СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приложение к основной образовательной программе основного общего образования по биологии 5-6 класса

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Пояснительная записка I. Пояснительная записка Рабочая программа разработана на основании нормативно –правовых актов: 1. Закон РФ «Об образовании в РФ» № 273 от 29.12.2012 г. 2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897. 3. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования; приказ №38 от 26.01.2016 г. 4. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Романово по ФГОС ООО 5. Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г. М. Пальдяева М.:»Дрофа», 2014 Цели изучения: • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты; • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации; • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе; • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции. II. Общая характеристика курса биологии в 5-6 классах Курс продолжает изучение естественнонаучных дисцип¬лин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного ма¬териала начальной школы, так и ненужное опережение. Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб¬никах биологии и учебно-методических пособиях, создан¬ных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина. Учебное содержание курса биологии включает: Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35ч, 1 ч в неделю; Биология. Живой организм. 6 класс. 35 ч, 1 ч в не¬делю; Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без¬опасности и производственной деятельности в любой отрас¬ли хозяйства. Поэтому главная цель российского образова¬ния заключается в повышении его качества и эффективнос¬ти получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государ¬ственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в ос¬новной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении цело¬го круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5—9 классов реализуют следующие цели: — систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»; — развитие познавательных интересов, интеллектуаль¬ных и творческих способностей учащихся; — формирование первичных умений, связанных с вы¬полнением практических и лабораторных работ; — воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мыш¬ления и основ гигиенических навыков. Предлагаемый курс содержит системные знания. Пре¬емственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и форми¬рованию целостного взгляда на мир. В основу данного курса положен системно-деятельност¬ный подход. Программа предусматривает проведение де¬монстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лаборатор¬ных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их прове¬дения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учи-теля). В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру. В 5—6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний. III. Место курса биологии в 5-6 классах в учебном плане Согласно базисному учебному плану МБОУ СОШ с. Романово на изучение биологии в 5-6 классах отводится всего 70 часов.

Просмотр содержимого документа
«Приложение к основной образовательной программе основного общего образования по биологии 5-6 класса»

Приложение № 12 к основной

общеобразовательной программе

-образовательной программе

основного общего образования

МБОУ СОШ с.Романово

(утверждено приказом

от 31.08.2016 г. № 43а)









Рабочая программа

по учебному предмету

«Биология»

для 5-6 класса






















I. Пояснительная записка

I. Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основании нормативно –правовых актов:



  1. Закон РФ «Об образовании в РФ» №  273  от 29.12.2012 г.


  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897.

  2. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования; приказ №38 от 26.01.2016 г.

  3. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ СОШ с. Романово по ФГОС ООО

  4. Программы основного общего образования. Биология. 5-9 классы. Линейный курс Авторы Н. И. Сонин, В. Б. Захаров Рабочие программы. Биология. 5-9 классы: учебно-методическое пособие/сост. Г. М. Пальдяева М.:»Дрофа», 2014


Цели изучения:

  • освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;

  • иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.


II. Общая характеристика курса биологии в 5-6 классах


Курс продолжает изучение естественнонаучных дисцип­лин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного ма­териала начальной школы, так и ненужное опережение.

Предлагаемая рабочая программа реализуется в учеб­никах биологии и учебно-методических пособиях, создан­ных коллективом авторов под руководством Н. И. Сонина.

Учебное содержание курса биологии включает:

Биология. Введение в биологию. 5 класс. 35ч, 1 ч в неделю;

Биология. Живой организм. 6 класс. 35 ч, 1 ч в не­делю;

Биология входит в число естественных наук, изучающих природу, а также пути познания человеком природы. Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, его без­опасности и производственной деятельности в любой отрас­ли хозяйства. Поэтому главная цель российского образова­ния заключается в повышении его качества и эффективнос­ти получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государ­ственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в ос­новной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении цело­го круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения. Курс для учащихся 5—9 классов реализуют следующие цели:

  • систематизация знаний об объектах живой и неживой природы, их взаимосвязях, полученных в процессе изучения предмета «Окружающий мир. 1—4 классы»;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуаль­ных и творческих способностей учащихся;

  • формирование первичных умений, связанных с вы­полнением практических и лабораторных работ;

  • воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей природе, формирование экологического мыш­ления и основ гигиенических навыков.

Предлагаемый курс содержит системные знания. Пре­емственные связи между начальной, основной и старшей школой способствуют получению прочных знаний и форми­рованию целостного взгляда на мир.

В основу данного курса положен системно-деятельност­ный подход. Программа предусматривает проведение де­монстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Это позволяет вовлечь учащихся в разнообразную учебную деятельность, способствует активному получению знаний. Заявленное в программе разнообразие лаборатор­ных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их прове­дения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени. Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения. Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учи­теля).

В содержание курса включены сведения из географии, химии и экологии. Данный курс имеет линейную структуру.

В 5—6 классах происходит становление первичного фундамента биологических знаний.


III. Место курса биологии в 5-6 классах в учебном плане


Согласно базисному учебному плану МБОУ СОШ с. Романово на изучение биологии в 5-6 классах отводится всего 70 часов.


Класс

Количество часов в неделю


Всего часов за год

5

1

35

6

1

35

Итого:

70


IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения содержания курса


Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:


  • Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  • Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.

  • Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

  • Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.

  • Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.

  • Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды гаранта жизни и благополучия людей на Земле.


Метапредметными результатами изучения курса «Биология» являются:


Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.


Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.)


V. Содержание учебного курса биологии в 5-6 классах


Биология. Введение в биологию. 5 класс


(35 часа, 1час в неделю).

