СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по биологии 11 класс Естественно-научный профиль (102 часа)

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

​​​​​​​Содержание учебного предмета «Биология» на углубленном уровне среднего общего образования

Биология как комплекс наук о живой природе. Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни. Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Клетка — структурная и функциональная единица организма. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Организм. Организм — единое целое. Жизнедеятельность организма. Основные процессы, происходящие в организме. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Теория эволюции. Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Роль человека в биосфере.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по биологии 11 класс Естественно-научный профиль (102 часа)»

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Федеральный государственный стандарт среднего общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями).

  2. Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273 -ФЗ (с посл. изм. и доп.).

  3. Примерные программы по учебным предметам. Биология. Рабочие программы. 10 — 11 классы: учеб. пособие для общеобразоват. организаций: углубл. уровень / Г. М. Дымшиц, О. В. Саблина. — М.: Просвещение, 2018. —32 с. Программа по биологии для 10 – 11 классов, соответствует федеральному государственному образовательному стандарту среднего общего образования (ФГОС СОО).

  4. Приказ Министерства Просвещения РФ № 254 от 20.05.2020 г. «Об утверждении федерального перечня учебников, допущенных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность» (с изменениями от 23.12.2020 г. № 766).

  5. Образовательная программа среднего общего образования МОУ Шумовской СШ на 2021-2022 учебный год (принята на заседании Педагогического совета 27.04.2021 протокол № 5, рассмотрена на заседании Совета школы 26.04.2021 протокол № 4, утверждена директором школы 27.04.2021 г., приказ №__202___ (с изменениями от 17.08.2021 г. приказ № 322).

1. Планируемые результаты освоения учащимися 11 класса учебного предмета «Биология» на углубленном уровне, реализующего ФГОС


Личностные результаты освоения ООП

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

1) реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

2) признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

3) сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами, связанными с сохранением собственного здоровья и экологической безопасности.


Метапредметные результаты освоения ООП

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы базового курса биологии являются:

1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2) умения работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

3) способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему здоровью и здоровью окружающих;

4) умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.


Предметные результаты освоения ООП

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы курса биологии базового уровня являются:

1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

• характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Дарвина); учения Вернадского о биосфере; законов Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

• выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отборов, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере);

• объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

• приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

• решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

• описание особей видов по морфологическому критерию;

• выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

• сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыша человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отборы, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

• анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождение человека и возникновение жизни, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

• оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

3. В сфере трудовой деятельности:

• овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

4. В сфере физической деятельности:

• обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных заболеваний, вредных привычек (курение, употребление алкоголя, наркомания); правил поведения в окружающей среде.


В результате изучения учебного предмета «Биология» на уровне среднего общего образования выпускник на профильном уровне научится:

– оценивать роль биологических открытий и современных исследований в развитии науки и в практической деятельности людей;

– оценивать роль биологии в формировании современной научной картины мира, прогнозировать перспективы развития биологии;

– устанавливать и характеризовать связь основополагающих биологических понятий (клетка, организм, вид, экосистема, биосфера) с основополагающими понятиями других естественных наук;

– обосновывать систему взглядов на живую природу и место в ней человека, применяя биологические теории, учения, законы, закономерности, понимать границы их применимости;

– проводить учебно-исследовательскую деятельность по биологии: выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов;

– выявлять и обосновывать существенные особенности разных уровней организации жизни;

– устанавливать связь строения и функций основных биологических макромолекул, их роль в процессах клеточного метаболизма;

– решать задачи на определение последовательности нуклеотидов ДНК и мРНК, антикодонов тРНК, последовательности аминокислот в молекуле белка, применяя знания о реакциях матричного синтеза, генетическом коде, принципе комплементарности;

– делать выводы об изменениях, которые произойдут в процессах матричного синтеза, в случае изменения последовательности нуклеотидов ДНК;

– сравнивать фазы деления клетки; решать задачи на определение и сравнение количества генетического материала (хромосом и ДНК) в клетках многоклеточных организмов в разных фазах клеточного цикла;

– выявлять существенные признаки строения клеток организмов разных царств живой природы, устанавливать взаимосвязь строения и функций частей и органоидов клетки;

