СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Михаил Павлович Чельцов -новомученик Российский XXвека-уроженец Кораблинской земли.

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученицы 11 класса Кузнецовой Алины. 

Просмотр содержимого документа
«Михаил Павлович Чельцов -новомученик Российский XXвека-уроженец Кораблинской земли.»


Духовное наследие

Чельцов Михаил Павлович – новомученик Российский XX века-

уроженец Кораблинской земли

Кузнецова Алина , учащаяся 11 класса МОУ «Кораблинской СШ №1», Кораблинский район

Баранова Елена Евгеньевна, учитель истории МОУ «Кораблинская средняя школа №1»


«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие», - писал великий русский поэт, писатель и драматург XIX века Александр Сергеевич Пушкин. Рязанская земля может по достоинству гордиться славою своих предков, которых по последним данным насчитывается около полутора тысяч человек. Среди них имя протоиерея Чельцова Михаила Павловича – священномученика, причисленного Русской Православной церковью к лику святых. Актуальность темы исследования. В последнее время встал вопрос о формировании у подрастающего поколения чувства любви к Родине, понимания православных истоков российской государственности, нравственности, духовности и культуры. Поможет в этом изучение жизни святых, вклада их в духовную жизнь народа. Впервые о Михаиле Павловиче Чельцове я узнала, когда в составе волонтерской группы нашей школы принимала участие в уборке территории церкви иконы Божьей Матери «Знамение» села Кикино Кораблинского района. Я обратила внимание на памятник, установленный рядом с этой церковью. На нем - надпись: «Священномученику Михаилу Чельцову от жителей села Кикино. Святый отче Михаиле, прости нас грешных и моли Бога о нас». (Приложение 1) Чем заслужил такую проникновенную любовь своих земляков Михаил Чельцов? Каким он был человеком? Эти вопросы взволновали меня. Целью моей исследовательской работы является знакомство с жизнью священномученика Михаила Чельцова путем поиска и анализа различных видов источников информации. Предмет исследования: духовная жизнь Михаила Павловича Чельцова. Методы исследования: источниковедческий анализ, описательный метод - работа с различными материалами; исследовательский метод – изучение, анализ материалов и документов. Источники: Сайт Государственной публичной исторической библиотеки России - И.В. Добролюбов «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской Епархии» Том 2. На сайтах Скопинской Епархии, Православное духовенство, Православной библиотеки ознакомилась с трудами священномученика Михаила Чельцова. Особое место среди источников информации о нем занимает книга «Мы вправе знать» 2020 года издания (4-ое издание исправленное и дополненное), написанная его внуком - Чельцовым Анатолием Васильевичем, известным Санкт-Петербургским ученым, доктором технических наук, член - корреспондентом Метрологической академии. Издание этой книги было подготовлено к 150-летию со дня рождения Михаила Чельцова. Перспективы исследования: планирую представить свою работу обучающимся школы в рамках мероприятий, посвященных знаменитым личностям Кораблинского района Рязанской области, а также участвовать в муниципальном, региональном конкурсах по школьному краеведению. Гордость за прославленных своих земляков формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, патриотические чувства и социальную активность. Детство и юность. Род Чельцовых известен еще с 14 века, он дал России замечательных духовных преподавателей учебных заведений. Изобильным видится родословное древо Чельцовых – священников, увенчанное двумя святыми – праведного отца Петра - исповедника Великодворского и священномученика Михаила. О детстве и юности священномученика известно не так много. Я узнала из биографической базы данных «Духовенство Русской православной церкви в XX веке»: «Чельцов Михаил Павлович, протоиерей, священномученик. Дата рождения: 27.5.1870 Место рождения: Рязанская губ., Ряжский уезд, с. Кикино» [3]. В этом селе прошло его детство, сформировался характер. Примечательна история села Кикино, которое в качестве деревни упоминается в окладных книгах1676г.«Земли  во  владении  причта  состоит  33  десятины,  которая  находится  вся  в близком расстоянии от церкви. В состав прихода, кроме села, входят деревни Дервинск, Ковалинки (Михайловка), Марьино (Кикинские Выселки), Малое Хомутское (Кукуевка). Ковалинка, Михайловка тож, получила свое наименование от имени помещика Михаила  Ковалинского, который из малороссийского своего имения выселил в эту деревню несколько семей. Следы малороссийского происхождения доселе сохранились в выговоре Ковалинских обитателей. Марьино выселено из с. Кикина помещиком Семеновым  в пятидесятых годах текущего столетия. Малое Хомутовское населено переселенцами из деревни Хомутской в 1861 г. В приходе к Знаменской церкви при 234 дворах числится муж. пола 851, жен. пола 887, в числе коих грамотных, благодаря отсутствию школ,  не более 100 человек. По штату 1873 г. в причте положены 1 священник и 1 псаломщик» [2].О происхождение фамилии интересна версия Нины Борисовны Чельцовой (представительницы рода Чельцовых): «Слово Чельцов одного корня со словом «человек» (словек), что означает владеющий словом. Все известные Чельцовы владели словом письменным и изустным. Не отсюда ли наша фамилия?» [1]. Его предки относились к духовному сословию: его прадед служил, в своё время, священником, дед — диаконом, а отец, Павел Михайлович,(Приложение 2) — священником Знаменской церкви (была построена в 1854-1857годах), расположенной в селе Кикино. Я узнала, что в этой церкви крестился Михаил. Его мать, Агриппина Сергеевна (в девичестве Полянская), была человеком глубокой и искренней веры. Она в Михаиле с ранних лет прививала любовь к Богу и своим ближним. Мальчик рос послушным ребёнком и к наказам своих воспитателей относился с завидной серьёзностью. В юности Михаил отличался вдумчивым и ответственным отношением к собственной жизни, и уже тогда размышлял о возможности посвятить свои силы пастырскому служению. Будучи подростком, Михаил среди сверстников выделялся глубокомыслием и серьезным отношением к учебе. На развитие способностей и формирование волевого характера юноши большое влияние оказал дядя, Стахий Сергеевич Полянский, известный в Рязанской губернии священник и духовный писатель.Образование. Для получения среднего образования отец ( Павел Михайлович) отдал своего сына в Рязанскую Духовную семинарию, которую окончил сам и в которой обучилось не одно поколение Чельцовых. Пройдя полный курс обучения в Рязанской семинарии, в 1890 году Михаил Павлович поступил на историческое отделение Казанской духовной академии. Здесь он проявил себя с лучшей стороны, как и положено сыну потомственного священнослужителя: отличался набожностью, серьезным, вдумчивым отношением к занятиям и успешно учился с большим прилежанием. Видной особенностью этой академии была её миссионерская направленность, имевшая целью обращение в православие иноверцев, (татар, чувашей, черемисов…), густо населяющих восточные губернии Российской империи. [1] Преподавательская и миссионерская деятельность. В Казанской духовной академии успешно работало миссионерское отделение, привлекающее к этой деятельности студентов. Среди них оказался Михаил Павлович Чельцов. После окончания в 1894 году Духовной академии со степенью кандидата богословия, учитывая личное желание и высокий уровень подготовленности, он был направлен в Калужскую духовную семинарию на преподавательскую должность, где в течение четырех лет читал курс лекций по истории и обличению русского раскола, сектантства и истории западных исповеданий.

