МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ
государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Архангельской области
«ВЕЛЬСКИЙ ИНДУСТРИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
(ГАПОУ АО «Вельский индустриально-экономический колледж»)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
ТЕМА «МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ»
Выполнила обучающаяся группы ИСП-21
(шифр группы)
Усанина Виктория Александровна
(Фамилия, имя, отчество)
Руководитель: Дмитроченко М.И.
Вельск
2020 г
СОДЕРЖАНИЕ
История жизни Михаила Васильевича Ломоносова…………………………………………………….…….……3
Самые яркие научные достижения Михаила Васильевича Ломоносова…………………………………………………………..........5
История похода Ломоносова до Москвы…………..……..……..............7
Исследование. Путь Ломоносова от Севера до Москвы в наше время.......9
Кем бы стал Ломоносов, если бы родился в 21 веке? Исследование-рассуждение...............................................................................................11
Заключение………………………………………………………...……..13
Список использованной литературы......................................................14
1. ИСТОРИЯ ЖИЗНИ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА
Михаил Васильевич Ломоносов (1711–1765 гг.) – великий русский ученый, химик, физик, художник, историк, поэт и писатель, труды которого стали известны во всем мире. Прославился в таких областях знаний, как: астрономия, геология, приборостроение, география и многие другие.
Ранние годы
Родился Михаил Ломоносов 8 (19) ноября 1711 года в деревне Мишанинская (Архангельская губерния, сейчас — село Ломоносово) в зажиточной семье. С ранних лет он любил выходить с отцом в море. Эти плавания оказали влияние на формирование представлений юного Ломоносова о красоте природы, закалили его характер. Грамоте и чтению Ломоносову удалось обучиться еще в детстве. В возрасте 14 лет Михаил уже умел грамотно писать. Узнав, что отец хочет его женить, в 19 лет решает бежать в Москву.
Учеба и трудовая деятельность
Движимый стремлением к знаниям, он пешком приходит в Москву (1731 г.), где поступает в Славяно-греко-латинскую академию. Там жизнь Ломоносова очень трудна и бедна. Однако благодаря упорству ему удается за 5 лет пройти весь 12-летний курс обучения.
В числе лучших студентов в 1736 году отправляется учиться в Германию, где изучает технические и естественные науки, а также иностранные языки и литературу. Начал собирать свою библиотеку, в которую вошли как античные авторы, так и современники.
Для тех времен биография Михаила Ломоносова была весьма насыщенной. Он изучает множество наук, ставит опыты, выступает с лекциями. Даже при такой занятости у Ломоносова остается время на сочинение стихотворений.
В 1741 году Михаил Васильевич возвращается на родину.
В 1742 году Ломоносов был назначен адъюнктом физики в Петербургской академии наук, а через 3 года стал профессором химии.
Смерть и наследие
Вклад Ломоносова в такие науки, как физика, химия, география, астрономия, минералогия, почвоведение, геология, картография, геодезия, метеорология очень велики. Литературное творчество Ломоносова содержит произведения на разных языках. Это «История Российская», трагедии «Тамара и Селим», «Демофонт» и многие стихотворения Ломоносова.
В 1754 году он разработал проект Московского университета, названный позже в его честь университетом Ломоносова. Кроме того, краткая биография Ломоносова знаменательна открытием закона сохранения материи, написанием работ по теории цвета, построением множества оптических приборов.
Большой вклад Ломоносов внес также в историю. Ученый создал «Краткий российский летописец с родословием», где описал главные события истории России с 862 по 1725 год. Это издание облегчило работу с историческими документами и стало очень популярно среди читателей.
Смерть настигла Михаила Ломоносова в возрасте 54 лет. Умер великий ученый от воспаления легких 4 (15) апреля 1765 года и был похоронен на Лазаревском кладбище в Санкт-Петербурге.
2. САМЫЕ ЯРКИЕ НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ МИХАИЛА ВАСИЛЬЕВИЧА ЛОМОНОСОВА
Открытие атмосферы у Венеры
6 июня 1761 Михаил Ломоносов наблюдал за редчайшим явлением: прохождением Венеры по диску Солнца. В результате преломления солнечного света в верхних слоях атмосферы возникает тонкий светящийся ореол вокруг планеты. Ломоносов первым интерпретировал явление как доказательство существования атмосферы у Венеры. Впоследствии открытие Ломоносова было подтверждено, а оптический эффект получил название «явление Ломоносова».
