Тема урока: «Жизнь и творчество Михаила Юрьевича Лермонтова. Тема одиночества в стихотворении «Тучи»
Цели урока:
расширить знания о жизни, творчестве М.Ю.Лермонтова; проникнуть в мир лирического героя, знать историю создания стихотворения, уметь анализировать стихотворение «Тучи»)
Эпиграф:
- И скучно, и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды…
- М.Ю.Лермонтов
М.Ю.Лермонтов родился 3 октября 1814г. в Москве. Это самый ранний портрет Михаила
Родители поэта. Отец - капитан в отставке Юрий Петрович Лермонтов (1787-1831) Мать - Мария Михайловна (1795-1817).
Детство Лермонтов проводит в усадьбе своей бабушки Е.А.Арсеньевой в с.Тарханы Пензенской губернии. Мальчик получает домашнее образование, с детства свободно владеет французским и немецким языками. В 1827 г . Лермонтов переезжает с бабушкой в Москву.
В 1830г. Лермонтов поступает в Московский университет. К этому времени относится начало литературной деятельности: он пишет лирические стихи.
В 1832 г. Лермонтов вынужден покинуть университет. Он переезжает в Петербург, где поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров.
В 1835 г. первые стихи появились Лермонтова в печати. До тех пор Лермонтов известен как поэт лишь в офицерских и светских кругах
В 1837г. Лермонтов узнает о гибели А.С.Пушкина и пишет стихотворение "Смерть поэта". Стихотворение воспринимается как "воззвание к революции"; начинается дело, и уже через несколько дней (25 февраля), по Высочайшему повелению, Лермонтова переводят на Кавказ.
Лермонтов — один из величайших мастеров русского художественного слова. Преемник Пушкина и продолжатель его работы в стихах и прозе. В 1937 году после смерти Пушкина именно он пишет гневное послание «Смерть поэта», за что был отправлен в ссылку .
Пушкин – дневное, Лермонтов-ночное светило русской поэзии. Вся она между ними колеблется, как между двумя полюсами – созерцанием и действием. Д.С.Мережковский
Во время ссылки и позднее особенно раскрылось художественное дарование Лермонтова, с детства увлекавшегося живописью.
Ему принадлежат акварели, картины маслом, рисунки - пейзажи, жанровые сцены, портреты и карикатуры.
Лучшие из них связаны с кавказской темой
Воспоминание о Кавказе
Вид Пятигорска
Крестовая гора
В 1840г. военный суд за дуэль приговаривает Лермонтова к вторичной ссылке на Кавказ. Он уезжает, где принимает участие в военных действиях и обращает на себя внимание начальника отряда "расторопностью, верностью взгляда и пылким мужеством", за которое его представляют к награде.
15 июля 1841 г. состоялась дуэль между Лермонтовым и Мартыновым, закончившаяся трагической гибелью поэта. 17 июля Лермонтова похоронили на городском кладбище "при стечении всего Пятигорска" . В 1899 г. в Пятигорске открыт памятник Лермонтову, воздвигнутый по всероссийской подписке.
В 1842г. прах Лермонтова был перевезен в Тарханы и похоронен в семейном склепе Арсеньевых
Тучи
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
это образ поэта в лирике , художественный двойник автора, выступающий как жизненная роль.
Словарная работа
- Ссылка - вид наказания – пребывание на поселении в отдаленном месте
- Изгнание – вынужденное пребывание где-нибудь в качестве изгнанного
- Лазурь – светло-синий цвет, синева
- Странник – тот, у кого нет дома, кто бесприютен, одинок
Степью лазурною
Как вы понимаете смысл этих слов?
В прямом или переносном значении
употреблены слова?
ЛАЗУРЬ – светло-синий цвет, синева.
МЕТАФОРА - троп, слово или выражение, употребляемое в переносном значении, в основе которого лежит неназванное сравнение предмета с каким-либо другим на основании их общего признака.
Анализ стихотворения
Прочтите первую строфу.