Тема 1. Живой организм: строение и изучение ( 8 часов)

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения природы. Увеличительные приборы. Живые клетки. Химический состав клетки. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели: К.Линней, Ч.Дарвин В.В. Вернадский.

Лабораторные и практические работы

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований.

  • Устройство увеличительных приборов и правила работы с ними.

  • Изучение химического состава семян

  • Строение клеток кожицы чешуи лука

  • Описание и сравнение признаков различных веществ.

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования компьютера, микроскопа при проведении естественно научных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы.

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей.


Тема 2. Многообразие живых организмов(14 часов)

Как развивалась жизнь на земле. Разнообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосеменные. Покрытосеменные (цветковые). Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Беспозвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека

Демонстрации:

  • Гербарии растений, муляжи грибов.

  • Микроскоп, лупы

  • Плакаты


Тема 3. Среда обитания живых организмов(6 часов).

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные Зоны Земли. Жизнь в морях и океанах

Демонстрации:

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания (фотографии, гербарии.

  • Мир в картинках: Животные жарких стран (рис.). Животные жарких стран (фото). Морские обитатели. Арктика и Антарктика. Деревья. Кустарники. Животные моря (фото). Животный мир Австралии. Животный мир Африки. Природно-климатические зоны Земли (карта)

  • Плакаты: Среда обитания. Редкие и исчезающие виды животных. Редкие и исчезающие виды растений арктическая пустыня. Природная зона: тундры, смешанный лес, степь, пустыня. Животный мир леса. Дубрава. Обитатели Африки. Обитатели Австралии.


Тема 4. Человек на Земле (5 часов)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? Здоровье человека и безопасность жизни.

Демонстрации

  • Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

Лабораторная работа

  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

Примечание: Резервное время - ( 2часа) используется на проведение исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.


Живой организм. 6 класс

(35 часов, 1час в неделю)


I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ 9 ч


Тема 1. 1 Строение растительной и животной клеток (2 ч)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядер­ные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цито­плазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Го­мологичные хромосомы.

Вирусы — неклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клетки. Лабораторная работа Строение клеток живых организмов.


Деление клеток 1 ч

Деление важнейшее свойство клеток, обеспечивающее рост и развитие многоклеточного организма. Два типа деления. Деление – основа размножения организмов.


Тема 1. 2 Ткани растений и животных 2 ч

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Тема 1.3 Органы и системы органов 4ч


Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение по стеблю веществ.

Лист. Строение и функции. Простые и листья. Цветок, его значение и строение (около тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений.


II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА 23 ч


Тема 2.1 Питание и пищеварение 3ч

Сущность понятия «питание». Особенности питаниям растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строений пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.


Тема 2.2 Дыхание 2ч

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе рас­щепления органических веществ и освобождении энер­гии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание рас­тений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания рас­тений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

Тема 2. 3 Передвижение веществ в организме 2ч

Перенос веществ в организме, его значение. Пере­движение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах живот­ных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Тема 2.4 Выделение 2ч

Роль выделения в процессе жизнедеятельности орга­низмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основ­ные выделительные системы у животных. Обмен ве­ществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ

и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов


Тема 2. 5 Опорные системы 2ч

Значение опорных систем и жизни организмов. Опорные системы растений, опорные системы живот­ных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двига­тельная система позвоночных.

Движение — важнейшая особенность животных ор­ганизмов. Значение двигательной активности. Механиз­мы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.


Тема 2.6 Движение 2 ч

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Тема 2. 7 Регуляция процессов жизнедеятельности 3ч

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности, организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

Ростовые вещества растений.


Тема 2. 8 Размножение 3 ч

Биологическое значение размножения. Виды разм­ножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размноже­ние растений. Половое размножение организмов. Осо­бенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Поло­вое размножение растений. Размножение растений се­менами. Цветок как орган полового размножения; со­цветия.

Тема 2.9 Рост и развитие 3 ч

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания се­мян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

Тема 2. 10 Организм как единое целое 1 ч

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме. Регуляторная деятельность нервной и гуморальной систем. Функционирование организма как единого целого, организм – биологическая система.


Примечание: Резервное время –(3 часа) используется на проведение исследовательской деятельности учащихся, проведения экскурсий.









VI. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности


Биология. Введение в биологию. 5 класс (35, 1 ч в неделю)

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Живой организм: строение и изучение (8 ч)

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения при­роды. Увеличительные приборы. Жи­вые клетки. Химический состав клет­ки. Великие естествоиспытатели

Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют сущест­венные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологи­ческих исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, гото­вить микропрепараты. Выявляют ос­новные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естествен­ных наук

Многообразие живых организмов (14 ч)

Как развивалась жизнь на Земле. Раз­нообразие живого. Бактерии. Грибы. Водоросли. Мхи. Папоротники. Голосе­менные растения. Покрытосеменные растения. Значение растений в природе и жизни человека. Простейшие. Бес­позвоночные. Позвоночные. Значение животных в природе и жизни человека

Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представите­лей царств живой природы. Сравнива­ют представителей царств, делают вы­воды на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль жи­вых организмов в природе и жизни че-



ловека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют суще­ственные признаки строения и жизне­деятельности изучаемых организмов. Осваивают навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой при­роды с эстетической точки зрения. На­блюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, разви­тие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, спра­вочниках, мультимедийном при­ложении

Среда обитания жи­вых организмов (6 ч)

Три среды обитания. Жизнь на разных материках. Природные зоны. Жизнь в морях и океанах

Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют ви­ды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных оби­тателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений



в среде обитания для живых организ­мов. Объясняют необходимость сохра­нения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономернос­ти распределения организмов в каждой из сред

Человек на Земле (5)

