Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 486
Выборгского района Санкт-Петербурга
Мини–проект по теме
«Изготовление кукол своими руками»
Руководитель: Степанова Алла Вячеславовна,
учитель начальных классов
г. Санкт-Петербург
2014 год
Пояснительная записка
Игрушка – важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Нет такого места на земле, где бы дети не играли в игрушки. Для ребенка игрушки служат мостом между вымыслом и реальностью. Ребенок видит в игрушках весь мир своих мыслей и фантазий. С игрушками связывает ребенок свои представления о цвете, форме, звуке, чувствах, привязанности, нежности, взаимоотношениях между людьми и даже ощущение безопасности.
Народная игрушка, как и игрушка вообще, является традиционным, необходимым элементом воспитательного процесса. Через игру и игрушку ребенок познает мир, происходит его социализация в обществе. Еще видный отечественный психолог Д. Б. Эльконин указывал на важнейшую роль игрушки в традиционном обществе, где игрушка служила и служит своеобразным наглядным пособием для передачи ребенку знаний о материальном мире. Такими игрушками являются куклы в различных национальных костюмах, солдатики в военной форме.
Игрушка известна с глубокой древности. Всюду, где бы ни селился человек, игрушка – неизменный его спутник. Традиционные народные куклы служили ритуальными оберегами, некоторые из кукол изготавливались для совершения обряда, а другие бережно хранились в сундуках и передавались из поколения в поколения, их берегли, нельзя было поломать намеренно, выбросить. Это отношение не от того, что игрушек было мало, просто живы были народные заповеди: игрушка живая. Мастер, создавая её, передавал своему творению часть души. Всё же делалось вручную, конкретному ребёнку, в единственном экземпляре.
Игра в куклы поощрялась взрослыми, т. к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.
Таким образом, целью проекта является: познакомить детей с русской народной игрушкой – куклой.
Задачи:
Обучающие: рассказать детям о традициях изготовления кукол на Руси;
Познакомить с различными материалами, из которых изготавливали куклы.
Развивающие: развивать мелкую моторику руки; обогащать активный словарный запас.
Воспитательные: воспитывать у детей уважение и интерес к русским народным обычаям и традициям.
Традиционная кукла во все времена оказывала важное и, во многом, определяющее влияние на формирование личности, души ребенка. Она воздействовала на все уровни ощущений – тактильный, визуальный, звуковой.
Издревле куклам приписывались волшебные свойства. Люди считали, что они могут защитить от злых сил, принять на себя болезни и беды человека, принести ему счастье. Но чтобы кукла выполняла защитную роль, она должна была быть «правильно» сделана. Мастерицы никогда не использовали при работе ничего колющего и режущего. И лоскутки ткани, и нитки не разрезались, а рвались вручную, а затем связывались. Узелки служили еще одним оберегом, встававшим на пути злых сил. Куклам никогда не рисовалось лицо. Наши предки считали, что вместе с лицом игрушка получает и душу, а значит, становится уязвимой для дурного глаза. Куклы передавались в семьях из поколения в поколение. Первую каждая девочка получала от мамы или бабушки, хранила ее, берегла, шила ей наряды.
Современные магазины предлагают широкий выбор разнообразных кукол и других игрушек, но самой любимой куклой всегда будет та, которая сделана своими руками, оживлена собственной фантазией.
Визитная карточка проекта
Описание проекта
Название проекта
Изготовление кукол своими руками
Краткое содержание проекта
Проект направлен на изучение темы: «Моя родина – Россия» по предметам: окружающий мир, технология, изобразительное искусство, литературное чтение для учащихся 2 «А» класса лицея №486, длительностью 1 неделя.
За время работы над проектом учащиеся на примере: соломенной куклы, куклы–зернушки, тряпичной куклы, куклы–пеленашки знакомятся с русскими народными традициями и обычаями, с различными материалами из которых изготавливались куклы.
Предметы
Окружающий мир, технология, изобразительное искусство, литературное чтение. В ходе проекта учащимся предлагается изготовить куклу самостоятельно из различных материалов.
Возраст детей
Учащиеся 2 «А» класса лицея № 486, возраст 8-9 лет
Продолжительность проекта
1 неделя
Основания проекта
Целевые образовательные стандарты
Ознакомление с окружающим миром на данной ступени направлено на достижение следующих целей:
развитие представлений о русских народных кукол на примере: соломенной куклы, куклы–зернушки, тряпичной куклы, куклы–пеленашки;
формирование интереса к русским народным традициям и обычаям;
воспитание уважения к истории и традициям своей Родины.
Содержание программы:
Знакомство с русскими народными куклами, традициями и материалами, используемыми для их изготовления.
Определение эмоционального отношения школьников к русским народным куклам.
Творческая работа школьников по подготовке выставки «Кукла своими руками».
Опыт практической деятельности:
Изготовление простейших кукол из различных материалов: соломы, ниток, лоскутков.
Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения
В результате проведения данного проекта учащиеся познакомятся с русскими народными куклами; узнают их историю и технологию изготовления различных традиционных кукол, а также узнают о традициях и обрядах древней Руси.
Вопросы, направляющие процесс обучения:
Основополагающий вопрос:
Что мы знаем о русских народных традициях?
Проблемные вопросы:
Какими раньше были куклы?
Какие народные традиции связаны с куклами?
Из каких материалов изготавливали куклы?
Учебные вопросы:
Есть ли у тебя любимая кукла?
Хранятся ли в твоей семье куклы твоих родителей?
Из чего можно изготовить куклу своими руками?
Сведения о проекте
Учебные мероприятия
Проект включает в себя три этапа:
этап – подготовительный.
Он подразумевает погружение в проблему, постановку задач, сбор информации о традициях изготовления русской народной куклы и первоначальную диагностику уровня осведомлённости учащихся о русских народных традициях и обычаях, а также об образе русской народной куклы.
1. Беседа в диалоговой форме с учащимися об куклах наших бабушек и дедушек.
Рассматривание кукол.
Чтение учителем художественной литературы по данной теме.
Пробуждение интереса к теме развлечения (дети совместно с учителем знакомятся с материалом проекта и отвечают на вопросы).
Рассматривание наглядно – дидактического материала.
Знакомство с проектом.
На данном этапе учащиеся делятся на группы для дальнейшей работы по проекту.
этап – основной – этап непосредственной реализации проектной деятельности. Он включает в себя несколько занятий, способствующих последовательному достижению цели проекта.
Организация практической работы над проектом.
Подборка нужной литературы
Изготовление памяток для осуществления проекта.
Каждая из групп в классе (всего 4 группы) получает задание для самостоятельного изучения проблемного вопроса.
группа – соломенная кукла
группа – кукла–зернушка
группа – тряпичная кукла
группа – кукла–пеленашка
4. Непосредственно – образовательная деятельность:
– Творческая работа школьников по подготовке выставки «Кукла своими руками».
– Художественная литература: чтение потешек, стихов, загадок, пословиц, закличек.
– Музыкальные занятия: заучивание частушек, знакомство с народными песнями.
– Рисование эскизов изучаемых кукол.
этап проектной деятельности – заключительный.
На данном этапе проводится заключительная беседа, целью которой является обобщение знаний о традициях изготовления кукол, а также подведение итогов проекта.
Систематизация информации
Работа с информацией, дополнительной литературой;
Выполнение оформления проекта:
Все занятия проводятся последовательно с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Материаны для дифференцированного обучения:
В каждой группе учащиеся получают роли, необходимые для изготовления конечного продукта.
Все учащиеся занимаются сбором информации по полученной теме. После чего совместно они должны решить, какую информацию необходимо записать в доклад. После чего один из учащихся берет на себя роль писаря, то есть переписывает аккуратно на чистовой лист. Далее он должен передать доклад следующему участнику группы, который будет заниматься оформлением письменной работы. Те ребята, которые не принимают участие в оформлении работы – находят и приносят иллюстрации (делают своими руками).
В ходе проекта ребята имеют возможность задавать интересующие их вопросы, получать дополнительную информацию, делиться интересной информацией и русских народных кукол и об кукол, хранящихся в его семье со сверстниками.
Материалы и ресурсы, необходимые для выполнения проекта
Технологии – цифровые устройства:
Фотоаппарат
Компьютер
Принтер
Программное обеспечение:
Электронные энциклопедии
Печатные материалы:
Я познаю мир. Игрушки: Детская энциклопедия. /Сост.Н.Г. Юрина. - М.: ACT, 1998.
Русская игрушка. А Шпикалов. Фотоальбом на русском, английском и немецком языках. Издательство «Прогресс», 1974.
Народные промыслы. А.Клиентов. Издательство «Белый город», Москва, 2002.
Тарарушки-тарарушки - это русские игрушки. А.П.Рогов. Издательство «Малыш», 1986.
Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками Берстенева Елена, Догаева Наталья -М., 2010.
Интернет-ресурсы:
Статья «Русские куклы»
http://www.dolls-textile.ru/
Изображение кукол
http://www.rukukla.ru/file/0001/1000.jpg
http://www.rukukla.ru/file/0001/7482.jpg
http://festival1.1september.ru/articles/417349 - Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».
http://www. l0ruk.ru./obuch.htm - Русская народная игрушка
http://foxi-al.liveioumal.com/15962.html - Кукла - помощница хозяйке
http://www.insmolensk.ru/ - эскизы кукол
http://pogodki.narod.ru/masterigr.htm - Русская народная игрушка http://perunica.ni/tradicii/l 527-russkie-o... Русские обряды и традиции. Народная кукла
http://letopisi.ru/index.php/Беpeгиня народная кукла - Letopisi.ru http://oxanafa.ru/narkykla/Народная кукла - Рукоделие и творчество.