СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа биология 5 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по биологии

6.ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Наименование раздела

ВВсего часов

Из них

практические и лабораторные работы

 

Живой организм: строение и изучение

8

8

Лабораторная работа 1 «Знакомст­во с оборудованием для научных исследований» (демонстрационная)

Лабора­торная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

Лабораторная работа № 3 «Строение клеток кожицы чешуи лука»

 

Многообразие живых организмов

14

 

Среда обитания жи­вых организмов

6

Лабора­торная работа 4 «Опреде­ление наиболее рас­простра­нённых растений и живот­ных»

Практиче­ская работа 1 «Исследо­вание осо­бенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания 

Человек на Земле

5

Лабо­раторная работа 5 «Измере­ние своего роста и массы тела»  

Резервное время

1

 

Всего

34

 

 

 

 

 

 

 

7.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

1. Печатные пособия:

  1. Программа основного общего образования. Биология. 5-9 классы / Н. И. Сонин, В. Б. Заха­ров. - М.: Дрофа, 2014
  2. . Примерная программа   основного  общего образования по биологии 5-9 классы.

М: Просвещение, 2013г.

3.Тесты по биологии  5 класс. /Г.А. Воронина/-М: Экзамен

  1. Сонин, Н. И. Биология. Введение в биологию. 5 класс : рабочая тетрадь к учебнику Н. И. Со­нина, А. А. Плешакова / Н. И. Сонин. - М.: Дрофа, 2012. - (УМК «Живой организм»).
  2. Природоведение. 5 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Сонина / авт.-сост. Т. В. Козачек. - Волгоград : Учитель, 2012.
  3. Биология : учебно-методические материалы к программе дополнительного профессиональ­ного педагогического образования (повышения квалификации). Достижение личностных, метапредметных и предметных результатов образования средствами линий УМК «Биология. 5-9 клас­сы» Н. И. Сонина и др. (линейная и концентрическая). Особенности предметного содержания и методического обеспечения / А. Ю. Пентин [и др.]. - М. : Дрофа, 2012. - 238 с. - (Основное общее образование) (Вертикаль).

2. Цифровые и электронные образовательные реурсы:

Природоведение. 5 класс : мультимедийное приложение к учебнику А. А. Плешакова, Н. И. Со­нина. - М.: Дрофа, 2009. - 1 электрон, опт. диск (CD-ROM).

З.Интернет-ресурсы:

Электронные приложения к учебникам. - Режим доступа : http://www.drofa.ru/catnews/dl/ main/biologyhttp://ict.edu.ru/lib/school-catalog

Каталоги "Образовательные ресурсы сети Интернет для основного общего и среднего (полного) общего образования"

http://fcior.edu.ru Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. МинОбр РФ

Открытый класс

http://school-collection.edu.ru

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный государственный образовательный стандарт

Федеральный портал «Российское образование»

Портал «Информационно-коммуника-ционные технологии в образовании»

http://www.it-n.ru Сеть творческих учителей

Педсовет.org

Живой журнал Методичка

12-й Всероссийский интернет-педсовет

http://festival.1september.ru/articles/subjects/5

Фестиваль педагогических идей. Биология

Биоуроки

 

 4.Натуральные объекты

Гербарии

Основные группы растений

Сельскохозяйственные растения

Растительные сообщества

Коллекции

Голосеменные растения

Семена и плоды

Раковины моллюсков

Скелеты позвоночных животных

 кошка

Комплекты микропрепаратов

Магнитные модели-аппликации

Деление клетки. Митоз и мейоз

Наборы муляжей

Плоды, овощи, фруктовые растения, грибы

 

5.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:

Раздаточные

Микроскоп

Посуда и принадлежности для опытов

Демонстрационные

Штатив лабораторный

Лабораторные

Набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных работ по биологии

 

6.Демонстрационные печатные пособия:

Таблицы «  Грибы, лишайники, водоросли, мхи, папоротникообразные и голосеменные растения»

Комплект таблиц «  Строение и систематика

цветковых растений»

Таблицы «Зоология . Беспозвоночные»

 Таблицы «Зоология   Позвоночные»

 

7. Технические средства обучения:

Компьютер, мультимедийная установка

 

8.Планируемые результаты изучения учебного предмета

 

Личностные:

  1. Знать основные принципы и правила отношения к живой природе, основы здорового образа жизни и здоровьесберегающие технологии.
  2. Сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам

Метапредметные:

 

  1. Овладеть исследовательской и проектной деятельностью, научиться видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, делать выводы, защищать свои идеи.
  2. Уметь работать с разными источниками биологической информации.
  3. Научиться выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе; здоровью, своему и окружающих.
  4. Уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения и отстаивать свою позицию.

