Муниципальное общеобразовательное учреждение
Сергиевская средняя общеобразовательная школа №1
«Образовательный центр»
муниципального района Сергиевский Самарской области
Методическая разработка открытого
урока литературного чтения, проведенного 23.04.2013 года
во 2 «В» классе по теме
М. Пришвин «Ребята и утята»
Учитель: Скидан Оксана Владимировна
2013 год
Тема: М. Пришвин «Ребята и утята»
Дата:02.12.2022
Класс: 2-А
Цели урока:
организовать деятельность учащихся по ознакомлению с творчеством М.М.Пришвина; эмоционально-эстетического восприятия произведения; выражать при чтении свое отношение к прочитанному, создать условия для формирования УУД.
Личностных: мотивация учения, нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор), воспитание любви к природе, бережного отношения к ней;
познавательных: формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации, моделирование, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения сериации, классификации объектов, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование,
коммуникативных: оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка .
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы: беседа, самостоятельная работа, объяснение нового материала, методы контроля и самоконтроля.
Оборудование: презентация к уроку, карточки, рабочая тетрадь,учебник.
Ход урока
І. Организационный момент.
Ручки? (На месте!)
Ножки? (На месте!)
Локти? (У края!)
Спина? (Прямая!)
II. Проверка домашнего задания.
Стихотворение У. с. 129 наизусть (3-4 человека).
Подобрать материал (пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки) о воробье из устного народного творчества.
III. Актуализация знаний
– Почему Вы любите уроки литературного чтения?
– Что ждете от сегодняшнего урока? Начните со слов:
Сегодня на уроке мне хотелось бы...
– А что необходимо чтобы все на уроке все получилось?
– Мы настроили себя на деловой лад, пусть все у нас получится! Каждый урок литературного чтения – это новая встреча. А с кем или с чем можно встретиться на уроке?
– И этот урок не исключение, нас ждет встреча. Впрочем, сейчас Вы все узнаете сами.
3. Введение в тему
Вы узнали этого писателя? А что Вам известно об его творчестве?
- Михаил Михайлович Пришвин родился 4 февраля в Орловской губернии. Отец Михаила умер, когда мальчику было 7 лет .Мама воспитывала одна 5 детей.
- Сейчас вы самостоятельно познакомитесь с биографией писателя. У вас на партах лежат листочки – прочитайте, что на них написано.
Информация на листиках:
1.Семье жилось трудно.
2. М.Пришвин помогал людям и природе.
3. Был неравнодушным человеком.
4. Много путешествовал.
5. Любим охоту.
6. Наблюдал за жизнью животных.
7.В 30 лет стал писателем.
8. Писал рассказы о природе.
III. Изучение нового материала.
- О ком вы читали сейчас?
- К какой группе животных они относятся?
- Какая это птица: оседлая или перелётная?
О писателе.
М. Пришвин родился 4 февраля 1873 г. в Орловской губернии близ города Ельца. Жилось его семье трудно, так как мать осталась одна с пятью детьми. В Германии закончил университет и стал агрономом. Он собирался заняться наукой, но стал писателем. В 30 лет он стал писать о природе. Пришвин был влюблён в свою Родину, в её красоту, в леса, поля, реки и озёра, в её птиц и зверей. Все произведения писателя проникнуты большой любовью к природе. Это «Кладовая солнца», «Лесная капель», «Охота за бабочкой» и др.
Знакомство с рассказом. Словарная работа.
ХОЛМ - небольшой бугорок.
ВЕРСТА – старая русская мера длины равная 1,06 км.
КУЗНИЦА – место, где работает кузнец – кует металл.
ПАРОВОЕ ПОЛЕ – поле, на котором не стали сажать растения, отдыхающее поле.
ВОДА СПАЛА – меньше стало воды
МЕСТА ОТКРЫТЫЕ ДЛЯ ГЛАЗ ЧЕЛОВЕКА – видно кругом далеко.
- Какие ещё вы отметили слова? Назовите их. Что обозначает это слово?
В ОБХОД ДЕРЕВНИ - обходя стороной, не заходя в деревню.
ЗАШВЫРЯЛИ – закидали
Ребус.
Разгадай ребус узнаешь главную героиню произведения.
- Отгадайте ребус.
Сумка минус С, М=Т получается УТКА
- Как можно ласково назвать утку?
-Мы прочитаем рассказ о маленькой уточке чирке – свистунке.
Физкультминутка
Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел зеленый жук
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Утки шеи выгибают. (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Зашумел в пруду камыш (Наклоны туловища)
Ш-ш-ш
И опять настала тишь.(Сели)
Работа над рассказом.
