СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Микроэволюция 11 класс профиль

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Микроэволюция 11 класс профиль»

Микроэволюция 11 класс профиль

Вариант 1

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида сосны обыкновенной. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

 (1) Сосна обыкновенная — светолюбивое растение. (2) Она имеет высокий стройный ствол, крона формируется только вблизи верхушки. (3) Сосна растёт на песчаных почвах, меловых горах. (4) У неё хорошо развиты главный и боковые корни, листья игловидные, по две хвоинки в узле на побеге. (5) На молодых побегах развиваются зеленовато-жёлтые мужские шишки и красноватые женские шишки. (6) Пыльца переносится ветром и попадает на женские шишки, где происходит оплодотворение.


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых описаны морфологические признаки современного человека. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны 

(1) Современный человек во многом похож на своих предков — человекообразных приматов. (2) Его относительно крупный мозг в несколько раз превосходит мозг шимпанзе. (3) У человека и шимпанзе насчитывается не меньше 90 % сходных генов. (4) Эволюция человека сопровождалась развитием речи и появлением новых форм поведения. (5) Возникновению прямохождения способствовали появление сводчатой стопы, S-образного позвоночника с шейным и поясничным изгибами, расширенного таза. (6) Благодаря отчетливому противопоставлению большого пальца остальным постепенно совершенствовалась рука, как орган труда.


3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2) Пузырчатка обыкновенная произрастает по канавам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3) Листья растений рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4) Пузырчатка цветёт с июня по сентябрь. (5) Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5−10 на цветоносе. (6) Пузырчатка обыкновенная — насекомоядное растение.


4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания генетического критерия вида волка европейского. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Волк европейский распространён в Прибалтике, России, Белоруссии и других странах. (2) Кариотип волка представлен 78 хромосомами. (3) Европейский волк — хищник, достигающий 1,6 м в длину и 90 см в высоту. (4) Ведёт стайный образ жизни. (5) Гибриды волков и немецких овчарок плодовиты. (6) При скрещивании волка, например, с американским волком (койотом) рождается бесплодное потомство.


5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида растения Башмачок настоящий. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Башмачок настоящий, или венерин башмачок – многолетнее травянистое растение семейства Орхидные. (2)Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных

лугах и в зарослях кустарников. (3)Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью. (4)Корневище башмачка настоящего укороченное, листья сидячие, с заострёнными концами и ровным краем. (5)Раздельные лепестки цветков красновато- коричневые, а сросшиеся в губу – ярко-жёлтые. (6)Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.


Пояснение.

Критерии вида — совокупность признаков, по которым можно отличить один вид организма от другого.

Морфологический — сходство внешнего и внутреннего строения организмов одного вида.

Генетический критерий — число и структура хромосом вида, его кариотип.

Физиологический критерий — сходство процессов жизнедеятельности и особенности размножения.

Биохимический — позволяет различать виды по строению белков и нуклеиновых кислот.

Географический критерий — территория вида, область его распространения.

 

Экологический критерий — условия существования вида, его экологическая ниша, положение в биоценозе.

 

Необходимо выбрать три предложения описывающие экологический критерий вида:

(2)Встречается в равнинных и горных лиственных, смешанных, реже хвойных лесах, на лесных опушках, лесных

лугах и в зарослях кустарников. (3)Предпочитает хорошо увлажнённые почвы, встречается в местах с умеренной освещённостью.(6)Растение отличается морозостойкостью, побегообразование начинается в апреле, в начале мая появляются бутоны и происходит цветение.

 

Ответ: 236

Ответ: 236

23016

236

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

30. Задание 15 № 23044

6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания физиологического критерия вида животного Электрический угорь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

(1)Электрический угорь – единственный вид рыбы рода Electophorus, несмотря на внешнее сходство, не родственен настоящим угрям. (2)Эти рыбы населяют реки северо-восточной части Южной Америки и притоки среднего и нижнего течения Амазонки. (3)Угорь генерирует разряд напряжением до 1300 В и с илой т ока д о 1 А . ( 4)Электроимпульсы п роводятся н ервными волокнами в нейроны головного мозга, именно так передаются различные сигналы, которые воспринимает организм. (5)Мощные силовые волны электрический угорь посылает до 150 раз в сутки. (6)Но самое странное то, что, несмотря на такое грозное оружие, питается угорь в основном мелкой рыбёшкой.


7. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида животного соболь.

 (1)В настоящее время соболь встречается по всей таёжной части России от Урала до побережья Тихого океана к северу до пределов лесной растительности. (2)Длина тела соболя — до 56 сантиметров, окраска шкурки изменчива, от очень светлой, песчано-жёлтой или палевой до коричневой с более светлыми боками. (3)Ведёт наземный образ жизни, как правило, обитает в верховьях горных рек, в зарослях, среди каменных россыпей, изредка поднимается в кроны деревьев. (4)Имеет отлично развитые слух и обоняние, зрение развито слабее. (5)В питании преобладают мышевидные грызуны, главным образом — красные полёвки, белки, бурундуки. (6)Кроме того, соболь питается растительной пищей, отдавая предпочтение кедровым орехам, рябине, голубике, бруснике и чернике.

8. Установите соответствие между характеристикой естественного отбора и его формой.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ФОРМА ОТБОРА

А) сохраняет среднее значение признака

Б) способствует приспособлению к изменившимся условиям среды

В) сохраняет особи с признаком, отклоняющимся от его среднего значения

Г) способствует увеличению многообразия организмов

Д) способствует сохранению видовых признаков

 

1) движущая

2) стабилизирующая

 

Пояснение.

Движущий отбор — форма естественного отбора, которая действует при направленном изменении условий внешней среды. В этом случае особи с признаками, которые отклоняются в определённую сторону от среднего значения, получают преимущества.

Стабилизирующий отбор — форма естественного отбора, при которой его действие направлено против особей, имеющих крайние отклонения от средней нормы, в пользу особей со средней выраженностью признака.

 

Ответ: 21112.

Ответ: 21112

15927

21112

Источник: Демонстрационная вер­сия ЕГЭ—2014 по биологии.

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.

6. Задание 16 № 16192

9. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром дей­ствия есте­ствен­но­го от­бо­ра и его формой.

 

ПРИМЕР ОТ­БО­РА

 

ФОРМА ОТБОРА

А) По­яв­ля­ют­ся бактерии, устой­чи­вые к антибиотикам.

Б) Со­кра­ща­ет­ся число рас­те­ний клёна с ко­рот­ки­ми и очень длин­ны­ми кры­лья­ми у плодов.

В) На фоне закопчённых де­ре­вьев уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство тёмных бабочек.

Г) С по­хо­ло­да­ни­ем кли­ма­та по­сте­пен­но воз­ни­ка­ют жи­вот­ные с гу­стым шёрстным покровом.

Д) Стро­е­ние глаза при­ма­тов не изменяется тысячи лет.

 

1) дви­жу­щий отбор

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор


Пояснение.

