Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание: 1 -2 раза в неделю, во вторую половину дня в соответствии с утвержденной сеткой организованной образовательной деятельности.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми
Дата | тема | задачи | содержание |
Сентябрь 1 неделя | «Цветы на участке осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», экспериментирование: «Растениям легче дышится, если почву полить и порыхлить» Сбор и засушивание осенних листьев «Осенняя палитра» |
2 неделя | «Осень- кладовая урожая» | Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, беседа «Что растет на грядке?» Заучивание физминутки «овощи» Дид.игра «Узнай на вкус» |
3неделя. | Что нас лечит от простуды | Уточнить знания детей лекарственных травах, пользе лука и чеснока Развить познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. |
4неделя | «Доброе, хорошее солнце» | Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. | Экспериментирование: «Ладошки» Наст. Игра « Времена года» |
Октябрь 1 неделя | «Расскажи Незнайке о комнатных растениях» | Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок | Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Незнайка?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». |
2 неделя | «Осеннее дерево» | Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях. | Нетрадиционная техника рисования: кляксография. Дид.игра «.Найди листок, какой покажу» подвижная игр «Раз два, три к березе беги» |
3неделя | «Домашние животные» | Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, дид.игра »Кто что любит», настольная игра «Зверята» « Кто где живет». |
4неделя | «Дождик, дождик.. | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | пальчиковая игра «Дождик» Наблюдение за дождем. Подвижная игра. «Солнышко и дождик» |
Ноябрь 1 неделя | «Воробьишка» | Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» Пальчиковая гимнастика «Грачи»; Речевая игра «Кто же это?» |
2 неделя | «Синичкин праздник – 12 ноября» | Формировать у детей желание по-доброму относиться к живой природе. Учить организовывать самостоятельно подкормку птиц регулярно. | Беседа «Угадай, какая птица», наблюдение, использование художественного слова, подв. игра «Лиса и птицы» |
3 неделя | «Дикие звери зимой» | Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стихотворений, подв. игра «Зайцы и волк», беседа, «Найди маму»-дид.игра. |
4 неделя. | «Снежинка» | Развивать способности наблюдать сезонные явления и их изменения, внимания и памяти, видеть красоту природы. | Наблюдение, беседа, чтение познавательных рассказов, экспериментирование: «Знакомство со свойствами снега» |
Декабрь 1 неделя | Ёлочка-зелёная иголочка | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. а. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
2неделя | «Плыли по небу тучки» | Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. | Беседа «Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
3 неделя | «Снежный хоровод» | Продолжать учить детей наблюдать явления природы: снегопад и видеть красоту окружающего мира. | Наблюдение, рассматривание картины «Зима», рисование «Снежинки» |
4 неделя | «Зимняя красавица – ель и сосна» | Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели, | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели и сосне с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки, |
Январь 1неделя | Краткосрочный проект «Кто летает белой стаей и звездой прохладной тает?» | Формировать реалистическое понимание неживой природы; закреплять знания о том, что вода может быть в твердом состоянии (снег, лед). Познакомить со свойствами снега | Экспериментирование «Таяние снега», «Превращение воды в лед», «Можно ли есть снег» использование художественного слова. Чтение Е. Благина «Снег-Снежок, «Я и снег» Дружинина и т.д. |
2 неделя | «Жизнь птиц зимой» | Учить детей рассматривать птиц, различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Познакомить с их названиями. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. игра «Улетают – не улетают», прослушивание голосов птиц |
3 неделя | «Мороз – удивительный художник» | Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, практическая работа |
Февраль 1 неделя | «Выращиваем лук на окошке» | Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта | Беседа с элементами труда, экспериментирование |
2 неделя | «Дикие животные в лесу зимой» | Способствовать: обогащению и углублению знаний детей о диких зверях в зимний период, развитию умения устанавливать связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей. | Беседа о белке, еже, зайце, лисе, медведе, игра «Мы маленькие зайчики», игра «Чья тень» |
3 неделя | «Лаборатория добрых дел» | Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
4 неделя | «Наблюдение за сезонными изменениями» | Формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. | Использование художественного слова; Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Круглый год»-настольная игра |
Март 1 неделя | «Земелюшка земля» | Способствовать нравственному развитию, гуманному отношению к природе. | Хоровод «Земелюшка-чернозем»; просмотр презентации «Как раньше ухаживали за землей»; игра «О чем говорят животные и растения»; продуктивная деятельность «Посадка гороха» |
2 неделя | «Посадка цветочных семян» | Формировать основы исследовательской деятельности; уточнить представления детей о семенах, из которого может вырасти красивые цветы. Закрепить знания о потребности растений в земле, воде и свете. | Игровой персонаж-Незнайка, рассматривание иллюстраций «Этапы роста растений»; посадка лука. Посадка цветочных семян.(бархатцы, астры, календула) |
3 неделя | Методическая разработка по экологии С/р игра «Пикник» | Познакомить детей с сюжетно ролевой игрой «Пикник»; рассказать о правилах поведения в лесу | Рассматривание плаката «Береги природу»; полоса препятствий; дыхательная гимнастика; слушание звуков природы; пикник на природе |
4 неделя | «Опыты с водой» | Продолжать выявлять свойства воды, формировать представления о ее свойствах, через исследовательскую деятельность | Д/и «Что может случиться?», экспериментальная деятельность « Свойства воды», «Впитывает или не впитывает», « Смешивание воды с жидким мылом»; игра «Мыльные пузыри» |
Апрель 1 неделя | «Божья коровка» | Учить детей внимательно относиться к окружающему миру. Воспитывать интерес к природным явлениям, уточнить представления о внешних особенностях жучка. | Наблюдение за божьей коровкой, аппликация. |
2 неделя | «Жучки» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
3 неделя | «Пернатые гости» | Способствовать обобщению представлений о птицах в весенний период: изменение их поведения – греются на солнце, на деревьях, чирикают, гнездуются, выводят птенцов и др.; воспитывать любознательность, желание заботиться о птицах. | Беседа, изготовление скворечников, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.),» Узнай по голосу какая птичка»-игра. Аппликация «Птицы на кормушке» |
4 неделя | «Волшебница весна» | Закрепить представления детей о весне, о характерных особенностях данного времени года. Обратить внимание детей на первые признаки весны. Развивать у детей интерес к живой природе, эмоциональную отзывчивость. | Беседа, художественное слово, аппликация из ткани «Полянка цветов» |
Май 1 неделя | НОД «Природные явления весной» | | |
2 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?» | Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. |
3 неделя | «Песочные фантазии» | Расширять кругозор детей: Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление. Развивать тактильную чувствительность и мелкую моторику рук. Обогащать эмоциональную сферу детей | Пальчиковая гимнастика, игры с песком. экспериментирование: «почему песок сыплется». |
4 неделя | Экологическая тропа | Развивать умение наблюдать, беречь. | Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу» .подв.игра» Раз.два,три к дереву беги» |
4.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов