Внеклассное мероприятие: «Дыханьем Родины храним…» (жизнь и творчество М.В.Ломоносова)
Ломоносов был великий человек…
Он создал первый университет.
Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
А.С. Пушкин
Ход мероприятия часа:
Слово учителя: Два столетия прошло с того времени, когда жил и творил замечательный сын великого русского народа – М.В. Ломоносов.
Простой русский человек, сын архангельского крестьянина-помора, он поднялся до таких высот науки и культуры, о которых никто из его предшественников не мог мечтать.
Короток жизненный путь Ломоносова. Он родился 8 (19) ноября 1711 года, скончался на 54-ом году жизни 4 (15) апреля 1765 года. За это время он совершил столько научных открытий, осуществил столько изобретений, что трудно найти во всей предшествующей мировой истории другого человека таких огромных и плодотворных дерзаний, творческих подвигов. Обширен перечень областей науки, техники и культуры, с которыми он соприкасался, внося в них новое: химия, физика, история, поэзия, экономика, механика, геология, астрономия и т.д. Он был новатором в горном деле, в изготовлении приборов, в русской грамматике, в правилах стихосложения, в развитии русского литературного языка и во многом другом. Ломоносов рождён был Россией, жил для России и все свои силы, знания и помыслы отдал России. Так давайте заглянем в те места, где жил Ломоносов.
Слово учащихся:
Архангельский край, как и весь Русский Север, с давних пор был заселён многочисленными племенами. Вдоль полноводных рек строились укреплённые города и посады, промысловые селения. Природные богатства края привлекали внимание великих московских князей, и в 15 веке Беломорский Север стал частью Московского государства, получив название Двинская земля. Её административным и торговым центром до середины 16 века был город Холмогоры, возникший в 12 веке на берегу Северной Двины.
В устье Северной Двины вблизи Холмогор расположилась деревня Мишанская. Путешественник, посетивший эти места в 1791 году, писал: «Положение окрестности сей деревни обширно и величественно; возвышенные его окружности представляют пахотные нивы, а низкие вокруг пологи имеют вид песчаных степей… северо-западную сторону его облегает вдали большая еловая роща, которая, украшая селение, защищает его отчасти свирепства северных ветров. Изобильнейшие воды окружают повсюду пашни и сенокосы, прерывающиеся лесами и многочисленными холмами». Здесь-то в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова, женатого на Елене Ивановне Сивковой, дочери дьякона села Николаевские Матигоры, в 1711 году родился один из величайших людей России.
Из построек, стоявших на участке, принадлежащем Ломоносовым, ни одна не сохранилась до нашего времени. Но нам известно место усадьбы, на котором до сих пор находится пруд, где, по преданию, отец Ломоносова разводил рыбу. Возле пруда разросся сад, а за ним стоит деревянный одноэтажный дом, в котором с 1940 года помещается мемориальный музей М.В. Ломоносова. Мишанинцы сеяли на тощих землях лён и коноплю, а из злаков – рожь и ячмень. Лучше обстояло дело с пастбищами и сенокосом. Поэтому почти в каждой семье ежегодно откармливали на продажу от двух до пяти быков и нескольких телят. Деньги шли на покупку хлеба. Жители занимались также производством древесного угля, золы, извести, смолокурением. Важную роль играл морской промысел: ловля трески, палтуса, морского окуня – и охота на морского зверя.
С десятилетнего возраста Ломоносов уходил с отцом, опытным помором, в далёкие плавания по Белому и Северному морям, а иногда и Ледовитому океану, приобщаясь к трудному и опасному делу. Сам он рассказывал о ловле китов и других промыслах. Ломоносова тянуло к книге, что в семье, особенно со стороны мачехи, вызывало крайнее недовольство. Позднее он писал: «Имеючи отца, хотя по натуре доброго человека, однако в крайнем невежестве воспитанном, и злую, завистливую мачеху, которая всячески старалась произвести гнев в отце моём, я принужден был читать и учиться, чему возможно было, в уединённых местах и терпеть стужу и голод».
Среди мишанинских крестьян было много мастеровых: медников и кузнецов, портных и сапожников, бочаров и кожевников, гончаров и колесников. Были здесь и свои каменотёсы, шлифовавшие камень для продажи в Архангельске и Великом Устюге. Женщины пряли и белили льняную нить для плетения кружев, ткали на продажу тонкий холст. В длинные вечера северной зимы, в свободное от промыслов время, крестьяне украшали искусной резьбой деревянную посуду, прялки, расписывали туеса, изготовляли предметы из резной кости. Художественной резьбой по кости холмогорцы славились с давних пор. Талантливейший из них – Фёдор Иванович Шубный, впоследствии Шубин. До 19 лет он занимался резьбой на родине, а после смерти отца ушёл с рыбным обозом в Петербург. Там в 1761 году ему удалось встретиться с Ломоносовым, и эта встреча определила жизненный путь великого ваятеля. Он стал великолепным мастером скульптурного портрета.