Стабилизирующий отбор уби­ра­ет при­зна­ки от­кло­ня­ю­щи­е­ся от нормы, как со­кра­ща­ет число рас­те­ний с ко­рот­ки­ми и очень длин­ны­ми кры­лья­ми у плодов. В по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды остав­ля­ет по­сто­ян­ное зна­че­ние признака, как стро­е­ние глаза у приматов. Дви­жу­щий отбор дей­ству­ет в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды и остав­ля­ет кра­е­вые зна­че­ния признаков.

 

Ответ: 12112.

Ответ: 12112

16192

12112

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.

7. Задание 16 № 16270

10. Установите со­от­вет­ствие между характеристикой животного и критерием вида, к которому её относят.


ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

 

КРИ­ТЕ­РИЙ ВИДА

А) оби­та­ние в по­строй­ках че­ло­ве­ка

Б) окрас­ка по­кро­вов тела

В) рас­се­ле­ние по бе­ре­гам рек

Г) пи­та­ние раз­но­об­раз­ной пищей

Д)на­ли­чие ко­неч­но­стей ко­па­тель­но­го типа

Е) раз­ви­тие сле­пой кишки

 

1) эко­ло­ги­че­ский

2) мор­фо­ло­ги­че­ский

 

Пояснение.

Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

Морфологический — внутреннее и внешнее строение.

Физиолого-биохимический — как работают органы и клетки.

Поведенческий — поведение, особенно в момент размножения.

Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.).

Географический — ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид.

Генетико-репродуктивный — одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

 

Ответ: 121122.

Ответ: 121122

16270

121122

Раздел: Основы экологии

Источник: ЕГЭ по биологии 12.06.2013. Вторая волна. Вариант 1.

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

8. Задание 16 № 16376

11. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми форм есте­ствен­но­го от­бо­ра и фор­мой отбора.

 

ПРИМЕР

 

ФОРМА ОТБОРА

А) по­яв­ле­ние ро­ю­щих ко­неч­но­стей у крота

Б) огра­ни­че­ние вы­со­кой пло­до­ви­то­сти у птиц

В) «индустриальный меланизм» у бабочек

Г) воз­ник­но­ве­ние бактерий, устой­чи­вых к антибиотикам

Д) со­хра­не­ние новорождённых со сред­ней мас­сой тела

 

1) движущая

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щая

 

12. Установите со­от­вет­ствие между со­бы­ти­ем и процессом, в со­от­вет­ствии с за­ко­ном Харди-Вайнберга.

 

СОБЫТИЕ

 

ПРОЦЕСС ЭВОЛЮЦИИ

А) му­та­ци­он­ный про­цесс отсутствует

Б) от­сут­ству­ют ми­гра­ции и эмиграция

В) число до­ми­нант­ных ал­ле­лей на­мно­го пре­вы­ша­ет число ре­цес­сив­ных аллелей

Г) вы­со­кая го­мо­зи­гот­ность популяций

Д) от­сут­ству­ет дав­ле­ние есте­ствен­но­го отбора

Е) идёт обмен ге­на­ми с дру­ги­ми популяциями

 

1) по­пу­ля­ция эволюционирует

2) по­пу­ля­ция счи­та­ет­ся «идеальной»

 

Пояснение.

Закон Харди — Вайнберга — это закон популяционной генетики — в популяции бесконечно большого размера, в которой не действует отбор, не идет мутационный процесс, отсутствует обмен особями с другими популяциями, не происходит дрейф генов, все скрещивания случайны — частоты генотипов по какому-либо гену (в случае если в популяции есть два аллеля этого гена) будут поддерживаться постоянными из поколения в поколение и соответствовать уравнению: p2 + 2pq + q2 = 1, где p2 — доля гомозигот по одному из аллелей; p — частота этого аллеля; q2 — доля гомозигот по альтернативному аллелю; q — частота соответствующего аллеля; 2pq — доля гетерозигот.

 

Ответ: 221221.

Ответ: 221221

17769

221221

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

14. Задание 16 № 17849

13. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ка­ми обык­но­вен­ной без­зу­б­ки и кри­те­ри­я­ми вида, для ко­то­рых эти при­зна­ки характерны.

 

ПРИЗНАКИ

 

КРИТЕРИИ ВИДА

А) ли­чин­ка раз­ви­ва­ет­ся в воде

Б) ра­ко­ви­на об­ра­зо­ва­на двумя створками

В) тело по­кры­то мантией

Г) пи­та­ет­ся вод­ны­ми организмами

Д) кро­ве­нос­ная си­сте­ма незамкнутая

Е) взрос­лое жи­вот­ное оби­та­ет в пресных

водоёмах

 

1) морфологический

2) экологический

 

Пояснение.

Мор­фо­ло­ги­че­ский: ра­ко­ви­на об­ра­зо­ва­на двумя створ­ка­ми, тело по­кры­то ман­ти­ей, кро­ве­нос­ная си­сте­ма не­за­мкну­тая. Эко­ло­ги­че­ский: ли­чин­ка раз­ви­ва­ет­ся в воде, пи­та­ет­ся вод­ны­ми ор­га­низ­ма­ми, взрос­лое жи­вот­ное оби­та­ет в прес­ных

водоёмах.

Кри­те­рии вида — это при­зна­ки, по ко­то­рым срав­ни­ва­ют 2 ор­га­низ­ма, чтобы опре­де­лить, от­но­сят­ся они к од­но­му виду или к раз­ным. Мор­фо­ло­ги­че­ский — внут­рен­нее и внеш­нее стро­е­ние. Эко­ло­ги­че­ский — со­во­куп­ность фак­то­ров внеш­ней среды, не­об­хо­ди­мых для жизни вида (тем­пе­ра­ту­ра, влаж­ность, пища, кон­ку­рен­ты и т. п.).

 

Ответ: 211212.

Ответ: 211212

17849

211212

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

15. Задание 16 № 18217

14. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой вида Дель­фин обык­но­вен­ный (дельфин-белобочка) и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му эту ха­рак­те­ри­сти­ку относят.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) Хищ­ни­ки пи­та­ют­ся раз­ны­ми ви­да­ми рыб.

Б) Самцы на 6–10 см круп­нее самок.

В) Жи­вот­ные осво­и­ли вод­ную среду обитания.

Г) Ве­ли­чи­на тела — 160–260 сантиметров.

Д) Бе­ре­мен­ность самок про­дол­жа­ет­ся 10–11 месяцев.

Е) Жи­вот­ные ведут стад­ный образ жизни.

 

1) морфологический

2) физиологический

3) экологический

 

Пояснение.

Критерии вида:

1) мор­фо­ло­ги­че­ский: самцы на 6–10 см круп­нее самок; ве­ли­чи­на тела — 160–260 сан­ти­мет­ров.

2) фи­зио­ло­ги­че­ский: бе­ре­мен­ность самок про­дол­жа­ет­ся 10–11 ме­ся­цев.

3) эко­ло­ги­че­ский: хищ­ни­ки пи­та­ют­ся раз­ны­ми ви­да­ми рыб; жи­вот­ные осво­и­ли вод­ную среду оби­та­ния; жи­вот­ные ведут стад­ный образ жизни.