Как человек появился на Земле. Как человек изменил Землю. Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней. Здоровье человека и безопасность жиз­ни

Описывают основные этапы антропоге­неза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анали­зируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, ка­кие редкие и исчезающие виды расте­ний и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюде­ния правил поведения в природе и вы­полнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья

Резервное время — 2 ч



Календарно-тематическое планирование:




Тема


Кол-во

часов


Содержание

Контрольные точки


Тема 1. Живой организм: строение и изучение ( 8 часов)





1

Что такое живой организм

1

Что такое живой организм. Наука о живой природе. Методы изучения при­роды. Увеличительные приборы. Жи­вые клетки. Химический состав клет­ки. Великие естествоиспытатели


2

Науки о живой природе









1


Показывает рисунки, связанные с природой,

Противопоставляет различные науки о природе

Запоминает, какая наука, с чем связана, что она изучает

Распознает объекты изучения естественных наук, сравнивает науки о природе

Осмысливает разнообразие наук о природе

Л/р. №1

«Знакомство с оборудованием для научных исследований».



3

Методы изучения природы







1


Знакомится с методами изучения природы

Исследует различные методы изучения природы,

Знакомится с оборудованием для научных исследований.

Проводит наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

Моделирует изучение природы, анализирует полученные знания;

Осмысление методов изучения природы

Л/р. №2

«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»


4










Из истории биологии. Великие естествоиспытатели










1

Знакомится с именами великих естествоиспытателей и их значением для истории биологии,

Запоминает имена ученых и их значение для биологии,

Формулирует оценку вклада ученых-биологов в развитие науки

Понимает роль исследований и открытий ученых-биологов в развитии представлений о живой природе


5











Увеличительные приборы




1


Знакомится с работой лупы и светового микроскопа, историей их открытия

Изучает правила работы с микроскопом

Распознает части светового микроскопа,

Знакомится с методикой приготовления микропрепаратов

Демонстрирует приготовление микропрепарата, оценивает приготовление микропрепаратов

Понимает важность открытия увеличительных приборов, в том числе современных

Л/р. №3

«Устройство ручной лупы и светового микроскопа».


6








Живые клетки

1

Знакомится с историей открытия и понятием «клетка»

Доказывает, что они живые

Изучает различные виды клеток

Объясняет причину их отличия

Распознает части клетки: органоиды

Сравнивает животную и растительную клетки

Осознает единство строения клеток

Моделирует строение клеток

Понимает появление множества клеток из одной



7








Химический состав клетки








1


Перечисляет химические элементы, входящие в состав живых организмов,

Сравнивает химический состав тел живой и неживой природы

Знакомится с названиями химических веществ клетки

Приводит примеры органических и неорганических веществ

Понимает их роль в организме

Изучает химический состав семян

Обобщает знания о клетки, доказывает единство происхождения клетки

Осознает сложность строения клеток

Л/р. №4

«Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».


8









Вещества и явления в окружающем мире.

Обмен веществ. Питание



1


Узнает о сущности обмена веществ, его составляющих (питание, дыхание)

Сравнивает питание у разных организмов

Понимает сущность фотосинтеза – питания зеленых растений с помощью солнечного света

Наблюдает образование крахмала в зеленых листьях на свету и образование кислорода в процессе фотосинтеза

Объясняет разницу в питании разных организмов (гетеротрофы и автотрофы)

Соотносит свой способ питания с другими;

Формулирует важность обмена веществ, разнообразие питания у организмов

Понимает сложность строения живых организмов


9












Дыхание и его роль в жизни организма








1

к\р

Выявляет сущность процесса дыхания, его важность для живых организмов,

Сравнивает способы дыхания у разных организмов (растений и животных: водных, наземных),

Объясняет разницу способов дыхания у разных организмов

Раскрывает роль дыхания в жизни организмов

Осмысливает важность для живых организмов процесса дыхания


К/р. №1 «Живой организм: строение и изучение»



10

Как развивалась жизнь на Земле.

1

Знакомится с историей появления и развития жизни на Земле

Различает древних животных и растений по картинкам

Комментирует первичность водных обитателей

Объясняет необходимые изменения у животных при выходе на сушу, при жизни вдали от воды, связанном с полетом и с похолоданием.

Объясняет необходимые изменения у растений при выходе на сушу, вдали от воды.

Составляет геохронологическую схему эволюции живых организмов

Дает определение Эволюции органического мира

Приводит доказательства родства, общности происхождения и эволюции растений и животных.




11









Разнообразие живого


1


Сравнивает представителей царств живой природы

Приводит примеры основных представителей царств живой природы

Выявляет отличительные признаки представителей царств живой природы

Определяет предмет изучения систематики

Классифицирует организмы по правилам очередности таксонов систематики

Понимает принцип современной классификации живых организмов


12

Бактерии


Узнает о бактериях, представителях отдельного царства живой природы.

Характеризует главное отличие клетки бактерии от клеток других царств

Выделяет существенные особенности строения и функционирования бактериальных клеток.

