СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини-музей народной куклы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Мини-музей народной куклы»

Управление образования Администрации города Глазова

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №30»










Мини-музей

«Народной куклы»

























Автор: Симонова Елена Анатольевна

Воспитатель высшей категории



Глазов ,2025



Пояснительная записка

Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой — именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.

Поэтому актуальным становится вопрос об этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. В старшем дошкольном возрасте оно направлено на развитие этнокультурной компетенции. Это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия.

Проблема этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста, состоит в выборе и создании таких условий, в которых ребенок смог бы максимально само реализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Что является одной из основных задач воспитательного процесса. В детском саду, начинающим работать в режиме развития ФОП ДО, встает вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком, с землей наших предков, с природой.  

Для решения данной задачи мы выбрали музейную педагогику, создав группе мини-музей «Народной куклы»

Музей народных кукол, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с народными традициями. Народная тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи . Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Наименование музея: «Народная кукла»

Профиль мини-музея: познавательный, творческий , краеведческий.

Период действия музея: постоянно

Целевая аудитория: дети 4-7 лет

Экспозиция мини-музея расположена в группе, в центре патриотического воспитания детей.

Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с

народной куклой.

Задачи:

Образовательные

  • Знакомить детей с русскими народными календарными праздниками, с обычаями и традициями, в которых были задействованы тряпичные народные куклы.

  • Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.

Развивающие

  • Развивать воображение, творческую активность и коммуникативные навыки; инициативу и детскую самостоятельность.

Воспитательные

  • Воспитывать у детей чувство причастности к национальной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием. Воспитывать у дошкольников основ музейной культуры.

  • Обогатить предметно-развивающую среды детского сада;

В основу решения этих задач положены следующие принципы:

  • Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;

  • Принцип опоры на интересы ребёнка;

  • Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;

  • Принцип наглядности;

  • Принцип последовательности

  • Принцип сотрудничества и взаимоуважения.

Нормативно-правовой ресурс: 

  • Федеральная образовательная программа дошкольного образования Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028

  • Федеральная программа воспитания

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013№ 1155

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п. 6 ст. 28;- Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»;

  • Конвенция о правах ребенка ООН;

  • СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».

  • СанПиН 1.2.3685–21 «Гигенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021г. №2.


Информационные ресурсы:

  • использование возможностей Интернета в поисках информации, адресов опыта;

Методический ресурс: 

  • методическая литература;

  • аудио- и видео- материалы, сценарии мероприятий, экскурсии, афиши.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Этапы проекта

Подготовительный этап 

  • Обозначение цели проекта и постановки задач.

  • Изучение учебно-практических пособий и методической литературы.

  • Определение и подготовка места расположения мини-музея. Мини-музей будет располагаться в групповом помещении группы.

Основной этап (июль 2023 – октябрь 2023).

  • Организация сбора экспонатов и изготовления для мини-музея.

  • Оформление мини-музея «Народной куклы»

  • Разработка перспективно-тематического планирования по работе с мини-музеями этнокультурной направленности.

Перспективное планирование работы музея.

Месяц

Содержание

Задачи

Участники

Сентябрь

Знакомство с народной куклой.Беседа «Какие бывают куклы?»,«Почему у куклы такое имя?»

Рассматривание кукол в народном костюме.

Познакомить с декоративно-прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории русского народа.

Воспитатель. Родители, дети.

Октябрь

Мастер-класс для родителей «Всему можно научиться -важно только не лениться»

Воспитывать интерес к народной игрушке.

Воспитатель, родители, дети

Ноябрь

Изготовление для мам и бабушек поделки «Кукла Кувадка»

Учить детей мастерить тряпичную куклу-скрутку. Воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа. Обрядам и традициям наших предков.

Воспитатель, родители, дети

Декабрь

Кукла «Скрутка»

Январь

«Украсим кукле платье»

Рисование «Украсим кукле платье»


Учить детей украшать платье народными узорами (круги, полоски, квадраты и т. д.)

Формировать умение составлять рассказ по модели, развивать активный словарный запас, грамматический строй речи.

Воспитатели, родители, дети.

Февраль

Масленица.

Беседа о празднике- Масленица, традициях и обрядах.

