Управление образования Администрации города Глазова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30»
Мини-музей
«Народной куклы»
Автор: Симонова Елена Анатольевна
Воспитатель высшей категории
Глазов ,2025
Пояснительная записка
Дошкольный возраст имеет основополагающее значение для социального становления личности в целом и для воспитания этнотолерантности, поскольку, с одной стороны, ребенок изначально толерантен, а с другой — именно на ранних стадиях закладывается прочная база для будущих этнических и расовых предрассудков и конфликтов.
Поэтому актуальным становится вопрос об этнокультурном воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. В старшем дошкольном возрасте оно направлено на развитие этнокультурной компетенции. Это не просто представление об истории и культуре других наций и народностей, это признание этнокультурного разнообразия.
Проблема этнокультурного воспитания детей старшего дошкольного возраста, состоит в выборе и создании таких условий, в которых ребенок смог бы максимально само реализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. Что является одной из основных задач воспитательного процесса. В детском саду, начинающим работать в режиме развития ФОП ДО, встает вопрос о необходимости выбора методов и организационных форм образовательно-воспитательного процесса, о необходимости создания системы, позволяющей современному ребенку вести диалог с наследиями веков в одухотворенном предметном мире, созданном человеком, с землей наших предков, с природой.
Для решения данной задачи мы выбрали музейную педагогику, создав группе мини-музей «Народной куклы»
Музей народных кукол, созданный в нашей группе, помогает знакомить детей с народными традициями. Народная тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи . Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно, часто носились как талисманы. На примере народной игрушки можно расширить знания детей о традициях в использовании кукол, повысить интерес к изготовлению разнообразных кукол и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.
Наименование музея: «Народная кукла»
Профиль мини-музея: познавательный, творческий , краеведческий.
Период действия музея: постоянно
Целевая аудитория: дети 4-7 лет
Экспозиция мини-музея расположена в группе, в центре патриотического воспитания детей.
Цель: Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с
народной куклой.
Задачи:
Образовательные
Знакомить детей с русскими народными календарными праздниками, с обычаями и традициями, в которых были задействованы тряпичные народные куклы.
Познакомить с техникой изготовления народной тряпичной куклы, вызвать интерес к созданию народной куклы, ее обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения.
Развивающие
Развивать воображение, творческую активность и коммуникативные навыки; инициативу и детскую самостоятельность.
Воспитательные
Воспитывать у детей чувство причастности к национальной культуре, обществу, которое дорожит своим прошлым, как достоянием. Воспитывать у дошкольников основ музейной культуры.
Обогатить предметно-развивающую среды детского сада;
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
Принцип учёта возрастных особенностей дошкольников;
Принцип опоры на интересы ребёнка;
Принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
Принцип наглядности;
Принцип последовательности
Принцип сотрудничества и взаимоуважения.
Нормативно-правовой ресурс:
Федеральная образовательная программа дошкольного образования Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028
Федеральная программа воспитания
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарта дошкольного образования Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013№ 1155
Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ п. 6 ст. 28;- Закон «Об образовании в Российской Федерации» ст. 48 «Обязанности и ответственность педагогических работников»;
Конвенция о правах ребенка ООН;
СанПин 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
СанПиН 1.2.3685–21 «Гигенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 28 января 2021г. №2.
Информационные ресурсы:
использование возможностей Интернета в поисках информации, адресов опыта;
Методический ресурс:
методическая литература;
аудио- и видео- материалы, сценарии мероприятий, экскурсии, афиши.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этапы проекта
Подготовительный этап
Обозначение цели проекта и постановки задач.
Изучение учебно-практических пособий и методической литературы.
Определение и подготовка места расположения мини-музея. Мини-музей будет располагаться в групповом помещении группы.
Основной этап (июль 2023 – октябрь 2023).
Организация сбора экспонатов и изготовления для мини-музея.
Оформление мини-музея «Народной куклы»
Разработка перспективно-тематического планирования по работе с мини-музеями этнокультурной направленности.
Перспективное планирование работы музея.
