СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Милосердие - закон жизни»

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока в соответствии с учебником А. И. Шемшуриной "Основы светской этики". Межпредметные связи с литературным чтением и окружающим миром.

Просмотр содержимого документа
««Милосердие - закон жизни»»



Тема

"Милосердие - закон жизни"

Цель

Создание условий для воспитания у младших школьников милосердия и сострадания.

Задачи

  1. Образовательные: показать проявление милосердия и сострадания в различных жизненных ситуациях.

  2. Развивающие: формировать чувство сопричастности к другому человеку.

  3. Воспитательные: сформировать представление о том, что милосердие – важное качество человека, живущего по законам этики.

Планируемые результаты

Предметные: Знать и понимать что такое милосердие. Уметь видеть чувства другого человека, проявлять внимание и милосердие.

Личностные: Воспитание доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. Адекватно оценивать собственное поведение и поведение других людей.

Метапредметные: Устанавливать причинно-следственные связи, овладевать навыками смыслового чтения, осознанного построения речевых высказываний

Формы обучения

 фронтальная, индивидуальная, работа в парах

Межпредмет-ные связи

Литературное чтение, тема «Жизнь дана на добрые дела»; окружающий мир, тема «Общество»

Учебник

А.И.Шемшурина «Основы светской этики» 4 класс

Ход урока:

Организацион-ный момент

Рано солнышко проснулось,

Всем ребятам улыбнулось.

Мы хороший, дружный класс,-

Всё получится у нас!

(Солнышко на доске)

Актуализация усвоения знаний учащихся

–Какие пословицы и поговорки на тему «Человек рождён для добра» вы подобрали?

- А я решила прочитать для вас стихотворение.

Мне вчера не повезло:

Один мальчишка- злой-презлой-

Пистолет в меня направил.

Это было против правил.

Я его предупредил.

Он затопал, завопил,

Пистолетом размахнулся-

И на месте растянулся.

Зло меня не победило-

Прямо в лужу угодило.



- Как вы считаете, связано ли это стихотворение с темой нашего прошлого урока?

- О чём ещё вы задумались?

- Почему зло не победило?

- Какими качествами вы хотели бы обладать?

- А какие качества вы бы хотели видеть у своих близких и друзей?

 Определение темы и целей урока

- Сегодня мы поговорим с вами о качестве, без которого человек не может называться человеком. Что же это за качество? Обратимся к словарным статьям из разных толковых словарей.

1) Сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость. (В. Даль)

2) Готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия. ( С.Ожегов)

3) Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается. (Д.Ушаков)

Тема нашего сегодняшнего разговора «Милосердие- закон жизни».

- На какие вопросы, нам предстоит ответить сегодня?

1.Выяснить значение слова милосердие.

2.Какие слова близки по значению к данному слову?

3.Кого можно назвать милосердным?

4.Кто нуждается в милосердии?

5.Можно ли научиться милосердию?

Открытие новых знаний Исследовательская работа

-Одно из самых красивых слов на свете – милосердие. Вслушайтесь в это слово. Запишите его. Попробуйте выделить корни.

-Итак, слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет. Доброе оно или злое?

-А теперь пофантазируйте. Представьте, что слово превратилось в магнит и может притягивать к себе другие слова. Всё доброе тянется к такому же доброму. «Притягивающиеся» слова – существительные.

Милосердие: доброта, уважение, любовь, сострадание, сочувствие, помощь, сопереживание, человеколюбие…

- Нужно ли добавить к нашему магнитному полю слово «жалость»? Почему?

Первичное закрепление.

- Прочитаем в учебнике текст на стр. 90-91.

- В каких словах есть приставка со-? Что она обозначает?

- Чем похожи слова? Есть ли разница между ними? Какая? Обсудите в паре и запишите слова по мере увеличения чувства сопричастности переживаниям другого человека. (сочувствовать, сопереживать, сострадать)

- Проверьте себя по учебнику, стр. 91, 3-ий абзац.

Творческая работа.

- Кого можно назвать милосердным?

-Используя словарь-помощник, составьте кластер «Портрет милосердного человека».

Словарь-помощник: чувствительный, бесчеловечный, жестокий, жалостливый, сострадательный, бесчувственный, сердобольный, добросердечный, безразличный, милостивый, бессердечный, безучастный, недоброжелательный, чуткий, отзывчивый, невнимательный

-- Давайте подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?

-Поставьте рядом с каждым словом вопрос – КОМУ? и напишите ответ.

-- В этих ответах ваш опыт милосердия.. Хотелось бы вам его расширить этот опыт?

- А в чём же проявляется милосердие? Работа в парах.

1) Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию:

подать милостыню

прощать обиды

накормить голодного

дать из-за боязни показаться другим жадным

предупредить об опасности

подарить то, что самому не нужно

утешить печального, плачущего

не мстить за зло

напоить жаждущего

дать в обмен на что-то

одеть бедного

сделать доброе ради похвалы или благодарности

помочь немощному по хозяйству

отдать игрушку брата

поделиться последним куском хлеба

творить добро не напоказ

посетить больного

дать добрый совет

- Человек может научиться милосердию.

- Одно из дел милосердия - милостыня. Если нечего дать, скажите доброе слово, помогите делом, сделайте что – нибудь хорошее. Каждый человек ждет от нас понимания и уважения.

2) Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей, установите соответствие с помощью стрелок.

Больной, сирота, обиженный, нищий, провинившийся. (Здоровье, хлеб, утешение, приют, прощение)

3) Очень часто милосердие сравнивают с добротой, но доброта и милосердие такие разные понятия. В чем же состоит их различие?

Что такое доброта?

Доброта - отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. Доброта проявляется в бескорыстных поступках с целью принести пользу окружающим.

А милосердие - это готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Доброта - это душевное качество, а милосердие - проявление доброты. Зачастую добрые люди оказываются ещё и милосердными.

4) Посмотрите на экран, где представлены фотографии людей разных профессий, для которых милосердие- главное дело жизни. Назовите профессию и основные обязанности.

Подведение итогов урока.

-Вспомните, какие задачи мы ставили? Удалось ли решить их?

- «Доскажи словечко.

«Если вижу я беду, то я мимо.. . (не пройду).

Доброту не забываю, людям смело…(помогаю) .

Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Подумайте, какие добрые дела вы совершили за последнее время. Напишите на лучиках. Если кто-то не совершил доброе дело, но готов это сделать, напишите свое желание. Прикрепите к солнышку. Посмотрите, как ожило оно.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!