 

Ответ: 313123.

Ответ: 313123

18217

313123

Источник: ЕГЭ 18.04.2015. До­сроч­ная волна.

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

16. Задание 16 № 18389

15. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми и воз­мож­ны­ми спо­со­ба­ми видообразования, ко­то­рые ил­лю­стри­ру­ют­ся дан­ны­ми примерами.

 

ПРИМЕРЫ

 

СПОСОБЫ
ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) ранне- и позд­не­цве­ту­щие по­пу­ля­ции по­грем­ка на одном лугу

Б) под­ви­ды тиг­ров — амур­ский и бенгальский

В) по­пу­ля­ции фо­ре­ли в озере Севан, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сро­ка­ми нереста

Г) воз­ник­шие в ре­зуль­та­те пи­ще­вой спе­ци­а­ли­за­ции виды синиц

Д) по­пу­ля­ции обык­но­вен­ной белки в Цен­траль­ной Рос­сии и на Кавказе

 

1) географическое

2) экологическое


16. Установите соответствие между эволюционными процессами и уровнями, на которых эти процессы начинаются: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ

 

ЭВОЛЮЦИОННЫЙ

УРОВЕНЬ

А) формируются новые виды

Б) возникновение насекомых

В) изменяет генофонд популяции

Г) прогресс достигается путём идиоадаптаций особей популяции

Д) прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации

Е) развитие плавательных перепонок у уток

 

1) микроэволюционный

2) макроэволюционный

 

Пояснение.

Микроэволюционный: формируются новые виды; изменяет генофонд популяции; прогресс достигается путём идиоадаптаций особей популяции; развитие плавательных перепонок у уток. Макроэволюционный: возникновение насекомых; прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации.

 

Ответ: 121121.

 

Примечание.

Микроэволюция — это распространение в популяции малых изменений в частотах аллелей на протяжении нескольких поколений; эволюционные изменения на внутривидовом уровне.

Макроэволюция — образование надвидовых таксонов.

Ответ: 121121

21781

121121

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования, 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

23. Задание 16 № 21809

17. Установите соответствие между примерами гомологичных и аналогичных органов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ

 

ОРГАНЫ

А) плодолистики и прицветники

Б) ласт кита и крыло птицы

В) колючки барбариса и выросты стебля у ежевики

Г) листья и тычинки цветка

Д) глаз зайца и глаз пчелы

Е) крыло летучей мыши и крыло бабочки

 

1) гомологичные органы

2) аналогичные органы

Пояснение.

Гомологичные органы: плодолистики и прицветники; ласт кита и крыло птицы; листья и тычинки цветка. Аналогичные органы: колючки барбариса и выросты стебля у ежевики; глаз зайца и глаз пчелы; крыло летучей мыши и крыло бабочки.

 

Ответ: 112122.

 

Примечание.

Гомологичные органы — органы, имеющие принципиально общее строение независимо от сходства выполняемых ими функций. Сходство в строении, или гомология, возможно только при наличии более или менее отдалённого общего предка:

Плодолистики и прицветники; а также листья и тычинки цветка — производные листа, но функции разные; ласт кита и крыло птицы - передняя конечность;

 

Аналогичные органы — сходны у организмов разных систематических групп по выполняемой функции, но имеют различное происхождение и неодинаковое внутреннее строение:

колючки барбариса (лист) и выросты стебля (кора) у ежевики;

глаз зайца и глаз (фасеточный) пчелы;

крыло летучей мыши - мезодермальное происхождение и крыло бабочки — эктодермальное происхождение.

Ответ: 112122

21809

112122

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.3 Доказательства эволюции живой природы

24. Задание 16 № 21878


Пояснение.

Мезозойская: пресмыкающиеся; голосеменные. Палеозойская: кистепёрые рыбы; папоротники. Кайнозойская: птицы; млекопитающие.

 

Ответ: 232131.

 

Примечание

Обратите внимание, что в задании просят указать эру, в которую происходил их расцвет на Земле, а не появление.

Ответ: 232131

21878

232131

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

25. Задание 16 № 21906

18. Установите соответствие между процессами и уровнями организации жизни, на которых эти процессы происходят: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРОЦЕСС

 

УРОВЕНЬ

А) формируются новые виды

Б) формируются классы, отряды

В) изменяется генофонд популяции

Г) адаптивные признаки развиваются и распространяются в популяции

Д) прогресс достигается путём ароморфозов

или дегенерации

 

1) микроэволюционный

2) макроэволюционный

 

Пояснение.

Микроэволюционный: формируются новые виды; изменяется генофонд популяции; адаптивные признаки развиваются и распространяются в популяции. Макроэволюционный: формируются классы, отряды; прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации.

 

Ответ: 12112.

 

Примечание

Микроэволюция — это распространение в популяции малых изменений в частотах аллелей на протяжении нескольких поколений; эволюционные изменения на внутривидовом уровне.

Макроэволюция — образование надвидовых таксонов.

Ответ: 12112

21906

12112

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования, 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

26. Задание 16 № 22271

19. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и эволюционными процессами, в результате которых они сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ОБЪЕКТОВ

 

МЕТОДЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

А) колючки барбариса и колючки боярышника

Б) грызущий и колюще-сосущий ротовой аппарат у насекомых

В) внешнее сходство сумчатого и обыкновенного крота

Г) крыло бабочки и крыло стрекозы

Д) прицветники и плодолистики цветковых растений

Е) рычажная конечность хордовых и членистоногих животных

 

1) конвергенция

2) дивергенция

 

20. Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: к каждой позиции из левого столбца подберите соответствующую позицию из правого столбца.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА

 

ФОРМА

А) направлен в пользу особей с отклонениями от средней нормы признаков

Б) приводит к полиморфизму, образованию

нескольких новых средних норм

признака

В) формирует приспособления к изменившимся условиям среды

Г) сохраняет среднюю норму признака

Д) действует в постоянных неизменных

условиях

 

1) стабилизирующий

2) движущий

3) разрывающий

(дизруптивный)


21. Установите соответствие между содержанием понятия и термином, отражающим это содержание: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

 

ТЕРМИН (ПОНЯТИЕ)

А) поставляет основной элементарный материал для эволюции

Б) процесс резко изменяет численность популяции

В) носит случайный и ненаправленный характер

Г) процесс вызывается избытком или недостатком пищи

Д) формирует резерв наследственной изменчивости

Е) обладает определённой периодичностью

 

1) мутационный процесс

2) популяционные волны


22. Рассмотрите схему действия естественного отбора в поколениях F1, F2, F3. Назовите форму естественного отбора, укажите, в каких условиях он действует, какие особи имеют преимущества и каков его результат. Приведите не менее двух примеров действия такого отбора в природе. таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.