– обосновывать взаимосвязь пластического и энергетического обменов; сравнивать процессы пластического и энергетического обменов, происходящих в клетках живых организмов;

– определять количество хромосом в клетках растений основных отделов на разных этапах жизненного цикла;

– сравнивать разные способы размножения организмов;

– характеризовать основные этапы онтогенеза организмов;

– решать генетические задачи на дигибридное скрещивание, сцепленное (в том числе, сцепленное с полом) наследование, анализирующее скрещивание, применяя законы наследственности и закономерности сцепленного наследования;

– раскрывать причины наследственных заболеваний, аргументировать необходимость мер предупреждения таких заболеваний;

– выявлять причины и существенные признаки модификационной и мутационной изменчивости; обосновывать роль изменчивости в естественном и искусственном отборе;

– обосновывать значение разных методов селекции в создании сортов растений, пород животных и штаммов микроорганизмов;

– характеризовать факторы (движущие силы) эволюции;

– характеризовать причины изменчивости и многообразия видов согласно синтетической теории эволюции;

– характеризовать популяцию как единицу эволюции, вид как систематическую категорию и как результат эволюции;

– устанавливать связь структуры и свойств экосистемы;

– составлять схемы переноса веществ и энергии в экосистеме (сети питания), прогнозировать их изменения в зависимости от изменения факторов среды;

– аргументировать собственную позицию по отношению к экологическим проблемам и поведению в природной среде;

– обосновывать необходимость устойчивого развития как условия сохранения биосферы;

– оценивать практическое и этическое значение современных исследований в биологии, медицине, экологии, биотехнологии; обосновывать собственную оценку;

– выявлять в тексте биологического содержания проблему и аргументированно её объяснять;

– представлять биологическую информацию в виде текста, таблицы, схемы, графика, диаграммы и делать выводы на основании представленных данных; преобразовывать график, таблицу, диаграмму, схему в текст биологического содержания.


Выпускник на профильном уровне получит возможность научиться:

– организовывать и проводить индивидуальную исследовательскую деятельность по биологии (или разрабатывать индивидуальный проект): выдвигать гипотезы, планировать работу, отбирать и преобразовывать необходимую информацию, проводить эксперименты, интерпретировать результаты, делать выводы на основе полученных результатов, представлять продукт своих исследований;

– прогнозировать последствия собственных исследований с учётом этических норм и экологических требований;

– выделять существенные особенности жизненных циклов представителей разных отделов растений и типов животных; изображать циклы развития в виде схем;

– анализировать и использовать в решении учебных и исследовательских задач информацию о современных исследованиях в биологии, медицине и экологии;

– аргументировать необходимость синтеза естественно-научного и социогуманитарного знания в эпоху информационной цивилизации;

– моделировать изменение экосистем под влиянием различных групп факторов окружающей среды;

– выявлять в процессе исследовательской деятельности последствия антропогенного воздействия на экосистемы своего региона, предлагать способы снижения антропогенного воздействия на экосистемы;

– использовать приобретённые компетенции в практической деятельности и повседневной жизни, для приобретения опыта деятельности, предшествующей профессиональной, в основе которой лежит биология как учебный предмет.



























    1. Содержание учебного предмета «Биология» на углубленном уровне среднего общего образования

Биология как комплекс наук о живой природе. Биология как комплексная наука, методы научного познания, используемые в биологии. Современные направления в биологии. Роль биологии в формировании современной научной картины мира, практическое значение биологических знаний. Биологические системы как предмет изучения биологии.

Структурные и функциональные основы жизни. Молекулярные основы жизни. Неорганические вещества, их значение. Органические вещества (углеводы, липиды, белки, нуклеиновые кислоты, АТФ) и их значение. Биополимеры. Другие органические вещества клетки. Нанотехнологии в биологии. Клетка — структурная и функциональная единица организма. Цитология, методы цитологии. Роль клеточной теории в становлении современной естественно-научной картины мира. Клетки прокариот и эукариот. Основные части и органоиды клетки, их функции. Строение и функции хромосом. Вирусы — неклеточная форма жизни, меры профилактики вирусных заболеваний. Жизнедеятельность клетки. Пластический обмен. Фотосинтез, хемосинтез. Биосинтез белка. Энергетический обмен. Хранение, передача и реализация наследственной информации в клетке. Генетический код. Ген, геном. Геномика. Влияние наркогенных веществ на процессы в клетке. Клеточный цикл: интерфаза и деление. Митоз и мейоз, их значение. Соматические и половые клетки.