Месяц | Содержание | Задачи | Участники |
Сентябрь | Знакомство с народной куклой.Беседа «Какие бывают куклы?»,«Почему у куклы такое имя?» Рассматривание кукол в народном костюме. | Познакомить с декоративно-прикладным искусством нашего народа, традиционной тряпичной куклой. Содействовать развитию эстетического восприятия образцов народного костюма и русского народного фольклора. Воспитывать чувство уважения к истории русского народа. | Воспитатель. Родители, дети. |
Октябрь | Мастер-класс для родителей «Всему можно научиться -важно только не лениться» | Воспитывать интерес к народной игрушке. | Воспитатель, родители, дети |
Ноябрь | Изготовление для мам и бабушек поделки «Кукла Кувадка» | Учить детей мастерить тряпичную куклу-скрутку. Воспитывать чувство уважения к обычаям русского народа. Обрядам и традициям наших предков. | Воспитатель, родители, дети |
Декабрь | Кукла «Скрутка» |
Январь | «Украсим кукле платье» Рисование «Украсим кукле платье» | Учить детей украшать платье народными узорами (круги, полоски, квадраты и т. д.) Формировать умение составлять рассказ по модели, развивать активный словарный запас, грамматический строй речи. | Воспитатели, родители, дети. |
Февраль | Масленица. Беседа о празднике- Масленица, традициях и обрядах. | Познакомить с народными традициями празднования Масленицы. Воспитывать аккуратность при выполнении работы с клеем и ножницами. | Воспитатель, дети |
Март | Встреча весны. Музыкальное развлечение «Здравствуй, Весна Красна!» | Познакомить с обычаями и традициями русского народа - встреча весны. Воспитывать аккуратность в работе с тканью, развивать чувство цвета. | Воспитатель, дети |
Апрель | Пасха Беседа «Праздник Пасха» Раскрашивание пасхальных яиц. Изготовление куклы «Пасхальная голубка» Пополнение мини-музея экспонатами, изготовленными родителями и детьми. | Познакомить детей с народными традициями празднования Пасхи, расширять знания детей о роли кукол на празднике. Учить детей аккуратно пользоваться стекой, использовать в работе дополнительные материалы. | Воспитатель, дети |
Разделы и экспонаты:
В мини-музее представлены разные виды традиционных народных тряпичных кукол. Коллекция мини-музея располагается на полке, в групповой комнате.
Особенности использования экспонатов мини-музея.
Экспонаты(куклы) мини-музея находятся в свободном доступе у детей и используются ими для познавательной, речевой, театрализованной, художественной деятельности и сюжетно-ролевых игр. Куклы могут быть использованы детьми в разных видах деятельности: в процессе непосредственно образовательной, игровой, совместной и самостоятельной деятельности.
Формы деятельности: поисковая; научная; экспозиционная; познавательная.
Методы работы:
Экскурсии, просветительская работа.
Театрализованные досуги.
Мастер-классы, семинары.
Работа с родителями.
Пополнение музея экспонатами.
Перспектива развития мини-музея
подбор художественной литературы, детских художественных фильмов, научно-познавательных фильмов;
пополнение альбома и каталога музея;
мастер-классы для воспитателей и родителей;
индивидуальная работа с детьми по изготовлению тряпичной куклы;
проведение на базе мини-музея и использование его коллекций на занятиях по разным видам деятельности.
Приложение 1
Авторские пальчиковые игры сопровождающиеся стихами.
Игры с хороводницей.
1.Я Кручу, кручу верчу, Куколку красивую, | Крутить пальчиками в каждой руке поочередно |
Дивную и милую. С нами она играет, И злодеев отгоняет | Крутим между ладошками, так чтобы раскрылась юбочка |
2.Моя куколка грустит: Не с кем хоровод водить. | Крутим в одной руке |
Стану я подружкой ей, Кукле будет веселей. | Соединяем ладошки, делаем их корабликом, кукла находится между ладошек |
3.Кукла просто загляденье, Детям всем на удивленье! | Показываем куколку |
Коль хотите научиться Эту куклу веселить, Вам придется не лениться И старанье приложить! | Крутим между ладошками, так чтобы раскрылась юбочка |
4.Куколка на палочке | Показываем куколку |
Я её смело покручу | Крутим между ладонями |
И шагать научу | Имитируем шаги по колену |
Разведу вперед- назад | Медленно крутим куколку между ладоней , так чтобы она перемещалась между ладоней |
И сожму руками | Сжимаем в кулак –ладошка на ладошку |
Будем мы друзьями | Смыкаем ладошки |
Игры с любой народной куклой
1.Не плачь, куколка моя, Остаешься ты одна. | Гладим куколку |
Не могу с тобой играть, | Вытянутые ладошки в стороны в |
Нужно мне перестирать | Руки в кулаке имитируем стирку |