Микроэволюция 11 класс профиль

Вариант 2

1. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых указаны движущие силы эволюции. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Синтетическая теория эволюции утверждает, что виды живут популяциями, в которых и начинаются эволюционные процессы. (2) Именно в популяциях наблюдается наиболее острая борьба за существование. (3) В результате мутационной изменчивости постепенно возникают новые признаки, в том числе и приспособления к условиям окружающей среды — идиоадаптации. (4) Этот процесс постепенного появления и сохранения новых признаков под действием естественного отбора, ведущий к образованию новых видов, называется дивергенцией. (5) Образование новых крупных таксонов происходит путём ароморфозов и дегенерации, которая также приводит к биологическому прогрессу организмов. (6) Таким образом, популяция является исходной единицей, в которой происходят основные эволюционные процессы — изменение генофонда, появление новых признаков, возникновение приспособлений.


2. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида растения Пузырчатка обыкновенная. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Насекомоядное растение Пузырчатка обыкновенная в основном встречается в средиземноморском регионе Европы и Африки. (2)Пузырчатка обыкновенная произрастает по каналам, прудам, стоячим и медленно текущим водоёмам, болотам. (3)Листья растения рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Каждый мелкий пузырёк, находящийся на изящных подводных листочках, – сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе. (6)Пузырчатка обыкновенная цветёт с июня по сентябрь.


Пояснение.

Критерии вида — это признаки, по которым сравнивают 2 организма, чтобы определить, относятся они к одному виду или к разным.

 

Физиолого-биохимический — как работают органы и клетки — 6 предложение.

Экологический — совокупность факторов внешней среды, необходимых для жизни вида (температура, влажность, пища, конкуренты и т. п.) — 2 и 6 предложение.

Географический — ареал (область распространения), т. е. территория, на которой живет данный вид — 1 предложение.

Генетический — одинаковое количество и строение хромосом, что позволяет организмам давать плодовитое потомство.

 

Морфологический — внутреннее и внешнее строение.

Необходимо выбрать три предложения описывающие морфологический (внешнее строение) критерий вида:

(3)Листья растения рассечены на многочисленные нитевидные доли, листья и стебли снабжены пузырьками. (4)Каждый мелкий пузырёк, находящийся на изящных подводных листочках, – сложный ловчий аппарат, клапан которого открывается только внутрь. (5)Цветки окрашены в жёлтый цвет, сидят по 5–10 на цветоносе.

 

Ответ: 345.

Ответ: 345

22298

345

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

25. Задание 15 № 22731

3. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бурый медведь. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. 

(1)Медведи хорошо лазают и плавают, быстро бегают, могут стоять и проходить короткие расстояния на задних лапах. (2)Они имеют короткий хвост, длинную и густую шерсть, а также отличное обоняние. (3)Охотятся медведи вечером или на рассвете. (4)Эти животные всеядны. (5)Они мало восприимчивы к пчелиным укусам из-за своей густой шерсти. (6)В природе естественных врагов почти не имеют.


Пояснение.

Критерии вида — совокупность признаков, по которым можно отличить один вид организма от другого.

Морфологический — сходство внешнего и внутреннего строения организмов одного вида.

Генетический критерий — число и структура хромосом вида, его кариотип.

Физиологический критерий — сходство процессов жизнедеятельности и особенности размножения.

Биохимический — позволяет различать виды по строению белков и нуклеиновых кислот.

Географический критерий — территория вида, область его распространения.

 

Экологический критерий — условия существования вида, его экологическая ниша, положение в биоценозе.

 

Необходимо выбрать три предложения описывающие экологический критерий вида:

(3)Охотятся медведи вечером или на рассвете. (4)Эти животные всеядны. (6)В природе естественных врагов почти не имеют.

 

Ответ: 346

 

Примечание.

НЕ выбираем 1 и 5 предложения, т.к. описывается физиологический критерий; 2 - морфологический.

Ответ: 346

22731

346

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

26. Задание 15 № 22759

4. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида Гинкго двулопастный. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Гинкго двулопастный — дерево высотой до 40 м и диаметром ствола до 4,5 м. (2)Крона вначале пирамидальная, с возрастом разрастается. (3)Это листопадное растение с уникальными для современных голосеменных листьями. (4)Одиночные листья развиваются быстро, но есть и растущие группой листья, развивающиеся медленно. (5)Растение двудомное, на мужских растениях в собраниях спорангиев (колосках) развивается пыльца.(6)Округлые семена несколько напоминают по виду абрикос.


Пояснение.

Критерии вида — совокупность признаков, по которым можно отличить один вид организма от другого.

Генетический критерий — число и структура хромосом вида, его кариотип.

Физиологический критерий — сходство процессов жизнедеятельности и особенности размножения.

Биохимический — позволяет различать виды по строению белков и нуклеиновых кислот.

Географический критерий — территория вида, область его распространения.

Экологический критерий — условия существования вида, его экологическая ниша, положение в биоценозе.

 

Морфологический — сходство внешнего и внутреннего строения организмов одного вида.

 

Необходимо выбрать три предложения описывающие морфологический критерий вида:

(1) Гинкго двулопастный — дерево высотой до 40 м и диаметром ствола до 4,5 м.

(2)Крона вначале пирамидальная, с возрастом разрастается.

(6)Округлые семена несколько напоминают по виду абрикос.

 

Ответ: 126

 

Примечание.

НЕ выбираем 345 предложения, т.к. описывается физиологический критерий.

Ответ: 126

22759

126

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

27. Задание 15 № 22834

5. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания экологического критерия вида бабочки Белянки капустной. Запишите в порядке возрастания цифры, под которыми они указаны.

(1)Бабочка капустная белянка имеет мучнисто-белую окраску верхней стороны крыльев. (2)На передней паре крыльев расположены тёмные пятна. (3)Весной и летом бабочка откладывает яйца на листья капусты или других растений семейства крестоцветных. (4)Из яиц выходят жёлтые гусеницы, которые питаются листьями растений. (5)По мере роста гусеницы приобретают яркую сине-зелёную окраску. (6)Выросшая гусеница переползает на дерево, превращается в куколку, которая зимует.


Пояснение.

Критерии вида — совокупность признаков, по которым можно отличить один вид организма от другого.

Морфологический — сходство внешнего и внутреннего строения организмов одного вида.

Генетический критерий — число и структура хромосом вида, его кариотип.

Физиологический критерий — сходство процессов жизнедеятельности и особенности размножения.

Биохимический — позволяет различать виды по строению белков и нуклеиновых кислот.

Географический критерий — территория вида, область его распространения.

Экологический критерий — условия существования вида, его экологическая ниша, положение в биоценозе.

Необходимо выбрать три предложения описывающие экологический критерий вида:

(3)Весной и летом бабочка откладывает яйца на листья капусты или других растений семейства крестоцветных. (4)Из яиц выходят жёлтые гусеницы, которые питаются листьями растений. (6)Выросшая гусеница переползает на дерево, превращается в куколку, которая зимует.

1, 2 и 5 предложение описывают морфологический критерий.

 

Ответ: 346.