Одновременно Михаил Павлович занимался научной работой: трудился над магистерской диссертацией по теме «Церковь Королевства Сербского со времени приобретения ею автокефальности в 1879-1896 гг.». Эта тема интересовала его еще в стенах Духовной академии, привлекала любовью к братскому славянскому народу. К 1898-ому году труд был закончен и отправлен на рассмотрение в Калужскую духовную академию, а 18 ноября 1899 года состоялась защита диссертации. Его работа не осталась незамеченной, она не только послужила ценным вкладом в нашу богословскую, особенно каноническую, литературу, но и была издана с разрешения Совета Казанской академии отдельной книгой, не утратившей своего прежнего научного значения. К 1900 году в Калужской епархии насчитывалось до сорока пяти тысяч раскольников. Для противостояния и борьбы с их влиянием было создано Калужское церковное «Братство во имя св. апостола Иоанна Богослова». Членом этого братства стал Михаил Павлович. Вскоре он вошел в совет братства и стал делопроизводителем этого совета, «достойно неся это послушание». Здесь раскрылся талант Михаила Павловича как миссионера. Так в 1897 году преосвященным Макарием были организованы миссионерские противораскольнические курсы. «Преподаватель Семинарии М.П. Чельцов преподал собравшимся… курсистам обличение раскола, познакомив их попутно с историей его. Эта мера борьбы с расколом вызвала одобрительную отметку Его Императорского Величества на всеподданнейшем докладе Калужского губернатора». В 1898 году Михаил Павлович получил назначение на работу по линии миссионерства в Санкт-Петербургской епархии. Одной из главных задач ставилась борьба с сектантскими и раскольническими движениями. С 1899 по 1903 год деятельный миссионер опубликовал более 40 трудов, посвященных изучению проблем петербургских раскольников. Под его патронажем обучался Михаил Васильевич Гундяев - отец Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. 22 мая 1914 года Михаил Павлович был возведён в сан протоиерея (Приложение 3), с середины 1916 года состоял членом Совета «Петроградского Законоучительского братства», которое объединяло 200 человек.