Получение твёрдой ртути
В декабре 1759 года Михаил Ломоносов вместе с Иосифом Брауном в ходе опытов получили ртуть в твёрдом состоянии. До этого подобного результата не удавалось получить ни одному учёному в мире. В 1760 году Ломоносов доказал электропроводность и «ковкость» ртути, что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.
Наука о стекле и создание мозаик
Наука о стекле возникла на стыке физики и химии, став областью физико-химических исследований в рамках физической химии.
Ломоносов разрабатывал не только теорию, но и технологии производства, в частности, основы производства цветных стекол и методику варки смальт. В основанной им мастерской создавались уникальные мозаичные картины, в том числе знаменитая мозаика «Полтавская битва».
Создание «Российской грамматики»
В 1755 году была издана «Российская грамматика» Михаила Ломоносова, одна из первых русских грамматик, выдержавшая 14 переизданий. Ломоносов выделял в российской азбуке 30 букв, определял восемь частей речи, шесть падежей, десять временных форм глагола, три наклонения и шесть залогов.
«Грамматика» Ломоносова стала базой для дальнейшего развития русской филологии.
Введение новых слов в русский язык
Научная деятельность Михаила Ломоносова сопровождалась выработкой новых слов и терминов, которые с лёгкой руки учёного входили не только в научную практику, но и в повседневную жизнь.
Некоторые из слов, появившихся в русском языке благодаря Ломоносову: «атмосфера», «микроскоп», «минус», «полюс», «формула», «периферия», «горизонт», «диаметр», «радиус», «пропорция», «барометр», «манометр», «эклиптика», «метеорология», «оптика», «вязкость», «кристаллизация», «материя», «эфир», «селитра», «сулема», «поташ».
Реформа русского стихосложения
Вместе с Василием Тредиаковским Михаил Ломоносов стоял у истоков силлабо-тонического стихосложения в России. Силлабо-тоническое стихосложение — это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения. В XIX веке силлабо-тоническое стихосложение безраздельно господствовало в русской поэзии, при его помощи были написаны лучшие произведения так называемого «золотого века» русской поэзии.
Разработка принципов физической химии
Михаилом Ломоносовым были заложены основы новой науки: физической химии. Как писал учёный, «физическая химия есть наука, объясняющая на основании положений и опытов физики то, что происходит в смешанных телах при химических операциях». Ныне физическая химия определяется как наука об общих законах строения, структуры и превращения химических веществ, исследующая химические явления с помощью теоретических и экспериментальных методов физики.
3. ИСТОРИЯ ПОХОДА ЛОМОНОСОВА ДО МОСКВЫ
Ночью, когда вся семья спала, Михаил Ломоносов сбежал из родительского дома. В то время из Архангельской губернии в Москву ходили торговые обозы. За караванами пешком шли люди: кто на заработки, кто на богомолье. Такой путь выбрал и Ломоносов — он отправился в Москву пешком вслед за торговцами. Однако юноша догнал обоз лишь на третий день своего пути — в окрестностях Антониево-Сийского монастыря. Ломоносов уговорил торговцев взять его с собой. Вместе с обозом он отправился в мужскую обитель, где служил его дядя Иван Ломоносов. Денег на дальнейшую дорогу не хватало, поэтому путешественнику пришлось на некоторое время задержаться в монастыре: там он читал псалмы. Ломоносов немного накопил, продал «полукафтанье мужику емчанину» и «ушол оттоле в Москву с попутными обозами». Ночевали обозники на постоялых дворах или в домах придорожных деревень, там же пережидали метель и непогоду. Путь в Москву лежал через всю Архангельскую область: Емецк, Березник, Усть-Вагу, Шенкурск и Вельск. При Петре I эта дорога считалась стратегической — в 1693 году здесь устроили первый почтовый тракт в России. Но в 1730-х годах здесь лишь изредка проезжали повозки: все северные пути теперь вели в новый морской порт — Санкт-Петербург. Чем дальше на юг, тем ближе Ломоносов был к Москве. Город-крепость встретил Ломоносова толпами богомольцев, рядами крестьянских саней, шумным разноголосьем непривычной для уха речи.