Познакомить с народными традициями празднования Масленицы.

Воспитывать аккуратность при выполнении работы с клеем и ножницами.

Воспитатель,

дети

Март

Встреча весны.

Музыкальное развлечение «Здравствуй, Весна Красна!»

Познакомить с обычаями и традициями русского народа - встреча весны.

Воспитывать аккуратность в работе с тканью, развивать чувство цвета.

Воспитатель,

дети

Апрель

Пасха

Беседа «Праздник Пасха»

Раскрашивание пасхальных яиц.

Изготовление куклы «Пасхальная голубка»

Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями и детьми.

Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи, расширять знания детей о роли кукол на празднике.

Учить детей аккуратно пользоваться стекой, использовать в работе дополнительные материалы.

Воспитатель,

дети


Разделы и экспонаты:

В мини-музее представлены разные виды традиционных народных тряпичных кукол. Коллекция мини-музея располагается на полке, в групповой комнате.

Особенности использования экспонатов мини-музея.

Экспонаты(куклы) мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.

Формы деятельности: поисковая; научная; экспозиционная; познавательная.

Методы работы:

  • Экскурсии, просветительская работа.

  • Театрализованные досуги.

  • Мастер-классы, семинары.

  • Работа с родителями.

  • Пополнение музея экспонатами.

Перспектива развития мини-музея

  • подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;

  • пополнение альбома и каталога музея;

  • мастер-классы для воспитателей и родителей;

  • индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;

  • проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.















Приложение 1

Авторские пальчиковые игры сопровождающиеся стихами.

Игры с хороводницей.

1.Я Кручу, кручу верчу, Куколку красивую,

Крутить пальчиками в каждой руке поочередно

Дивную и милую.

С нами она играет,

И злодеев отгоняет

Крутим между ладошками, так чтобы раскрылась юбочка

2.Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Крутим в одной руке

Стану я подружкой ей,

Кукле будет веселей.

Соединяем ладошки, делаем их корабликом, кукла находится между ладошек

3.Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Показываем куколку

Коль хотите научиться

Эту куклу веселить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Крутим между ладошками, так чтобы раскрылась юбочка

4.Куколка на палочке

Показываем куколку

Я её смело покручу

Крутим между ладонями

И шагать научу

Имитируем шаги по колену

Разведу вперед- назад

Медленно крутим куколку между ладоней , так чтобы она перемещалась между ладоней

И сожму руками

Сжимаем в кулак –ладошка на ладошку

Будем мы друзьями

Смыкаем ладошки

Игры с любой народной куклой

1.Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна.

Гладим куколку

Не могу с тобой играть,

Вытянутые ладошки в стороны в

Нужно мне перестирать

Руки в кулаке имитируем стирку

Твои юбки и чулки,

Показываем юбочку

Я налью воды чуток,

Имитация наливания воды

В таз насыплю порошок

Встряхиваем пальчики

Пену снежную взобью

Круговые движения кистями

Постираю

Руки в кулаке имитируем стирку

посушу

Встряхиваем пальчики

2.Куколки тряпичная очень симпатичная

Показываем куколку

словно руки бабушки –
мягонькая лапушка

Гладим куколку

тёплая, уютная
куколка лоскутная

Легко сжимаем куколку в кулачке и прижимаем к себе

3.Ветерок подул фу-фуфу

Дуем на куклу

Все волосики раздул Заплету косичку ей

Заплетаем косичку кукле

удет кукла загляденье, просто всем на удивленье

Показываем куколку

Игра с куклой- домовушкой

Если слышите шаги

Топают ногами

Стуки перестуки

стучат кулачком о другую ладошку и меняют ручки

Исчезают пироги

делают хватательные движения руками

кто-то шарит в луке

трут ладонь о ладонь

не пугайтесь это он

качают указательным пальчиком

Шалунишка-домовой или наш малышка

гладят себя по голове.

