СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Михаил Юрьевич Лермонтов(творческий портрет)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация к уроку литературы в 9 классе служит в качестве словесного и иллюстративного материала, подобранного таким образом, чтобы создать определённую атмосферу погружения в художественный мир поэта и предполагает не только рассказ учителя, но и выразительное чтение отдельных произведений учащимися.

Просмотр содержимого документа
«Михаил Юрьевич Лермонтов(творческий портрет)»

Краснодарский край, Новокубанский район, село Новосельское, МОУООШ №12 Урок литературы в 9 классе. Михаил Юрьевич Лермонтов. Творческий портрет.   Ширина Галина Александровна, учитель русского языка и литературы, МОУСОШ № 12

Краснодарский край, Новокубанский район,

село Новосельское, МОУООШ №12

Урок литературы в 9 классе.

Михаил Юрьевич Лермонтов. Творческий портрет.

Ширина Галина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

МОУСОШ № 12

… А он, мятежный, просит бури, Как будто в буре есть покой. … Нет, я не Байрон, я другой, Ещё неведомый избранник, Как он, гонимый миром странник, Но только с русскою душой… … Мне нужно действовать, я каждый день Бессмертным сделать бы желал, как тень Великого героя, и понять Я не могу, что значит отдыхать.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в буре есть покой.

Нет, я не Байрон, я другой,

Ещё неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой…

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

… Увы! Он счастия не ищет И не от счастия бежит! Зачем от мирных нег и дружбы простодушной Вступил он в этот свет завистливый и душный… О, как мне хочется смутить весёлость их И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью!..

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной

Вступил он в этот свет завистливый и душный…

О, как мне хочется смутить весёлость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

… Да, были люди в наше время, Могучее, лихое племя: Богатыри – не вы. … Толпой угрюмою и скоро позабытой Над миром мы пройдём без шума и следа, Не бросивши векам ни мысли плодовитой, Ни гением начатого труда. … Все образы мои, Предметы мнимой злобы иль любви, Не походили на существ земных. О нет! Всё было ад иль небо в них.

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя:

Богатыри – не вы.

Толпой угрюмою и скоро позабытой

Над миром мы пройдём без шума и следа,

Не бросивши векам ни мысли плодовитой,

Ни гением начатого труда.

Все образы мои,

Предметы мнимой злобы иль любви,

Не походили на существ земных.

О нет! Всё было ад иль небо в них.

Жизнь и личная судьба Лермонтова коротка и трагична. .. Детство поэта, омрачённое несложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери, прошло в Тарханах.  Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,  А за прудом село дымится и встают  Вдали туманы над полями.    И странная тоска теснит уж грудь мою:  Я думаю об ней, я плачу и люблю,  Люблю мечты моей созданье,  С глазами, полными лазурного огня,  С улыбкой розовой, как молодого дня  за рощей первое сиянье.

Жизнь и личная судьба Лермонтова коротка и трагична. .. Детство поэта, омрачённое несложившимися отношениями родителей, ссорой отца с бабушкой, ранней смертью матери, прошло в Тарханах.

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд, А за прудом село дымится и встают Вдали туманы над полями.

И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье, С глазами, полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня за рощей первое сиянье.

 Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта, на попечении которой остался маленький Лермонтов, боготворила своего внука и завещала ему всё своё состояние при условии, что его отец не будет вмешиваться в воспитание сына. .. Семейные распри терзали чуткое сердце юного поэта. Я сын страданья. Мой отец Не знал покоя по конец, В слезах угасла мать моя; От них остался только я, Ненужный член в пиру людском, Младая ветвь на пне сухом.  «Стансы» 1831

Елизавета Алексеевна Арсеньева, бабушка поэта,

на попечении которой остался маленький Лермонтов, боготворила своего внука и завещала ему всё своё состояние при условии, что его отец не будет вмешиваться в воспитание сына. .. Семейные распри терзали чуткое сердце юного поэта.

Я сын страданья. Мой отец

Не знал покоя по конец,

В слезах угасла мать моя;

От них остался только я,

Ненужный член в пиру людском,

Младая ветвь на пне сухом.

«Стансы» 1831

 В 1828 году Лермонтов был определён в Благородный пансион при Московском университете. В пансионе ярко проявились разносторонние дарования юного Лермонтова. Он в совершенстве овладел западноевропейскими языками. Много времени отдавал искусству: рисовал, лепил, играл на фортепьяно и скрипке. Но любимым занятием было литературное творчество. У врат обители святой Стоял просящий подаянья Бедняк иссохший, чуть живой От глада, жажды и страданья.  Куска лишь хлеба он просил, И взор являл живую муку, И кто-то камень положил В его протянутую руку. Так я молил твоей любви С слезами горькими, с тоскою; Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою.  «Нищий» 1830

В 1828 году Лермонтов был определён в Благородный пансион при Московском университете. В пансионе ярко проявились разносторонние дарования юного Лермонтова. Он в совершенстве овладел западноевропейскими языками. Много времени отдавал искусству: рисовал, лепил, играл на фортепьяно и скрипке. Но любимым занятием было литературное творчество.