После Вологды Русский Север закончился. Поселки по сторонам дороги все меньше напоминали Ломоносову родную деревню. Вместе с рыбаками он останавливался еще в нескольких крупных городах: Ярославле и Ростове Великом, от которого до Москвы оставалось чуть больше 200 километров.
В город своей мечты Ломоносов прибыл через три недели после того, как сбежал из дома. Москва показалась юному путешественнику огромной, чужой и неприветливой. Все здесь было незнакомо, и даже говор москвичей был особенным.
Первые два дня Ломоносов жил в «обшевнях» — больших санях-розвальнях — в рыбном ряду Китай-города, а потом пришел в Заиконоспасский монастырь на Никольской улице, где находилась Славяно-греко-латинская академия. Здесь, выдав себя за дворянского сына из Холмогор, он прошел вступительные испытания. Михаил Ломоносов проучился в Москве три года: читал летописи и богословские книги, сочинения по физике и математике. В 1734 году молодой ученый двинулся дальше — он поехал в Киев и поступил там в Киево-Могилянскую академию.
4. ИССЛЕДОВАНИЕ. ПУТЬ ЛОМОНОСОВА ДО МОСКВЫ В НАШЕ ВРЕМЯ
Путешествие на автомобиле.
Расстояние - 1200 км
Максимально допустимое расстояние за день – 800 км
Затраченное время – 2 дня
Путешествие на велосипеде.
Расстояние – 1200 км.
Максимально допустимое расстояние за день – 70 км.
Затраченное время – 23 дня.
Путешествие на поезде.
Расстояние – 1125 км.
Максимально допустимое расстояние за день – 20 часов.
Затраченное время– 3 дня.
Путешествие пешком
Расстояние – 1200 км.
Затраченное время –233 часа (не учитывая биологические потребности человека: пища, сон, гигиена) – 10 дней
Путешествие на самолёте.
Расстояние – 908 км.
Затраченное время – 3 дня.
Вывод: не смотря на биологические потребности человека, в наше время Ломоносов дошёл бы до Москвы быстрее, нежели в своё время. Если рассуждать логически, то, его путь становится легче благодаря тому, что сейчас дороги заасфальтированы и освещены уличными фонарями. Также, при плохих погодных условиях, а это: снег, метель, дождь – специальные машины отчищают дорогу и обочины для предотвращения аварий и прочих автопроблем.
Если бы Ломоносов шёл до Москвы пешком – он смог бы «словить» на трассе машину и стать попутчиком для водителя аж до самой Москвы! Это доказывается статистикой из сети Интернет, где указано, что, вероятность доехать до определенного населённого пункта бесплатно – высока.
Чем быстрее идёт время – тем дальше прогрессирует человечество. Путь от Холмогор до Москвы в наше время всегда будет быстрее, чем во время, когда жил Ломоносов.
5. КЕМ БЫ СТАЛ ЛОМОНОСОВ, ЕСЛИ БЫ РОДИЛСЯ В 21 ВЕКЕ? ИССЛЕДОВАНИЕ-РАССУЖДЕНИЕ
Ломоносов в наше время. Исследование-рассуждение: кем бы стал Ломоносов, если бы родился в 21 веке?
Нет области человеческой деятельности, в которой бы не проявился гений Михаила Васильевича Ломоносова - великого русского ученого. Только представьте: если бы у нас был такой Ломоносов, в нашем 21-ом веке. Он бы помог человечеству решить различные проблемы мирового масштаба и совершил бы жизненно важный прорыв в современной науке!
Ломоносов очень увлекался астрономией, и в 1761 году он открыл атмосферу на Венере. Вы согласны, что если бы Михаил Васильевич жил в 21-ом веке, он бы нашел способ ликвидировать озоновые «дыры» в озоновом слое и сохранить атмосферу Земли? Лично я в этом не сомневаюсь.
Химия, физика и биология также привлекали русского ученого. Он изучал клеточное строение различных тканей, структуру твердых тел, и, я думаю, живи он в наше время, это помогло бы ему найти ключ к проблеме стволовых клеток: как их хранить, каково влияние этих клеток на человеческий организм, и как из стволовой клетки вырастить новые ткани.
Наконец, вспомним, как важны труды Ломоносова в области филологии и литературы. Сегодня он был бы отчаянным борцом со сленгом и матом, что также является очень серьезной проблемой.