Твои юбки и чулки, | Показываем юбочку |
Я налью воды чуток, | Имитация наливания воды |
В таз насыплю порошок | Встряхиваем пальчики |
Пену снежную взобью | Круговые движения кистями |
Постираю | Руки в кулаке имитируем стирку |
посушу | Встряхиваем пальчики |
2.Куколки тряпичная очень симпатичная | Показываем куколку |
словно руки бабушки – мягонькая лапушка | Гладим куколку |
тёплая, уютная куколка лоскутная | Легко сжимаем куколку в кулачке и прижимаем к себе |
3.Ветерок подул фу-фуфу | Дуем на куклу |
Все волосики раздул Заплету косичку ей | Заплетаем косичку кукле |
удет кукла загляденье, просто всем на удивленье | Показываем куколку |
Игра с куклой- домовушкой
Если слышите шаги | Топают ногами |
Стуки перестуки | стучат кулачком о другую ладошку и меняют ручки |
Исчезают пироги | делают хватательные движения руками |
кто-то шарит в луке | трут ладонь о ладонь |
не пугайтесь это он | качают указательным пальчиком |
Шалунишка-домовой или наш малышка | гладят себя по голове. |
Игры с куклой зернушкой
1.Ну дубу сидит кукушка | Имитируем руками дерево |
Она кликает зернушку | Показываем зернушку и сжимаем её двумя руками |
Эй ,зернушка, приходи | Зовем показываем руками |
И зерна нам принеси | Сжимаем зернушку двумя руками |
Если Зернушка к нам придет | Показываем куклу |
Урожайным будет год | Хлопаем |
2.Как Зернушка хороша | Сжимаем пальчиками куклу, показывая ее |
Нашим пальчикам нужна | Продолжаем сжимать куклу |
Я Зернушечку сжимаю. Пальчики свои развиваю | Прокатываем куклы между ладоней |
3.Вот в кругу стоит зернушка | Стоим в кругу и держимся за ленточки |
Чтоб с зернушкой поиграть Надо ленточки скатать | Скручиваем ленточки |
Можно скручивать ленточки на скорость |
4.Куколку хочу создать Буду куклу набивать | Имитируем движение насыпания зерна в мешочек, мочки пальцев собраны вместе |
Сделаю волосики | Имитируем движение расчесывания волос |
Заплету косички | Заплетаем косички |
Будет куколка на пеньке сидеть | Сжимаем руки в кулачки |
На ребяток глядеть | Разжимаем кулачки и вытягиваем ладошки |
С кулачником
Я с кулачником играю | Вертим кулачника пальчиками |
В пальцы силу набираю |
Надо друга победить |
Шапку у противника сбить |
При изготовлении куклы мотанки
1.Раз виток, два виток Я мотаю в ряд | Делаем имитацию движений наматывания нити |
Буду их запоминать | Перебираем пальчиками |
Куклу собирать | Описываем в воздухе силуэт куклы |
Все слои я уложу | Слегка прихлопываем ладошками |
Маме с папой покажу | Имитируем показ куклы |
2.Я клубком круги катаю | Делаем вращательные движения |
Взад-вперед его катаю | Катаем между ладонями |
И поглажу я ладошку Будто я сметаю крошку | Гладим ладошки, имитируем смахивающие движения |
И сожму его немножко | Сжимаем поочередно в кулачок |
Каждым пальчиком прижму | Поочередно прижимаем клубок пальчиками |
И другой рукой начну | Поочередно прижимаем клубок пальчиками |
Будет кукла загляденье Всем ребятам удивленье | |
При изготовлении лоскутной куклы
Раз виток , два виток и завернут лоскуток | Имитируем движение скручивания материала |
Лоскуточки загибаю, берегиню собираю | Имитируем движение сгиба лоскута ткани |
Данное упражнение можно использовать и при изготовлении куклы «Северная берегиня» |
Приложение 2
Детский исследовательский проект «История одной куклы»
Введение
Каждая девочка любит играть в куклы, да и многие взрослые женщины не отказались, бы вернуться в детство. Не зря же на Руси говорили: «Чем дольше девочка играет в куклы, тем счастливее она будет».
Как и все дети, мы любим играть. Больше всего мы любим играть в куклы.
У нас в группе есть мини-музей народной куклы. Елена Анатольевна нам часто рассказывает об истории какой- нибудь куклы. Однажды она спросила: «А Вы никогда не задумывались, и из чего были сделаны куклы наших бабушек, какие они были и как они возникли?»
Мне очень понравилась кукла хороводница.
И я решила самостоятельно узнать историю этой куклы. Я спросила у воспитателя, где я могу узнать больше об этой кукле. Она мне дала книгу «История народных игрушек».
Цель исследования: узнать, как появилась кукла Хороводница, почему у неё такое название и как её можно использовать в наше время.
Задачи исследования:
Выяснить, когда и как появилась кукла Хороводница.
Узнать, почему ей дали такое название.
Узнать правила изготовления таких игрушек.
Использованные методы исследования
Беседа со взрослыми по теме исследования
Изучение информации в сети Интернет
Изобретение новых правил-действий с игрушкой.