  Предметные:

1.    В познавательной (интеллектуальной) сфере:

  • Научить выделять существенные признаки биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий) и процессов.
  • Научить приводить доказательства (аргументацию) взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами.  
  • Научить классифицировать биологические объекты.
  • Научиться объяснять роль биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; значение биологического разнообразия для сохранения биосферы.
  • Научить различать на таблицах части и органоиды клетки; на живых объектах и таблицах – органов цветкового растения, растений разных отделов; наиболее распространённых растений, домашних животных; опасных животных и растений.
  • Научить сравнивать биологические объекты и процессы уметь делать выводы и умозаключения на основе сравнения.
  • Научить выявлять приспособленность организмов к среде; типов взаимодействия  разных видов в экосистеме; взаимосвязи между особенностями строения клеток, тканей органов, систем органов и  их функциями.
  • Научить овладевать методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановке биологических экспериментов и объяснение их результатов.

      2. В ценностно – ориентационной сфере:

  • Знать основные правила поведения в природе и основ здорового образа жизни.
  • Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • Знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
  • Соблюдать правила работы в кабинете с биологическими приборами и инструментами.
  1.  В сфере физической деятельности:
  • Научить оказанию приёмов первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных.
  1.  В эстетической сфере:
  • Уметь выявлять эстетические достоинства объектов живой природы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОГЛАСОВАНО                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседаний МО учителей                        Заместитель директора по УВР

естественнонаучного  цикла                                     ____________ Котенко М.А.

МБОУ СОШ№43                                                            28.08.2013 г. 

от 27.08.2013г. №1                                                           

____________  Куклева  Е. П.                                             

 

 

 

 

Таблица соответствия рабочей программы и авторской

 

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

 

 

Авторская программа

Рабочая программа

1

Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

8

8

2

Раздел 2. Многообразие живых организмов

14

14

3

Раздел 3. Среда обитания жи­вых организмов

6

6

4

Раздел 4. Человек на Земле

5

5

5

Резервное время

2

1

 

Всего

35

34

 

Просмотр содержимого документа
«Программа биология 5 класс»

урока

Содержание( разделы, темы)

Количество часов

Дата проведения


Оборудование

Основные виды учебной деятельности

Домашние

задание

Коррекция

план

факт


Раздел 1. Живой организм: строение и изучение

8







1

Введение. Живой организм

1



Комнатные растения, муляжи животных, грибов, таблицы, мультимедиа.

Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых; давать определе­ние понятию «биология», объяснять роль биологических знаний; знать: основные признаки живой природы, признаки живых организмов; уметь: объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные- общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; коммуникативные - планировать учебное со­трудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогиче­ской формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мыс­ли с достаточной полнотой и точностью; регулятивные - планирование: со­ставлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с постав­ленной целью; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные во­просы; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соот­несения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности.

Личностные умения: самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания



2

Наука о живой природе.

1



Портреты ученых биологов

Предметные умения: научатся называть основные свойства живых организмов, признаки, по которым живые организмы отличаются от неживых, объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни, роль биологиче­ских знаний Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные- общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические - подводить итоги работы, формулиро­вать вывод; коммуникативные - владеть коммуникативными умениями, иметь опыт межличностной коммуникации, корректно вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебни­ком, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алго­ритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функцио­нальность; осуществление учебных действий - целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; контроль, коррекцию, оценку деятельности на уроке.

Личностные умения: смыслообразование - понимают значение знаний для чело­века и принимают его; имеют желание учиться



3

Методы изучения природы. Лабораторная ра­бота 1 «Знакомство с оборудованием для научных исследований»

(демонстрационная)

1



Микро­скоп, лупа, микропре­параты, лабораторное оборудование

Предметные умения: научатся определять основные методы биологических ис­следований; объяснять понятия: опыт, наблюдение, гипотеза; характеризовать ме­тоды биологических исследований; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; пользоваться различными способами измерения длины, температуры, времени.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - формировать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка и формулирование проблемы; логические - подводить итоги работы, формулиро­вать выводы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; регулятив­ные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организа­ции своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осущест­влять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно.

