СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мини-проект "Анализ почвы пришкольного участка"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная исследовательская работа является актуальной и имеет практическое значение для жителей сельской местности. Знания особенностей структуры и свойств почвы на приусадебном участке  позволит увеличить выход продукции с единицы площади, тем самым повысится экономическая эффективность.

Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на приусадебном участке необходимо учитывать целесообразность их выращивания на определенных почвах. На рост растений могут влиять рН почвы, ее структура, а также растения, произрастающие на данной земле до её культивирования.

Просмотр содержимого документа
«Мини-проект "Анализ почвы пришкольного участка"»

Учебно-исследовательская работа


Анализ почвы пришкольного участка

Название работы

Короткова Диана Алексеевна

ФИО автора (полностью)

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Короткова Ивана Никоновича с. Дмитриевка муниципального района Нефтегорский Самарской области


Место работы

9 класс, 14лет

Возраст (класс) обучающихся


Содержательные элементы работы

1

Актуальность темы

Данная исследовательская работа является актуальной и имеет практическое значение для жителей сельской местности. Знания особенностей структуры и свойств почвы на приусадебном участке позволит увеличить выход продукции с единицы площади, тем самым повысится экономическая эффективность.

Для повышения урожайности сельскохозяйственных культур на приусадебном участке необходимо учитывать целесообразность их выращивания на определенных почвах. На рост растений могут влиять рН почвы, ее структура, а также растения, произрастающие на данной земле до её культивирования.

2

Цель работы

Исследовать почву пришкольного участка и выяснить пригодность почвы для выращивания сельскохозяйственных культур.

3

Задачи

1.Анализ литературных источников по современным физико-химическим методам анализа почвы.

2.Выбор методов исследования свойств почвы, основываясь на литературных данных.

3.Подготовка образцов почвы и оборудования к анализу (выполнение обязательных операций согласно руководству по эксплуатации цифровой лаборатории; проведение градуировки).

4.Определение физических свойств образцов почвы, отобранных на пробных площадках;

5.Оценка состояния почвы по механическому составу и кислотности.

6.Определение и составления перечня сельскохозяйственных культур, оптимальных для выращивания на данном участке;

7.Составить рекомендации по рациональному использованию почв


4

Объект: почва пришкольного участка.


5

Предмет: физико-химический состав почвы


6

Рабочая гипотеза: почва на всем пришкольном участке пригодна для выращивания сельскохозяйственных культур.


7

Альтернативная гипотеза: не вся почва на пришкольном участке пригодна для выращивания сельскохозяйственных культур.


8

Оборудование и материалы: исследуемые образцы почвы с шести разных точек участка; цифровая лаборатория, персональный компьютер, цифровой датчик РН , дистилированная вода, лабораторная посуда, 1М раствор хлорида калия, сухой KCl.



9

Методика работы

1.Пробы почвы отбирали методом конверта в соответствии с ГОСТ 17.4.3.01-83.

2.Механический состав определяли методом раскатывания увлажнённой почвы (по Качинскому).

3.Определения кислотности почвы (по почвенной вытяжке)

4. Для статистической обработки данных использовали программу Excel



10

Материалы по технике безопасности: соблюдать правила безопасности при работе с электроприборами


11

Результаты и их обсуждение

Местом проведения исследования был пришкольный участок .

Пробы почвы были взяты методом “конверта” с шести точек участка. Используя мокрый способ (Качинского), определили механический состав почвенных проб. С помощью цифрового датчика pH определили кислотность почв.


Морфологическая характеристика почвы



Номер грядки

Цвет

Механический состав

1

коричневый

легкий

2

коричневый

легкий

3

коричневый

тяжелый

4

коричневый

средний

5

коричневый

средний

6

коричневый

легкий














Кислотность почвенной вытяжки почвенных образцов






№ пробы и место ее отбора

РН

Степень кислотности

С помощью цифрового датчика РН

№ 1

5,92

слабокислые

№ 2

6,35

слабокислые

№ 3

6,58

нейтральные

№ 4

7,24

нейтральные

№ 5

5,49

слабокислые

№ 6

6,18

слабокислые












Обсуждение результатов

1.В результате исследования выяснилось, что по механическому составу почвы делятся на средние суглинки (пробы 4,5), легкие суглинки( пробы 1,2,6), и тяжелые суглинки (проба3).