Сочинения. Отец Михаил Чельцов написал и опубликовал 18 книг, брошюр, учебников и очень много статей в периодической печати - всего около 170 работ по богословию, философии, истории, педагогике, литературоведению. Среди его трудов «Единоверие за время столетнего существования в Русской церкви» (1900), «Современная жизнь в расколе и сектантстве» (1905), «В помощь законоучителю. О преподавании Закона Божия в начальной школе»(1915), «По поводу исторических мировых событий, переживаемых в настоящее время» (Историческая записка; 1915), «Христианское миросозерцание» (1917; курс лекций по научной апологетике христианского вероучения), «Воспоминания «смертника» о пережитом» (1926), «В чём причина церковной разрухи» (1928), впервые опубликовано в историческом альманахе «Минувшее» Издательство ATHENEUM – ФЕНИКС, Москва–С.-Петербург, 1994. [4] Аресты и мученическая смерть. «Январь 1918 года. Царят уже большевики и повсюду нагоняют страх и трепет», - так начинает отец Михаил свою самую известную книгу «Воспоминания «смертника» о пережитом» [5], где он излагает историю всех своих шести арестов. По «делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей» в 1922 году в помощь голодающим Поволжья, протоиерей Михаил Чельцов был приговорен к расстрелу (приговор позже был отменен). Последний арест был проведен 2 сентября 1930 года по делу графини Зарнекау. Суть дела состояла в том, что летом 1929 года нелегально прибыли из заграницы в Ленинград два офицера-эмигранта и вывезли из СССР Екатерину Зарнекау (представительницу царской семьи). Отец Михаил был арестован как «активный участник контрреволюционной группировки монархического направления». Его обвиняли в связи с Екатериной Зарнекау, якобы он был ее духовником. На самом деле он никогда « ни с кем не виделся и не разговаривал» [1]. Михаила Чельцова расстреляли 7 января 1931 года, в 23.30 (Приложение 4). Точных сведений о месте захоронения Михаила Чельцова я не нашла. Считается предположительным местом его захоронения - Левашовская пустошь на Карельском перешейке. После заявления Василия Михайловича Чельцова в Генеральную прокуратуру СССР по вопросу о реабилитации его отца - Чельцова Михаила Павловича в марте 1988 года , военная прокуратура пересмотрела дело Зарнекау. 26 октября 1988 года он был реабилитирован Президиумом Ленинградского суда по 1931 году репрессий, а 31 октября 1990 года - реабилитирован Президиумом Верховного Суда РСФСР по 1922 году репрессий. Канонизация. Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 16 июля 2005 года Чельцов Михаил Павлович причислен к лику новомучеников и исповедников Российских. В Кораблинской районе на родине Чельцова чтут память о своем святом земляке. В церкви Покровской Божьей Матери города Кораблина находится икона этого святого (в настоящее время - в алтаре храма) (Приложение 5). В 8 января 2016 года в Кораблинском краеведческом музее состоялась встреча с представительницей рода Чельцовых - Ниной Борисовной Чельцовой. 27 мая 2016 года, в день тезоименитства священномученика Михаила Чельцова, состоялась установка памятного креста в селе Кикино Рязанской области. Фото об этих событиях предоставила сотрудница церкви Покрова Богородицы - Гаттаулина Наталья Юрьевна. 10января 2017 года в Кораблинской центральной библиотеке прошла выставка, посвященная памяти священномученика Михаила (Приложение 7). Организатором этой выставки был Сергей Юрьевич Панферов - краевед. Выставку торжественно открыли благочинный Кораблинского округа - протоиерей Петр Лесников и заместитель Главы администрации Кораблинского района - Денисова Лариса Викторовна. Я узнала о том, что в Кораблинском районе был разработан народный проект по созданию объекта паломнического и сельского туризма «Достопримечательное место «Родина Михаила Чельцова». (Приложение 8). Общественным руководителем этого проекта является Сергей Юрьевич Панферов. В селе Кикино установлены информационные таблички, у поклонного креста - информационная доска с QR-кодами. Это достопримечательное место не только увековечит имя известного земляка, но и, возможно, станет привлекательным для туристов объектом. Заключение. В ходе исследования я получила следующие результаты: узнала интересные факты из биографии священномученика Михаила Павловича Чельцова- профессора богословия, философии, истории, педагогики, литературоведения; выяснила, что в его духовно-нравственном развитии сыграла большую роль семья; написанные им труды внесли бесценный вклад в развитие просвещения нашей страны; за свой труд и непоколебимость веры он был причислен к лику святых Русской православной церкви. Я считаю, что в настоящее время каждый человек, который считает себя россиянином, должен знать своих земляков и гордиться их славою. Мы, представители нашего поколения, сохраним память о них и откроем новые забытые имена в истории Кораблинского края. Мы вправе знать…



Список источников и использованной литературы

1. Чельцов А.В. Мы вправе знать/ Чельцов А.В..-Рязань: Русское слово, 2020.-328с.

2. Государственная публичная историческая библиотека России. Добролюбов И.В.«Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» 1885 г., том 2, стр. 319 Государственная публичная историческая библиотека России. [Электронный ресурс] - http://elib.shpl.ru/ru/nodes/13439-t-2-1885#mode/inspect/page/319/zoom/4

3. Духовенство Русской Православной церкви в XX веке [Электронный ресурс] https://pravoslavnoe-duhovenstvo.ru/search/?query=чельцов+михаил

4.Сайт Скопинской епархии [Электронный ресурс] -http://skopineparhia.ru/index.php/eparh/svyatye/item/403-cheltsov-mikhail-pavlovich-svyashchennomuchenik

5.Чельцов М. «Воспоминания «смертника» о пережитом» [Электронный ресурс] https://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltsov/vospominanija-smertnika-o-perezhitom/1

Список информаторов:

Гаттаулина Наталья Юрьевна

Панферов Сергей Юрьевич





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!