СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Микены и Троя" 5 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по истории Древнего мира "Микены и Троя" 5 класс учебник А.А, ВИгасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая

Просмотр содержимого документа
«"Микены и Троя" 5 класс»



Конспект урока в 5 классе.

Тема:

Микены и Троя







План урока.

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

  3. Изучение новой темы.

А) В городе Микены.

Б) История Трои.

  1. Закрепление материала.

  2. Домашнее задание.



Цели и задачи урока:

Образовательные – Создать условия для восприятия, осмысления, первичного запоминания знаний и способов действий по теме «Древнейшая Греция», способствовать формированию знаний о географическом местонахождении. Раскрыть особенности древнейшего периода развития греческой истории. Формирование умений работать с картой, учебником, историческим источником. Продолжить формирование исследовательских умений на основе изучения документальных источников.

Воспитательные – создать условия для формирования эстетического вкуса и культуры. Воспитание интереса к истории.

Развивающие – содействовать расширению кругозора учащихся, обогащению их словарного запаса.









Ход урока.

Пункт плана

Слова учителя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

1.

1 слайд. Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Кто сегодня дежурный? Кто сегодня отсутствует?

Приветствие.




Приветствие.

2.

Давайте с вами вспомним, что мы изучили на прошлом уроке. Сначала дежурный соберет творческое задание, которое вы должны были выполнить. И сейчас я раздам задание, на которое вы должны будете ответить за пять минут.

Сдают и пишут ответы.

Ответ на листе.



2.2.

Давайте запишем тему сегодняшнего урока. 2 слайд. Микены и Троя.

И давайте сразу определим, что мы должны узнать в течение этого урока.

Поставим цель и задачи.









Давайте познакомимся с планом нашего урока. 3 слайд.

Ставят цели и задачи.













План на доске. Дети слушают

Возможные варианты.

Задачи:

- Узнать особенности истории Микен

- Узнать особенности истории Трои.

Цель:

- Познакомится с историей самых могущественных древнейших греческих городов



2.3.

Давайте запишем первый пункт нашего урока: 4 слайд. В городе Микены.

Давайте откроем наши контурные карты и посмотрим где находится город Микены. 5 слайд. В какой части Греции? И если вы заметили, Южная Греция отделена узким Коринфским перешейком от Средней Греции. Поэтому Южная Греция представляет собой полуостров. Который называется Пелопоннес. Давайте подпишем его название на нашей карте. 6 слайд. Вот как раз на этом полуострове, на скалистом холме и был расположен город Микены. 7 слайд.

Помните, откуда мы узнаем об истории древнейших государств? Правильно. Из археологических раскопок и из мифов. Сразу скажу, что ярких мифов, связанных с историей Микен нет, поэтому мы с вами познакомимся с историей, известной нам из археологии.

С начала нужно отметить, что город был окружен крепостными стенами. И ворота, через которые можно было попасть в город, были очень интересными. Давайте запишем в тетрадях: Львиные ворота. 8 слайд. Как вы думаете, почему они так назывались?

Потому что на воротах были выбиты из камня львы. Давайте посмотрим на слайд. 9 слайд. Видите, были поставлены два вертикально стоящих камня и сверху положена горизонтальная плита, над которой строители поставили треугольник из известняка, в котором и были высечены львы. Как вы видите, Львы стояли на задних лапах и опирались на основание колонны. Они стояли как охранники и грозно смотрели на всех, входящих в город. 10 слайд.

Внутри крепостной стены, конечно, находился царский дворец и дома его родственников, но мы с вами записываем только самые интересные и необычные археологические находки. Поэтому сейчас мы запишем в тетрадях: царские могилы.11 слайд. Раскопав их ученые обнаружили золотые маски, которые надевали умершим царям. Поэтому к царским могилам допишем Золотые маски. 12 слайд.