Моя работа состояла из нескольких этапов. Вечером дома я с таким же вопросом обратился к маме, и мама предложила более точную информацию посмотреть сначала в книге, которую дала Елена Анатольевна, а потом поискать в интернете. Так я узнала, что кукла Хороводница народная славянская игрушка. Когда-то давным-давно древние славяне на праздниках и посиделках хороводы водили. В них могли принимать участие все желающие, кроме самых маленьких детей, которые ещё не подросли для этого. И чтобы
ребёнок быстрее осваивался в народных танцах, ему делали тряпичную игровую куклу Хороводницу. Вначале первых кукол малышам делали старшие дети или взрослые, то есть те, кто в семье смотрел за маленькими детьми.
Немного повзрослев, ребятишки могли и самостоятельно изготавливать таких плясуний и устраивать игрушечные хороводы. Умелое обращение с Хороводницами приветствовалось и поощрялось, отличившиеся усердием девочки могли на полных правах участвовать в хороводах со старшими подружками. Когда прокручивается палочка, на которой крепится куколка, кажется, что она кружится в хороводе! Эта кукла на палочке была не только забавой, но и своеобразным тренажёром. Это нужно было для того, чтобы повзрослев, девочка могла уверенно браться за прядение. Поэтому игры с куклой Хороводницей помогали освоению нового вида рукоделия.
Конечно, в интернете много разной полезной информации, но мне хотелось самой сделать куклу Хороводницу. Вместе с мамой мы сделали эту веселую куколку Хороводницу.
Я решила показать, как делается кукла хороводница детям из нашей группы.
Сначала я рассказала детям о кукле, показала, как с ней можно играть.
Основное игровое действие с куклой Хороводницей - это прокручивание палочки пальцами или между ладошек с определённым усилием, так, чтобы поднималась юбочка. Конечно, это для меня очень полезно. Предполагаю, что
такая игра поможет мне быстрее научиться писать в школе. И Елена Анатольевна говорит, что такая игрушка очень полезна для наших рук.
Изготовление куклы
Д
ля изготовления куклы нам потребуется : ровная палочка, два круга из хлопчатобумажной ткани диаметром 19см. и 21см. (для (для юбочки, прямоугольник из белой ткани 9 на 18см. (для рубашки, треугольник из красной ткани 17 на 17 см. (для платочка, немного ваты ил синтепона, нитки, клей момент. Чтобы голова куклы не соскакивала с кончика палочки смазываем его клеем, затем наматываем немного пряжи. Обматываем получившуюся заготовку ватой, чтобы вата не раскрывалась сверху обматываем обычными нитками.
Н
айдите середину у кругов, сложите их вместе и оденьте кукле на голову. Закрепите ниткой формируя красивые складочки.
Возьмите прямоугольник подверните края, примерно на 1см. С помощью нитки сделайте ручки кукле.
Найдите середину кофточки и наденьте на голову кукле таким образом, чтобы лицо было ровным, а сбоку получилось два рукава. Закрепите рубашку и лицо ниткой под шеей. На голову кукле завязываем платок. Поправляем рукава, расправляем юбочки и наша кукла готова!
Игры с куклой
Сделав своих куколок, мы с ребятами решили придумать игры с ней.
Долго вертев игрушку в руках, мы с детьми стали в круг, чтобы по считалке выбрать ведущего для игры, я предложила всем детям вытянуть ладошку вперёд и дотрагиваться до нее куклой. На ком из ребят Хороводница остановится,
тот и ведущий.
А вот следующая игра не такая уж и простая! Я хочу научится держать Хороводницу на ладошке так, что б она стояла. Чтобы было интереснее, для этого даже придумала такие слова:
Будет куколка стоять,
Ну а я буду считать…
Пока мне удаётся досчитать только до 4!
Ещё дети предложили мне поиграть с Хороводницами в театре. Мы придумывали истории, разговаривали, а когда рассказывали что-то смешное, то наши Хороводницы весело начинали кружится. А ведь так можно и новую целую сказку придумать. И я подумал: «Какая же она забавная, эта старинная и простая игрушка – кукла Хороводница!»
Заключение
Я очень рада, что смогла найти ответы на мои вопросы. Ведь если бы не игры с куклой, я бы и не знала, какими занимательными могут быть старинные игрушки. Благодаря проведённой работе, я теперь много знаю о такой кукле и поняла, что даже простые, сделанные своими руками игрушки могут быть интересны в наше время.
В ходе работы я узнала:
кукла Хороводница – старинная игровая тряпичная игрушка, которую
мастерили у нас в Беларуси;
куклу назвали так, потому что при вращении у нее весело поднимается юбочка и тогда кажется, что кукла кружится в хороводе;
кукла Хороводница очень полезная игрушка, помогает развивать ладошки и пальчики рук;
Хороводница состоит из простых деталей, которые накладываются друг на друга и приматываются, её очень легко сделать;
с куклой Хороводницей можно придумать много новых игр. И это будет
интересно!