Личностные умения: смыслообразование - понимают значение знаний, образова­ния в жизни человека, имеют желание и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему



4

Увеличи­тельные приборы.. Лабора­торная работа 2 «Устройство ручной лупы, светового микроскопа»

1



Микро­скоп, лупа, микропре­параты

Предметные умения: познакомятся с устройством светового микроскопа; на­учатся называть основные органоиды клетки; соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инст­рументами в кабинете биологии; логические - подводить итоги работы, формулировать выводы; коммуни­кативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зре­ния, отстаивать свою позицию; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной це­лью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с ус­тановкой на функциональность; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы, выполнять лабораторную работу; целеполагание - осу­ществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже извест­но учащимся, и того, что ещё неизвестно; выполнять контроль, коррекцию, оценку деятельности.

Личностные умения: смыслообразование - стремятся хорошо учиться, сориенти­рованы на качественное получение образования




5

Живые клетки .

Лабораторная работа № 3

«Строение клеток кожицы чешуи лука»




Лабораторное оборудование, лук.

Предметные умения: узнавать на таблицах и микропрепа­ратах основные органоиды клетки, понимать строение живой клетки (главные час­ти);

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): владеть приемами исследовательской деятельно­сти;

Личностные умения: смыслообразование - стремятся хорошо учиться, сориенти­рованы на качественное получение образования




6

Химический состав клетки


1



Предметные умения: научатся называть основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учеб­ником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать ал­горитм действий по организации своего рабочего места с установкой на функцио­нальность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения tforo, что уже известно, и того, что ещё" неизвестно; контроль, коррекцию и оценку деятельности на уроке.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды, демонстрируют стремление к здоро­вому образу жизни



7

Вещества и явления в окружающем мире


1




Предметные умения: научатся наблюдать вещества в различных агрегатных со­стояниях, называть признаки тел живой и неживой природы, различать тела живой и неживой природы, используя соответствующие признаки, приводить примеры простых и сложных веществ; называть элементарное определение молекулы, атома. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: взаимодействие - строить сооб­щения в соответствии с учебной задачей, использовать речевые средства для дис­куссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: самоопределение — проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; демонстрируют интеллектуаль­ные и творческие способности



8

Великие естество­испытате­ли

1



Портреты ученых, мультимедийная презентация

Предметные умения: научатся называть ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; отвечать на вопросы учителя; логические — осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по вос­произведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и свер­стниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точно­стью; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, ис­пользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции;

Ре г у лятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; осуществление учебных действий — отвечать на вопросы. Личностные умения: самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания













Раздел 2. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

14 ч







9

Как развивалась жизнь на Земле

1



Презентация по теме «Эволюция жизни на Земле»

Предметные умения: научатся выделять существенные признаки строения и жиз­недеятельности изучаемых, биологических объектов; основные признаки предста­вителей Царств живой природы; проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам; использовать дополнительные источники ин­формации для выполнения учебной задачи; называть этапы формирования жизни на Земле, гипотезы возникновения Земли.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа­ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникатив­ные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использо­вать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою пози­цию; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать ин­формацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выпол­нять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: самоопределение - имеют адекватную позитивную самооценку, чувство самоуважения и самопринятия, понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении



10

Разнооб­разие жи­вого

1



Презентация по теме «Многообразие жизни на Земле»

Предметные умения: научатся называть основные признаки представителей Царств живой природы, признаки живых организмов, среды обитания различных живых существ; определять принадлежность биологических объектов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия у представи­телей основных Царств; различать изученные объекты в природе, на таблицах; приводить примеры тел живой и неживой природы; описывать рисунки; делать зарисовки животных.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа­ции; осуществлять постановку и формулировать проблему; регулятивные: осуществление учебных действий - отвечать на поставленные вопросы; выполнять инструкцию, учитывать выдержанные учителем ориентиры действия, давать оцен­ку ответам одноклассников, слушать оценку своих ответов, оценивать правиль­ность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соот­ветствия результатов требованиям данной задачи; коммуникативные: само­стоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре). Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохра­нения здоровья.