Игры с куклой зернушкой

1.Ну дубу сидит кукушка

Имитируем руками дерево

Она кликает зернушку

Показываем зернушку и сжимаем её двумя руками

Эй ,зернушка, приходи

Зовем показываем руками

И зерна нам принеси

Сжимаем зернушку двумя руками

Если Зернушка к нам придет

Показываем куклу

Урожайным будет год

Хлопаем

2.Как Зернушка хороша

Сжимаем пальчиками куклу, показывая ее

Нашим пальчикам нужна

Продолжаем сжимать куклу

Я Зернушечку сжимаю. Пальчики свои развиваю

Прокатываем куклы между ладоней

3.Вот в кругу стоит зернушка

Стоим в кругу и держимся за ленточки

Чтоб с зернушкой поиграть

Надо ленточки скатать

Скручиваем ленточки

Можно скручивать ленточки на скорость

4.Куколку хочу создать

Буду куклу набивать

Имитируем движение насыпания зерна в мешочек, мочки пальцев собраны вместе

Сделаю волосики

Имитируем движение расчесывания волос

Заплету косички

Заплетаем косички

Будет куколка на пеньке сидеть

Сжимаем руки в кулачки

На ребяток глядеть

Разжимаем кулачки и вытягиваем ладошки

С кулачником

Я с кулачником играю

Вертим кулачника пальчиками

В пальцы силу набираю

Надо друга победить

Шапку у противника сбить

При изготовлении куклы мотанки

1.Раз виток, два виток

Я мотаю в ряд

Делаем имитацию движений наматывания нити

Буду их запоминать

Перебираем пальчиками

Куклу собирать

Описываем в воздухе силуэт куклы

Все слои я уложу

Слегка прихлопываем ладошками

Маме с папой покажу

Имитируем показ куклы

2.Я клубком круги катаю

Делаем вращательные движения

Взад-вперед его катаю

Катаем между ладонями

И поглажу я ладошку

Будто я сметаю крошку

Гладим ладошки, имитируем смахивающие движения

И сожму его немножко

Сжимаем поочередно в кулачок

Каждым пальчиком прижму

Поочередно прижимаем клубок пальчиками

И другой рукой начну

Поочередно прижимаем клубок пальчиками

Будет кукла загляденье Всем ребятам удивленье


При изготовлении лоскутной куклы

Раз виток , два виток и завернут лоскуток

Имитируем движение скручивания материала

Лоскуточки загибаю, берегиню собираю

Имитируем движение сгиба лоскута ткани

Данное упражнение можно использовать и при изготовлении куклы «Северная берегиня»

Приложение 2

Детский исследовательский проект «История одной куклы»

Введение

Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались, бы вернуться в детство. Не зря же на Руси говорили: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет». 

Как и все дети, мы любим играть. Больше всего мы любим играть в куклы. 

У нас в группе есть мини-музей народной куклы. Елена Анатольевна нам часто рассказывает об истории какой- нибудь куклы. Однажды она спросила: «А Вы никогда не задумывались, и из чего были сделаны куклы наших бабушек, какие они были и как они возникли?»

Мне очень понравилась кукла хороводница.

И я решила самостоятельно узнать историю этой куклы. Я спросила у воспитателя, где я могу узнать больше об этой кукле. Она мне дала книгу «История народных игрушек».

Цель исследования: узнать, как появилась кукла Хороводница, почему у неё такое название и как её можно использовать в наше время.

Задачи исследования:

  • Выяснить, когда и как появилась кукла Хороводница.

  • Узнать, почему ей дали такое название.

  • Узнать правила изготовления таких игрушек.

Использованные методы исследования

  • Беседа со взрослыми по теме исследования

  • Изучение информации в сети Интернет

  • Изобретение новых правил-действий с игрушкой.

Моя работа состояла из нескольких этапов. Вечером дома я с таким же вопросом обратился к маме, и мама предложила более точную информацию посмотреть сначала в книге, которую дала Елена Анатольевна, а потом поискать в интернете. Так я узнала, что кукла Хороводница народная славянская игрушка. Когда-то давным-давно древние славяне на праздниках и посиделках хороводы водили. В них могли принимать участие все желающие, кроме самых маленьких детей, которые ещё не подросли для этого. И чтобы

ребёнок быстрее осваивался в народных танцах, ему делали тряпичную игровую куклу Хороводницу. Вначале первых кукол малышам делали старшие дети или взрослые, то есть те, кто в семье смотрел за маленькими детьми.