Организм. Организм — единое целое. Жизнедеятельность организма. Основные процессы, происходящие в организме. Регуляция функций организма, гомеостаз. Размножение организмов (бесполое и половое). Способы размножения у растений и животных. Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития. Репродуктивное здоровье человека; последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное развитие человека. Жизненные циклы разных групп организмов. Генетика, методы генетики. Генетическая терминология и символика. Законы наследственности Г. Менделя. Хромосомная теория наследственности. Определение пола. Сцепленное с полом наследование. Генетика человека. Наследственные заболевания человека и их предупреждение. Этические аспекты в области медицинской генетики. Генотип и среда. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость. Мутации. Мутагены, их влияние на здоровье человека. Доместикация и селекция. Методы селекции. Биотехнология, её направления и перспективы развития. Биобезопасность.

Теория эволюции. Развитие эволюционных идей, эволюционная теория Ч. Дарвина. Синтетическая теория эволюции. Свидетельства эволюции живой природы. Микроэволюция и макроэволюция. Вид, его критерии. Популяция — элементарная единица эволюции. Движущие силы эволюции, их влияние на генофонд популяции. Направления эволюции. Многообразие организмов как результат эволюции. Принципы классификации, систематика.

Развитие жизни на Земле. Гипотезы происхождения жизни на Земле. Основные этапы эволюции органического мира на Земле. Современные представления о происхождении человека. Эволюция человека (антропогенез). Движущие силы антропогенеза. Расы человека, их происхождение и единство.

Организмы и окружающая среда. Приспособления организмов к действию экологических факторов. Биогеоценоз. Экосистема. Разнообразие экосистем. Взаимоотношения популяций разных видов в экосистеме. Круговорот веществ и поток энергии в экосистеме. Устойчивость и динамика экосистем. Последствия влияния деятельности человека на экосистемы. Сохранение биоразнообразия как основа устойчивости экосистемы. Структура биосферы. Закономерности существования биосферы. Круговороты веществ в биосфере. Роль человека в биосфере. Глобальные антроп



    1. Тематическое планирование по биологии 11 класс



Тема урока

Кол-во часов

Раздел I. Эволюция (66 часов)

Тема 1. Доместикация и селекция (7 часов)

1

Доместикация

1

2

Искусственный отбор

1

3

Современные методы отбора

1

4

Гетерозис и его использование в селекционном процессе

1

5

Расширение генетического разнообразия селекционного материала

1

6

Использование в селекции методов генной и геномной инженерии

1

7

Обобщающее повторение по теме «Доместикация и селекция»

1

Тема 2. Теория эволюции. Свидетельства эволюции (7 часов)

8

Развитие эволюционных идей

1

9-10

Эволюционная идея Дарвина. Синтетическая теория эволюции

2

11

Палеонтологические и биогеографические свидетельства эволюции

1

12

Рудиментарные органы. Атавизмы

1

13

Сравнительно-анатомические и эмбриологические свидетельства эволюции

1

14

Молекулярно-генетические свидетельства эволюции

1

Тема 3. Факторы эволюции (24 часа)

15-16

Вид. Критерии вида

2

17

Популяция – элементарная единица эволюции

1

18

Лабораторная работа №1 «Сравнение видов по морфологическому критерию» Т.Б.

1

19

Изменчивость природных популяций

1

20

Генетическая структура популяций

1

21

Мутация как фактор эволюции

1

22

Уравнение Харди – Вайнберга и его биологический смысл

1

23

Решение задач по популяционной генетике

1

24

Случайные изменения частот аллелей в популяциях

1

25

Дрейф генов как фактор эволюции

1

26

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции

1

27

Эффективность естественного отбора

1

28

Формы естественного отбора

1

29

Половой отбор

1

30-31

Направления и пути эволюции. Адаптации. Ароморфоз. Идиоадаптация

2

32-33

Возникновение адаптаций в результате естественного отбора

2

34

Изоляция и видообразование

1

35

Микроэволюция. Макроэволюция

1

36

Генетические механизмы крупных эволюционных преобразований

1

37

Эволюция и мы

1

38

Обобщающее повторение по теме «Факторы эволюции»