Ответ: 346

22834

346

Источник: ЕГЭ — 2018. До­сроч­ная волна

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

28. Задание 15 № 22935

6. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания географического критерия вида растения Пихта сибирская. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1)Пихта сибирская — вечнозелёное дерево, достигающее 30 метров высотой, с красивой узкоконической, почти колонновидной кроной. (2)Пихта распространена в Сибири, где доходит до верховьев Алдана, а в Восточной Сибири в связи с вечной мерзлотой северная граница ареала резко отклоняется к югу. (3)Несмотря на высокую морозостойкость, пихта сибирская теплолюбива, требовательна к богатству почвы и влажностному режиму местообитаний. (4)На севере Европейской части России, где вечная мерзлота к югу от Полярного круга отсутствует, пихта в основном достигает лишь 63–64° с. ш. (5)В Красноярском Заполярье пихта растёт в форме стлаников, выживающих за счёт вегетативного возобновления. (6)Пихта сибирская избегает заболачивания, теневынослива, очень чувствительна к дымовым газам.


Пояснение.

Критерии вида — совокупность признаков, по которым можно отличить один вид организма от другого.

Генетический критерий — число и структура хромосом вида, его кариотип.

Физиологический критерий — сходство процессов жизнедеятельности и особенности размножения.

Биохимический — позволяет различать виды по строению белков и нуклеиновых кислот.

Морфологический — сходство внешнего и внутреннего строения организмов одного вида.

Экологический критерий — условия существования вида, его экологическая ниша, положение в биоценозе.

 

Географический критерий — территория вида, область его распространения.

 

Необходимо выбрать три предложения описывающие географический критерий вида:

(2)Пихта распространена в Сибири, где доходит до верховьев Алдана, а в Восточной Сибири в связи с вечной мерзлотой северная граница ареала резко отклоняется к югу.

(4)На севере Европейской части России, где вечная мерзлота к югу от Полярного круга отсутствует, пихта в основном достигает лишь 63–64° с. ш.

(5)В Красноярском Заполярье пихта растёт в форме стлаников, выживающих за счёт вегетативного возобновления.

 

Ответ: 245

Ответ: 245

22935

245

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

29. Задание 15 № 23016

Пояснение.

Критерии вида — совокупность признаков, по которым можно отличить один вид организма от другого.

Генетический критерий — число и структура хромосом вида, его кариотип.

Географический критерий — территория вида, область его распространения.

Биохимический — позволяет различать виды по строению белков и нуклеиновых кислот.

Морфологический — сходство внешнего и внутреннего строения организмов одного вида.

Экологический критерий — условия существования вида, его экологическая ниша, положение в биоценозе.

 

Физиологический критерий — сходство процессов жизнедеятельности и особенности размножения.

 

Необходимо выбрать три предложения описывающие физиологический критерий вида:

(3)Угорь генерирует разряд напряжением до 1300 В и с илой т ока д о 1 А .

(4)Электроимпульсы п роводятся н ервными волокнами в нейроны головного мозга, именно так передаются различные сигналы, которые воспринимает организм.

(5)Мощные силовые волны электрический угорь посылает до 150 раз в сутки.

 

Ответ: 345

Ответ: 345

23044

345

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

31. Задание 15 № 23829

7. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания морфологического критерия вида животного Европейский крот. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1) Европейский крот распространён в Европе и Азии от Пиренейского полуострова до Западной Сибири и от Южной Швеции до Средиземного моря. (2) Крот — небольшой зверёк, с вальковатым телом, покрытым густым бархатистым мехом. (3) Конец мордочки вытянут в подвижный хоботок, заканчивающийся «пятачком», передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, с мощными плоскими когтями.

(4) Встречается на опушках лиственного и смешанного леса, в суходольных полях, поймах рек и везде ведёт подземный роющий образ жизни.

(5) Чтобы добыть достаточное количество пищи, кроту приходится быть активным круглосуточно. (6) Бархатистый мех растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону.


Пояснение.

Критерии вида — совокупность признаков, по которым можно отличить один вид организма от другого.

Генетический критерий — число и структура хромосом вида, его кариотип.

Физиологический критерий — сходство процессов жизнедеятельности и особенности размножения.

Биохимический — позволяет различать виды по строению белков и нуклеиновых кислот.

Морфологический — сходство внешнего и внутреннего строения организмов одного вида.

Экологический критерий — условия существования вида, его экологическая ниша, положение в биоценозе.

Географический критерий — территория вида, область его распространения.

 

 

Необходимо выбрать три предложения описывающие морфологический критерий вида животного Европейский крот:

(2) Крот — небольшой зверёк, с вальковатым телом, покрытым густым бархатистым мехом.

(3) Конец мордочки вытянут в подвижный хоботок, заканчивающийся «пятачком», передние лапы с широкими ладонями, вывернутыми наружу, с мощными плоскими когтями.

(6) Бархатистый мех растёт по направлению вверх, а не вперёд или назад, что помогает кроту продвигаться по подземному тоннелю в любую сторону.

 

1 - географический критерий; 4 - экологический критерий; 5 - экологический и физиологический критерии

Ответ: 236

Ответ: 236

23829

236

Раздел: Основы эволюционного учения

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

32. Задание 15 № 24251

8. Установите соответствие между признаками большого прудовика и критериями вида, для которых они характерны.

 

ПРИЗНАК

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) органы чувств — одна пара щупалец

Б) коричневый цвет раковины

В) населяет пресные водоемы

Г) питается мягкими тканями растений

Д) раковина спирально закрученная

 

1) морфологический

2) экологический

 

Пояснение.

Морфологический критерий описывает строение организма.

 

Ответ: 11221.

Ответ: 11221

10636

11221

Раздел: Царство Животные

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

2. Задание 16 № 10639

9. Установите соответствие между признаками голого слизня и критериями вида, для которых они характерны.

 

ПРИЗНАК

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) обитает в садах и огородах

Б) раковина отсутствует

В) тело мягкое мускулистое

Г) питается мягкими тканями наземных растений

Д) органы чувств — две пары щупалец

Е) ведет наземный образ жизни

 

1) морфологический

2) экологический

 

Пояснение.

Морфологический критерий описывает строение организма.

 

Ответ: 211212.

Ответ: 211212

10639

211212

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

3. Задание 16 № 13788

10. Установите соответствие между животным и типом окраски покровов его тела.

 

ЖИВОТНОЕ

 

ТИП ОКРАСКИ

A) медоносная пчела

Б) речной окунь

B) божья коровка

Г) колорадский жук

Д) белая куропатка

Е) заяц-беляк

 

1) покровительственная

2) предупреждающая


Пояснение.

Покровительственная: речной окунь, белая куропатка, заяц-беляк. Предупреждающая: медоносная пчела, божья коровка, колорадский жук.

 

Ответ: 212211.

Ответ: 212211

13788

212211

Источник: ЕГЭ по биологии 30.05.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.3 Доказательства эволюции живой природы

4. Задание 16 № 14088

11. Установите соответствие между признаком животных и экологической группой, которую он характеризует.