Тучки небесные, вечные странники! Степью лазурною, цепью жемчужною Мчитесь вы, будто как я же, изгнанники С милого севера в сторону южную.
Какую картину вы видите?
Какое слово нарушает идиллическую картину?
Изгнанники
Анализ стихотворения
Прочтите вторую строфу.
Кто же вас гонит: судьбы ли решение? Зависть ли тайная? злоба ль открытая? Или на вас тяготит преступление? Или друзей клевета ядовитая?
Какие предложения преобладают?
Риторический вопрос -
приём, при котором на вопрос не требуется ответ, он очевиден. Употребляются для заострения темы, привлечения внимания.
Выводы: Так к чему привлекает внимание поэт? Какую проблему хочет заострить?
Друзей клевета ядовитая…
Третья строфа
Нет, вам наскучили нивы бесплодные... Чужды вам страсти и чужды страдания; Вечно холодные, вечно свободные, Нет у вас родины, нет вам изгнания.
Отрицание утверждает эти чувства, страдания, страсти в судьбе самого поэта.
Участь изгнанника противопоставляется уделу «вечно холодных, вечно свободных» туч.
Антитеза – резкое противопоставление.
Тест
- 1.Назовите годы жизни М.Ю. Лермонтова
- а) 1801-1841, б) 1810-1841, в)1814-1851, г)1814-1841
- 2. Детство мальчика проходило в имении…
- а) Михайловское, б) Тарханы, в) Петровское, г)Коломенское
- 3. Что стало причиной второй ссылки поэта на Кавказ?
- а) публикация стихотворения «Смерть поэта», Б) дуэль с сыном французского подданного ,в) желание самого Лермонтова, г) участие в восстании декабристов
- 4. Стихотворения «Тучи», «Листок», «Утес», «Парус» сближает
- а) тема одиночества, б) гражданская тематика, в) вольнолюбие, г) пейзаж
- 5. «Тучки небесные, вечные странники…», - это первая строчка стихотворения а) «Тучи», б) «Листок», в) «На севере диком…», г) «Парус»
- 6. Что, по мнению Лермонтова, наскучило тучкам в стихотворении «Тучи»
- а) страсти и страдания, б) холод, в) свобода, г) нивы бесплодные
- 7.Как звали бабушку М.Ю. Лермонтова?
- а) М.А.Раевская, б) Е.А. Арсеньева, в) В.П. Лопухина, г) Е.В. Волкова
- 8. Какое стихотворение сделало Лермонтова известным и стало причиной первой ссылки на Кавказ?
- а) «Парус», б) «Смерть поэта», в) «Листок», г) «Три пальмы»
- 9. Кто был противником Лермонтова на дуэли в 1841 году?
- а) Дантес, Б) Мартынов, в) Киреевский, г) де Барант
- 10. Какой из трехсложных размеров имеет ударение на первом слоге?
- а)дактиль; б)амфибрахий; в)анапест.
Ответы:
- 1- г 9- б
- 2- б 10-а
- 3-б
- 4-а
- 5-а
- 6-г
- 7-б
- 8-б
Шкала оценивания:
- 10-9 верно- ------------------------ «5»
- 8-7 верно- -------------------------- «4»
- 6-5 верно- ------------------------- -«3»
- 4-1 верно --------------------------- «2»
«
- Вечное, страшное
- Гнетёт, мучает, не отпускает
- Грустное ощущение -
Итоги урока. Рефлексия:
♦ Что нового вы узнали о личности М. Ю. Лермонтова? О его творчестве?
- Каков основной мотив поэзии Лермонтова?
- ♦ Как вы оцениваете своё участие в подготовке и проведении урока?
- Изменилось ли первое впечатление от стихотворения после анализа, который мы провели?
- ♦ Что в уроке вам понравилось больше всего?
Домашняя работа
Стихотворение «Тучи» наизусть,
с.155-156 выразительно чит.,
вопр. 3-4 стр.157