведь он же совершает и множество справедливых поступков. Обаятельным предстаёт зло в обличии Воланда. Если он наказывает людей, то за отвратительные проявления их пороков. К Воланду вполне применим эпиграф романа. Этот герой у Булгакова остроумен, могуществен, способен творить чудеса, и благодаря всему этому он привлекателен для читателя.

Впрочем, некоторые литературоведы считают, что написанный Мастером роман и есть главный герой «Мастера и Маргариты»: ведь именно из-за этого романа и происходят главные события.

Каждый из героев словно исполняет различные роли. Ни один из них не постоянен в романе. Так, Мастер был историком, затем он стал писателем, позже оказался больным за № 118 психиатрической клиники Вызволенный оттуда Воландом, он становится самим собой, Мастером, но это происходит уже в другом мире.

Свой путь проходит и Маргарита, поначалу — Маргарита Николаевна. Она была женой крупного советского деятеля, затем стала возлюбленной Мастера, потом превратилась в ведьму, в ту же ночь стала Маргаритой-королевой на балу у Воланда.

Иван Бездомный — это псевдоним Ивана Николаевича Понырёва. Став пациентом под № 117, Иван знакомится с Мастером. Разговор с Мастером убеждает его бросить сочинение стихов, заняться историей.

Множество личин, конечно, и у Воланда, менять которые он может бесконечно. Так, в первой же сцене его принимают за иностранца, затем за «специалиста», потом за шпиона; он называет себя профессором, к нему обращаются «мессир», в глазах других героев он — дьявол, сатана, «маг», «Великий Воланд».

Автор позволяет героям самые неожиданные поступки. Он словно и не руководит ими, лишь наблюдает издалека и рассказывает о них читателям. Редко заходит речь об их мыслях или желаниях, о которых либо рассказывают сами персонажи, либо это делают другие персонажи — но не повествователь! Доверие Булгакова к читателям проявлялось в отсутствии авторских пояснений, касающихся психологии героев. Он считал, что всё должно быть понятно по поступкам героев, по их взаимоотношениям с другими персонажами. Этого достаточно для того, чтобы читатель сделал свои собственные выводы.

Советуем прочитать

Соколов Б.В. Булгаковская энциклопедия. М., 1996.

Чудакова М.О. Жизнеописание Михаила Булгакова. 2-е изд. М., 1988.

Яновская Л.М. Творческий путь Михаила Булгакова. М., 1983.

Выскажите своё отношение к прочитанному

Проверьте, внимательный ли вы читатель.

1. В романе есть сцена, в которой, по словам современного литературоведа, «пересекаются все основные сюжетные линии романа, соединяются все его главные конфликты: спор на Патриарших прудах и судьба Мастера, жертвенная любовь Маргариты и вина Понтия Пилата, антагонизм действительного и мнимого, священного и инфернального, света и тьмы». Как разрешаются в упомянутой сцене «все основные конфликты», о которых говорит исследователь?

  1. Великий бал у Воланда — одна из центральных сцен в романе, момент прозрения и торжества справедливости. Читатель подготавливается к восприятию этой грандиозной картины другой, куда более забавной сценой из московской жизни. О какой сцене идёт речь?

  2. В романе есть единственный случай, когда персонаж убит по прямому приказу Воланда. Кто этот герой? За что его убивают?

  3. Булгаков до последних дней своей жизни, уже почти ослепший, вносил исправления в свой главный роман. Однако один заметный персонаж всё-таки был в конце утерян. Кто же это?

Решаем читательские задачи

  1. Литературовед А. Вулис заметил, что роман отличается «внятным сюжетом, который исчерпывается одной фразой: „Двум литераторам, обсуждающим историю Иисуса, таинственный незнакомец, якобы видевший её воочию, показывает, „как это было“, сопровождая свой сеанс чёрной магии пророчествами, которые тут же осуществляются“». Действительно ли сюжет «Мастера и Маргариты» «исчерпывается» одной фразой? Это сюжет или...

  2. От чьего имени ведётся рассказ? Чьими глазами мы видим изображаемое?

  3. Литературные критики А. Вайль и А. Генис пишут: «Главное и единственное, что сделал Мастер, сделано вне сюжета „Мастера и Маргариты". И поэтому герой книги — не сам Мастер, а его творение — Роман, который, с нашей точки зрения, и является главным персонажем романа „Мастер и Маргарита"». А кто, по вашему мнению, главный герой романа?

  4. Как понимают смысл жизни и её цель основные герои романа?

  5. Кем же всё-таки был Иешуа?

  6. Какую роль сыграла в судьбе различных персонажей встреча с Воландом?

  7. Почему всё же именно Воланду автор предоставил право казнить и миловать?

  8. Почему Маргарита кажется Левию Матвею столь же достойной «покоя», как и Мастер?

  9. В названии романа «Мастер и Маргарита» — имена двух героев. Их судьбами распорядился могущественный Воланд. Причиной многих трагических и счастливых событий в «Мастере и Маргарите» стал написанный Мастером роман. Так кто же (или что?) является главным героем этого романа?

  1. Часто говорят, что у Булгакова широко представлено «сатирическое описание современности». А какими приёмами оно достигается?