2. Химический анализ показал, что большинство изученных проб имеют нейтральную pH или близкую к нейтральной (6,35 – 7,25). Слабокислые почвы были обнаружены на участке 1 и 5, что можно объяснить произрастанием на данной территории щавеля и хвойных деревьев. Сравниваем полученные значения с рекомендуемыми для выращивания тех или иных сельскохозяйственных культур, и приходим к выводу, что почвы участка потенциально пригодны для выращивания сельскохозяйственных культур.

 


12

Выводы.

1.Таким образом, гипотеза, что почва на всем пришкольном участке пригодна для выращивания сельскохозяйственных культур подтвердилась.

2.По механическому составу изучаемые почвы относятся к суглинистым почвам. Такие почвы хорошо прогреваются.

3.Большинство изученных почв имеют pH = 6,35 – 7,25 (нейтральную и близкую к нейтральной), что делает их потенциально пригодными для для выращивания сельскохозяйственных растений.

4.Результаты измерения рН показали, что почва нейтральная или близко к нейтральной и не нуждается в известковании.

5.Был определен список сельскохозяйственных культур растений оптимальных для выращивания на данном участке.

6. По итогам исследования была составлена презентация и разработаны рекомендации по рациональному использованию почвы, которые способствуют повышению урожайности



13

Список литературы

1.Агрохимические факторы плодородия// Сайт StudFiles – URL: studfile.net/preview/405568/page:8/ (дата обращения: 12.06.2023)

2.Алексеев С.В. Практикум по экологии. –4-е изд., перераб. и доп. -М.: АО МДС, 2012

3..Кузнецов, В.Н. Экология. Система заданий для контроля обязательного уровня подготовки выпускников средней школы./ под ред. Карповой Т.В. –М.: Вентана-Граф, 2007

4. Муравьёв, А.Г. Оценка экологического состояния почвы: Практическое руководство. Муравьёв. А.Г., Каррыев Б.Б.,Лянлзберг А.Р. /под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва.-СПб.: Крисмас+, 2015г.

5. Химический анализ почвы. Руководство по применению почвенных лабораторий и тест-комплектов /Под ред. к.х.н. А.Г. Муравьёва.-СПб.:Крисмас+, 2015 г.

6.Сайт Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://school-collection.edu.ru/catalog (дата обращения: 10.06.2023).

7.Сайт Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов [Электронный ресурс]: — URL: http://fcior.edu.ru/ (дата обращения: 11.06.2023).

8. Что такое рН? [Электронный ресурс].URL:

http://svetisad.ru/poleznaya_informaciya/article_post/chto-takoe-ph

(дата обращения: 10.06.2023).

9. Цифровые лаборатории Releon [Электронный ресурс]: — URL: https://rl.ru/ (дата обращения: 10.06.2023).





14

Приложение


Оптимальный диапазон рН для овощных культур

Таблица 1







Культура

Оптимальный

диапазон рН

Культура

Оптимальный

диапазон рН

Баклажан

6,4-6,7

Перец

6,3-6,7

Бобы

6,0-6,5

Петрушка

5,5-7,0

Горох

6,2-7,5

Редис

5,5-7,0

Дыня

6,4-7,0

Салат

6,0-6,5

Кабачок, патиссон

6,0-7,0

Свекла

6,5-7,5

Капуста

6,2-7,5

Сельдерей

5,5-7,0

Картофель

5,5-6,3

Томат

6,3-6,7

Кукуруза

6,0-7,0

Укроп

6,0-7,0

Лук

6,4-7,9

Фасоль

6,0-7,0

Морковь

5,5-7,0

Щавель

5,0-6,0

Огурец

6,4-7,0