МИНИ – ПРОГРАММА КЛУБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
«В мире скульптур»
ВОСПИТАТЕЛЬ ГРУППЫ (школа полного дня): Бояркина Л. А.
Пояснительная записка. Всегда базовым компонентом творчества являлось продуктивное воображение, но у слепых и слабовидящих воспитанников наблюдается обеднение чувственного опыта, которое негативно влияет на развитие воображения. И в этой ситуации принципиально важно, что не воображение должно порождать творчество, наоборот творчество-воображение.
Обратила внимание, что у воспитанников часто возникали сложности, обусловленные несовершенством имеющихся у них представлений и образов и что эти характерные затруднения были связаны с нарушением зрительно-моторных связей при выполнении практических действий в процессе скульптурной лепки, поэтому качество многих вылепленных учащимися скульптур, малых форм, во многом зависело от недостатков детских впечатлений и умений, навыков в лепке. Поэтому пришла к выводу, что коррекционно-педагогическая потребность заключается в том, чтобы научить воспитанников видеть прекрасное в окружающем в жизни, природе, в общественных отношениях людей, эмоционально обогатить личность ребёнка, которому много недоступно для непосредственно чувственного воспроизведения действительности. И в этой ситуации возникла необходимость воздействие на процессе формирования у воспитанников образов предметов и развитие умений и навыков в скульптурной лепке малых форм. С этой целью разработала мини-программу клубной работы «В мире скульптур».
«В мире скульптур»
Информация о программе.
-Тип программы: модифицированная.
-Вид программы: развивающая
-Направление: нравственное, художественно-эстетическое.
-Уровень: освоение новых видов техник нетрадиционного рисования.
-Форма реализации: групповая, индивидуальная.
-Срок освоения: 3 года
-Реализация занятий: воспитательские часы, открытые мероприятия, мастер-классы.
-Длительность занятий: 40-60 минут.
-Занятия проводятся: 3 раза в месяц.
-Методы обучения: словесный (беседа, рассказы, педагога, объяснение).
Наглядный: обследование, образцов, наглядные пособии.
Практический: индивидуальная работа с не усвоившими задание, самостоятельное выполнение заданий.
Цель программы: Развитие художественно-творческих способностей слепых и слабовидящих воспитанников средствами скульптурной лепки малых форм.
Задачи. Вовлечь воспитанников в обследование и изучение видов скульптур на основе использования всех сохранённых анализаторов, и их компенсаторных возможностей.
Организовать деятельность воспитанников по выполнению работ с применением разных техники лепки скульптур.
Создавать условия для самостоятельной работы воспитанников. Развитие креативности, любознательности, интереса.
На основе поставленной цели и сформированных задач провела сравнительную диагностику художественно-творческих возможностей по разделам: образное мышление, речевое восприятие, тактильные и скульптурные навыки.
Даная диагностика помогает прослеживать насколько успешно формируются у воспитанников представления о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), даёт возможность выявить на каком уровне находятся скульптурные навыки и умения воспитанников.
Далее определила направления своей работы, разработала перспективный план на год, составляю картотеку с описанием разновидностью скульптур, используемого материала и инструментов при лепке разных видов скульптур, способов исполнения изображения.
Свою работу с воспитанниками по изучению разных видов скульптур и техник лепки разделила на три этапа:
Первый этап: Формирование у воспитанников углублённых знаний о разновидностях скульптур, о способах и технике лепки скульптур, знакомство с разным материалом для лепки, умению им пользоваться.
Второй этап: Рассматривания, обследования образцов. Объяснение этапов последовательности выполнения работы.
Третий этап: Процесс освоения воспитанниками навыков и умений в выполнении разных техник лепки и самостоятельная художественно-творческая деятельность.
Перспективный план на 2021-2022 учебный год.
Тематика занятий | Месяц | Техника выполнения. Материал. |
«Осенние мотивы» (Проектная работ) | Сентябрь | Рельефная скульптура: Материал; бумажная глина, белая глина). |
«Птицы перелётные» «Осенний лист» «Тебе мой учитель» | Октябрь | Рельефная скульптура (бум. гл.) Рельефная скульптура (бум. гл.) Миниатюрная скульптура (по- лимерная глина) |
«Ветка рябины» «Осенний урожай» «Снег на крыше, на дворе» | Ноябрь | Миниатюрная ск-ра (бум. глина) Миниатюрная ск-ра (бум. глина) Миниатюрная ск-ра (бел. глина) |
«Зимушка-зима» (проектная деятельность) | Декабрь | Рельефная скульптура (белая глина, бумажная глина) |
«Оконные морозные узоры» «Зимние забавы» «Зимний лес» | Январь | Рельефная скульптура (хол. ф.) Миниатюрная ск-ка (бел.глина) Рельефная скульптура (хол. ф.) |
«Вьюга и вьюга «Зимняя набережная» «Зимнее дерево» | Февраль | Рельефная ск-ра (хол. форфор) Миниатюрная ск-ра (бел. глиа) Миниатюрная ск-ра (бум. глина) |
«Весенняя капель» (проектная деятельность) | Март | Рельефная скульптура (бумажная глина, белая глина) |
«Первые насекомые» «Птицы прилетели» «Зелёная песня весны» | Апрель | Миниатюрная ск-ка (полимер) Миниатюрная ск-ка (полимер) Рельефная скульптура (бум.гл) |
«Русская берёза» «Полевые весенние цветы» «Салют Победы» (коллективная работа) | Май | Миниатюрная ск-ра (бум. глина) Рельефная ск-ра (белая глина) Рельефная скульптура (бумажная глина) |
Ожидаемый результат.
Достижение хорошего уровня продуктивности в усвоении знаний и приобретении навыков и умений в развитие творческих способностей воспитанников средствами скульптурной лепки.