11

Бактерии

1



Презентация по теме «Бактерии»

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познавательн ые: общеучебные : использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа­ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; коммуникатив­ные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использо­вать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою пози­цию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мне­ниями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной це­лью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: смыслообразование - понимают социальную роль и нравст­венную позицию ученика



12

Грибы

1



Муляжи плодовых тел грибов, таблицы, презентация по теме «Грибы»

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таб­лицах.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудниче­ство с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать однокласс­ников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать инфор­мацию учителя; планирование- составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: имеют желание учиться, принимают социальную роль уче­ника



13

Растения. Водоросли

1



Таблица, презентация по теме, гербарий.

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таб­лицах.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; выполнять постановку проблемы; отвечать на вопросы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по вос­произведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и свер­стниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей по­зиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, от­стаивать свою позицию, уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с постав­ленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению приро­ды методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценива­ние усваиваемого содержания



14

Мхи.

1



Таблицы, гербарий, презентация

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулиро­вать проблему; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей име­ющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникатив­ные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использо­вать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою пози­цию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мне­ниями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование — составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной це­лью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: самоопределение - имеют адекватную позитивную само­оценку



15

Па­поротники

1



Таблицы, гербарий, презентация

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе.



16

Голосе­менные растения

1



Таблица «Сосна», гербарий

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, по таб­лицам.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа­ции; осуществлять постановку проблемы; ком муникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средст­ва для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулиро­вать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, вы­полнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению приро­ды методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценива­ние усваиваемого содержания



17

Покрыто­семенные (цветко­вые) рас­тения

1



Модель цветка, таблицы, презентация по теме

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таб­лицах; объяснять роль представителей Царств живой природы в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; логические - осуществляют поиск необ­ходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроиз­ведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и свер­стниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия, Ис­пользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, срав­нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию; ре­гулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информа­цию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять за­дания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению приро­ды методами естественных наук



18

Значение растений в природе и жизни человека

1



Карточки, таблицы

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на табли­цах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяс­нять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить про­стейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - выполнять постановку и формулирование проблемы; логиче­ские - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практиче­ского опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загряз­нении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотруд­ничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формули­ровать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно восприни­мать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению приро­ды методами естественных наук, осуществляют нравственно-этическое оценива­ние усваиваемого содержания



19

Животные. Простей­шие

1



Микроскопы, микропрепарат «Эвглена зеленая»

Предметные умения: научатся объяснять роль представителей Царств живой при­роды в жизни человека.

Метапредметные универсальные учебные действия (У УД): познаватель­ные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулиро­вать проблему; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти при­меров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющие­ся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использоватъ речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, срав­нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; ставить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы , выполнять задания в соответствии с поставленной це­лью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению приро­ды методами естественных наук



20

Беспозво­ночные




Коллекция насекомых, таблицы

Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на таб­лицах.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные — овладевать приемами работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулировать проблему; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать рече­вые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, от­вечать на вопросы.

Личностные умения: смыслообразование — проявляют интерес к новому материа­лу, способу учебной задачи и способу действия



21

Позвоноч­ные

1



Таблицы,презентация

Предметные умения: научатся определять принадлежность биологических объек­тов к одному из Царств живой природы; устанавливать черты сходства и различия. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, выполнять постановку и формулирование проблемы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию, стро­ить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, актив­но слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно вос­принимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебни­ком, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы. Личностные умения: проявляют любознательность и интерес к изучению приро­ды методами естественных наук, демонстрируют эстетическое отношение к живым объектам



22

Значение животных в природе и жизни человека (комбини­рованный)





Предметные умения: научатся различать изученные объекты в природе, на табли­цах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания; объяс­нять роль представителей Царств живой природы в жизни человека; проводить про­стейшую классификацию живых организмов по отдельным Царствам; использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - осуществлять поиск и отбор источников необходимой ин­формации (из материалов учебника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширя­ющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; системати­зировать информацию, составлять небольшое сообщение к уроку; коммуника­тивные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнение заданий в соответствии с по­ставленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: осознают необходимость ответственного отношения к при­роде, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изу­чению природы методами естественных наук











Р а з д е л 3. СРЕДА ОБИТАНИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ

6 часов







23

Три среды обитания живых ор­ганизмов (формиро­вание но­вых зна­ний)





Предметные умения: научатся называть среды обитания организмов, перечислять важнейшие природные зоны Земли, их обитателей; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информа­ции, систематизация информации; формулировать проблему; коммуникатив­ные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмени­ваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с постав­ленной целью, отвечать на поставленные вопросы.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и инте­рес к изучению природы методами естественных наук



24

Жизнь на разных материках (комбини­рованный)





Предметные умения: научатся определять основные среды обитания живых орга­низмов; называть природные зоны нашей планеты, их обитателей; сравнивать ус­ловия обитания в различных природных зонах.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуника­тивные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ис­пользовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, срав­нивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, нахо­дить ответы на вопросы, формулировать их; взаимодействие - строить сообщения в соответствии с учебной задачей, уметь адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя; планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с постав­ленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: осознают и демонстрируют ответственное отношение к при­роде, понимают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любозна­тельность и интерес к изучению природы методами естественных наук.



25

Природ­ные зоны Земли (формиро­вание но­вых зна­ний)




Природная зона, тун­дра, тайга, смешан­ные и ши­роколист­венные леса, тра­вянистые равнины, степи, пустыни, влажный лес

Предметные умения: научатся называть среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли, черты приспособленности живых организмов к опреде­лённым условиям.

Метапредметные универсальные учебные действия (У УД): познаватель­ные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа­ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и свер­стниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей по­зиции, сравнивать разные точки зрения, отстаивать свою позицию; уметь строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно вос­принимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учеб­ником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на во­просы.

Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, осо­знают необходимость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук



26

Жизнь в морях и океанах. Лабора­торная работа 4 «Опреде­ление наиболее рас­простра­нённых растений и живот­ных»




Фотогра­фии, атлас-определи­тель, чуче­ла, герба­рий

Предметные умения: научатся называть сообщества морей и океанов (перечис­лять, приводить примеры организмов), приспособления у живых организмов для выживания, узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя; сравнивать различные среды обитания; характеризовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям; наблю­дать за живыми организмами. Универсальные учебные действия (УУД): познавательные: общеучебные -соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии; осваивать приемы исследовательской деятельности; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соот­ветствии с поставленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять лабораторную работу; целеполагание - выполнять поста­новку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные - уметь обмениваться мне­ниями в паре, слушать друг друга, понимать позицию партнера, в том числе и от­личную от своей; строить понятные речевые высказывания, делиться своими впе­чатлениями.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходи­мость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изу­чению природы методами естественных наук



27

Практиче­ская работа 1 «Исследо­вание осо­бенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания»





Предметные умения: научатся сравнивать различные среды обитания; характери­зовать условия жизни в различных средах обитания; выявлять черты приспособ­ленности живых организмов к определённым условиям; приводить примеры оби­тателей морей и океанов; наблюдать за живыми организмами. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): поз навател ь-н ы е: общеучебные - соблюдать правила поведения и работы с приборами и инст­рументами в кабинете биологии; владеть приемами исследовательской деятельно­сти; регулятивные: планирование - составлять план работы с учебником, вы­полнять задания в соответствии с поставленной целью, планировать алгоритм дей­ствий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - выполнять практическую работу, целеполага­ние - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные - слушать и понимать речь других людей.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, необходи­мость защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изу­чению природы методами естественных наук; осознают потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы



28

Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения





Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических за­дач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать ин­формацию учителя; планирование - составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неиз­вестно.

Личностные умения: нравственно-этическая ориентация - ориентируются на мо­ральную норму трудолюбия и умения в любом деле; смыслообразование - имеют жела­ние и стремление учиться, делают правильный выбор для себя: как надо учиться и чему




Раздел 4. Человек на Земле

5 часов







29

Как чело­век появил­ся на Зем­ле. Лабо­раторная работа 5 «Измере­ние своего роста и массы тела» (комплекс­ное при­менение знаний, умений, навыков)





Предметные умения: научатся называть этапы происхождения человека, предков человека, их характерные черты, образ жизни; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу; роль растений и жи­вотных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; соблюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных; вес­ти здоровый образ жизни и бороться с вредными привычками своих товарищей. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; формулиро­вать проблему; отвечать на вопросы учителя; регулятивные: планирование -составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с постав­ленной целью, планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность; осуществление учебных действий - вы­полнять лабораторную работу; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: обмениваться мнениями в паре, слушать друг друга, по­нимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей; строить понятные ре­чевые высказывания, делиться евоими впечатлениями.