Также, наше время богато современной техникой, научными энциклопедиями, различными прорывами в точных науках, теориях и теоремах. Весь наш мир оснащён сетью Интернет. Люди умны, логичны, пунктуальны благодаря знаниям, которое им передают родители. Ломоносов – талант, который никогда не утратится ни временем, ни людьми. Его стремление к знаниям зависело только от него самого, и я считаю, что это стремление только увеличилось бы, если бы он родился в 21 веке. Только представьте юного мальчика Ломоносова, у которого перед носом есть всё, чтоб создать что–то великое – телефон, ручка, бумага, другие интеллектуальные вещи.
Но сразу создаётся временной «взрыв». Ломоносов изначально задал планку великого учёного и внёс вклад в науку, тем самым подтолкнув других учёных к великим научным достижениям. То есть, можно рассудить и сделать вывод того, что без Ломоносова наш мир был бы не таким, какой мы имеем его сейчас! Нет! В эпоху Ломоносова жили и другие великие учёные, которые также внесли в науку огромный вклад, а это: Герхард Миллер, Степан Крашенинников, Иван Лепехин и Петер Паллас, Леонард Эйлер и др. Время никогда не остановится! 21 век был бы такой же великой технической индустрией, что и сейчас! Взгляды Ломоносова значительно опередили его время, а это значит, что и в 21 веке взгляды Ломоносова прорвались бы вперёд на несколько десятков лет.
Всю жизнь ученый работал на пределе, учился, просиживал за книгами не часы — сутки. О последних годах жизни его рассказывала племянница Матрена Евсеевна «Бывало, сердечный мой, так зачитается да запишется, что целую неделю не пьет, не ест ничего, кроме мартовского (пива) с куском хлеба и масла». Такие слова доказывают, что и в наше время учёный добился бы многого благодаря своему упорству и целеустремлению.
Таким образом, я считаю, что наше время только бы помогло Михаилу Васильевичу Ломоносову в его научных реализациях и других направлениях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Однако ученый умер в 1765 году. Что же нам делать? Давайте стремиться к тому, чтобы быть столь же всесторонне развитыми, как Михаил Васильевич; давайте попробуем решить многочисленные проблемы вместе. И если бы Ломоносов был жив, ему было бы очень приятно посмотреть на своих потомков.
Ломоносов М.В., прожив яркую, полную творческих поисков жизнь, оставил глубокий след в науке и художественной литературе, в искусстве и просвещении. Свыше 40 известных нам работ творческой деятельности - таков итог его кропотливых трудов.
Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский ученый, прошло более двух столетий, его имя живет в памяти народов. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей, его образ запечатлен в произведениях живописи, графики, скульптуры, его имя носят города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя М.В. Ломоносова присвоено подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному противотечению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М.В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук. И в заключении мне хотелось бы привести высказывание - призыв самого Михаила Васильевича: "Сами свой разум употребляйте. Меня за Аристотеля, Картезия, Невтона не почитайте. Если же вы мне их имя дадите, то знайте, что вы холопы; а моя слава падет и с вашею".
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Буторина Т.С. Ломоносов. Личная судьба. // Наука и жизнь. – 2011. – № 11. С‑67-75.
Буторина Т.С. М.В. Ломоносов и педагогика. – Архангельск, 2001.
Буторина Т.С. Ломоносовский период в истории русской педагогической мысли XVIII века. – Архангельск-Москва, 2005.
Карпеев Э.П. Михаил Васильевич Ломоносов: книга для учащихся/ Э.П. Карпеев. – М.: Просвещение, 1987.
Лебедев Е.Н. Михаил Васильевич Ломоносов. – Ростов на Дону, 1997.
Ломоносов М.В. Краткий энциклопедический словарь / Редактор-составитель Э.П. Карпеев. – СПб, 1999.
М.В. Ломоносов: в портретах, фотографиях, документах: пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1965.
Морозов А.А. Родина Ломоносова. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1975.
Павлова Г.Е. Михаил Васильевич Ломоносов: жизнь и творчество/ Г.Е. Павлова, А.С. Фёдоров. – М.: Наука, 1980.
Черняховский Ф. Михайло Васильевич Ломоносов / Ф. Черняховский. – Архангельск: Северо-Западное книжное издательство, 1972.
10