Работа социального педагога с педагогическим коллективом по созданию благоприятного микроклимата в общеобразовательной школе
Подготовила соц. педагог Ковыльненской ОШ 1-3 ступени
Тихоненко А.В
Микроклимат –(в словаре ОжеговаС.И.) - Обстановка, взаимоотношения в небольшом коллективе, в семье.
Микроклимат – (в современном толковом словаре изд. «Большая Советская Энциклопедия»)- создание зоны комфорта .
Комфортная образовательная среда в школе – это среда взаимодействия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием личностно - ориентированного подхода к деятельности участников образовательного процесса и влияющая на эмоционально-личностные и коммуникативные проявления ее субъектов .
- Особенностью комфортной образовательной среды является способность обеспечить всем субъектам образовательного процесса (педагогам, сотрудникам школы, учащимся, их родителям) возможности для эффективного личностного развития и самосовершенствования .
Учителя
Учащиеся
Семья
Комфортность – (по Ожегову)- это условие жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют."
Комфортность:
Источник психологической
комфортности
• положительное эмоциональное состояние как ученика так и учителя;
• доброжелательные отношения между учителем и учеником;
Рекомендации социального педагога
Как добиться психологической комфортности на уроке?
• используйте в своей работе просьбы, а не требования;
• использование методов словесного убеждения, а не агрессивное словесное воздействие;
• использование компромиссного решения спорных вопросов (ведь безвыходных ситуаций не бывает), а не открытую либо скрытую конфронтацию;
• добивайтесь четкой организации урока, а не жесткой дисциплины;
• не допускайте стрессобразующих ситуаций (все и всегда должно быть под контролем);
• создавайте "домашнюю" атмосферу урока для полного раскрепощения учащихся;
• используйте на уроках методы эмоциональной разрядки (шутка, улыбка, юмористическая картинка, поговорка, афоризм с комментарием, небольшое стихотворение или музыкальная минутка.
Интеллектуальная комфортность - это удовлетворенность учащихся своей мыслительной деятельностью и ее результатами на уроке, а также удовлетворение потребности в получении новой информации .
Рекомендации социального педагога
Как добиться интеллектуальной комфортности на уроке?
• используйте частую смену видов учебной деятельности на уроке
• используйте не менее трех видов преподавания,
• используйте на уроке методы, способствующие активизации и творчеству самовыражения самих учащихся;
• используйте динамические паузы или минуты релаксации;
• наличие внешней мотивации - обязательно;
• стимулируйте внутреннюю мотивацию;
• создавайте ситуацию успеха на уроке;
• справедливо оценивайте достижения учащихся.
Физическая комфортность школьника - это соответствие между его телесными, соматическими потребностями и предметно-пространственными условиями внутришкольной среды.
Рекомендации социального педагога администрации школы.
Как добиться физической комфортности в школе?
• организация горячего питания в школе;
• соблюдение питьевого режима;
• соблюдение гигиенических условий и норм
по рациональному освещению, проветриванию и температурному режиму в кабинетах;
• обязательно наличие благоприятных комфортных условий в школе (отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей.)
Памятка для учителей
Как добиться комфортной среды для ученика и родителей?
• уважайте детей;
• ищите в детях хорошее;
• замечайте и отмечайте малейших успех ученика, от постоянных неудач дети озлобляются;
• не приписывайте успех себе, а вину - ученику;
• ошиблись - извинитесь, но ошибайтесь реже. Будьте великодушны, умейте прощать;
• на уроке всегда создавайте ситуацию успеха;
• не кричите, не оскорбляйте ученика ни при каких обстоятельствах;
• хвалите ученика в присутствии коллектива, а прощайте наедине;
• только приблизив к себе ребенка, можно влиять на развитие его духовного мира;
• не ищите в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми;
• оценивайте поступок, а не личность;
• дайте ребенку ощутить, что сочувствуете ему, верите в
него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.
Основными направлениями в работе социального педагога и педагогического коллектива с семьями учащихся являются :
- Ознакомление с жилищными условиями семьи и процессом семейного воспитания (воспитательный потенциал семьи);
- пропаганда психолого-педагогических знаний;
- активизация и коррекция семейного воспитания через работу с родительским активом, дифференцированная и индивидуальная помощь родителям;
- обобщение и распространение опыта успешного семейного воспитания;
- знакомство с правами и обязанностями родителей и детей;
Формы работы социального педагога с учителями в школе
- Выступление на педагогических советах
- На совещаниях при директоре и зам директоре по УВР
- Индивидуальные консультации педагогов школы
- Анкетирование
- Создание условий для релаксации (наличие кабинета психологической разгрузки)
Микроклимат в коллективе
анкета «Школа Глазами учителей»
учителя не в полной мере удовлетворены:
- состоянием материально-технического
обеспечения учебно-воспитательного процесса;
- системой оплаты своего труда;
- качеством работы служб, призванных облегчить
работу учителя;
- возможностью участвовать в управлении школой .
Анкета «Школа глазами родителей»
В исследовании приняли участие 24 родителя.
Результат анкетирования: высокий
уровень удовлетворенности работой школы.
• Высокий уровень удовлетворенности – 16чел (67%)
• Средний – 8 чел.(33%)
• Низкий-нет
Анкета «Школа глазами учащихся»
Всего приняло участие в анкетировании – 17 уч-ся 5-6 классов.
По результатам анкет выяснилось:
• Высокая степень удовлетворенности школой- 11 чел.(57%)
• Средняя степень-6 чел.(43%)
• Низкая – нет
Общий итог -высокая степень удовлетворенности
Методы создание комфортных условий в Ковыльненской общеобразовательной школе.
-Создание экологического фито дизайна(в фойе, коридорах, кабинетах);
-Наличие зооуголка,
-Создание зон отдыха(экологические тропы, рекреационные зоны) на пришкольном участке.
-Наличие комнаты психологической разгрузки.
-Создание комфортных условий в школе, в классе (свет, тепло, цвет и др.)
- Использование на уроках ИКТ, ИЗО, музыкального сопровождения, физических .пауз
- внешний вид учителя и др .
Создание экологического фито дизайна(в фойе, коридорах, кабинетах)