1 часть
- Прочитайте внимательно 1 часть рассказа про себя. (Затем вслух по цепочке.)
– Почему уточка устроила свое гнездо далеко от озера?
– Докажите строчками из произведения. (Весной это озеро далеко разливалось…)
– Почему уточка решила перевести своих утят из болотного леса? (Вода спала.)
– Сколько надо было идти до озера? (3 версты.)
– Сколько это километров? (Чуть больше 3 километров.)
– Это много или мало для человека?
– А для маленькой уточки? (Много.)
– Прочитайте, как шла мать-уточка с утятами. (В местах, открытых для глаз человека…)
– Почему уточка-мать шла позади утят? (Чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду.)
– Какие враги были у уток? (Люди.)
2 часть
– Как стали вести себя мальчишки, увидев утят? (Закидали шапками.)
– Как вела себя уточка, когда ловили её утят? (Взволнованно.)
– Докажите строчками из произведения. (Все время, пока они ловили…)
– Как в рассказе чаще всего называют уточку? (Мать.)
– А какая она мама? (Заботливая.)
– Вам её жалко?
– Для мамы нет никого дороже и ближе своих детей. Нет ничего сильнее материнской любви. Очень часто мама ценой собственной жизни, собственного благополучия спасает детей от гибели. Это в равной степени можно отнести как к людям, так и к животным. Вы еще маленькие и вам трудно представить себе ту щемящую боль и тот ужас , которые испытала уточка-мать. Но вы можете представить , как поведет себя ваша мама, когда вам грозит опасность или вас кто-то обижает.
– Утята пойманы, что собираются делать ребята?
– Докажите строчками из произведения. (Ребята только было собрались закидать мать…)
– Кто помешал мальчишкам? (Автор.)
– Смогли ли они объяснить свой поступок? (Нет.)
– Какое приказание дал им взрослый?
– Докажите строчками из произведения. (-Живо, - приказал я ребятам, - идите и отдайте ей всех утят.)
3часть «Чтение по абзацам»
– Что можно сказать о ребятах? Какие они?
– Как их назвал рассказчик? (Глупыши.)
– Как можно назвать их по-другому? (Маленькие, глупые, жестокие.)
– Можно ли сказать, что ребята были жестокими?
– Как шла уточка-мать в начале рассказа? (Медленно.)
– А почему сейчас она побежала впереди? ( Хотела быстрее увести детей от врагов.)
– Как Пришвин попрощался с утятами? (Счастливый путь, утята!)
– Что он сделал при этом? (Снял шляпу.)
– Докажите строчками из произведения. (Радостно снял я шляпу и помахав…)
– Как мальчишки на это прореагировали? (Засмеялись.)
– Что приказал им сделать автор? (Тоже снять шапки и кричать до свидания!)
– Рассмотрите иллюстрацию на стр.131 и найдите строчки, которые к ней подходят. (И те самые шапки, запыленные на…)
Какие предложения в тексте подтверждают сначала отрицательные действия,потом положительные.Происходили эти действия при помощи одинаковых предметов у всех персонажей. Найди в тексте строки и прочти их.(Ребята только было собрались закидать шапками… И те же самые шляпы поднимались в воздух…)
IV. Закрепление.
Составление ключевых предложений по тексту.Связь данных предложений с пословицами под рассказом. Коллективное составление предложений.
Работа в карточке.
Пословицы | Ключевые предложения по тексту |
Всякий человек в деле познаётся | Спаситель «Я» |
Любить природу это наблюдать и помогать ей | Возвращение утят к маме |
Кто скоро помог, тот дважды помог | Опасность не упустить из виду Мама утка бросилась спасать утят Наконец-то перевести утят. |
За правое дело, стой смело | Сохранить утят Возвращение утят к маме |
Взаимопроверка. Взаимооценивание.
V. Итог.
- Как называется рассказ, с которым мы познакомились сегодня?
- Кто написал этот рассказ?
- Чему учит это произведение? (Не совершать бездумных поступков. Любить природу, беречь её, чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, знать их жизнь, воспитать в себе готовность защищать животных и оказывать им помощь).
- Как вы понимаете слова: БУДЬ ПРИРОДЕ ДРУГОМ!
VI. Рефлексия. Оцените свою работу (используются сигналы)
На сенсорных крестах висят звоночки зеленого, желтого и красного цветов.
Дети выбирают звоночек в соответствии с оценкой своей деятельности.
Красный – работал активно, все получалось.
Желтый – работал хорошо, иногда обращался за помощью.
Синий – было трудно, не все получилось. –
Домашнее задание с. 130-132 пересказ 1 части.