Слово учителя:
Ломоносову шёл 19-й год, когда он понял, что если он действительно хочет учиться дальше, то надо уходить из отчего дома. Зимой 1730 года Михайло Ломоносов ушёл с рыбным обозом в Москву. Без денег отправляться нельзя, и он обратился за помощью к соседу: занял у него тулуп и денег. Обоз с мороженой рыбой шёл из Холмогор в Москву около трёх недель. В конце декабря подошли к Москве. Здесь Ломоносов поступил учиться в лучшее по тем временам учебное заведение. Чтобы поступить туда, Ломоносову пришлось скрыть своё крестьянское происхождение. Весь курс академии, рассчитанный на 12 лет, Ломоносов закончил за 5 лет. Это было тяжёлое время для Ломоносова. Впоследствии он вспоминал: «…Несказанная бедность: имел один алтын в день жалованья, нельзя было иметь на пропитание в день больше как на денежку хлеба и на денежку квасу, протчее на бумагу, на обувь и другие нужды. Таким образом жил я пять лет, и наук не оставил». В конце 1735 года в Московскую Академию пришёл приказ – отправить 20 наиболее способных к наукам учеников в Петербург для обучения при Академии наук. Среди них был и 24-летний Михайло Ломоносов. В сентябре 1738 года Ломоносов для продолжения учёбы был послан за границу. В ноябре 1736 года Ломоносова зачислили в Марбургский университет, где он прослушал курс по физике, математике, химии и философии. В июле 1739 года Михайло Васильевич с товарищами был отправлен в Саксонию в город Фрейберг, где учили горному делу. В общей сложности за рубежом Ломоносов прослушал курсы по 16 научным дисциплинам. В 1739 году Ломоносов пишет оду «На взятие Хотина» и отправляет её в Петербург в Петербург в Российское собрание при Академии наук. Поэт Ломоносов воспевал в своих произведениях любовь к родине, к русским людям, к науке. В «Оде на день восшествия на престол Елисаветы Петровны 1747 года» Ломоносов прославляет науку.
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут,
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде,
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
В 18 веке оды Ломоносова гремели на всю страну. Многим его стихам подражали поэты 19 века.
В 1742 году Ломоносов Михаил Васильевич возвращается в Петербург. С 1742 года поступает на службу в Академию. Позади годы учения, теперь за дело! Но работать было сложно. Против Ломоносова ополчилась группа профессоров-иностранцев во главе с Шумахером, руководившим тогда Академией. Они не могли простить крестьянскому сыну гордости, независимости, гениальности. Они не выплачивали вовремя жалованье, а однажды посадили Ломоносова под арест. Многое сделал Ломоносов для русской науки. И прежде всего он добился того, чтобы обучение в Академии велось на русском языке, а не на латыни, как было прежде. Он ввёл множество научных терминов. Вот слова, которые впервые употребил Ломоносов: квадрат, синус, диаметр, горизонтальный, кислота, предложный падеж, градусник и т.д. Ломоносов заложил основы современного русского разговорного языка. Два его сочинения имели большое значение для развития русского языка. Это «Российская грамматика» и «Краткое руководство к риторике». Много поколений русских людей учились по этим учебникам. Пушкин сказал о Ломоносове: «Ломоносов был великий человек…Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». «Трудно назвать какую-либо отрасль из существовавших в 18 веке, в которую бы Ломоносов не внёс крупного творческого вклада. В физике, метеорологии, химии, геологии, горном деле, металлургии, географии, истории, теории словесности и литературе он либо создал капитальные труды, совершил выдающиеся открытия, либо выдвинул новые идеи, высказал гениальные прогнозы. Многие идеи Ломоносова на десятки лет и столетия опередили своё время»,- сказал академик Келдыш. Перечислить все заслуги Ломоносова просто невозможно за столь короткое время. Не случайно на Западе долгое время считали, что Ломоносовых в России два: один – химик, другой – поэт и историк.
Архангельский помор вошёл в историю как один из самых выдающихся людей России. Мы чтим его как достойного сына, всю жизнь посвятившего матери-России. Тяжело заболев в марте 1764 года, он говорил академику Я. Штелину: «Друг, я вижу, что должен умереть. Жалею только о том, что не мог я совершить всего того, что предпринял я для пользы Отечества…»
Закончить наш сегодняшний разговор мне хотелось бы стихотворением Н.И. Рыленкова «Ломоносов»:
Куда бежать от сплетен и доносов!
В просторных залах смрадно, как в аду!
И вот опять Михайло Ломоносов
Шумит в академическом саду.
Строптивый сын архангельских поморов,
Прямой, как ветер северной реки,
Он сохранил неукротимый норов
И песни, что певали рыбаки.
Не он ли в школе Заиконоспасской
Одной латынью голод утолял,
Молокососов укрощал указкой
И сметкою монахов удивлял?
Поднявшись вне параграфов и правил,
Везде дыханьем родины храним,
Не он ли в старом Марбурге заставил
Немецких буршей трепетать пред ним?
Не он ли дал российской музе крылья,
Нашёл слова, звучащие как медь!
Доколь же иноземное засилье
Придётся в Академии терпеть?
В неё вошёл, достойный славы Россов,
Как беломорский ветер молодой,
Крестьянский сын Михайло Ломоносов,
Родившийся под северной звездой.
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Хмелинец Задонского муниципального района Липецкой области
Внеклассное мероприятие, посвящённое жизни и творчеству М.В. Ломоносова
Учитель:
Ведерникова Н.А.
Хмелинец - 2019