Немного повзрослев, ребятишки могли и самостоятельно изготавливать таких плясуний и устраивать игрушечные хороводы. Умелое обращение с Хороводницами приветствовалось и поощрялось, отличившиеся усердием девочки могли на полных правах участвовать в хороводах со старшими подружками. Когда прокручивается палочка, на которой крепится куколка, кажется, что она кружится в хороводе! Эта кукла на палочке была не только забавой, но и своеобразным тренажёром. Это нужно было для того, чтобы повзрослев, девочка могла уверенно браться за прядение. Поэтому игры с куклой Хороводницей помогали освоению нового вида рукоделия.

Конечно, в интернете много разной полезной информации, но мне хотелось самой сделать куклу Хороводницу. Вместе с мамой мы сделали эту веселую куколку Хороводницу.

Я решила показать, как делается кукла хороводница детям из нашей группы.

Сначала я рассказала детям о кукле, показала, как с ней можно играть.

Основное игровое действие с куклой Хороводницей - это прокручивание палочки пальцами или между ладошек с определённым усилием, так, чтобы поднималась юбочка. Конечно, это для меня очень полезно. Предполагаю, что

такая игра поможет мне быстрее научиться писать в школе. И Елена Анатольевна говорит, что такая игрушка очень полезна для наших рук.

Изготовление куклы

Д ля изготовления куклы нам потребуется : ровная палочка, два круга из хлопчатобумажной ткани диаметром 19см. и 21см. (для (для юбочки, прямоугольник из белой ткани 9 на 18см. (для рубашки, треугольник из красной ткани 17 на 17 см. (для платочка, немного ваты ил синтепона, нитки, клей момент. Чтобы голова куклы не соскакивала с кончика палочки смазываем его клеем, затем наматываем немного пряжи. Обматываем получившуюся заготовку ватой, чтобы вата не раскрывалась сверху обматываем обычными нитками.


Н айдите середину у кругов, сложите их вместе и оденьте кукле на голову. Закрепите ниткой формируя красивые складочки.


Возьмите прямоугольник подверните края, примерно на 1см. С помощью нитки сделайте ручки кукле.


Найдите середину кофточки и наденьте на голову кукле таким образом, чтобы лицо было ровным, а сбоку получилось два рукава. Закрепите рубашку и лицо ниткой под шеей. На голову кукле завязываем платок. Поправляем рукава, расправляем юбочки и наша кукла готова!

Игры с куклой

Сделав своих куколок, мы с ребятами решили придумать игры с ней.

Долго вертев игрушку в руках, мы с детьми стали в круг, чтобы по считалке выбрать ведущего для игры, я предложила всем детям вытянуть ладошку вперёд и дотрагиваться до нее куклой. На ком из ребят Хороводница остановится,

тот и ведущий.

А вот следующая игра не такая уж и простая! Я хочу научится держать Хороводницу на ладошке так, что б она стояла. Чтобы было интереснее, для этого даже придумала такие слова:

Будет куколка стоять,

Ну а я буду считать…

Пока мне удаётся досчитать только до 4!

Ещё дети предложили мне поиграть с Хороводницами в театре. Мы придумывали истории, разговаривали, а когда рассказывали что-то смешное, то наши Хороводницы весело начинали кружится. А ведь так можно и новую целую сказку придумать. И я подумал: «Какая же она забавная, эта старинная и простая игрушка – кукла Хороводница!»

Заключение

Я очень рада, что смогла найти ответы на мои вопросы. Ведь если бы не игры с куклой, я бы и не знала, какими занимательными могут быть старинные игрушки. Благодаря проведённой работе, я теперь много знаю о такой кукле и поняла, что даже простые, сделанные своими руками игрушки могут быть интересны в наше время.

В ходе работы я узнала:

  • кукла Хороводница – старинная игровая тряпичная игрушка, которую

  • мастерили у нас в Беларуси;

  • куклу назвали так, потому что при вращении у нее весело поднимается юбочка и тогда кажется, что кукла кружится в хороводе;

  • кукла Хороводница очень полезная игрушка, помогает развивать ладошки и пальчики рук;

  • Хороводница состоит из простых деталей, которые накладываются друг на друга и приматываются, её очень легко сделать;

  • с куклой Хороводницей можно придумать много новых игр. И это будет

  • интересно!