Знает правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

Имеет представление о положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека



13

Грибы



1


Знакомится с царством Грибов, его особенностями

Изучает строение гриба (грибница (мицелий), гифы, плодовое тело)

Классифицирует грибы (шляпочные грибы (съедобные, ядовитые), дрожжевые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты)

Распознает шляпочные съедобные грибы и ядовитые

Объясняет «дружбу» некоторых шляпочных грибов и деревьев (симбиоз – взаимовыгодное сожительство)

Описывает значение основных групп грибов


14

Водоросли



1


Объясняет принципиальное отличие растений от других живых существ (фотосинтез)

Приводит примеры систематических групп растений

Узнает особенности строения и распространения водорослей

Сравнивает строение одноклеточных и многоклеточных водорослей, их размножение

Описывает значение водорослей в природе и для человека




15

Мхи. Папоротники

1

Знакомится с мхами (появление органов и спор),с папоротниками (особенностями строения и размножения)

Сравнивает строение водоросли и мха

Понимает причину их отличия (растения суши)

Описывает строение и особенности произрастания кукушкиного льна и сфагнума Распознает листья со спорами папоротника в гербарии представителей папоротников, хвощей и плаунов

Объясняет, почему сейчас на планете не осталось гигантских папоротниковых лесов

Рассматривает отпечатки древних папоротников на каменном угле

Понимает происхождение каменного угля и нефти

Объясняет, почему невозможно найти цветущий папоротник



16

Голосеменные


1


Знакомится с многообразием голосеменных.

Приводит доказательства наличия прогрессивных особенностей строения, жизнедеятельности голосеменных по сравнению со споровыми.

Выясняет отличие споры от семени

Объясняет преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Изучает расположение семян на шишках, хвоинки – видоизмененные листья

Сравнивает ель и сосну (теневыносливое и светолюбивое растения)

Приводит примеры использования голосеменных растений человеком


17

Покрытосеменные

(цветковые) растения



1


Называет и сравнивает представителей разных классов покрытосеменных растений. Выявляет черты более высокой организации у покрытосеменных чем у голосеменных (цветок, плод)

Применяет знания о движущих силах эволюции, сравнивая внешнее строение от водорослей до цветковых

Различает органы цветковых (вегетативные и генеративные).

Выделяет и сравнивает особенности разных жизненных форм покрытосеменных и сред их обитания


18

Значение растений в природе и жизни человека.

1

Выстраивает эволюционное направление развития растений

Понимает причины изменения в филогенезе (от воды на сушу)

Отличает по картинкам древние вымершие или редкие растения (псилофиты, риниофиты, древовидные папоротники, хвощи, плауны, секвои…)

Приводит примеры роли растений в природе и хозяйственной деятельности человека

Классифицирует растения на дикорастущие и культурные (пищевые, технические, декоративные, кормовые, лекарственные)

Доказывает, что в природе не существует абсолютно вредных растений

Приводит примеры растений, занесенных в Красную книгу

Формулирует правила поведения в лесу



19

Животные. Простейшие


1

Приводит примеры животных

Выделяет особенности представителей царства животных

Отличает клетку растения и клетку животного

Знакомится с одноклеточными животными – Простейшими

Отличает Простейших от бактерий

Описывает некоторых представителей Простейших (амебу, инфузорию, малярийного плазмодия)

Понимает опасность заражения человека малярийным плазмодием и пути его заражения


20

Беспозвоночные

1

Делит животных на одноклеточных и многоклеточных (беспозвоночных и позвоночных)

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных типов беспозвоночных: кишечнополостных, червей, моллюсков, членистоногих, иглокожих

Распознает беспозвоночных животных по типам

Определяет наиболее распространенный тип


21

Позвоночные

1

Понимает главный принцип деления животных на позвоночных и беспозвоночных

Знакомится с особенностями строения и образа жизни различных классов позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие в зависимости от среды обитания.

Распознает позвоночных животных по классам

Определяет наиболее распространенный класс, наиболее высокоорганизованный.

Анализируют и моделируют очередность исторической последовательности появления классов животных в процессе эволюции.

Знакомятся с названиями вымерших древних животных: стегоцефала, динозавров, фороракоса, археоптерикса, саблезубого тигра, мамонта…



22

Значение животных в природе и жизни человека.


1

Характеризуют роль животных в природе (цепи питания) и жизни человека (домашние, служебно-декоративные, паразиты, ядовитые)

Демонстрируют знания о существовании различных пород животных

Осваивают навыки содержания домашних животных.


23

Контрольная работа № 2

«Многообразие организмов, их классификация»

1

к\р

Царства природы, бактерии, грибы, растения, животные.


24

Три среды обитания.


1

Знакомится с тремя средами обитания

Характеризует условия каждой из них

Выявляет приспособления организмов к среде обитания.

Соотносит виды конечностей животных со средой их обитания


25

Жизнь на разных материках.


1


Демонстрирует элементарные представления о животном и растительном мире материков планеты

Отличает представителей флоры и фауны по полушариям, материкам

Использует карту растений и животных Земли

Знает и умеет находить материки планеты на карте.

Систематизирует информацию о многообразии растительного и животного мира материков.




26

Природные зоны Земли.


1

Перечисляет природные зоны Земли

Понимает причины их смены

Характеризует положение и условия основных природных зон:

(тундра, тайга, широколиственный и смешанный лес, травянистая равнина – степь и саванна, пустыня, субтропический лес)

Приводит примеры многообразия растительного и животного мира в связи с природными условиями (абиотическими факторами).



27

Жизнь в морях и океанах.

Лабораторная работа №5

«Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев)»


1

л\р

Приводит примеры морских обитателей

Объясняет приспособления живых организмов, обитающих в разных частях и на разных глубинах океана.

Понимает рациональность приспособлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

Соотносит внешний вид морских обитателей и природное сообщество

Осознает роль Мирового океана на планете.



28

Природные сообщества

Практическая работа №1

«Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».


1

п\р

Демонстрирует элементарные представления о природных сообществах планеты.

Различает естественные и искусственные сообщества

Составляет элементарные пищевые цепи

Понимает значение пищевых связей в сообществах для осуществления круговорота веществ

Делает вывод о круговороте веществ в природе

.


29

Контрольная работа № 3

«Среда обитания живых организмов»

1

к\р

Наземная, водная, почвенная среды обитания живых организмов.