У врат обители святой

Стоял просящий подаянья

Бедняк иссохший, чуть живой

От глада, жажды и страданья.

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил В его протянутую руку.

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою.

«Нищий» 1830

 В Московском университете (1830 -1832) Лермонтов сформировался как передовой человек и замечательный поэт.. Он много читал, общался с передовой студенческой молодёжью. Глубокий ум поэта, его резкие суждения (он смело высказывался о многом без всякой пощады и без прикрас) раздражали некоторых реакционных профессоров. Ему дали понять, что его пребывание в Московском университете нежелательно. Не угаси сей чудный пламень, Всесожигающий костёр, Преобрати мне сердце в камень, Останови голодный взор; От страшной жажды песнопенья Пускай, Творец, освобожусь, Тогда на тесный путь спасенья К тебе я снова обращусь.  «Молитва» 1829

В Московском университете (1830 -1832) Лермонтов сформировался как передовой человек и замечательный поэт.. Он много читал, общался с передовой студенческой молодёжью. Глубокий ум поэта, его резкие суждения (он смело высказывался о многом без всякой пощады и без прикрас) раздражали некоторых реакционных профессоров. Ему дали понять, что его пребывание в Московском университете нежелательно.

Не угаси сей чудный пламень,

Всесожигающий костёр,

Преобрати мне сердце в камень,

Останови голодный взор;

От страшной жажды песнопенья

Пускай, Творец, освобожусь,

Тогда на тесный путь спасенья

К тебе я снова обращусь.

«Молитва» 1829

Лермонтов едет в Петербург в надежде продолжить обучение в столичном университете. Но ему отказывают зачесть прослушанные в Москве предметы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов, по настоянию родных избирает военное поприще и сдаёт экзамены в Школу гвардейских прапорщиков. «Два страшных года» – так определил Лермонтов время пребывания здесь, где военная муштра почти не оставляла времени для занятий серьёзным литературным творчеством. Как в ночь звезды падучей пламень, Не нужен в мире я, Хоть сердце тяжело, как камень, Но всё под ним змея. Меня спасало вдохновенье От мелочных сует; Но от своей души спасенья И в самом счастье нет. Молю о счастии, бывало, Дождался наконец, И тягостно мне счастье стало, Как для царя венец. И, все мечты отвергнув снова, Остался я один – Как замка мрачного, пустого Ничтожный властелин.

Лермонтов едет в Петербург в надежде продолжить обучение в столичном университете. Но ему отказывают зачесть прослушанные в Москве предметы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов, по настоянию родных избирает военное поприще и сдаёт экзамены в Школу гвардейских прапорщиков. «Два страшных года» – так определил Лермонтов время пребывания здесь, где военная муштра почти не оставляла времени для занятий серьёзным литературным творчеством.

Как в ночь звезды падучей пламень,

Не нужен в мире я,

Хоть сердце тяжело, как камень,

Но всё под ним змея.

Меня спасало вдохновенье

От мелочных сует;

Но от своей души спасенья

И в самом счастье нет.

Молю о счастии, бывало,

Дождался наконец,

И тягостно мне счастье стало,

Как для царя венец.

И, все мечты отвергнув снова,

Остался я один –

Как замка мрачного, пустого

Ничтожный властелин.

 Лермонтов высоко ценил творчество Пушкина. Печальное известие о кончине поэта потрясло его. Он пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором в смерти поэта обвинял придворную знать.  За написание «непозволительных стихов» Лермонтова переводят в Нижегородский драгунский полк, который стоял недалеко от Тифлиса и участвовал в войне с горцами. Погиб поэт! –невольник чести – Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит!  «Смерть поэта» 1837

Лермонтов высоко ценил творчество Пушкина. Печальное известие о кончине поэта потрясло его. Он пишет стихотворение «Смерть поэта», в котором в смерти поэта обвинял придворную знать.

За написание «непозволительных стихов» Лермонтова переводят в Нижегородский драгунский полк, который стоял недалеко от Тифлиса и участвовал в войне с горцами.

Погиб поэт! –невольник чести –

Пал, оклеветанный молвой,

С свинцом в груди и жаждой мести,

Поникнув гордой головой!..

Не вынесла душа поэта

Позора мелочных обид,

Восстал он против мнений света

Один, как прежде… и убит!