По этим маскам мы можем представить, как выглядели микенские цари. Давайте посмотрим на слайд и определим, какие были особенности лица у этих людей? Да. Они носили бородку и усы. И они изображены с суровыми лицами. Ведь на маске можно было изобразить и улыбку. Как вы думаете, почему лица так суровы?

Еще при раскопках дворцов в древнейших греческих городах были обнаружены глиняные таблички с надписями, в которых содержались списки рабов, работавших на царя. В некоторых надписях идет речь о сборах на войну. Микенские цари любили ходить в грабительские походы. Давайте с вами запишем: 13 слайд глиняные таблички с надписями. Сейчас дежурный возьмет у меня, раздаст всем карточки, и мы рассмотрим с вами надписи из табличек, найденных при раскопках дворца в г. Пиллос. Этот город мы отмечали на карте, он находится недалеко от Микен. Ученые утверждают, что подобные надписи были и в Микенах. 14 слайд.

Давайте прочитаем текст.

- Как вы думаете, почему в списках указаны только женщины и их дети?

Рабов мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе. Во втором списке вы можете увидеть: сыновей чистильщиц (мужчин). Это значит, что женщину взяли в плен с ребенком, и он потом вырос.

-О чем нам может сказать перечисление названий занятий женщин рабынь?

О том, где применялся подневольный труд.

А сейчас давайте вспомним, какую мы поставили первую задачу? Узнать особенности истории Микен. Какие особенности вы можете назвать. Крепостная стена, воевали, брали в плен женщин и детей, хоронили царей в золотых масках.

А сейчас перейдем к изучению еще одного греческого города Трои.

Записывают.


Открывают карты


Отвечают.






Отмечают на карте.





Отвечают.












Записывают.


Отвечают.




















Записывают.




Дописывают.






Отвечают.



Отвечают.











Записывают










Читают.


Отвечают.










Отвечают.



Отвечают.

  1. В городе Микены.



В Южной.






Пелопоннес.





Из раскопок и мифов.












Львиные ворота.


Львы изображены.




















Царские могилы.




Царские могилы. Золотые маски.





Они носили бородку и усы.


-царь должен быть строгим

-цари были жестокими









Глиняные таблички с надписями.









-Рабов мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе. Во втором списке вы можете увидеть: сыновей чистильщиц (мужчин). Это значит, что женщину взяли в плен с ребенком, и он потом вырос.

-О том, где применялся подневольный труд.

*Узнать особенности истории Микен

*Крепостная стена, воевали, брали в плен женщин и детей, хоронили царей в золотых масках.



3.4.

Давайте запишем 15 слайд. 2. История Трои.

Давайте снова откроем наши контурные карты, и посмотрим ,где находится город Троя, если кто-то не отметил его в прошлый раз, мы отметим сейчас вместе. 16 слайд.

Вы помните, что случилось с Критским государством? И кто потом начал заселятся на остров Крит? Греки.

Вслед за Критом они начали заселять и другие острова, а заселив острова, они решили, что нужно укрепится и на восточных берегах Эгейского моря на полуострове Малая Азия. 17 слайд. Давайте подпишем на контурных картах п-ов Малая Азия. Вот на этом полуострове у нас и образовалось Троянское царство.

А нашел Трою в XIX немец Генрих Шлиман. Давайте запишем: 18 слайд. Генрих Шлиман раскопал Трою. 19 слайд. Это был немецкий предприниматель, который сначала был подсобным рабочим в сельском магазине, потом сменил ряд профессий и, наконец, начал заниматься международной торговлей. Он очень любил читать древние произведения и его привлекали полумифические сказания о г. Трое и о Троянской войне. И действительно он раскопал этот древний город, хотя и был археологом самоучкой. Давайте рассмотрим несколько его находок на слайдах. 20-25 слайд.

Существует предание, что около 1200 г. до н.э. против Троянского царства выступило объединенное войско греческих городов. Осада Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Давайте запишем в тетрадях 26 слайд. 1200 г до н.э. – Троянская война.

