. Пояснительная записка
I. Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основании нормативно –правовых актов:
1. Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г.
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.
3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; приказ №38 от 26.01.2016 г.
4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Романово по ФГОС ООО
5. Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г. М. Пальдяева М.:»Дрофа», 2014
Цели изучения:
• освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
• овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
• воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
• иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
II. Общая характеристика курса биологии в 5-6 классах
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисцип¬лин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного ма¬териала начальной школы, так и ненужное опережение.
Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб¬никах биологии и учебно-методических пособиях, создан¬ных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.
Учебное содержание курса биологии включает:
Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35ч, 1 ч в неделю;
Биология. Живой организм. 6 класс. 35 ч, 1 ч в не¬делю;
Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без¬опасности и производственной деятельности в любой отрас¬ли хозяйства. Поэтому главная цель российского образова¬ния заключается в повышении его качества и эффективнос¬ти получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государ¬ственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в ос¬новной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении цело¬го круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5—9 классов реализуют следующие цели:
— систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;
— развитие познавательных интересов, интеллектуаль¬ных и творческих способностей учащихся;
— формирование первичных умений, связанных с вы¬полнением практических и лабораторных работ;
— воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мыш¬ления и основ гигиенических навыков.
Предлагаемый курс содержит системные знания. Пре¬емственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и форми¬рованию целостного взгляда на мир.
В основу данного курса положен системно-деятельност¬ный подход. Программа предусматривает проведение де¬монстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лаборатор¬ных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их прове¬дения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учи-теля).
В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру.
В 5—6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний.
III. Место курса биологии в 5-6 классах в учебном плане
Согласно базисному учебному плану МБОУ СОШ с. Романово на изучение биологии в 5-6 классах отводится всего 70 часов.