30

Как человек появился на Земле?

Лабораторная работа №6

«Измерение своего роста и массы тела»



1

л\р

Получает представление об эволюции человека.

Выделяет три вида людей

Характеризует все три вида (Ч. Умелого, Ч. Прямоходящего и Ч. Разумного: неандертальца и кроманьонца)

Находит сходство и отличия человекообразных обезьян и современного человека

Понимает роль совместной охоты и трудовой деятельности в социализации предка человека

Делает вывод о эволюции человека, как биологического и социального существа

Прогнозирует дальнейший ход эволюции человека


31

Как человек изменил Землю

1

Анализирует последствия хозяйственной деятельности человека в природе с древности

Перечисляет и характеризует важнейшие экологические проблемы, которые необходимо решить человечеству (радиоактивные отходы, озоновая дыра, кислотные дожди, парниковый эффект)

Предлагает пути выхода из создавшейся ситуации


32

Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней?

1

Называет исчезнувшие виды растений и животных.

Выясняет, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе.

Понимает причины исчезновения видов

Обсуждает способы сохранения биологического разнообразия

Объясняет причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек.

Определяет степень личного участия в природоохранной работе.

Предлагает меры по уменьшению опустынивания планеты



33

Здоровье человека и безопасность жизни.

Лабораторная работа №7

«Оказание первой медицинской помощи пострадавшему»


1

л\р

Формулирует понятие Здорового образа жизни

Запоминает ядовитые растения и животные

Осваивает приемы оказания первой помощи пострадавшим при отравлениях, кровотечениях, растяжении связок, ударах молнии, укусах животных

Обосновывает необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья.


34

Контрольная работа №4

«Человек на Земле»

1

к\р

Биологическое разнообразие, Красная книга, здоровый образ жизни.


35

Резервное время

1






Лабораторные работы, демонстрации, практические работы:

Тема

Оборудование

Л.р №1

«Знакомство с оборудованием для научных исследований».


Лабораторное оборудование (набор).

Л.р № 2

«Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы»

Изображения растений, животных, гербарии.

Л.р №3

«Устройство ручной лупы и светового микроскопа».



Ручная лупа, микроскоп, набор для изготовления временного микропрепарата

Л.р №4

«Определение физических свойств белков, жиров, углеводов».


Семя подсолнечника, клубень картофеля, фильтровальная бумага, раствор йода, пипетка, мука, стакан, вода.

Дем.

«Образование на свету в зеленых листьях углеводов».


Комнатное растение, черная бумага, спиртовка, вода, раствор спирта, раствор йода.

Дем.

«Разнообразие живого»

Коллекции насекомых, гербарии растений, изображения животных, муляжи грибов.

Дем.

«Съедобные и ядовитые грибы».


Открытки с изображением грибов, муляжи грибов

Дем.

«Водоросли в аквариуме».


Аквариумные водоросли (элодея), лупа, набор для препарирования, микроскоп

Дем.

«Листья и споры папоротников».


Гербарий «Лист папоротника», лупа ручная.

Дем.

«Хвоя и шишки голосеменных растений»

Гербарий «Ветка сосны», шишки сосны и ели.

Дем.

«Строение цветкового растения (органы)».


Гербарии цветковых растений. Семена цветковых растений.

Л.р.№6

«Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, гербариев)»

Гербарии, фотографии, определитель

Пр.раб.№1

«Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения».

Гербарии, фотографии, карточки

Л.р.№6

«Измерение своего роста и массы тела»


Весы, сантиметровая лента.




Л.р.№7

«Оказание первой медицинской помощи пострадавшему»

Бинт, марлевые салфетки, жгут, шина.





VI. Тематическое планирование с определением основных видов деятельности



Биология. Живой организм, 6 класс (35, 1 ч в неделю)

Тема

Содержание

Характеристика видов деятельности учащихся

Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9 ч)

Строение растительной и животной клеток. Клетка — живая система (3 ч)

Клетка — элементарная единица живо­го. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток

Выделяют основные признаки стро­ения клетки. Называют основные орга­ноиды клетки. Описывают функции основных органоидов клетки. Различа­ют на таблицах и микропрепаратах ор­ганоиды клетки. Обосновывают био­логическое значение процесса деления клетки

Ткани растений и животных (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тка­ней растений, их многообразие, значе­ние, особенности строения. Типы тка­ней животных организмов, их строение и функции

Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строени­ем и функциями клеток тканей. Называют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение раз­личных групп тканей

Органы и системы органов (4 ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значе­ние корня. Корневые системы. Видоиз­менения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Пере­движение веществ по стеблю. Лист.

Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян одно­дольного и двудольного растений. Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыха­тельная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная.

Называют части побега. Описывают и сравнивают части побега. Устанавлива­ют связь между строениями и функ­циями органов. Описывают внутрен­нее строение частей побега и их функ­ции. Называют основные органы и их системы у животных. Объясняют роль

систем органов животных. Обосновы­вают важность взаимосвязи систем органов организма

Раздел 2. Жизнедеятельность организмов (23ч)

Питание и пищеваре­ние (3 ч)

Сущность понятия «питание». Особен­ности питания растительного организ­ма. Почвенное питание. Воздушное пи­тание (фотосинтез). Особенности пита­ния животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, пара­зиты

Описывают особенности питания расте­ний. Определяют сущность воздушного и почвенного питания. Обосновывают биологическую роль зелёных растений. Определяют тип питания животных. Называют основные отделы пище­варительной системы животных. Обосновывают связь системы органов между собой

Дыхание (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Ды­хание растений. Роль устьиц и чечеви­чек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