1

Тема 4. Возникновение и развитие жизни на Земле (11 часов)

39-40

Сущность жизни. Представление о возникновении жизни на Земле

2

41

Образование биологических мономеров и полимеров

1

42

Формирование и эволюция пробионтов

1

43

Изучение истории Земли. Палеонтология

1

44-46

Развитие жизни на Земле в архейскую, протерозойскую и палеозойскую эры

3

47-48

Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры

2

49

Обобщающее повторение по теме «Возникновение и развитие жизни на Земле»

1

Тема 5. Возникновение и развитие человека – антропогенез (8 часов)

50

Место человека в системе живого мира – морфологические и физиологические данные

1

51

Место человека в системе живого мира – данные молекулярной биологии и биологии развития

1

52

Происхождение человека. Палеонтологические данные

1

53

Первые представители рода Homo

1

54-55

Появление человека разумного. Биологические факторы эволюции человека

2


56

Социальные факторы эволюции человека

1

57

Обобщающее повторение по теме «Возникновение и развитие человека – антропогенез»

1

Тема 6. Живая материя как система (9 часов)

58

Системы и их свойства

1

59

Саморегуляция, поддержание гомеостаза

1

60

Самоорганизация в живых системах

1

61

Многообразие органического мира

1

62

Основные систематические группы органического мира

1

63

Обобщающее повторение по теме «Живая материя как система»

1

64

Обобщающее повторение по теме «Эволюция»

1

65

Контрольная работа №1 по теме «Эволюция»

1

66

Анализ ошибок и коррекция знаний по теме «Эволюция»

1

Раздел II. Организмы в экологических системах (36 часов)

Тема 7. Организмы и окружающая среда (11 часов)

67

Взаимоотношения организма и среды

1

68

Популяция как экологическая система

1

69

Лабораторная работа № 2 «Выявление приспособлений организмов к влиянию различных экологических факторов» Т.Б.

1

70

Устройство популяции

1

71

Динамика популяции

1

72

Вид как система популяций

1

73

Приспособленность. Переживание неблагоприятных условий и размножение

1

74

Вид и его жизненная стратегия

1

75

Лабораторная работа №3 «Сравнение анатомического строения растений разных мест обитания» Т.Б.

1

76

Вид и его экологическая ниша. Жизненные формы

1

77

Обобщающее повторение по теме «Организмы и окружающая среда»

1

Тема 8. Сообщества и экосистемы (10 часов)

78-79

Сообщества и экосистемы

2

80

Функциональные блоки сообщества. Энергетические связи и трофические сети

1

81

Лабораторная работа №4 «Изучение и описание экосистем своей местности» Т.Б.

1

82

Межвидовые и межпопуляционные связи в сообществах

1

83

Лабораторная работа №5 «Составление пищевых цепей» Т.Б.

1

84

Пространственное устройство сообществ

1

85

Лабораторная работа №6 «Оценка влияния ярусной структуры на распределение лишайников» Т.Б.

1

86-87

Динамика сообществ. Как формируются сообщества

2


Тема 9. Биосфера (7 часов)

88

Биосфера и основные типы экосистем

1

89

Живое вещество и биогеохимические круговороты в биосфере

1

90-91

Биосфера и человек

2

92

Лабораторная работа №7 «Оценка антропогенных изменений в природе» Т.Б. Лабораторная работа №8 «Воздействие человека на водную среду и берега водоёмов» Т.Б.

1

93-94

Обобщающее повторение по теме «Биосфера»

2

Тема 10. Биологические основы охраны природы (8 часов)

95

Сохранение и поддержание биологического разнообразия на популяционно-видовом и генетическом уровнях

1

96

Сохранение и поддержание биологического разнообразия на экосистемном уровне

1

97

Биологический мониторинг и биоиндикация

1

98

Достижения биологии и охрана природы

1

99

Обобщающее повторение по теме «Организмы в экологических системах»

1

100

Контрольная работа №2 по теме «Организмы в экологических системах»

1

101

Анализ ошибок и коррекция знаний по теме «Организмы в экологических системах»

1

102

Обобщающее повторение за курс 11 класса

1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!