 

ПРИЗНАК ЖИВОТНЫХ

 

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРУППА

A) высокая плодовитость

Б) развитие органов чувств

B) развитие со сменой хозяина

Г) наличие специальных органов прикрепления (крючков, присосок)

 

1) свободноживущие

2) паразиты

 Пояснение.

Дви­жу­щая: по­яв­ле­ние ро­ю­щих ко­неч­но­стей у крота; «ин­ду­стри­аль­ный ме­ла­низм» у ба­бо­чек; воз­ник­но­ве­ние бак­те­рий, устой­чи­вых к ан­ти­био­ти­кам. Ста­би­ли­зи­ру­ю­щая: огра­ни­че­ние вы­со­кой пло­до­ви­то­сти у птиц; со­хра­не­ние но­во­рождённых со сред­ней мас­сой тела.

 

Ответ: 12112.

Ответ: 12112

16376

12112

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.

9. Задание 16 № 16476

12. Установите со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой есте­ствен­но­го от­бо­ра и его формой.

 

ХАРАКТЕРИСТИКА ОТ­БО­РА

 

ФОРМА ОТБОРА

А) от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды

Б) из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти признака

В) со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние признака

Г) дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды

Д) за­креп­ля­ет новую норму реакции

Е) долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми

 

1) дви­жу­щий отбор

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор

 

Пояснение.

Дви­жу­щий отбор: от­би­ра­ет новые при­зна­ки в из­ме­ня­ю­щих­ся усло­ви­ях среды; из­ме­ня­ет ча­сто­ту встре­ча­е­мо­сти при­зна­ка; за­креп­ля­ет новую норму ре­ак­ции. Ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор: со­хра­ня­ет сред­нее зна­че­ние при­зна­ка; дей­ству­ет в от­но­си­тель­но по­сто­ян­ных усло­ви­ях среды; долго со­хра­ня­ет ге­но­ти­пы и фе­но­ти­пы осо­бей в по­пу­ля­ции не­из­мен­ны­ми.

 

Ответ: 112212.

Ответ: 112212

16476

112212

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.

10. Задание 16 № 16677

13. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком прыт­кой яще­ри­цы и кри­те­ри­ем вида, ко­то­рый он иллюстрирует.

 

ПРИЗНАК

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) зим­нее оцепенение

Б) длина тела — 25–28 см

В) тело ве­ре­те­но­вид­ной формы

Г) раз­ли­чия в окрас­ке сам­цов и самок

Д) оби­та­ние на опуш­ках лесов, в овра­гах и садах

Е) пи­та­ние на­се­ко­мы­ми

 

1) морфологический

2) эко­ло­ги­че­ский

 

Пояснение.

Мор­фо­ло­ги­че­ский:длина тела — 25–28 см; тело ве­ре­те­но­вид­ной формы; раз­ли­чия в окрас­ке сам­цов и самок. Эко­ло­ги­че­ский: зим­нее оце­пе­не­ние; оби­та­ние на опуш­ках лесов, в овра­гах и садах; пи­та­ние на­се­ко­мы­ми.

 

Ответ: 211122.

Ответ: 211122

16677

211122

Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 1.

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

11. Задание 16 № 16727

14. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ром и спо­со­бом видообразования, ко­то­рый этот при­мер иллюстрирует.

 

ПРИМЕР

 

СПОСОБ

ВИДООБРАЗОВАНИЯ

А) оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой глубине озера

Б) оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного

дрозда в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка

В) рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оледенением

Г) об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой специализации

Д) фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лиственницы си­бир­ской на во­сток

 

1) географическое

2) эко­ло­ги­че­ское

 

Пояснение.

Гео­гра­фи­че­ское: рас­пад аре­а­ла лан­ды­ша май­ско­го на изо­ли­ро­ван­ные участ­ки в связи с оле­де­не­ни­ем; фор­ми­ро­ва­ние лист­вен­ни­цы да­ур­ской в ре­зуль­та­те рас­ши­ре­ния аре­а­ла лист­вен­ни­цы си­бир­ской на во­сток. Эко­ло­ги­че­ское: оби­та­ние двух по­пу­ля­ций обык­но­вен­но­го окуня в при­бреж­ной зоне и на боль­шой глу­би­не озера; оби­та­ние раз­ных по­пу­ля­ций чёрного дроз­да в глу­хих лесах и вб­ли­зи жилья че­ло­ве­ка; об­ра­зо­ва­ние раз­ных видов синиц на ос­но­ве пи­ще­вой спе­ци­а­ли­за­ции.

 

Ответ: 22121.

 

Примечание.

Географическое ви­до­об­ра­зо­ва­ние — об­ра­зо­ва­ние но­во­го вида путем гео­гра­фи­че­ской изо­ля­ции по­пу­ля­ции при рас­се­ле­нии или рас­па­де­нии ареала.

Экологическое ви­до­об­ра­зо­ва­ние — об­ра­зо­ва­ние но­во­го вида путем осво­е­ния по­пу­ля­ци­ей но­во­го места оби­та­ния в пре­де­лах сво­е­го аре­а­ла или в ре­зуль­та­те возникновения раз­ли­чий в об­ра­зе жизни.

Ответ: 22121

16727

22121

Источник: ЕГЭ по био­ло­гии 05.05.2014. Досрочная волна. Ва­ри­ант 2.

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

12. Задание 16 № 16877

15. Установите со­от­вет­ствие между при­ме­ра­ми ре­зуль­та­тов есте­ствен­но­го от­бо­ра и фор­ма­ми отбора, к ко­то­рым эти при­ме­ры относятся.

 

ПРИМЕРЫ

 

ФОРМА ОТБОРА

А) по­яв­ля­ют­ся бактерии, устой­чи­вые к антибиотикам

Б) со­кра­ща­ет­ся число рас­те­ний клёна с очень ко­рот­ки­ми и очень длин­ны­ми кры­лья­ми семян

В) на фоне закопчённых деревьев, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство тёмных бабочек

Г) с по­хо­ло­да­ни­ем кли­ма­та по­сте­пен­но воз­ни­ка­ют жи­вот­ные с гу­стым шёрстным покровом

Д) стро­е­ние глаза при­ма­тов не из­ме­ня­ет­ся ты­ся­чи лет

 

1) дви­жу­щий отбор

2) ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор


Пояснение.

Дви­жу­щий отбор: по­яв­ля­ют­ся бак­те­рии, устой­чи­вые к ан­ти­био­ти­кам; на фоне за­копчённых де­ре­вьев, уве­ли­чи­ва­ет­ся ко­ли­че­ство тёмных ба­бо­чек; с по­хо­ло­да­ни­ем кли­ма­та по­сте­пен­но воз­ни­ка­ют жи­вот­ные с гу­стым шёрст­ным по­кро­вом. Ста­би­ли­зи­ру­ю­щий отбор: со­кра­ща­ет­ся число рас­те­ний клёна с очень ко­рот­ки­ми и очень длин­ны­ми кры­лья­ми семян; стро­е­ние глаза при­ма­тов не из­ме­ня­ет­ся ты­ся­чи лет.