Личностные умения: осознают ответственное отношение к природе, проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук



30

Как человек изме­нил Землю (комбини­рованный)





Предметные умения: научатся называть основные экологические проблемы, сто­ящие перед современным человечеством; соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, роль растений и жи­вотных в жизни человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни чело­века виды растений и животных; вести здоровый образ жизни и бороться с вред­ными привычками своих товарищей; приводить примеры изменений, происходя­щих в живой и неживой природе нашей планеты.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - формулировать ответы на вопросы учителя; коммуника­тивные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; строить понятное монологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать одноклассников и понимать их позицию, находить ответы на во­просы, формулировать их; регулятивные: принимать учебную задачу; адек­ватно воспринимать информацию учителя; планирование - составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, отвечать на вопросы.

Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, осо­знают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность к изучению природы методами естественных наук



31

Жизнь под угро­зой.

Не станет ли Земля пустыней? (комбини­рованный)

1



Красная книга,

Предметные умения: научатся объяснять роль растений и животных в жизни че­ловека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы; со­блюдать правила поведения в природе; различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа­ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; логические - осуществлять поиск необходимой информации (из материалов учеб­ника, творческой тетради, по воспроизведению в памяти примеров из личного практического опыта), дополняющей и расширяющей имеющиеся представления о загрязнении окружающей среды; коммуникативные: строить понятное мо­нологическое высказывание, обмениваться мнениями в паре, активно слушать од­ноклассников и понимать их позицию, находить ответы на вопросы, формулиро­вать их;

р е г у л я т и в н ы е: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: проявляют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды; стремятся к здоровому образу жизни; демонстрируют любознательность и интерес к изучению природы методами есте­ственных наук



32

Здоровье человека и безопас­ность жизни.




Демонстрация ядовитых растений и опасных животных своей местности

Предметные умения: научатся соблюдать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения, демонстрировать простейшие способы ока­зания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; вести здоровый образ жиз­ни и бороться с вредными привычками своих товарищей.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: общеучебные - использовать приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; осваивать приемы исследовательской деятельности; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструмен­тами в кабинете биологии; регулятивные: планирование- составлять план ра­боты с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью, осу­ществление учебных действий - выполнять лабораторную работу, целеполагание -формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё неизвестно; коммуникативные: слушать и пони­мать речь других людей; самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

Личностные умения: демонстрируют ответственное отношение к природе, необходимость защиты окружающей среды; стремятся к соблюдению здорового образа жизни; смыслообразование - стремятся хорошо учиться и сориентированы на ка­чественное получение образования



33

Про­стейшие способы оказания первой доврачеб­ной по­мощи (примене­ние зна­ний





Предметные умения: научатся применять полученные знания в самостоятельной работе; объяснять роль растений и животных в жизни человека. Метапредметные универсальные учебные действия (УУД): познаватель­ные: устанавливать причинно-следственные связи; владеть навыками контроля и оценки своей деятельности; применять знания при решении биологических за­дач; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать ин­формацию учителя; планирование — составлять план работы, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; целеполагание - осуществлять постановку учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно учащимся, и того, что ещё" неизвестно.

Личностные умения: проявляют интеллектуальные и творческие способности; понимают необходимость учения, осознают свои возможности в учении



34

Обобщение и повторение изученного за год





Предметные умения: научатся вести здоровый образ жизни и бороться с вредны-

ми привычками своих товарищей; объяснять роль растений и животных в жизни

человека; обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;

соблюдать правила поведения в природе.

Метапредметные универсальные учебные действия (У УД): познаватель-

ные: общеучебные - использовать разнообразные приемы работы с информацией:

поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информа-

ции; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы;

коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и свер-

стниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии

с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точно-

стью; демонстрировать коммуникативные умения, владеть опытом межличностной

коммуникации, вести диалог и участвовать в дискуссии; регулятивные: при-

нимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

Личностные умения: самоопределение - проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук; осуществляют нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания; проявляют творческие способ­ности


























Скачать

© 2016, 1987 26

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!