Определяют сущность процесса дыха­ния. Сравнивают процессы фотосинте­за и дыхания. Называют органы,

участвующие в процессе дыхания. Называют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и назы­вают их тип дыхания

Передвижение ве­ществ в организме (2 ч)

Перенос веществ в организме, его зна­чение. Передвижение веществ в расте­нии. Особенности строения органов растений, обеспечивающие процесс пе­реноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кро­веносная система, её строение, функ­ции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)

Называют и описывают проводящие системы растений и животных. Назы­вают части проводящей системы расте­ний. Устанавливают роль кровеносной системы у животных организмов. Опи­сывают кровообращение млекопитаю­щих. Устанавливают взаимосвязь кро­веносной системы с дыхательной и органами кровообращения

Выделение (2 ч)

Роль выделения в процессе жизне­деятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ

Определяют существенные признаки процесса выделения. Выявляют осо­бенности выделения у растений. Опре­деляют значение выделения в жизни организмов. Приводят примеры вы­делительных систем животных. Устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ. Доказывают, что обмен ве­ществ — важнейший признак живого

Опорные системы (2 ч)

Значение опорных систем в жизни ор­ганизмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных

Называют и описывают строение опор­ных систем растений и животных. Объясняют роль опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывают на взаимосвязь их строения и функций

Движение (2 ч)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механиз­мы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений

Называют и описывают способы дви­жения животных, приводят примеры. Объясняют роль движений в жизни живых организмов. Сравнивают спосо­бы движения между собой. Устанавли­вают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма. Приводят доказательства двигательной активности растений

Регуляция процес­сов жизнедеятель­ности (3 ч)

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуля­ция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Реф­лекс, инстинкт. Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизне­деятельности. Железы внутренней сек­реции. Ростовые вещества растений

Называют и определяют части регуля­торных систем. Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизне­деятельности организмов. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы. Описывают реакции растений на изменения в окружающей среде

Размножение (3 ч)

Биологическое значение размноже­ния. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление про­стейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особеннос­ти полового размножения животных. Органы размножения. Половые клет­ки. Оплодотворение.

Половое размножение растений. Раз­множение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; со­цветия. Опыление, двойное оплодо­творение. Образование плодов и семян

Определяют роль размножения в жиз­ни живых организмов. Выявляют осо­бенности бесполого и полового раз­множения. Определяют преимущества

полового размножения. Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биоло­гическом значении цветка, плода и се­мян

Рост и развитие (3 ч)

Рост и развитие растений. Индивиду­альное развитие. Распространение пло­дов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития жи­вотных организмов. Развитие зароды­ша (на примере ланцетника). Пост- эмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие

Объясняют особенности роста и разви­тия растений. Описывают этапы инди­видуального развития растений. Объясняют особенности развития животных. Сравнивают непрямое и прямое развитие животных орга­низмов. Проводят наблюдение за рос­том и развитием организмов

Организм как единое целое (1 ч)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда

Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между осо­бенностями строения и функциями. Устанавливают взаимосвязь между ра­ботой органов и систем органов орга­низма

Резервное время — 3 ч



Тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Элементы содержания

Характеристика видов деятельности

Педагогические средства



Раздел 1. Строение живых организмов (9 часов)



1

Вводный инструктаж по т.б. Входной контроль знаний

Предмет и методы биологии. Свойства живого. Царства живой природы и их признаки. Отделы растений и типы животных, их представители

Тестирование

Распечатанные тесты



2.

Клетка – живая система. Строение растительной и животной клетки

Клеточные и неклеточные организмы. Органоиды клетки и их функции. Различия в строении растительной и животной клеток

Лабораторная работа «Строение клетки»

Называют основные органоиды клетки. Описывают функции основных органоидов клетки.

Заполнение таблицы и немых рисунков в рабочих тетрадях

Презентация

Оборудование для лабораторной работы



3.

Деление клетки

Хромосомы, их значение. Два типа деления клетки: митоз и мейоз. Лабораторная работа «Деление клетки»

Умеют объяснить по рисункам учебника процессы митоза и мейоза

Выстраивают последовательность стадий митоза.


Презентация

Оборудование для лабораторной работы

Рисунки учебника и тетради с печатной основой



4.

Ткани растений

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности

Обосновывают биологическое значение процесса деления клетки

Умеют находить на рисунках типы тканей растений, объяснять их особенности и значение

Лабораторная работа

Презентация

Рисунки учебника и тетради с печатной основой

Гербарии

Оборудование для лабораторной работы



5.

Ткани животных

Типы тканей животных организмов, их строение и функции

Лабораторная работа Ткани живых организмов

Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей. Называют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей

Презентация

Рисунки учебника и тетради с печатной основой




6.

Органы цветковых растений

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья.

Называют части побега. Описывают и сравнивают части побега. Устанавливают связь между строениями и функциями органов. Описывают внутреннее строение частей побега и их функции.

Лабораторная работа

Таблицы

Презентация

Рисунки учебника

Оборудование для лабораторной работы



7.

Органы цветковых растений

Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.

Называют части цветка. Описывают и сравнивают части цветка. Устанавливают связь между строениями и функциями органов.

Таблицы

Презентация

Рисунки учебника

Оборудование для лабораторной работы



8.

Органы и системы органов животных

Системы органов животных. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная


Называют основные органы и их системы у животных. Объясняют роль систем органов животных. Обосновывают важность взаимосвязи систем органов организма

Лабораторная работа

Таблицы

Презентация

Рисунки учебника

Оборудование для лабораторной работы


9.

Что мы узнали о строении живых организмов

Материал раздела 1.

Лабораторная работа

Распознание органов у растений и животных.


Повторение и закрепление, проверка знаний по теме.