«Смерть поэта» 1837

Елизавета Алексеевна Арсеньева неустанно хлопотала о возвращении любимого внука в полк, в котором он служил раньше. Её прошение поддержал Жуковский. Осенью 1837 года Лермонтова перевели в Новгород, а весной следующего года разрешили служить в столице. Этот период был самым плодотворным для поэта. Я жить хочу! Хочу печали Любви и счастию назло; Они мой ум избаловали И слишком сгладили чело. Пора, пора насмешкам света Прогнать спокойствия туман; Что без страданий жизнь поэта? И что без бури океан?

Елизавета Алексеевна Арсеньева неустанно хлопотала о возвращении любимого внука в полк, в котором он служил раньше. Её прошение поддержал Жуковский. Осенью 1837 года Лермонтова перевели в Новгород, а весной следующего года разрешили служить в столице.

Этот период был самым плодотворным для поэта.

Я жить хочу! Хочу печали

Любви и счастию назло;

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Пора, пора насмешкам света

Прогнать спокойствия туман;

Что без страданий жизнь поэта?

И что без бури океан?

Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоёвывая «большой свет» и мир литературы. В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества – безвольного, не способного на деяние, страсть, творчество. Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья и сомненья, В бездействии состарится оно…  К добру и злу постыдно равнодушны, В начале поприща мы вянем без борьбы; Перед опасностью позорно-малодушны И перед властию – презренные рабы…  «Дума» 1838

Лермонтов служит в Лейб-гвардии гусарском полку, уверенно завоёвывая «большой свет» и мир литературы. В зрелой лирике Лермонтова доминирует тема современного ему общества – безвольного, не способного на деяние, страсть, творчество.

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее – иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанья и сомненья,

В бездействии состарится оно…

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы;

Перед опасностью позорно-малодушны

И перед властию – презренные рабы…

«Дума» 1838

 Скептически оценивая жизнь как таковую, Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом, в народной культуре, Богоборчество, мотивы невозможности любви и губительной красоты соседствуют с поиском душевной умиротворённости. … Уж не жду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть; Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть!.. Но не тем холодным сном могилы… Я б желал навеки так заснуть, Чтоб в груди дремали жизни силы, Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь; Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея, Про любовь мне сладкий голос пел, Надо мной чтоб, вечно зеленея,  Тёмный дуб склонялся и шумел.  «Выхожу один я на дорогу…» 1841

Скептически оценивая жизнь как таковую, Лермонтов ищет гармонию в эпическом прошлом, в народной культуре, Богоборчество, мотивы невозможности любви и губительной красоты соседствуют с поиском душевной умиротворённости.

Уж не жду от жизни ничего я,

И не жаль мне прошлого ничуть;

Я ищу свободы и покоя!

Я б хотел забыться и заснуть!..

Но не тем холодным сном могилы…

Я б желал навеки так заснуть,

Чтоб в груди дремали жизни силы,

Чтоб, дыша, вздымалась тихо грудь;

Чтоб, всю ночь, весь день мой слух лелея,

Про любовь мне сладкий голос пел,

Надо мной чтоб, вечно зеленея,

Тёмный дуб склонялся и шумел.

«Выхожу один я на дорогу…» 1841

Дуэль Лермонтова с сыном фрацузского посла Э. де Барантом привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях, за что представляется к наградам(вычеркнут из списков Николаем 1), но получает отпуск, приезжает в Петербург, обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности. Одно за другим пишутся гениальные стихотворения. Твой стих, как Божий дух, носился над толпой; И, отзыв мыслей благородных, Звучал, как колокол на башне вечевой, Во дни торжеств и бед народных.  «Поэт» 1838

Дуэль Лермонтова с сыном фрацузского посла Э. де Барантом привела к аресту и переводу в Тенгинский пехотный полк. Поэт отбывает на Кавказ, где принимает участие в боевых действиях, за что представляется к наградам(вычеркнут из списков Николаем 1), но получает отпуск, приезжает в Петербург, обдумывает планы отставки и дальнейшей литературной деятельности. Одно за другим пишутся гениальные стихотворения.

Твой стих, как Божий дух, носился над толпой;

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол на башне вечевой,

Во дни торжеств и бед народных.

«Поэт» 1838

 Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» и гибели поэта.  Никто моим словам не внемлет… я один. День гаснет…красными рисуясь полосами, на запад уклонились тучи, и камин Трещит передо мной. Я полон весь мечтами О будущем… и дни мои толпой Однообразною проходят предо мной, И тщетно я ищу смущёнными очами Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!

Возвращаясь на Кавказ, Лермонтов задерживается в Пятигорске для лечения на минеральных водах. Случайная ссора с соучеником по юнкерской школе Мартыновым приводит к «вечно печальной дуэли» и гибели поэта.

Никто моим словам не внемлет… я один.

День гаснет…красными рисуясь полосами, на запад уклонились тучи, и камин

Трещит передо мной. Я полон весь мечтами

О будущем… и дни мои толпой

Однообразною проходят предо мной,

И тщетно я ищу смущёнными очами

Меж них хоть день один, отмеченный судьбой!