№ урока | Содержание( разделы, темы) | Количество часов | Дата проведения | Оборудование | Основные виды учебной деятельности | Домашние задание | Коррекция |
план | факт |
| Раздел 1. Живой организм: строение и изучение | 8 | | | | | | |
1 | Введение. Живой организм | 1 | | | Комнатные растения, муляжи животных, грибов, таблицы, мультимедиа. | Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определение понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные- общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные - планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; регулятивные - планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности. Личностные умения: самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | | |
2 | Наука о живой природе. | 1 | | | Портреты ученых биологов | Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологических знаний Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные- общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические - подводить итоги работы, формулировать вывод; коммуникативные - владеть коммуникативными умениями, иметь опыт межличностной коммуникации, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию, оценку деятельности на уроке. Личностные умения: смыслообразование - понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться | | |
3 | Методы изучения природы. Лабораторная работа 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная) | 1 | | | Микроскоп, лупа, микропрепараты, лабораторное оборудование | Предметные умения: научатся определять основные методы биологических исследований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать методы биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Личностные умения: смыслообразование - понимают значение знаний, образования в жизни человека, имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему | | |
4 | Увеличительные приборы.. Лабораторная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа» | 1 | | | Микроскоп, лупа, микропрепараты | Предметные умения: познакомятся с устройством светового микроскопа; научатся называть основные органоиды клетки; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности. Личностные умения: смыслообразование - стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования | | |
5 | Живые клетки . Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука» | | | | Лабораторное оборудование, лук. | Предметные умения: узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные части); Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): владеть приемами исследовательской деятельности; Личностные умения: смыслообразование - стремятся хорошо учиться, сориентированы на качественное получение образования | | |
6 | Химический состав клетки | 1 | | | | Предметные умения: научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения tforo, что уже известно, и того, что ещё" неизвестно; контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоровому образу жизни | | |
7 | Вещества и явления в окружающем мире | 1 | | | | Предметные умения: научатся наблюдать вещества в различных агрегатных состояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: самоопределение — проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; демонстрируют интеллектуальные и творческие способности | | |
8 | Великие естествоиспытатели | 1 | | | Портреты ученых, мультимедийная презентация | Предметные умения: научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; отвечать на вопросы учителя; логические — осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; Ре г у лятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий — отвечать на вопросы. Личностные умения: самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | | |
| | | | | | | | |
| Раздел 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | 14 ч | | | | | | |
9 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | | | Презентация по теме «Эволюция жизни на Земле» | Предметные умения: научатся выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых, биологических объектов; основные признаки представителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: самоопределение - имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении | | |
10 | Разнообразие живого | 1 | | | Презентация по теме «Многообразие жизни на Земле» | Предметные умения: научатся называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представителей основных Царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулировать проблему; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; выполнять инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оценку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи; коммуникативные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья. | | |
11 | Бактерии | 1 | | | Презентация по теме «Бактерии» | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательн ые: общеучебные : использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: смыслообразование - понимают социальную роль и нравственную позицию ученика | | |
12 | Грибы | 1 | | | Муляжи плодовых тел грибов, таблицы, презентация по теме «Грибы» | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: имеют желание учиться, принимают социальную роль ученика | | |
13 | Растения. Водоросли | 1 | | | Таблица, презентация по теме, гербарий. | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; выполнять постановку проблемы; отвечать на вопросы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | | |
14 | Мхи. | 1 | | | Таблицы, гербарий, презентация | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование — составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: самоопределение - имеют адекватную позитивную самооценку | | |
15 | Папоротники | 1 | | | Таблицы, гербарий, презентация | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе. | | |
16 | Голосеменные растения | 1 | | | Таблица «Сосна», гербарий | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, по таблицам. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; ком муникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | | |
17 | Покрытосеменные (цветковые) растения | 1 | | | Модель цветка, таблицы, презентация по теме | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; логические - осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия, Использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | | |
18 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | | | Карточки, таблицы | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - выполнять постановку и формулирование проблемы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания | | |
19 | Животные. Простейшие | 1 | | | Микроскопы, микропрепарат «Эвглена зеленая» | Предметные умения: научатся объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (У УД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использоватъ речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; ставить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы , выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | | |
20 | Беспозвоночные | | | | Коллекция насекомых, таблицы | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные — овладевать приемами работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: смыслообразование — проявляют интерес к новому материалу, способу учебной задачи и способу действия | | |
21 | Позвоночные | 1 | | | Таблицы,презентация | Предметные умения: научатся определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, демонстрируют эстетическое отношение к живым объектам | | |
22 | Значение животных в природе и жизни человека (комбинированный) | | | | | Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; систематизировать информацию, составлять небольшое сообщение к уроку; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнение заданий в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | |
| | | | | | | |
| Р а з д е л 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | 6 часов | | | | | | |
23 | Три среды обитания живых организмов (формирование новых знаний) | | | | | Предметные умения: научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на поставленные вопросы. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | | |
24 | Жизнь на разных материках (комбинированный) | | | | | Предметные умения: научатся определять основные среды обитания живых организмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать условия обитания в различных природных зонах. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: осознают и демонстрируют ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | | |
25 | Природные зоны Земли (формирование новых знаний) | | | | Природная зона, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины, степи, пустыни, влажный лес | Предметные умения: научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к определённым условиям. Метапредметные универсальные учебные действия (У УД): познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | | |
26 | Жизнь в морях и океанах. Лабораторная работа 4 «Определение наиболее распространённых растений и животных» | | | | Фотографии, атлас-определитель, чучела, гербарий | Предметные умения: научатся называть сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблюдать за живыми организмами. Универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные -соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - выполнять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные - уметь обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впечатлениями. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | | |
27 | Практическая работа 1 «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» | | | | | Предметные умения: научатся сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры обитателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз навател ь-н ы е: общеучебные - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять практическую работу, целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные - слушать и понимать речь других людей. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы | | |
28 | Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения | | | | | Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно. Личностные умения: нравственно-этическая ориентация - ориентируются на моральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразование - имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему | | |
| Раздел 4. Человек на Земле | 5 часов | | | | | | |
29 | Как человек появился на Земле. Лабораторная работа 5 «Измерение своего роста и массы тела» (комплексное применение знаний, умений, навыков) | | | | | Предметные умения: научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулировать проблему; отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться евоими впечатлениями. Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | | |
30 | Как человек изменил Землю (комбинированный) | | | | | Предметные умения: научатся называть основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходящих в живой и неживой природе нашей планеты. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность к изучению природы методами естественных наук | | |
31 | Жизнь под угрозой. Не станет ли Земля пустыней? (комбинированный) | 1 | | | Красная книга, | Предметные умения: научатся объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; р е г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: проявляют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; стремятся к здоровому образу жизни; демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | | |
32 | Здоровье человека и безопасность жизни. | | | | Демонстрация ядовитых растений и опасных животных своей местности | Предметные умения: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; регулятивные: планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу, целеполагание -формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: слушать и понимать речь других людей; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе. Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; стремятся к соблюдению здорового образа жизни; смыслообразование - стремятся хорошо учиться и сориентированы на качественное получение образования | | |
33 | Простейшие способы оказания первой доврачебной помощи (применение знаний | | | | | Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических задач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование — составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё" неизвестно. Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении | | |
34 | Обобщение и повторение изученного за год | | | | | Предметные умения: научатся вести здоровый образ жизни и бороться с вредны- ми привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (У УД): познаватель- ные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа- ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и свер- стниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точно- стью; демонстрировать коммуникативные умения, владеть опытом межличностной коммуникации, вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: при- нимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. Личностные умения: самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; проявляют творческие способности | | |
| | | | | | | | | |
| | | | | | | | | |