Карточки для проверки знаний


Раздел 2. Жизнедеятельность живых организмов (26 часов)




10

Питание. Почвенное питание растений

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.

Описывают особенности питания растений. Определяют сущность почвенного питания.

Презентация, рисунки, таблицы


11

Фотосинтез

Воздушное питание (фотосинтез). Демонстрация Опыт, доказывающий образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями. Роль света и воды в жизни растений.

Определяют сущность воздушного питания. Обосновывают биологическую роль зелёных растений.

Презентация, таблицы, видеоролик, оборудование для демонстрации


12

Питание и пищеварение у животных

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты

Демонстрация

Действие желудочного сока на белок, слюны на крахмал.

Определяют тип питания животных. Называют основные отделы пищеварительной системы животных. Определяют тип питания животных. Обосновывают связь системы органов между собой

Презентация, таблицы, оборудование для лаб. раб.


13

Что мы узнали о питании растений и животных

Материал о питании растений и животных

Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания

Карточки с заданиями


14

Дыхание растений

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ с и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Демонстрация

Опыты, иллюстрирующие дыхание прорастающих семян, дыхание корней

Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания.

Презентация, живые экземпляры комнатных растений, оборудование для демонстрации


15

Дыхание животных

Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

Демонстрация Обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.


Называют органы, участвующие в процессе дыхания. Называют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания

Презентация, видеоролик, таблицы, оборудование для демонстрации


16

Контрольная работа за 1-е полугодие

Материал по теме «Строение, питание и дыхание организмов»

Воспроизводят изученный материал, решая задания контрольной работы

Карточки


17

Транспорт веществ в растительных организмах

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающие процесс переноса веществ.

Демонстрация

Опыт, иллюстрирующий пути передвижения органических веществ по стеблю.

Лабораторная работа «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю».


Называют и описывают проводящие системы растений. Называют части проводящей системы растений.

Презентация, таблицы, оборудование для демонстрации и лабораторной работы


18

Транспорт веществ в животных организмах

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)

Лабораторная работа: Строение клеток крови лягушки и человека.


Устанавливают роль кровеносной системы у животных организмов. Описывают кровообращение млекопитающих. Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной и органами кровообращения

Презентация, видеоролик, таблицы, оборудование для демонстрации и лабораторной работы


19

Выделение

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных.

Определяют существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений. Определяют значение выделения в жизни организмов. Приводят примеры выделительных систем животных.

Презентация, таблица, рисунки


20

Обмен веществ и энергии

Обмен веществ и энергии.

Устанавливают взаимосвязь систем органов организма в процессе обмена веществ. Доказывают, что обмен веществ — важнейший признак живого

Презентация


21

Что мы узнали о транспорте, выделении и обмене веществ

Материал тем о транспорте веществ и выделении

Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания

Презентации, таблицы


22

Скелет – опора организма

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных

Демонстрация

Скелеты млекопитающих, распил костей, раковины моллюсков, коллекции насекомых.

Лабораторная работа

Разнообразие опорных систем животных.

Называют и описывают строение опорных систем растений и животных. Объясняют роль опорных систем для живых организмов. Выявляют признаки опорных систем, указывают на взаимосвязь их строения и функций

Презентация, коллекции, таблицы, оборудование для лабораторной работы


23

Движение

животных

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности.

Лабораторная работа Движение инфузории, туфельки.

Лабораторная работа Перемещение дождевого червя.


Называют и описывают способы движения животных, приводить примеры. Объясняют роль движений в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой. Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма.

Презентация, видеоролик, таблицы, оборудование для лабораторной работы


24

Движение растений

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений

Приводят доказательства двигательной активности растений

Презентация, таблицы,


25

Что мы узнали о скелете и движении

Материал тем о скелете и движении

Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания

Презентации, таблицы, коллекции


26

Координация и регуляция. Нервная система животных

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Называют и определяют части регуляторных систем. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Презентация, таблицы, модели головного мозга


27

Эндокринная система. Ростовые вещества растений

Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений

Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов. Описывают реакции растений на изменения в окружающей среде

Презентация, видеоролик, таблицы


28

Бесполое размножение

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Демонстрация

Способы размножения растений.

Лабораторная работа

Вегетативное размножение комнатных растений.

Определяют роль размножения в жизни живых организмов. Выявляют особенности бесполого размножения.

Презентация, таблицы, оборудование для демонстрации и лабораторной работы


29

Половое размножение животных

Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.


Выявляют особенности полового размножения. Определяют преимущества полового размножения.

Презентация, видеоролик, таблицы


30

Половое размножение растений

Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян

Демонстрация Разнообразие и строение соцветий.

Называют и описывают части цветка, указывают их значение. Делают выводы о биологическом значении цветка, плода и семян

Презентация, видеоролик, таблицы, оборудование для демонстрации


29

Что мы узнали о координации, регуляции и размножении организмов

Материал тем о координации, регуляции и размножении организмов

Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания

Презентации, таблицы


30

Рост и развитие растений

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Демонстрация

Способы распространения плодов и семян; прорастания семян.

Объясняют особенности роста и развития растений. Описывают этапы индивидуального развития растений.