 

Ответ: 12112.

Ответ: 12112

16877

12112

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.2 Развитие эволюционных идей. Значение эволюционной теории Ч. Дарвина.

13. Задание 16 № 17769

Пояснение.

Гео­гра­фи­че­ское: под­ви­ды тиг­ров – амур­ский и бен­галь­ский; по­пу­ля­ции обык­но­вен­ной белки в Цен­траль­ной Рос­сии и на Кав­ка­зе. Эко­ло­ги­че­ское: ранне- и позд­не­цве­ту­щие по­пу­ля­ции по­грем­ка на одном лугу; по­пу­ля­ции фо­ре­ли в озере Севан, раз­ли­ча­ю­щи­е­ся сро­ка­ми не­ре­ста; воз­ник­шие в ре­зуль­та­те пи­ще­вой спе­ци­а­ли­за­ции виды синиц.

 

Ответ: 21221.

 

Примечание.

При гео­гра­фи­че­ском видообразовании ос­нов­ным фактором яв­ля­ет­ся пространственная изоляция, при­во­дя­щая к раз­де­ле­нию ареала вида на от­дель­ные изолированные зоны (и, как следствие, на изо­ли­ро­ван­ные популяции). Если усло­вия обитания в этих зонах будут разные, могут по­сте­пен­но сформироваться новые виды.

Экологическое ви­до­об­ра­зо­ва­ние происходит в том случае, если между осо­бя­ми одной по­пу­ля­ции возникает изо­ля­ция в пре­де­лах единого ареала. Изо­ли­ру­ю­щи­ми барьерами в этом слу­чае являются раз­ли­чия в спо­со­бах взаимодействия ор­га­низ­мов друг с дру­гом и с окру­жа­ю­щей средой (разные спо­со­бы и места по­ис­ка пищи, раз­ные сроки раз­мно­же­ния и брач­ные ритуалы и т. д.).

Ответ: 21221

18389

21221

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

17. Задание 16 № 18490

16. Установите со­от­вет­ствие между признаком, ха­рак­те­ри­зу­ю­щим не­ясыть (семейство совиные) и кри­те­ри­ем вида

 

ПРИЗНАК

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) голос самки — рас­ка­ти­стая ба­со­вая трель

Б) пи­та­ет­ся мы­ше­вид­ны­ми грызунами

В) гнез­дит­ся в сме­шан­ных лесах

Г) охо­тит­ся ночью

Д) в клад­ке 2-6 белых яиц

Е) птен­цы на­си­жи­ва­ют­ся сам­кой 30 суток

 

1) физиологический

2) экологический

 

Пояснение.

Фи­зио­ло­ги­че­ский: голос самки – рас­ка­ти­стая ба­со­вая трель, в клад­ке 2-6 белых яиц, птен­цы на­си­жи­ва­ют­ся сам­кой 30 суток. Эко­ло­ги­че­ский: пи­та­ет­ся мы­ше­вид­ны­ми гры­зу­на­ми, гнез­дит­ся в сме­шан­ных лесах, охо­тит­ся ночью.

 

Ответ: 122211.

Ответ: 122211

18490

122211

Источник: Ди­а­гно­сти­че­ская ра­бо­та по био­ло­гии 06.04.2011 Ва­ри­ант 2.

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

18. Задание 16 № 19010

17. Установите со­от­вет­ствие между фак­то­ра­ми ви­до­об­ра­зо­ва­ния и его способом.

 

ФАКТОР

 

СПОСОБ

А) по­лип­ло­и­ди­за­ция ги­бри­дов от близ­ко­род­ствен­но­го скрещивания

Б) раз­ли­чия в ме­стах обитания

В) раз­де­ле­ние аре­а­ла на фрагменты

Г) оби­та­ние раз­ных видов лан­ды­ша в Ев­ро­пе и на Даль­нем Востоке

Д) пи­ще­вая специализация

 

1) географический

2) экологический

3) гибридогенный

 

Пояснение.

Гео­гра­фи­че­ский: раз­де­ле­ние аре­а­ла на фраг­мен­ты, оби­та­ние раз­ных видов лан­ды­ша в Ев­ро­пе и на Даль­нем Во­сто­ке. Эко­ло­ги­че­ский: раз­ли­чия в ме­стах оби­та­ния, пи­ще­вая спе­ци­а­ли­за­ция. Ги­бри­до­ген­ный: по­лип­ло­и­ди­за­ция ги­бри­дов от близ­ко­род­ствен­но­го скре­щи­ва­ния.

 

Ответ: 32112.

 

Примечание.

Видообразование — при­ме­ры идиоадаптации про­цесс образования новых видов из предковых.

Аллопатрическое (географическое) ви­до­об­ра­зо­ва­ние — об­ра­зо­ва­ние новых видов из внут­ри­ви­до­вых форм, тер­ри­то­ри­аль­но изолированных друг от друга.

Например. Воз­ник­но­ве­ние генетических раз­ли­чий постепенно при­во­дит к не­спо­соб­но­сти особей из разобщённых по­пу­ля­ций к скрещиванию, что в даль­ней­шем становится при­чи­ной образования новых видов. Так воз­ник­ли родственные виды ландыша. Ис­ход­ный вид не­сколь­ко миллионов лет назад (в тре­тич­ном периоде) был ши­ро­ко распространён в лист­вен­ных лесах Евразии. С на­ступ­ле­ни­ем ледников в чет­вер­тич­ном периоде еди­ный ареал вида был разо­рван на не­сколь­ко частей, и лан­дыш сохранился лишь на территориях, из­бе­жав­ших оледенения (Дальний Восток, Закавказье, Южная Европа). После от­ступ­ле­ния ледника ландыш, со­хра­нив­ший­ся на юге Европы, вновь рас­про­стра­нил­ся по лист­вен­ным и ча­стич­но смешанным лесам, об­ра­зо­вав новый вид, более крупный, с ши­ро­ким венчиком. На Даль­нем Востоке, отделённом от Ев­ро­пы огромными про­стран­ства­ми тайги, воз­ник другой вид — с крас­ны­ми черешками и вос­ко­вым налётом на листьях.

Симпатрическое видообразование — об­ра­зо­ва­ние новых видов внут­ри исходного ареала. Она предполагает, что ре­про­дук­тив­ная изоляция может воз­ник­нуть в пре­де­лах одной территории. Сим­пат­ри­че­ское видообразование может про­ис­хо­дить несколькими способами:

Экологическая специализация. Примером может слу­жить возникновение ранне- и позд­но­цве­ту­щих рас у погремка; су­ще­ство­ва­ние у мно­гих проходных рыб ози­мых и яро­вых рас, пи­ще­вая специализация у синиц.

Полиплоидия.