Но грекам не удалось воспользоваться победой. 27 слайд. С севера вторглись воинственные племена ,которые разрушили Микены и другие города. Население переселялось на острова и в малую Азию. Произошел упадок хозяйства и забыта письменность. Среди пришельцев были и племена родственные тем, которые здесь жили до вторжения. Они и заселили опустевшие земли.

Ну, а сейчас мы вернемся к истории Трои. Помните, я говорил, что Генрих Шлиман любил читать полумифические произведения о Троянской войне?

Сейчас мы с вами познакомимся с мифом о начале Троянской войны. Давайте запишем в тетрадях: 28 слайд миф о начале троянской войны.

Однажды боги устроили пир. На какой горе жили боги? В какой части Греции она находится?

Но на этот пир не позвали богиню ссор и раздоров Эриду. 29 слайд. Давайте зарисуем богов и Эриду. Но она явилась незаметно и незаметно бросила пирующим золотое яблоко с надписью «Прекраснейшей». Три богини заспорили, кому должно принадлежать это яблоко. Одна из них – Гера была женой главного бога Зевса. Другая – воительница, богиня Афина. Третья – Афродита, богиня любви и красоты. 30 слайд. Давайте зарисуем трех богинь и яблоко. Они попросили рассудить их верховного бога Зевса. Но он не захотел вмешиваться в ссору, потому что одна из богинь была его женой, а две другие дочерьми. Он повелел им обратиться к троянскому царевичу Парису, чтобы он разрешил спор. 31 слайд. Давайте зарисуем Зевса и Париса.

Богини перелетели через Эгейское море в Трою и предстали перед Парисом. Каждая богиня пыталась уговорить Париса решить спор в ее пользу.

Гера предложила сделать его властителем всей Азии. Афина предложила помочь ему совершить великие подвиги и прославиться. Афродита предложила ему в обмен на яблоко найти в жены самую красивую женщину в мире. 32 слайд. Давайте зарисуем богинь и Париса.

Как вы думаете, кому решил отдать яблоко Парис?

Он отдал Афродите, с тех пор она начала помогать ему, а Гера и Афина возненавидели его и всех троянцев. Давайте нарисуем обратную стрелочку к Афродите. И запишем в тетрадях еще одно крылатое выражение – Яблоко раздора, что означает причина спора. 33 слайд.

Прекраснейшей из женщин считалась Елена, которая жила в г. Спарта и была женой царя Минелая.

Кто помнит, в какой части Греции находится Спарта? А как называется п-ов, на котором находится Южная Греция?

Парис приехал будто бы в гости к царю Минелаю, а когда Минелай на несколько дней уехал по делам, Афродита внушила Елене любовь к Парису. Она забыла мужа и согласилась бежать в Трою. 34 слайд. Давайте нарисуем Париса и Елену на корабле. Минелай, когда вернулся домой пришел в ярость и стал звать всех греческих царей на войну с Троей. Они согласились. Греческие войска переплыли через Эгейское море, разбили лагерь, окружив его стеной. И началась долгая осада Трои. 35 слайд.

Давайте откроем учебник на стр. 124. И Опишем по рисунку Микенскую крепость и Царское войско.

Что мы можем сказать о крепости? Почему мало окон в замке?

Что мы можем сказать о войске? Кто впереди войска находится? Как называется это средство передвижения? Колесница. Как вооружены солдаты? Какая экипировка?

Можем предположить, что здесь не одно войско?

Можем. Посмотрите на одежду, она двух цветов и в колеснице два человека в разных цветах.


Давайте вспомним, какую вторую задачу мы с вами поставили к этому уроку? Достигли мы ее? Какие особенности истории Трои вы можете назвать? Кто раскопал трою? Какие там были находки? Когда была Троянская война?

Записывают.


Открывают карты.



Отмечаем Трою


Отвечают.








Отмечают.





Записывают.













Смотрят.







Записывают.

















Отвечают.





Записывают.


Отвечают




Рисуем.










Рисуем.