  2. Какова роль фантастических приёмов в стилевой ткани «Мастера и Маргариты»?

  3. На кого из известных вам писателей творчество М. Булгакова оказало заметное влияние?

  4. Какие фразы из «Мастера и Маргариты» стали афоризмами?

Литературная мастерская

  1. Один из исследователей утверждал, что «...в романе имеется три главных временных среза, заданные уже в самом начале повествования словами Воланда о том, что он присутствовал и за завтраком у Канта, и в Ершалаиме». Согласны ли вы с такой моделью композиции? Какие важнейшие события происходят в каждом из временных пластов?

  2. Почему, по-вашему, Мастеру не находится места в его эпохе, в его времени?

  3. По мнению одного из критиков, Булгаков своим романом словно предлагал читателю стать его учеником, вместе с ним и с его помощью научиться искать и находить Истину. А чему научил этот роман вас?

  4. Финал романа может показаться торжеством справедливости. Но что в конечном счёте выше для автора: справедливость или любовь и милосердие?


Творческое задание (проект)

Исследователи много спорили об авторском замысле «Мастера и Маргариты». Попробуем разобраться в этих спорах. Перед вами — выдержки из трёх литературоведческих работ, в которых в качестве главной всякий раз выдвигаются разные линии романа. Прочитайте приведённые ниже фрагменты и попробуйте разобраться в аргументации авторов. Сформулируйте свои соображения относительно каждой из высказанных позиций. К какой точке зрения вы склоняетесь сами? Свои выводы оформите в виде доклада. Текст доклада и станет результатом вашего проекта.

А конец героев? Не смерть, а какое-то новое, утешительное, изобретённое для них автором преображение в «покое»: мечта о доме с садом, где тихо звучит музыка Шуберта, и Мастер в своём вечном колпаке за любимой работой.

«Покой», тишина, мир — ключевые понятия для Булгакова.

Война, драка и крики, шумная публичность — их антиподы.

Кстати, Булгаков и в жизни старался быть в стороне от литературных скандалов, шумных полемик, избегал многолюдных писательских собраний. Как мы теперь понимаем, он был в центре литературы, но инстинктивно держался поодаль от того, что называют «литературной жизнью».

Слово «покой», часто мелькающее в переписке Булгакова, на разные лады повторяется и в его романе. Понтий Пилат страдает, что и ночью ему «нет покоя». Маргарита опасается, что, нарушив обещание вступиться за Фриду, не будет «иметь покоя всю жизнь». К покою тянется смертельно уставший, измученный всякого рода испытаниями Мастер. Притягивает к себе загадка слов, определивших судьбу Мастера: «Он не заслужил света, он заслужил покой». Учитель Левия Матвея не хочет взять Мастера «к себе, в свет», и это место романа не зря стало камнем преткновения для критики, потому что, по-видимому, именно в нём заключено собственно авторское отношение к вере и к идее бессмертия.

Лакшин В.Я. Мир Михаила Булгакова // Булгаков М.А. Собр. соч.: в 5 т. Т. 1. М., 1989.

И любовь, и вся история Мастера и Маргариты — это не одна из линий романа, а самая главная. Рождаясь как отголосок бессмертной библейской истории (судьба Иешуа — судьба Мастера), она словно чистый прозрачный ручей пересекает всё пространство романа от края до края, прорываясь сквозь завалы и пропасти на её пути и уходя в потусторонний мир, в вечность. К ней сходятся все события и явления, которыми заполнено действие, — и быт, и политика, и культура, и философия. Всё отражается в светлых водах этого ручья. Но отражённое предстаёт в своём истинном виде, без тех покровов, в какие обряжено по своей или не по своей воле.

Боборыкин В.Г. Михаил Булгаков. М., 1991.

Понтий Пилат! Имя, открывающее уже вторую и заключающее последнюю главу романа, образуя главную его структурную тему, по отношению к которой романтическая история о Мастере и Маргарите — только внешний повествовательный фон.

Эта структурная тема романа — тема Пилатова преступления.

Ржевский Л. Прочтенье творческого слова. Нью-Йорк, 1970.

А теперь — в школьный кинотеатр!

Вы уже составляли фильмографию различных экранизаций. Роман «Мастер и Маргарита» экранизировали много раз. Составьте фильмографию и кратко охарактеризуйте фильмы, которые вы успели посмотреть.

Виртуальная кладовочка

http://mastermargarita.ucoz.ru/ — сайт посвящён М.А. Булгакову и его роману «Мастер и Маргарита». Представлены биография писателя, его портреты, текст романа, дана возможность выразить своё мнение о романе голосованием.

http://mastermargarita.ucoz.net/ — на сайте представлены сведения о М.А. Булгакове и его романе, текст произведения. На форуме можно обсудить биографию и творчество писателя, иллюстрации и экранизации романа.

http://territa.ru/photo/698 — на сайте представлены многочисленные иллюстрации к роману.

http://quote-citation.com/book/master-and-margarita — на сайте можно найти подбор цитат из романа «Мастер и Маргарита».

http://www.masterimargarita.ru/ — официальный сайт телеканала «Россия», посвящённый сериалу «Мастер и Маргарита» (информация о создателях фильма, интервью с актёрами, отзывы СМИ, видеоролики).

3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!