Гибридогенное видообразование (синтезогенез) свя­за­но со сли­я­ни­ем двух су­ще­ству­ю­щих видов А и В и об­ра­зо­ва­ни­ем нового вида С. Этот тип ви­до­об­ра­зо­ва­ния обычен для растений: по не­ко­то­рым подсчетам более 50% видов рас­те­ний представляют собой ги­бри­до­ген­ные формы — аллополиплоиды. Так куль­тур­ная слива воз­ник­ла путем ги­бри­ди­за­ции терна с алы­чой с по­сле­ду­ю­щим удвоением числа хромосом. Не­ко­то­рые виды малины, полыни, та­ба­ка и дру­гих растений — такие же ал­ло­по­лип­ло­и­ды гибридогенного происхождения.

Ответ: 32112

19010

32112

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

19. Задание 16 № 19361

18. Установите со­от­вет­ствие между при­зна­ком яще­ри­цы и кри­те­ри­ем вида, к ко­то­ро­му этот при­знак относят.

 

ПРИЗНАК

 

КРИТЕРИЙ ВИДА

А) тело по­кры­то ро­го­вы­ми чешуйками

Б) низ жи­во­та светлый

В) пи­та­ет­ся насекомыми

Г) оби­та­ет в степях, лесах, полупустынях

Д) ак­тив­ный образ жизни ведёт с ап­ре­ля по сентябрь

Е) от­кла­ды­ва­ет до 12 яиц

 

1) экологический

2) морфологический

 

Пояснение.

Эко­ло­ги­че­ский: пи­та­ет­ся на­се­ко­мы­ми; оби­та­ет в сте­пях, лесах, по­лу­пу­сты­нях; ак­тив­ный образ жизни ведёт с ап­ре­ля по сен­тябрь. Мор­фо­ло­ги­че­ский: тело по­кры­то ро­го­вы­ми че­шуй­ка­ми, низ жи­во­та свет­лый,

Критерии вида — это признаки, по ко­то­рым срав­ни­ва­ют 2 организма, чтобы определить, от­но­сят­ся они к од­но­му виду или к разным.

Морфологический — внут­рен­нее и внеш­нее строение.

Экологический — со­во­куп­ность фак­то­ров внеш­ней среды, не­об­хо­ди­мых для жизни вида (температура, влажность, пища, кон­ку­рен­ты и т. п.).

 

Ответ: 221112.

 

Примечание.

Некор­рект­ный ва­ри­ант ответа: от­кла­ды­ва­ет до 12 яиц — от­не­сен к мор­фо­ло­ги­че­ско­му критерию. Особи од­но­го вида сход­ны по всем фи­зио­ло­ги­че­ским про­цес­сам — питанию, дыханию, выделению, размножению, что лежит в ос­но­ве фи­зио­ло­ги­че­ско­го критерия. Осо­бен­но важны от­ли­чия в фи­зио­ло­гии размножения: в стро­е­нии по­ло­во­го аппарата, в сро­ках размножения.

Ответ: 221112

19361

221112

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

20. Задание 16 № 21506

19. Установите соответствие между признаками эволюционного процесса и его видом: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

ПРИЗНАК

 

ПРОЦЕСС

А) формируются новые виды

Б) формируются надвидовые таксоны

В) изменяет генофонд популяции

Г) прогресс достигается путём идиоадаптаций

Д) прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации

 

1) микроэволюционный

2) макроэволюционный

 

Пояснение.

Микроэволюция — это распространение в популяции малых изменений в частотах аллелей на протяжении нескольких поколений; эволюционные изменения на внутривидовом уровне.

Макроэволюция — образование надвидовых таксонов. Под макроэволюцией следует понимать образование родов, семейств и других таксономических единиц более высокого ранга, т.е. эволюционные преобразования происходящие на надвидовом уровне и обусловливающие формирование иерархической системы таксонов. В общем смысле макроэволюцией можно назвать развитие жизни на Земле в целом, включая ее происхождение.

Микроэволюционный процесс: формируются новые виды; изменяет генофонд популяции; прогресс достигается путём идиоадаптаций. Макроэволюционный процесс: формируются надвидовые таксоны; прогресс достигается путём ароморфозов или дегенерации.

Ответ: 12112.

Ответ: 12112

21506

12112

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования, 6.4 Макроэволюция. Биологический прогресс и регресс, ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация

21. Задание 16 № 21624

20. Установите соответствие между содержанием понятия и термином, отражающим это содержание: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ

 

ТЕРМИН (ПОНЯТИЕ)

А) поставляет основной элементарный материал для эволюции

Б) процесс резко изменяет численность популяции

В) носит случайный и ненаправленный характер

Г) процесс вызывается избытком или недостатком пищи

Д) формирует резерв наследственной изменчивости

Е) обладает определённой периодичностью

 

1) мутационный процесс

2) популяционные волны

 


Пояснение.

Мутационный процесс: поставляет основной элементарный материал для эволюции; носит случайный и ненаправленный характер; формирует резерв наследственной изменчивости. Популяционные волны: процесс резко изменяет численность популяции; процесс вызывается избытком или недостатком пищи; обладает определённой периодичностью.

 

Ответ: 121212.

 

Примечание.

Популяционные волны, или «волны жизни», по С.С. Четверикову (1905 г.), — это колебания численности особей в природных популяциях. Они свойственны всем видам животных, растений и микроорганизмов. Популяционные волны могут быть сезонными (периодическими), генетически обусловленными и несезонными (апериодическими), обусловленными воздействием на популяцию непосредственно различных биотических и абиотических факторов.

Ответ: 121212

21624

121212

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.1 Вид, его критерии. Популяция. Микроэволюция. Способы видообразования

22. Задание 16 № 21781

Пояснение.

Дивергенция — расхождение признаков внутри вида, которое приводит к образованию новых группировок особей.

Конвергенция — приобретение сходных признаков у различных, неродственных групп.

1) конвергенция: А) колючки барбариса (лист) и колючки боярышника (побег); В) внешнее сходство сумчатого и обыкновенного крота;Е) рычажная конечность хордовых и членистоногих животных

2) дивергенция: Б) грызущий и колюще-сосущий ротовой аппарат у насекомых; Г) крыло бабочки и крыло стрекозы; Д) прицветники и плодолистики цветковых растений

 

Ответ: 121221.

Ответ: 121221

22271

121221

Раздел кодификатора ФИПИ: 6.3 Доказательства эволюции живой природы

27. Задание 16 № 22299

21. Установите соответствие между примерами приспособленности организмов к среде обитания и названиями органов, которые у них сформировались: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую

позицию из второго столбца.

 

ПРИМЕРЫ ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ

 

НАЗВАНИЯ ОРГАНОВ

А) слуховые косточки среднего уха пресмыкающихся и человека

Б) листья и прицветники бугенвиллеи

В) колючки барбариса и колючки ежевики

Г) строение глаза человека и глаза осьминога

Д) усики гороха и усики винограда

Е) плодолистик и мегаспорофилл растения

 

1) гомологичные

2) аналогичные

 

22. Пользуясь рисунком, определите, какую форму отбора он иллюстрирует. Ответ обоснуйте. Изменится ли размер ушей у зайцев в процессе эволюции под действием этой формы естественного отбора, и при каких условиях жизни этот отбор будет проявляться?


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!