Рисуем.














Рисуем.


Отвечают.





Рисуем.

Пишем.






Отвечают



Отвечают.







Рисуем.








Открывают учебник и описывают картину.


Отвечают.

2. История Трои.





Отмечаем Трою


*Вулкан и землетрясение

*Греки






Малая Азия.





Генрих Шлиман раскопал Трою.



















1200 г. до н.э. – Троянская война.





















Миф о начале троянской войны.

*Олимп

*Северная Греция



Рисунок.










Рисунок.








Рисунок.














Рисунок.


Афродите.






Яблоко раздора – причина спора.





В Южной.



Пелопоннес.







Рисунок.








*Мощные, очень высокие (можно сравнить с людьми наверху)

*Может быть световые колодцы

*Колесница с правителем

*копье и щит

*Защита на ногах ,на груди и на голове.

*Можем. Посмотрите на одежду, она двух цветов и в колеснице два человека в разных цветах.


Узнать особенности истории Трои

Золото. Война. Мифы.

Шлиман.

Золотые украшения.

1200 г. до н.э.

3.5

Наш урок уже подходит к концу. Какую мы поставили цель в начале урока? Познакомится с историей самых могущественных древнейших греческих городов. Достигли мы ее? Почему мы можем назвать Трою и Микены самыми могущественными древнейшими городами Греции?

Троя выдерживала долгую осаду всех греческих государств. В Микенах крепостные стены и золотые находки говорят о могуществе.

А сейчас давайте немного поиграем. Игра снежный ком. Каждый из вас сейчас назовет наиболее запомнившееся слово, которое прозвучало на сегодняшнем или на предыдущем уроке. Каждый последующий будет называть то, все, что сказали предыдущие.

Что понравилось на уроке? О чем бы хотели рассказать дома родителям?


Отвечают




Отвечают.







Играют










Отвечают

Познакомится с историей самых могущественных древнейших греческих городов.

Троя выдерживала долгую осаду всех греческих государств. В Миенах крепостные стены и золотые находки говорят о могуществе.

4.

36 слайд. §25. Придумайте к параграфу какое-нибудь очень интересное задание.


Выводится на экран и записывается в тетради.


5.

Спасибо вам большое за урок. Оценки, если будут назвать. Урок окончен. До свидания!








Макет доски.

Греки и критяне.

Цель: Познакомится с историей самых могущественных древнейших греческих городов

Задачи:

- Узнать особенности истории Микен

- Узнать особенности истории Трои.

1. В городе Микены.

-Львиные ворота.

-Царские могилы. Золотые маски.

-Глиняные таблички с надписями.

2. История Трои.

Генрих Шлиман раскопал трою в XIX в.

1200 г. до н.э. – Троянская война.

Миф о начале Троянской войны.

Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3. Рисунок 4.

Яблоко раздора – причина спора.

Рисунок 5.

Макет тетради.

Микены и Троя.

1. В городе Микены.

-Львиные ворота.

-Царские могилы. Золотые маски.

-Глиняные таблички с надписями.

2. История Трои.

Генрих Шлиман раскопал трою в XIX в.

1200 г. до н.э. – Троянская война.

Миф о начале Троянской войны.

Рисунок 1. Рисунок 2. Рисунок 3. Рисунок 4.

Яблоко раздора – причина спора.

Рисунок 5.

Раздаточный материал.

Надписи из архива Пилосского дворца

а) Списки рабынь и их детей.

Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.

Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.

Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4

Банщиц (женщин) 38, девочек…

Подсобных работниц (женщин) 4…

Служанок (женщин) 32, девочек 26…

Швей (женщин) 38, девочек 20…

б) Списки сыновей работниц.

В Левитре (название местности).

Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, мальчиков 1.

В Пилосе

Сыновей швей (мужчин) 2.

Сыновей банщиц (мужчин) 22, мальчиков 11.

В Евдевере (название местности)

Сыновей белошвеек (мужчин) 4.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!