Просмотр содержимого документа
«Мини-эссе "Мой рецепт эффективного урока"»
Мой рецепт проектирования современного урока.
Ученые считают, что уроку приблизительно 350 лет. Но он все еще остается главной формой обучения. Только на уроке, как сотни лет назад, встречаются главные участники образовательного процесса: учитель и ученик. Между ними всегда – неизведанный мир знаний, противоречия между познанным и еще не освоенным, между чувством удовлетворения от успеха и нелегким трудом освоения нового, познания окружающего мира.
А каков современный урок? Каковы его главные ингредиенты? На мой взгляд, его рецепт и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. А актуальный урок по новым образовательным стандартам требует обязательное проведение рефлексии на уроке.
Рефлексия – это умение школьника осознавать то, что он делает и аргументировать, оценивать свою деятельность и ее результаты. Способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.
Данный этап возможно проводить не только в конце урока, но и в любом его месте. Мне видится, что этот этап должен быть тесно связан с творчеством. Необходимо придумывать новые методы, использовать карточки, оценочные листы, графики и рисунки, драматизацию. Необычный формат рефлексии зачастую вызывает неподдельный интерес у учащихся.
На своих уроках я применяю разнообразные приемы рефлексии эмоционального состояния: «выбери эмодзи», «нарисуй себя животным», «посели себя на остров».
У каждого моего ученика (в начальных классах) есть сундучок достижений, который включает в себя материалы самоанализа и рефлексии учащихся. Например, в конце урока в 3 классе по теме «Континенты» (учебник О.В. Афанасьевой, И.В. Афанасьевой) в свою скрутку, что есть в сундучке, дети приклеивают мини-карточки с названиями тех континентов, которые они запомнили, а кто-то добавит картинку олимпийских колец, но только в том случае, если назовет цвет континента и т.д. В итоге, ребята оценят намного ли пополнился сундучок, чего в нем не хватает из того, что было предложено на уроке.
Часто использую прием пяти пальцев. Дети отвечают на вопросы, загибая пальчики: М (мизинец) – мыслительный процесс. Какие знания, опыт я сегодня получил? Б (безымянный) – близость цели. Что я сегодня делал и чего достиг? С (средний) – состояние духа. Каким было сегодня моё преобладающее настроение? У (указательный) – услуга, помощь. Чем я сегодня помог, чем порадовал или чему поспособствовал? Б (большой) – бодрость, физическая форма. Каким было моё физическое состояние сегодня? Что я сделал для своего здоровья? Использую также листы самооценки. Например, выбери ступень, на которой ты находишься:
3 ступенька I can speak about my family…. I think my mark is “5”
2 ступенька I can read texts about my friends’ family…и др.I think my mark is “4”
1 ступенька I know many new words connected with the topic “My Family”. I think it’s “3”.
В заключении хочется добавить, что современный школьный урок – это часть жизни ребенка и, в то же время, это урок жизни для него. Он учится осмысливать окружающую действительность, любить мир и людей в нем, оценивать свои мысли и поступки с позиции требований современного общества, формировать ответственность за самого себя, свою жизнь настоящую и будущую. Поэтому рефлексия, как часть современного урока, необходимый ингредиент в его рецепте.