Презентация, видеоролик, таблицы, оборудование для демонстрации


31

Рост и развитие животных

Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие Лабораторная работа

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

Объясняют особенности развития животных. Сравнивают непрямое и прямое развитие животных организмов. Проводят наблюдение за ростом и развитием организмов

Презентация, видеоролик, таблицы, оборудование для лабораторной работы


32

Организм как единое целое

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда

Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов). Выявляют взаимосвязь между особенностями строения и функциями. Устанавливают взаимосвязь между работой органов и систем органов организма



Таблицы, коллекции, гербарии


33

Что мы узнали о жизнедеятельности живых организмов

Материал тем о жизнедеятельности живых организмов (п.7-21)

Повторяют и обобщают материал тем, отвечают на вопросы, решают задания

Презентации, таблицы


34


Контрольная работа

Материал по темам «Транспорт, выделение, движение и размножение, рост и развитие организмов»

Воспроизводят изученный материал, решая задания контрольной работы

Карточки


35

Экскурсия в природу

Природные сообщества живых организмов

Называют природные сообщества, перечисляют виды организмов

Блокноты







VII. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса:

1. Печатные пособия:


1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы / Н. И. Сонин, В. Б. Заха­ров. - М.: Дрофа, 2014

2. Примерная программа основного общего образования по биологии 5-9 классы.

М: Просвещение, 2013г.

3. Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Со­нина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).

5. Биология : учебно-методические материалы к программе дополнительного профессиональ­ного педагогического образования (повышения квалификации). Достижение личностных, мета-предметных и предметных результатов образования средствами линий УМК «Биология. 5-9 клас­сы» Н. И. Сонина и др. (линейная и концентрическая). Особенности предметного содержания и методического обеспечения / А. Ю. Пентин [и др.]. - М. : Дрофа, 2012. - 238 с. - (Основное общее образование) (Вертикаль).

6. Биология: тематические и итоговые контрольные работы, 6 - 9 клас­сы. Дидактические материалы. М., «Вентана - Граф», 2014.

7. Рохлов В.С., Лернер Г.И. и др. «ГИА - 2012. Биология 9 кл.», М.,2015.

8. Рохлов В.С., Модульный актив -курс. Курс комплексной подготовки ГИА Биология. М., «Национальное образование».

9. Солодова Е.А. Тестовые задания. Биология, 6 кл., 7 кл., «Вентана - Граф», 2015.

10. Тематические и итоговые контрольные работы 6 - 9 кл. Биология Г.С. Калинова, А.Н. Мягкова, Е.А. Никишова, В.З. Резникова, М., «Вента­на - Г раф» и другие.


2. Цифровые и электронные образовательные ресурсы:


1. Природоведение. 5 класс : мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Со­нина. - М.: Дрофа, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).



З.Интернет-ресурсы:


  • Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"

http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ

Открытый класс

http://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://standart.edu.ru

Федеральный государственный образовательный стандарт

http://www.edu.ru

Фестиваль педагогических идей. Биология

http://batrachos.com

Биоуроки

http://files.school-collection.edu.ru


4. Учебно – наглядные пособия


Динамические пособия

Ткани животных и человека-1

Деление клетки ( митоз) –1

Портреты ученых –1 комплект ( перечислены ниже ).

Термометры-2.

Муляжи

Коллекция муляжей (Плодовые тела шляпочных грибов)-1.

Набор муляжей – Фрукты-1

Набор муляжей-Овощи-1


Гербарии ( 5-11кл)


Растительные сообщества(раздаточный материал)-1

Гербарии культурных растений –1

Гербарий растений и кустарников-1

Гербарий сельскохозяйственных растений-1

Гербарий Лекарственных растений-1

Гербарий Дикорастущих растений-1

Гербарий по морфологии растений-1

Гербарии (Основные группы растений)-1

Комплекты лабораторного оборудования -5 штук


Коллекции

Вредители сельско- хозяйственных культур


Динамические модели


Взаимодействия природных сообществ

Размножение мха

Строение цветка

Ткани животных и человека

Размножение шляпочного гриба

Размножение папоротника

Размножение одноклеточной водоросли

Размножение сосны

Растительные ткани

Деление клетки

Портреты ученых

1.К. ЛИННЕЙ

2.Ч.Р. ДАРВИН

3.Ж.Б. ЛАМАРК

4.Г.И. МЕНДЕЛЬ

5.И.В. СЕЧЕНОВ

6.И.П. ПАВЛОВ

7.Н.И.ВАВИЛОВ

8.И.В. МИЧУРИН

9.И.И.МЕЧНИКОВ

10.К.А.ТИМИРЯЗЕВ

11.В .И. ВЕРНАДСКИЙ


Набор микропрепаратов

( по разделам):

1.Человек

2.Зоология

3.Ботаника

5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:


Раздаточные

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Штатив лабораторный

Лабораторные

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

6. Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийная установка


VIII. Планируемые результаты изучения курса биологии в 5-6 классах


Живые организмы



Выпускник научится:

  • характеризовать особенности строения и процессов жизнедеятельно­сти биологических объектов (клеток, организмов), их практическую значимость;

  • применять методы биологической науки для изучения клеток и орга­низмов: проводить наблюдения за живыми организмами, ставить не­сложные биологические эксперименты и объяснять их результаты, описывать биологические объекты и процессы;

  • использовать составляющие исследовательской и проектной деятель­ности по изучению живых организмов (приводить доказательства, классифицировать, сравнивать, выявлять взаимосвязи);

  • ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, получаемую из разных источни­ков; последствия деятельности человека в природе.

Выпускник получит возможность научиться:

  • соблюдать правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами;

  • использовать приёмы оказания первой помощи при отравлении ядови­тыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с оп­ределителями растений; выращивания и размножения культурных рас­тений, домашних животных;

  • выделять эстетические достоинства объектов живой природы;

  • осознанно соблюдать основные принципы и правила отношения к жи­вой природе;

  • ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное от­ношение к объектам живой природы);

  • находить информацию о растениях и животных в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать, оценивать её и переводить из одной формы в другую;

  • выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступ­ках по отношению к живой природе.

НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.


Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка"5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы. 11
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей