ТРЕНИНГ НА СПЛОЧЕНИЕ КОЛЛЕКТИВА
Пособие для студентов
Серпухов 2025
Пособие составлено на основе материалов из свободных источников
СОДЕРЖАНИЕ
Часть 1. Теоретические основы
Часть 2. Сборник тренинговых упражнений
Упражнение 1. «Визитка»
Упражнение 2. «Хорошие события»
Упражнение 3. «Капля-речка-океан»
Упражнение 4. «Машина с характером»
Упражнение 5. «Звериное семейство»
Упражнение 6. «Путанка»
Упражнение 7. «Люди – к людям»
Упражнение 8. «Построиться!»
Упражнение 9. «Сороконожка»
Упражнение 10. «Дождик»
Упражнение 10. «Печатная машинка»
Упражнение 11. «Счёт до десяти»
Упражнение 12. «Тренинговое имя»
Упражнение 13. «Мы с тобой похожи тем, что...»
Упражнение 14. «Интервью»
Упражнение 15. «Я за тебя отвечаю»
Упражнение 16. «А еще я…»
Упражнение 17. «Быть в центре»
Упражнение 18. Игра «Рисунок на спине»
Упражнение 19. «Квадрат»
Упражнение 20. «Заверши фразу»
Упражнение 21. «Ассоциации»
Упражнение 22. «Превращения»
Упражнение 23. «Поменяйтесь местами»
Упражнение 24. «Объединитесь по…»
Упражнение 25. «Вопросы на бумажках»
Упражнение 26. «Вавилонская башня»
Упражнение 27. «Комплимент»
Упражнение 28. «Ладошка» (перед рефлексией)
ЧАСТЬ 1.
Теоретические основы
Тренинг – это практическое занятие на заранее заданную тему. Он нацелен на оттачивание или обретение новых навыков, решение психологических, социальных проблем, создание новых деловых знакомств.
Тренинги могут проводиться в индивидуальном порядке или при участии группы. Наиболее распространенные виды – тренинги личностного роста, бизнес-тренинги, психологические и психотерапевтические практические занятия.
Психологические тренинги для детей – это, прежде всего, увлекательные игры и упражнения, в ходе которых осуществляется практическое обучение. Тренинги помогают наладить отношения в новом или уже некоторое время существующем коллективе, учат детей командному взаимодействию, формируют комфортный психологический климат в группе, помогает ребятам завести близкие знакомства и раскрыться в безопасной среде.
Перед проведением любого тренинга, также как и перед проведением образовательного урока, необходимо поставить правильную цель и выделить задачи тренинга. Необходимо обозначить примерную продолжительность тренинга (рекомендовано не более 1-1,5 часа). Определить количество участников тренинга в зависимости от самого тренинга. Оптимальное количество участников в тренинге составляет 12-15 человек, при таком количестве ведущий сможет уделить достаточное внимание каждому участнику.
#ПРИМЕР
Тема: «Тренинговое занятие на сплочение детского коллектива в летнем лагере»
Цели тренинга: сплочение группы
Задачи:
1. построение эффективного командного взаимодействия;
2. формирование благоприятного психологического климата в группе;
3. нахождение сходства у участников группы для улучшения взаимодействия между ними.
Тренинг направлен на детей возраста 11-12 лет.
Продолжительность тренинга: 1,5 часа.
Суть тренингов на сплочение коллектива заключается в создании комфортной атмосферы для взаимодействия детей между собой. Важную роль в этом процессе играет поведение ведущего. Расположите участников тренинга к себе доброжелательным настроем, улыбкой и вниманием к участникам тренинга (стратегии поведения зависят от возраста участников тренинга).
#ПРИМЕР
Вступительное слово преподавателя/вожатого 1.
– Здравствуйте! Меня зовут …, я преподаватель/вожатый. В школьном лагере вы оказались в одном отряде из разных классов, и вам предстоит вместе прожить это лето. Знакомиться с новыми людьми бывает неловко, тревожно, непонятно, к кому можно подойти, а к кому нет. Даже если вы знакомы, начинать что-то новое вместе может быть сложно, не так, как во время урока. Нужен какой-то повод для развития дальнейших отношений. Моя задача – помочь вам познакомиться, лучше узнать друг друга. Так вам легче будет дальше сориентироваться, найти единомышленников и хорошо провести время в лагере.
Вступительное слово преподавателя/вожатого 1.
Ведущий приветствует детей, просит каждого коротко рассказать о своих ожиданиях и предположениях по поводу того, зачем они здесь собрались.
- поднимите руку те, у кого сейчас хорошее настроение.
- поднимите руку те, кто знает, что мы будем делать сегодня.
- поднимите руку те, кто не знает, что мы сегодня будем делать.
После этого ведущий объясняет участникам, что будет происходить во время тренинга.
Ведущий:
– Сегодня вы будете участвовать в психологическом тренинге. У вас будет возможность испытать себя, выполняя различные задания. Но есть одно условие – задание засчитывается, если его выполнили все участники. Важно не кто лучше или быстрее сделает, а чтобы сделали все вместе.
Для того, чтобы участники тренинга чувствовали себя комфортно и могли не бояться быть собой и общаться, в начале тренингового занятия стоит установить правила. Далее рассмотрим примерные правила проведения тренинга в детском коллективе. Их можно модифицировать в зависимости от ситуации.
Основные правила тренинга:
1) Правило «здесь и теперь». Важно, чтобы разбирались процессы, мысли и чувства, возникающие в группе в данный момент. Таким образом, участников приучают сосредотачивать внимание на себе и на происходящем вокруг них в настоящее время. То, как проявляет себя человек «здесь и сейчас», показывает, как он ведёт себя «по жизни». И на это стоит обращать внимание участников тренинга.
2) Правило искренности и открытости. Необходимо добиваться того, чтобы члены группы не лицемерили и не лгали. Признак сильной и здоровой личности – это определённая открытость окружающим своих чувств по поводу происходящего. Это основа эффективного межличностного взаимодействия. Естественно, в начале работы группы, этого добиться невозможно. Но каждый участник группы должен чувствовать себя защищённым и иметь право раскрыться в той мере, в какой он считает нужным для данного момента.
3) Правило «Я». В группе запрещается использовать рассуждения типа: «У всех такое мнение…», «Мы считаем…» и им подобные. Эти высказывания перекладывают ответственность за чувства и мысли конкретного человека на несуществующее «мы». Все высказывания должны строиться с использованием «я». Тем самым, мы учим человека брать ответственность на себя и принимать себя таким, каков он есть.
4) Правило активности. В группе не должно быть пассивных наблюдателей. Упражнения включают всех участников в их отработку. Если участники группы отказываются принимать участие в отработке навыков и форм поведения, то стоит уделить внимание обсуждению их мотивации целей присутствия на тренинге.
5) Правило конфиденциальности. Всё, что говорится в группе относительно участников, должно оставаться внутри группы. Это естественное этическое требование, которое является условием создания атмосферы психологической безопасности и самораскрытия. Но конкретные приемы, знания, техники могут и должны использоваться вне группы в профессиональной деятельности, в повседневной жизни.
6) Правило недопустимости непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего мы оцениваем не участника, а только его действия и поведение. Мы не используем высказывания типа: «Ты мне не нравишься», а говорим: «Мне не нравится твоя манера общения».
7) Правило общения с людьми. Как можно больше контактов и общения с различными людьми. У каждого из нас есть определенные симпатии, кто-то нам нравится больше, с кем-то более приятно общаться. Но во время занятия мы стремимся поддерживать отношения со всеми членами группы, и особенно с теми, кого меньше всего знаем.
8) Правило уважения говорящего. Когда высказывается кто-то из товарищей, мы его внимательно слушаем, давая возможность сказать то, что он хочет. Помогаем ему, всем своим видом показывая, что мы слушаем его, рады за него, интересуемся его мнением, внутренним миром. Не перебиваем, пока он не закончит говорить.
9) Правило «Стоп». Во время работы группы любой участник группы может остановить разговор, вопрос, обращенный к нему или какое-либо другое действие, если посчитает это психологически опасным для своего внутреннего мира. Человек чувствует в себе силы пробовать новые способы поведения только тогда, когда он свободен в выборе решений.
#ПРИМЕР
Формулировка правил для детского коллектива (озвучивается и обсуждается с ребятами в начале тренингового занятия):
Если хочешь что-то сказать, не выкрикивай, а попроси слово.
Учись внимательно слушать, дай выговориться другому, не прерывай говорящего.
Критикуй, но не критиканствуй.
Критика должна быть конструктивной: критикуешь – предлагай, советуй, как помочь.
Правило свободного микрофона: никого нельзя заставлять выступать или запрещать кому-то говорить.
Говорить откровенно о том, что думаешь и что волнует.
Береги время и дай возможность высказаться другому.
Будь творцом доброжелательных отношений.
Относись с уважением к собственному мнению и мнению других членов коллектива.
Основная часть тренинга зависит от того, какие упражнения вы выберете и предложите для выполнения коллективу. Выбирая упражнения, ориентируйтесь на цель тренинга и на время, отведенное на проведение тренинга, а также на количество участников тренинга. Набор тренинговых упражнений приведен во второй части пособия.
Завершить тренинг обязательно необходимо рефлексией. Как и любой урок или занятие, тренинг подразумевает осмысление участниками пройденных упражнений. В ходе рефлексии участники тренинга смогут высказать свои мысли относительно пройденных упражнений, отметить, что было выполнить проще/сложнее, что понравилось, а что нет, чему участники смогли научиться. Не стоит заставлять высказываться всех участников вслух, помня о создании комфортной атмосферы на протяжении всего тренингового занятия.
#ПРИМЕР
Рефлексия 1.
Рефлексия – участники говорят о том, что понравилось и не понравилось в тренинге, что участники вынесут из него и применят в повседневной жизни.
«Благодарю за…» - Каждый участник по очереди говорит коллективу, за что он благодарен ему после данного тренинга.
Рефлексия 2.
– Что интересного и полезного вы узнали на занятии? Удалось ли вам сплотиться? Чувствуете ли вы меньше напряжения в общении, чем было вначале?
Рефлексия 3.
– Выскажите, пожалуйста, ваше мнение о тренинге, о своем самочувствии, удовлетворенности своей работой в группе и свои пожелания.
Рефлексия 4.
Упражнение «Аплодисменты по кругу».
– Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее.
Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.
Рефлексия 5.
Упражнение «Подарок».
Продолжительность: 7 минут
Цель: положительное завершение тренинга
Ход упражнения:
Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»
Психологический смысл упражнения: ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
Обсуждение: «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?
Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»
ЧАСТЬ 2.
Сборник тренинговых упражнений
Упражнение 1. «Визитка»
Продолжительность: 20 минут.
Цель: самопрезентация участников тренинга
Ход упражнения: каждый участник на половинке листа из тетради пишет:
по центру – свое имя;
в верхнем левом углу – любимое блюдо (животное, цветок и т.д.);
в нижнем левом углу – любимый музыкальный исполнитель;
в верхнем правом углу – цель жизни (занятие в свободное время);
в нижнем правом углу – любимый фильм (предмет в школе).
Когда каждый закончит делать визитку, все по отдельности презентуют себя.
Вопросы:
1) Что было сложнее всего написать о себе?
2) Нашли ли вы единомышленников?
3) Узнали ли вы что-то новое друг о друге?
Упражнение 2. «Хорошие события»
Продолжительность: 15 минут
Цель: создание позитивного настроя на выполнение тренинга
Ход упражнения: каждый по кругу рассказывает минимум об одном хорошем событии, произошедшем с ним за это утро.
Вопросы:
1) Сложно ли было вспомнить хорошие события? Как думаете, почему?
Упражнение 3. «Капля-речка-океан»
Продолжительность: 10 минут
Цель: командообразование
Ход упражнения: Все участники встают со своих мест и распределяются по игровой площадке. Каждый игрок – это капелька. Легко представить себе окошко после дождя. На прозрачном стекле крупные капли. Ведущий дает команду: «Объединиться по двое». Все игроки мгновенно должны найти себе пару и схватиться за руки. Не давая игрокам опомниться, ведущий командует: «Объединиться по трое». И вот уже тройки игроков двигаются под музыку, держась за руки и не забывая пританцовывать. Команды ведущего следуют одна за другой: «По четыре человека, по пять, по шесть». «Все в общий круг», – командует ведущий, и все игроки образуют большой хоровод.
Вопросы:
1) Быстро ли вы нашли себе пару? Тройку?
2) Легко ли было танцевать и выполнять упражнение одновременно?
Упражнение 4. «Машина с характером»
Продолжительность: 15 минут
Цель: выработка умений работать в команде, прислушиваться к коллективу
Ход упражнения: Вся группа должна построить воображаемую машину. Ее детали – это только слаженные и разнообразные движения и возгласы игроков. При этом каждому участнику придется внимательно следить за действиями других членов команды. Во время игры нельзя разговаривать. После того, как машина сложена, попробуйте передвинуться направо, налево. Машина должна ускориться до максимума, а потом, замедлившись, остановиться.
Вопросы:
1) В какой момент вы стали частью воображаемой машины?
2) За что отвечала ваша часть машины?
3) Сложно ли было двигаться вместе с остальными частями машины?
Упражнение 5. «Звериное семейство»
Продолжительность: 15 минут
Цель: упражнение отрабатывает умение как можно быстрее находить общий язык с другими людьми
Материал: записки с названиями членов звериных семейств (например, бабушка обезьяна, папа кот, дочка лягушка, сын попугай и т.д.).
Ход упражнения: Каждый участник вытаскивает себе карточку, но сразу не смотрит, что на ней написано. Только тогда, когда все игроки втянули карточки, их можно прочитать.
Ведущий может сделать звуковой сигнал, обозначающий начало игры. Каждый участник пытается как можно быстрее найти свою семью через звуковые подражания и движения того зверя, который написан на его карточке. Когда звериная семейка нашла всех своих членов семьи, то она должна в правильной последовательности (по старшинству - дедушка, бабушка, папа, мама, сын, дочка) сесть на один стул. Та звериная семейка, которая сделала это правильно, побеждает.
Упражнение 6. «Путанка»
Продолжительность: 10 минут
Цель: Сплочение, улучшение взаимопонимания участников.
Ход упражнения: все берутся за руки, стоя в кругу и начинают запутываться. Когда запутались все, и получилась одна большая «путанка», можно вообразить, что вся группа превратилась в одного огромного зверя. Теперь срочно необходимо определить, где находиться его голова, а где хвост. (необходимо задать вопросы «Кто будет головой? А кто хвостом?»). Когда зверь сориентировался, где его «право», а где его «лево», он должен научиться двигаться во все стороны, в том числе и назад. А потом, зверь должен пробежаться, и может быть даже кого-то, попавшегося по пути, «съесть».
Вопросы:
1) Какие ощущения и эмоции испытывали при выполнении задания?
Упражнение 7. «Люди – к людям»
Продолжительность: 15 минут
Цель: сплочение команды, преодоление напряжения
Ход упражнения: после произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие распределяются по парам. Затем играющие выполняют все команды ведущего (типа «ухо – к плечу», «Правая нога – к левой руке» и т. п.). После произнесения ведущим фразы «Люди – к людям» играющие должны вновь перераспределиться по парам. Цель ведущего – найти себе пару. Тот, кто остался без пары становится ведущим.
Вопросы:
1) Легко ли было выполнять это упражнение?
2) Что было интереснее – быть ведущим или работать в паре?
Упражнение 8. «Построиться!»
Продолжительность: 15 минут
Цель: выработка умения работать в команде; достижение взаимопонимания
Ход упражнения: Ведущий громко говорит: «Построиться!» и добавляет, по какому признаку. Команда выполняет задания быстро и четко. Переговариваться запрещено!
Построиться!..
1) квадратом;
2) треугольником;
3) кругом;
4) птичьим косяком
5) буквой «М»
6) в шеренгу – по росту;
7) по цвету волос;
8) согласно алфавиту, по первым буквам имен;
Вопросы:
1) В чем была сложность, а в чем – легкость данного упражнения?
2) Какую роль вы на себя взяли – организатора, который перестраивал других людей, или подчиняющегося?
Упражнение 9. «Сороконожка»
Продолжительность: 10 минут
Цель: улучшение командного взаимодействия
Ход упражнения: Участники встают друг за другом, держась за талию впереди стоящего. По команде ведущего «Сороконожка» начинает двигаться вперед, затем приседает, прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и т.д. Главная задача участников — не разорвать цепочку и сохранить «Сороконожку».
Вопросы:
1) Какое место вы заняли в Сороконожке? Почему?
2) Что было сложным и легким в упражнении?
Упражнение 10. «Дождик»
Продолжительность: 10 минут
Цель: улучшение командного взаимодействия
Ход упражнения: Ведущий говорит: «Закапал дождик. (хлопает медленно и редко) Он усиливается (хлопает все чаще), и вот уже начался ливень! (топает ногами) Загремел гром! (подражает звуку грома) А теперь – дождик понемногу останавливается (перестает топать, замедляет хлопки) и перестает идти совсем (опускает руки).»
Задача участников – встав в круг, повторять движения за ведущим не сразу, а только когда до каждого участника дойдет очередь по часовой стрелке. Если кто-то сбился – все начинается заново.
Вопросы:
1) Сбивались ли вы? Понравилось ли упражнение?
Упражнение 10. «Печатная машинка»
Продолжительность: 10 минут
Цель: улучшение командного взаимодействия
Ход упражнения: между участниками распределяются буквы какой-либо фразы или словосочетания (например: «Красивый цветок»). Участники должны «напечатать» эту фразу, хлопнув в ладоши при назывании своей буквы. В пробеле между словами все хлопают в ладоши. Если кто-то сбивается, все начинается заново.
Упражнение 11. «Счёт до десяти»
Продолжительность: 15 минут
Цель: прочувствовать друг друга, понять без слов и мимики.
Ход упражнения: Участники тренинга «раскрываются» – не скрещивают ноги и руки, сидят удобно. По сигналу «Начали!» все закрывают глаза, опускают головы вниз и пытаетесь посчитать от 1 до (кол-во участников). Но хитрость состоит в том, что считать вы будете вместе, не сговариваясь. Кто-то скажет «один», другой человек скажет «два», третий скажет «три» и так далее. В игре есть одно правило: слово должен произнести только один человек. Если два голоса скажут «четыре», счёт начинается сначала.
Попробуйте понять друг друга без слов.
Вопросы:
1) В какой момент вы назвали свою цифру? Почему?
2) Как думаете, что помогло вам в итоге выполнить упражнение? Можете ли вы использовать это в повседневной жизни вашего коллектива?
Упражнение 12. «Тренинговое имя»
Продолжительность: 10 минут.
Инструкция: Нам предстоит большая совместная работа, а потому нужно познакомиться и запомнить имена друг друга. В тренинге нам предоставляется прекрасная возможность, обычно недоступная в реальной жизни, – выбрать себе имя. Ведь часто бывает: кому-то не очень нравится имя, данное ему родителями; кого-то не устраивает форма обращения, привычная для окружающих, – скажем, все вокруг зовут девушку Ленка, а ей хочется, чтобы к ней обращались "Леночка" или "Ленуля" или особенно необычно и ласково, как обращалась мама в детстве. Некоторым по душе, если их называют по отчеству, без имени – Петрович, Михалыч. А кто-то втайне мечтает о красивом имени, которое носит его кумир. Есть люди, которые имели в детстве забавную кличку и были бы не против, чтобы и сейчас в неформальной обстановке к ним обращались именно так. У вас есть тридцать секунд для того, чтобы подумать и выбрать для себя игровое имя, и написать его на бейдже. Все остальные члены группы (и ведущие тоже) в течение всего тренинга будут обращаться к вам только по этому имени.
Упражнение 13. «Мы с тобой похожи тем, что...»
Продолжительность: 10-15 минут
Цель: познакомиться (если участники не знают друг друга), узнать, чем они похожи, для того чтобы найти приятелей по интересам.
Ход упражнения: Участники выстраиваются в два круга – внутренний и внешний, лицом друг к другу. Количество участников в обоих кругах одинаковое.
Участники внешнего круга говорят своим партнерам напротив фразу, которая начинается со слов: «Мы с тобой похожи тем, что...». Например: что живем на планете Земля, учимся в одном классе и т.д.
Участники внутреннего круга отвечают: «Мы с тобой отличаемся тем, что...» Например: что у нас разный цвет глаз, разная длина волос и т.д.
Затем по команде ведущего участники внутреннего круга передвигаются (по часовой стрелке), меняя партнера.
Процедура повторяется до тех пор, пока каждый участник внутреннего круга не повстречается с каждым участником внешнего круга.
Обсуждение:
Какие эмоции испытывали во время упражнения?
Что нового узнали о других?
Что интересное узнали?
Упражнение 14. «Интервью»
Продолжительность: 20 минут
Ход упражнения: выполняется в парах.
«У вас есть 20 минут в течение которых вам необходимо взять друг у друга интервью. Вы должны как можно больше узнать о своем партнере: его жизни, интересах, ценностях, важных жизненных событиях, чтобы как можно точнее составить представление о данном человеке».
Упражнение 15. «Я за тебя отвечаю»
Продолжительность: 10-15 минут
Ход упражнения: для выполнения упражнения участники садятся в круг.
Каждый участник рассказывает о своем партнере в течение одной минуты, представляя его группе. По окончании рассказа группа задает уточняющие вопросы, помогая сделать «визитку» наиболее информативной.
Упражнение 16. «А еще я…»
Продолжительность: 10-15 минут
Ход упражнения: «А сейчас каждый из вас может сказать, насколько «визитка» совпадает с вашим собственным представлением о себе, с чем вы согласны, а что вам не соответствует.
«Визитку» можно дополнить, начиная фразу словами: «А еще я…».
Рекомендации ведущему. При выполнении данного цикла упражнений необходимо поддерживать в группе позитивный эмоциональный фон, интерес участников друг к другу.
Упражнение 17. «Быть в центре»
Продолжительность: 5-7 минут
Ход упражнения: эта игра может вызвать у членов группы сильные переживания.
1. Игроки встают в круг.
2. Спросите у членов группы, кто из них смог бы в течение некоторого времени быть в центре сосредоточенного внимания всех остальных.
3. Доброволец становится в центр.
4. Остальные члены группы садятся на корточки, держа руки за спиной. Потом все медленно вытягивают руки вперед и одновременно поднимаются. При этом они все время повторяют имя добровольца, стоящего в середине.
5. Затем члены группы поднимают руки вверх над головой и все ближе подходят к добровольцу в середине круга. Одновременно они все громче и громче произносят его имя.
6. Игроки подходят к человеку в середине круга так близко, как только могут. При этом касаться его нельзя.
7. Игра заканчивается, когда все участники побывают в середине круга.
Упражнение 18. Игра «Рисунок на спине»
Продолжительность: 5-7 минут
Ход упражнения: участники становятся в цепочку, друг за другом (если людей много, то их стоит разбить на несколько групп и выстроить в цепочки). Каждому участнику выдается ручка (или другое пишущее средство) и листочек. Последнему в цепочке необходимо показать картинку. Он рисует эту картинку на спине у участника, который стоит впереди него.
Последний пытается в это время понять, что же было нарисовано у него на спине, и нарисовать это же на спине у человека, стоящего впереди него. И так до конца цепочки. После окончания сверяются первый и последний рисунок. Например, звезда (первый рисунок) может превратиться в луг с цветочками и солнце (последний рисунок). Данная игра – хороший повод посмеяться и уловить особенности окружающих людей.
Упражнение 19. «Квадрат»
Продолжительность: 5-10 минут
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения:
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
Очень хорошо, если каждый участник тренинга будет отмечен ведущим, а еще лучше, если команды получат памятные призы.
Упражнение 20. «Заверши фразу»
Продолжительность: 20 минут
Цель: выявить имеющиеся представления по обсуждаемой теме; проанализировать опыт взаимодействия с социальным окружением.
Ход упражнения: ведущий предлагает участникам завершить ряд фраз, касающихся темы или содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
Ведущий может предложить участникам завершить следующие фразы:
- «Думаю, что настоящий друг…»;
- «Ученики/студенты, с которыми я учусь…»;
- «Моими сильными сторонами взаимодействия являются…»;
- «В процессе взаимодействия с людьми…»;
- «По отношению человека к человеку можно судить о…» и т.д.
Метод реализуется следующим образом: ведущий произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой ведущий может обращаться к двум-трем участникам. Желательно, чтобы каждый завершил хотя бы одну фразу.
Упражнение 21. «Ассоциации»
Продолжительность: 10–15 минут
Цель: это очень простое и интересное упражнение поможет каждому участнику тренинга прояснить для себя понятие «команда».
Инструкция: Коллеги (ребята), наш тренинг называется командообразование. Предлагаю каждому прояснить для себя значение понятия «команда». Упражнение, которое мы сейчас с вами проведем, вроде бы простое, но это не совсем так. Вы в этом убедитесь, когда увидите, какими интересными и неожиданными могут быть взгляды наших коллег (товарищей по классу, группе) на многие вопросы.
1. Возьмите ручки и бумагу.
2. Ваша задача — услышать мой вопрос и записать первые же образы, связанные с ним, которые пришли вам в голову.
Если команда — это постройка, то она…
Если команда — это цвет, то она…
Если команда — это музыка, то она…
Если команда — это геометрическая фигура, то она…
Если команда — это название фильма, то она…
Если команда — это настроение, то она…
3. Проведите опрос участников по тем ассоциациям, что вы назвали…
Итоги упражнения:
Что вам понравилось в этом упражнении?
Какие ответы были для вас самыми интересными?
Какие ответы удивили вас?
О чем нам говорит это упражнение?
Упражнение 22. «Превращения»
Продолжительность: 10 минут
Цель: формирование группы, обучение умению передавать информацию жестами и понимать ее.
Ход упражнения: каждый из участников будет по очереди «получать» какой-то представляемый предмет из рук своего соседа, предмет не материальный. Сосед будет «передавать» его участнику при помощи одних только жестов. «Получив» этот «предмет», участник должен будет проделать с ним какое-то действие (например, если это, по-вашему, сережка, то померить ее на себя). Если участник не уверен, что понял правильно своего соседа, ничего страшного – пусть поступает дальше так, как понял, даже если потом окажется, что участник «получил» не то, что ему «передавал» его сосед.
Обсуждение:
Что вам передали?
Что вы сделали с тем предметом, который вам передали?
Легко ли вам было догадаться, что вам передают?
Почему легко (сложно)?
Упражнение 23. «Поменяйтесь местами»
Продолжительность: 13 минут
Цель: формирование группы
Ход упражнения: стоящий в центре круга (ведущий) предлагает поменяться местами тем, кто обладает каким-то общим признаком. Например, ведущий говорит: «Поменяйтесь те, у кого есть сестры». И при этом все, у кого есть сестры, должны поменяться местами. А тот, кто в это время стоит в центре круга, должен успеть занять чье-нибудь место. Тот, кто останется в центре круга после того, как все займут места, будет ведущим.
Обсуждение: когда упражнение завершится, попросите нескольких участников перечислить тех, у кого есть сестры, кто знает английский, кто умеет водить автомобиль, и пр.
Упражнение 24. «Объединитесь по…»
Продолжительность: 5 минут
Ход упражнения:
Ведущий: это упражнение активное. Ваша задача – по моей команде объединяться в определенные группы. Количество человек в группе должно равняться количеству пальцев, которые я буду показывать. Поехали!
Упражнение 25. «Вопросы на бумажках»
Продолжительность: 7-10 минут
Ход упражнения:
Ведущий:
Возьмите каждый по листочку и ручке. Напишите на нем вопрос, на который сами бы хотели ответить. Когда напишете, положите его в коробочку в центре круга. Когда вы закончите, я перемешаю листки и раздам в произвольном порядке. Каждый прочитает и ответит на тот вопрос, который ему достался.
Упражнение 26. «Вавилонская башня»
Продолжительность: 10-13 минут
Ход упражнения:
Ведущий:
Для выполнения этого упражнения вам надо разбиться на три группы. Каждая группа берет ватман, фломастеры и рисует одну общую башню. Башню нужно будет рисовать по индивидуальным заданиям, которые нужно выполнить. Задания строго конфиденциальны, показывать другим участникам их запрещается, иначе упражнение потеряет смысл. Все разговоры во время задания запрещены. Время выполнения – 10 минут.
Участники рисуют башню, следуя вашим заданиям:
Контур башни нарисован черным цветом.
Башня имеет 10 этажей.
На 1-м этаже башни 15 окон.
На 2-м этаже башни 13 окон.
На 3-м этаже башни 13 круглых окон.
На 4-м этаже башни 12 окон.
На 5-м этаже башни 11 овальных окон и 1 окно квадратное.
На 6-м этаже башни 5 круглых окон и 6 квадратных окон.
На 7-м этаже башни 10 окон.
На 8-м этаже башни 8 квадратных окон и 2 круглых окна.
На 9-м этаже башни 8 окон.
На 10-м этаже башни 7 окон.
Цвет башни – коричневый.
Над башней летают 8 птиц.
С крыши башни свисает веревочная лестница.
Над башней расположились 3 тучки, из которых идет дождь.
Слева от башни растет дерево.
Слева от башни растет хвойное дерево (ель).
Вход в башню осуществляется через 3 входа.
На 5-м этаже башни на квадратном окне стоит цветок.
Ведущий:
Обсудите в подгруппах, что мешало, а что помогало выполнять задания и рисовать общую башню? Разработайте правила работы в группе, которые помогут вам сплоченно выполнять любые задания. Даю вам на это 3 минуты.
Какие трудности вы обнаружили и как можно их разрешить?
Вывод: достижение цели возможно при высоком уровне ответственности за результат каждого члена команды, а также умения учитывать интересы всех участников.
Упражнение 27. «Комплимент».
Продолжительность: 5-7 минут.
Ход упражнения: участник должен сказать своему соседу что-нибудь приятное.
Обязательное условие «Комплимента»:
1. Обращение по имени.
2. Сказанное должно быть приятно не говорящему, а слушающему.
Обсуждение: что было легче – говорить комплимент или слушать?
Упражнение 28. «Ладошка» (перед рефлексией)
Перед тем как подойти к общей рефлексии тренинга, проведите упражнение, которое закрепит совместный опыт и оставит эмоциональный подарок для каждого.
Продолжительность: 5-7 минут
Ведущий:
Обведите фломастером свою ладонь на листочке, напишите свое имя. Затем передайте соседу справа. Сосед пишет на полученной ладошке одно положительное качество, которое он увидел в этом человеке. Листочки передают по кругу, пока они не вернутся к вам.
20